Живописные премудрости картины Тициана
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея
Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:
1. Динамика
Тициан показал фигуру Вакха в динамике, «заморозив» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До этого герои чаще просто стояли или сидели.
Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Он был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.
Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея
И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).
2. Цвет
Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.
Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.
3. Композиция
Композицию Тициан выстроил тоже интересно.
Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.
Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.
А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.
Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).
4. Реализм
Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха. Тициан
Вакх и Ариадна (деталь)
Тициан. Вакх и Ариадна (деталь)
Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.
Где же Тициан видел этих животных?
Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.
***
Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Бахус и Ариадна, Тициан: анализ Раздел в процессе наполнения и корректировки
Тициан — Вакх и Ариадна
. Считается одной из величайших картин венецианского ренессанса.
Для значения других знаменитых шедевров, пожалуйста, см.: Анализ знаменитых картин
(1250-1800).
Тициан был главным представителем венецианской живописи в 16 веке. Связанный как с Джорджоне (1477-1510), который, возможно, был его учителем, так и с Тинторетто (1518-94), который, возможно, был его учеником, Тициан славится своей венецианской портретной живописью и своими венецианскими алтарями – многие из которых остались в Венеции. Если можно сказать, что Микеланджело является примером флорентийского кредо дизеньо (первичность рисунка), Тициан воплощает венецианское кредо колорито (первичность цвета). Для получения дополнительной информации см. Также: Тицианская и венецианская цветная живопись (1500-76). Его почитали современники в Италии, он пользовался покровительством самых влиятельных европейских монархов и религиозных лидеров.
Среди выдающихся картин Тициана: Успение Богородицы (1516-18, Святая Мария Глориоза деи Фрари); Вакханалия Андрианцев (1523-25, Прадо, Мадрид); Венера из Урбино (1538, Уффици, Флоренция); и папа Павел III со своими внуками (1546, Музей Каподимонте, Неаполь).
Эта красочная историческая картина является одной из цикла мифологических картин, основанных на классических текстах, которые были заказаны Альфонсо и д’Эсте, герцогом Феррарским, для его Камерино д’Алабастро – частной палаты в его герцогском дворце в Ферраре. Эта работа – замена Рафаэля – была одной из трех, предоставленных Тицианом между 1518 и 1525 годами. Другие две – Поклонение Венере (1518-19) и Вакханалия Андрианцев (1523-5), сейчас обе находятся в Музее Прадо в Мадриде
Известная из рассказов римских поэтов Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и Катулла (c. 84-54 гг. До н.э.), эта картина изображает первую встречу между Бахусом (богом вина) и Ариадной (дочерью царя Миноса) на острове Наксос. Несмотря на жизненно важную роль в оказании Бахусу помощи в победе над минотавром, Ариадна покинула своего возлюбленного Тесея, чей корабль можно увидеть (в дальнем левом углу картины), уплывающим вдаль. Пока она наблюдает, как корабль уходит – ее печаль прерывается внезапным прибытием Бахуса и его неуправляемой компанией пьяных друзей, один из которых (сатир) машет головой только что убитого животного (его голова лежит на земле). Когда испуганная Ариадна поворачивается к гулякам, она видит, как Бахус выпрыгивает из колесницы и их глаза встречаются: это любовь с первого взгляда. Бахус спрыгивает со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и объявляет о своей любви. Он обещает быть более верным партнером, чем Тесей и предлагает ей созвездие (Северная Корона) в качестве свадебного подарка. В других версиях Бахус поднимает ее на небеса и превращает в созвездие, представленное восемью звездами над ней.
Тициану удается извлечь из сюжета максимальное количество драмы, в основном благодаря динамическим позам, которые приняли его два главных актера. Но не менее важны их закрученные драпировки с их яркими синими и розовыми тонами – два любимых цвета Тициана. Во всяком случае, композиция наполнена движением и цветом, поскольку полуголые фигуры изгибаются и прыгают в позах, взятых из греческой скульптуры классической древности, такой как сатир, который борется со змеями так же, как это показано на греческой статуе Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 г. до н.э.) Диагональная разделительная линия отделяет золото и зелень ландшафтной сцены от большой площади ультрамариново-синего цвета (полученной путем измельчения самого дорогого из всех цветных пигментов – лазурита, добываемого в Афганистане).
Картина Вакх и Ариадна (картина Тициана)
Как называется картина: Вакх и Ариадна
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1520—23
- Оригинальное название картины на английском: Bacco e Arianna
- Холст, масло.
- 176.5 на 190 см.
- Лондонская Национальная галерея
Описание картины «Вакх и Ариадна (картина Тициана)»
«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно заходит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д’Эсте, барона Феррары. Находится в Государственной галерее в Лондоне.
1 История 1.1 Реставрация 2 Сюжет 3 В массовой культуре 4 См. также 5 Литература 6 Ссылки
История
Картина предназначалась для декорации дворца Альфонсо I д’Эсте, барона Феррары, который был декорирован изображениями на традиционные мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха».
Но Рафаэль погиб в 1520 году, успев написать только подготовительный набросок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия.
В 1806 году картина попала в Англию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).
Реставрация
Полотно было два раза свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к чертовским для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Англию и, начиная с конца XIX века, повсевременно реставрировалась для остановки опадения краски с холста.
Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой план Тициана, но галерея заявляет, что это было нужно из-за разрушения лакового покрытия.
Сюжет
Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) возникает справа. Влюбившись в Ариадну с первого взора, он выходит из колесницы с 2-мя гепардами (в уникальном тексте у Катулла — с леопардами).
Ариадна была только-только брошена греческим героем Тесеем на полуострове Наксос — его корабль ещё показывается вдалеке. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от неожиданного возникновения бога.
По легенде Вакх позднее вознёс её на небо и преобразовал в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).
Картина заходит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу барона, возможно, по советы 1-го из придворных учёных.
Альфонсо I д’Эсте в 1510 году желал включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до погибели и дописана Тицианом.
Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.
В массовой культуре
Большой кусок картины (без Ариадны) был применен канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet». Картина возникает в кинофильме 2006 года «V — означает вендетта».
Биография Тициана
Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.
В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.
В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.
О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.
Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.
Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.
В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.
Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.
Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию.
Стиль
Картину часто сравнивают с Преображенский к Рафаэль (сейчас же Ватиканская пинакотека), период казней которого совпал с периодом казни Тициана, начавшийся несколько позже, вероятно, в 1517 году, и вскоре закончившийся после смерти художника в 1520 году. Композиции имеют очевидное сходство, с изолированной главной фигурой в воздухе, а внизу — толпой взволнованных подписчики, которые не полностью освещены.
Алтарь для церкви в г. Мурано, Венеция, Джованни Беллини, 1510–1515.
Сегодня Армянская Апостольская Церковь отмечает один из пяти главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы или как его еще называют – праздник освящения винограда. Сам праздник посвящен воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. Этот праздник и в католической церкви имеет статус торжества, и в отличие от Армянской церкви, отмечается днем раньше.
Позже, впервые увидев картину, писатель Оскар Уайльд назовет ее лучшей картиной в Италии, с чем нетрудно согласиться.
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии, 1518г
История создания
Огромный алтарь был заказан Тициану отцом Джермано, настоятелем церкви Фрари в год победы Венецианской республики святого Марка над полчищами императора Максимилиана. В 1509-м германцы оккупировали все материковые владения Венеции, и лишь к 1516-му году республика смогла вернуть их все под свой контроль, освободив последний из занятых германцами городов – Верону.
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Дата основания – 1250г
Известно, что Тициан не очень хотел браться за это работу, и аванс за неё был вручен ему церковью почти насильно. Проведённый в ХХ веке радиологический анализ показал, что красочный слой картины очень тонок: вероятно, отец Джеромано был настолько скуп, что Тициану, который обычно писал размашистыми и щедрыми мазками, в этом случае приходилось экономить даже на красочных пигментах.
Ассунта Тициана в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Композиция картины
Картина композиционно разделена на три яруса: нижний (земной), средний (пространство восхождения) и верхний (небесный). По мере удаления от земли меняется цветовая гамма, фон из серо-бежевого становится золотым. В великолепной живописи преобладают градации коричневого, зелёного, красного и золотистого цветов.
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: лицо Марии
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: апостолы
Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. Фрагмент: Бог-Отец
Впервые в станковой живописи Тициан дает подобный образец героического стиля с монументальной укрупненностью форм, сопоставимой по мощи только с фресками Микеланджело для Сикстинский капеллы.
В 1818 году картину переместили в галерею Академии, где она находилась в течение века, и затем была возвращена во Фрари в 1919 году.
Памятник Тициану в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.
Своей известной картинно “Вознесение Богородицы” Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским
Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.
Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся.
У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов.
Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.
Имя анастасий мужское значение кратко
Камозин павел михайлович биография кратко самое важное
Значение слова мотыга кратко
Фототрофы и хемотрофы это кратко
Крупные города турции кратко
Влияние маньеризма на Тициана
В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).
Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559
В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.
Тициан. Благовещение. 1562-1564
Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.
Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.
По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Рафаэль – краткая биография, Мадонны Рафаэля, Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Рубенс – краткая биография
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.103
- Стасин. Киприи, синопсис
- Катулл. Стихотворения LXIV 113—115; Проперций. Элегии II 14, 8; Нонн. Деяния Диониса XLVII 532
- Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.66
- Гомер. Одиссея XI 321
- Схолии к Гомеру. Одиссея XI 321 // Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С.253
- Гигин. Мифы 43
- Плутарх. Тесей 20
- Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.99
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 5; Гигин. Астрономия II 5, 1
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 1, 2.4; Э I 8-10
- Гесиод. Теогония 947—949
- Эпименид, фр.19 Якоби = Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 5; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VI, фр.4; Овидий. Метаморфозы VIII 178—181
- Арат. Явления 71-73; Каллимах. Прядь Береники, ст.24; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 61, 5
- Овидий. Фасты III 467—468
- Нонн. Деяния Диониса XLVII 763
- Павсаний. Описание Эллады II 23, 8
- Павсаний. Описание Эллады X 29, 3—4
Ариадна на Викискладе |
История создания персонажа
Древнегреческая мифология тесно связана с религией этой страны и оказала огромное влияние на литературу и искусство. Помимо этого, религиозные представления греков переплетались с их историей и бытом. Румынско-американский исследователь Мирча Элиаде выделил периодизацию древнегреческой религии, которая начинается от крито-минойского периода (XXX–XV вв. до н. э.) и заканчивается эллинистической эпохой (III–I вв. до н. э.).
В культуре жителей этой жаркой страны конкретные представления преобладали над абстрактными: человекоподобные боги и богини превосходят по количеству умозрительных божеств и получают антропоморфические черты.
Ариадна и её нить Благодаря археологическим раскопкам ученые узнали, что в разных регионах Греции почитались различные боги: так, например, Зевс главенствовал в Додоне и Олимпии, Афина завоевала славу в Афинах и в Линдосе, а Гера покровительствовала Аргосу и Самосу. Причем государство и религия были не порознь: тот же член чиновничьей инстанции мог носить титул жреца. Мифология, религия и культура были единым целым, а все элементы замещали друг друга.
Если говорить о Тесее, который получил лавры почета благодаря путешествию на остров Крит, то стоит различать его мифологическую и историческую сущность. Так, в мифологии молодой человек представляется героем, подобным Гераклу. В ином аспекте он — реформатор Афин, а в классической эпохе считался чуть ли не национальным героем.
Как зародился миф сам по себе, как была придумана история с Ариадной и ее путеводной нитью, представить сложно. Однако профессор Алексей Лосев сумел выделить четыре этапа в развитии мифологии.
Первоначально существовала «наивная мифология», которая получила рефлективную обработку у Гомера. Затем ученый выделяет «гилозоистическое мировоззрение», сочетающееся с предпосылками к анимизму.
То есть мир воспринимался как одушевленное, но не антропоморфное тело, управляемое высшими законами и силами. Далее профессор обозначил миф, который образовался во времена раннего эллинизма, и, наконец, выделил реставрацию мифа путем логики или диалектики.
Вакх и Ариадна (картина Тициана) — Википедия РУ
Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары, который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).
Реставрация
Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.
Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос — его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).
Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один — неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с двумя влюблёнными и второй — полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной незадолго до написания картины в 1506 году.
Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.