Скандальный художник барокко микеланджело караваджо

Караваджо, биография гения живописи

Описание картины Караваджо «Шулера»

Мастер реалистических картин эпохи барокко, Караваджо повествует в своих шедеврах о жизни вокруг без намека на упрек. На одном из полотен 1596 года, названном «Шулера», итальянский живописец демонстрирует сценку мелкого карточного мошенничества. Такие действия были привычной будничностью для общества того времени, очевидной забавой.

Композиция изображения построена по классическим канонам. Три фигуры мужского пола расположены в воображаемом треугольнике. Подобный прием облегчает восприятие и делает картину очень уравновешенной.

Справа за столом мы видим юного мальчика, он спокойно смотрит на свои карты. Лицо красивого юноши светлое и несколько наивное. Двое других участников старинного покера – сообщники.

Мужчина зрелых лет находится за спиной засмотревшегося на колоду мальчишки. Цепким взглядом он считывает масти и показывает на пальцах тайные знаки более молодому игроку. На его перчатках видны срезанные обрывки ткани – для удобства прощупывания крапленых карточек.

Второй мошенник готовится достать из разреза одежды приготовленные карты. Он нарочно вводит в заблуждение товарища по игре в покер глупым, отвлеченным взглядом. Так и хочется узнать, как же дальше сложилась партия. Удалось ли совершить обман? Не расстроился ли доверчивый мальчонка?

Художник уделил много внимания проработке костюмов. Обманщики облачены в пестрые, полосатые одежды, что делает их схожими с шутами. На их шляпах – пышные птичьи перья.

Фон картины нейтральный, бежевый. На нем отчетливо заметен большой освещенный солнцем участок. Вообще, в полотне «Шулера» достаточно много света и мало затемненных участков. Отказавшись от драматизации, Караваджо пишет гимн веселому празднику и игре. Но нас, зрителей, все же огорчает обман: он призывает быть в жизни более осмотрительными.

Главные имена караваджизма

Основателем стиля был Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Жизнь его была непростой, характер — сложным. Он неоднократно попадал в тюрьму, был драчуном и грубияном. Поэтому биография Караваджо стала основой одноименного фильма, выпущенного на экраны в 1986 году

Другие крупные представители караваджизма:

Как видим, караваджизм стал интернациональным явлением. В этом стиле некоторое время работали такие известные мастера XVII века, как Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).

Отголоски караваджизма чувствовались во многих работах художников барокко, а впоследствии — и представителей академизма.

Картины старых мастеров с каждым годом становятся всё ценнее. Многие такие полотна представлены на VeryImportantLot. Стоимость картин старых мастеров на аукционах начинается от пары тысяч евро, но, разумеется, чем значительнее имя художника — тем больше нулей в цене и тем сильнее конкуренция.

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен — истинные сокровища.

был назван в честь Караваджо — художника-реформатора , основателя реализма. И кто сегодня вспомнит , что в юности он совершил убийство. Несмотря на жизнь в бегах , художник успел обрасти кругом учеников и последователей — караваджистов. Направление развивалось в Италии конца XVI-начала XVII веков , а также в Голландии , Германии и Испании.

Через этап караваджизма прошли Рембрандт , Рубенс и Веласкес , но позже ушли в индивидуальный стиль.Главные приметы караваджима: максимальная реалистичность , отсутствие театрального антуража ( нарядных костюмов , пышных платьев , барочных завитков и так далее), максимальная передача объемности фигур , а также резкий контраст света и тени — прием кьяроскуро , придуманный Караваджо. Картины нарисованы на темном фоне , силуэты людей светлые. Преобладаютмрачные цвета: коричневый , черный , пурпурный , иногда темно-зеленый — кажется , что действие картины происходит в плохо освещенной комнате. Никаких воздушно-кремовых ярких тонов в картинах нет — это главное отличие от других направлений эпохи барокко

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен — истинные сокровища.

и сцены повседневной жизни.

2.5. Творчество Лоренцо Бернини

Лоренцо Бернини основал стиль барокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства. Он был более знаменит как архитектор и скульптор, чем как художник. Однако его картины и, в частности Автопортрет (1623), свидетельствуют о его высоком мастерстве рисовальщика. Кроме того, он писал пьесы, конструировал декорации, был постановщиком театральных феерий.

В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Многие из его ранних скульптур, таких как Эней, Анхис и Асканий (1619), Похищение Прозерпины (1622), Давид (1623-24), Аполлон и Дафна (1625), были выполнены для кардинала Сципиона Боргезе, одного из самых влиятельных покровителей этого периода. Все эти произведения находятся в галерее Боргезе, в Риме.

Его первой архитектурной работой была реконструкция церкви Святого Вивиана (Бибиана) в Риме. В то же время, Бернини получил заказ на создание символической структуры над могилой Святого Петра в базилике Святого Петра в Риме. Под патронатом Урбана VIII, первого из восьми пап, которым ему пришлось служить, на протяжении 1624- 1633 годов, он создал знаменитый огромный золочено-бронзовой балдахин над могилой Святого Петра в Риме. Свои наиболее известные художественные шедевры Бернини создал в период с середины 1640-х по 1660-е годы. В это время папы Урбан VIII, Иннокентий X и Александр VII предоставили ему беспрецедентные возможности для построения церквей, часовень, фонтанов, памятников, надгробий и скульптур. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Терезы (1645-52), изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3,5 м), освещенную отраженным светом, идущим из скрытого окна. Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини.

На протяжении 1648-1651 годов Бернини создал одну из самых впечатляющих своих работ —Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме. Фонтан представляет собой древне египетский обелиск над полой скалой увенчанной четырьмя мраморными фигурами символизирующими четыре самые большие реки мира. В церкви Св. Петра, он создал Скала Реджа и героической конная статуя Константина (1654-70).

Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Между 1658 и 1670 Бернини построил три церкви: Сан Томасо ди Вилланова в Кастельгандольфо, Вознесения Санты-Мария на Ариччиа и Сан Андреа аль Квиринале в Риме. Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением. Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу.

В 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж, для завершения строительства Лувра, но новаторские планы Бернини не нашли одобрения. Возвратившись в Италию, он продолжил работу над площадью Святого Петра.

Бартоломе Эстебан Мурильо

Продолжительность жизни: декабрь 1617 г. — 3 апреля 1682 г.

Национальность: испанец

Бартоломе Эстебан Мурильо

До признания искусства Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в 19 веке; Мурильо был самым известным испанским художником. Он был не только самым знаменитым художником Испании, но и одним из самых известных художников во всей Европе. У него было много учеников и бесчисленное количество последователей. Его картины были самыми ценными испанскими произведениями искусства. Эстебан Мурильо наиболее известен своими картинами на религиозную тематику, но он также создал ряд живых реалистичных картин, изображающих цветы, уличных ежей и т. д., которые захватывающе рассказывают о повседневной жизни его времени. Его стиль отличался нежностью и сентиментальностью в отличие от более мрачного искусства его современников.

Шедевр: Непорочное зачатие Los Venerables (1678)

Непорочное зачатие Los Venerables (1678)

Другие известные произведения: —

Христос Добрый Пастырь (1660)

Молодой нищий (1650)

Караваджо

Продолжительность жизни: 29 сентября 1571 г. — 18 июля 1610 г.

Национальность: итальянец

Караваджо

После обучения в качестве художника в Милане Микеланджело Меризи да Караваджо переехал в Рим, где провел большую часть своей творческой карьеры. Караваджо приписывают изобретение тенебризма, техники, которая стала популярной в живописи в стиле барокко. Для него характерны преимущественно темные тона и тени с резко контрастирующими эффектами света. Помимо тенебризма, Караваджо известен своими изображениями решающих моментов и сцен; часто с жестокими схватками, пытками и смертью. Его картины, сочетающие в себе реалистичное наблюдение за состоянием человека, как физическим, так и эмоциональным, с драматическим использованием освещения оказало определяющее влияние на школу живописи в стиле барокко. Фактически он считается отцом живописи в стиле барокко. Стиль Караваджо прямо или косвенно можно увидеть в творчестве Рубенса, Хусепе де Рибера, Бернини и Рембрандта. Кроме того, так высоко было его влияние, что многие художники в следующем поколении, которые следовали за ним, называли себя «Караваггисты» .

Шедевр: Призвание святого Матфея (1600)

Призвание святого Матфея (1600)

Другие известные произведения: —

Ужин в Эммаусе (1601)

Давид с головой Голиафа (1699)

Гварино Гварини. Палаццо Кариньяно

Гварино Гварини (1624—1683), известный также под именем Камилло Гуарини — итальянский священник, архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе. Его произведения отличаются исключительной композиционной сложностью. По степени напряженности форм, барочной декоративности они могут быть сопоставлены лишь с работами Борромини.

Вершина его творчества — известная церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно в Турине. В церкви Сан Лоренцо (начало строительства в 1666 г.) купол превратился в кружева, всплетенные из каменной кладки сводов.

Особенно характерно палаццо Кариньяно, заслужившее признание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии благодаря вздымающемуся фасаду, внушительной двойной изогнутой лестнице и двойному куполу в улавной гостинной. Общая структура здания связана с палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент «неожиданности»: центральная часть главного корпуса представляет как бы вставку в основной объем. Здесь расположены парадный вестибюль и парадная лестница. Вестибюль приобрел в плане овальную форму, марши лестницы — криволинейные с изогнутыми очертаниями. В соответствии с внутренней структурой фасаду придана сложная форма — стена волнообразно изгибается. Специфичны детали фасада, в частности наличники окон, «фактура» пилястр первого этажа и другие. Несмотря на мелкомасштабность, формы эти отличаются пластической сочностью. Своеобразие ряда мотивов определяется их связью с декоративными формами мавританской архитектуры, памятники которой Гварини наблюдал в бытность его в ранний период в Сицилии. Встречаются в его произведениях и преобразованные мотивы готического происхождения. Все они в совокупности придавали работам этого мастера большую остроту и даже экстравагантность.

Джан Лоренцо Бернини

Продолжительность жизни: 7 декабря 1598 г. — 28 ноября 1680 г.

Национальность: итальянец

Джан Лоренцо Бернини

Период барокко был весьма богат на экстравагантные стили архитектуры, искусства и музыки. Скульптура в стиле барокко пыталась запечатлеть динамическое движение человеческих фигур, должна была рассматриваться со всех сторон и выставлялась в центре, а не у стены. Джан Лоренцо Бернини приписывают создание стиля скульптуры в стиле барокко, и он развил его до такой степени, что другие скульпторы имеют лишь второстепенное значение в обсуждении этого стиля. Бернини был определением детского гения. Он «в свои 8 лет был признан вундеркиндом» и вскоре заслужил восхищение и расположение влиятельных покровителей, которые провозгласили его «Микеланджело своего века». Он сделал длинную и выдающуюся карьеру, создав одни из самых известных скульптур из когда-либо созданных. Бернини был ведущим и самым известным скульптором своего времени. По словам одного ученого: «То, что Шекспир значит для драмы, Бернини значит для скульптуры».

Шедевр: Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Экстаз Святой Терезы ( 1652 )

Другие известные скульптуры: —

Давид (1624)

Аполлон и Дафна (1625)

Караваджизм

В основу караваджизма легли особенности написания картин Караваджо, такие как: сюжеты и световые эффекты. Герои картин Караваджо находятся в темных пространствах, возможно, чтобы ничто не отвлекало зрителя от смыслового центра картины, а основное действие подсвечено ярким пучком света. Такой прием получил название тенебризм. С его помощью изображению придавалась глубина. Также, на полотнах преобладает мрачная цветовая гамма: кроваво-красный, темно-зеленый, коричневый, черный, серый. А изображенные герои часто выражают тоску, горе, печаль, страх.

В отличие от барокко в караваджизме нет напущенной пышности и вычурности. Сюжеты и их воплощения реалистичны и вообразимы в реальности. Стиль распространился далеко за пределами Италии. Среди приверженцев караваджизма есть мастера из Нидерландов, Франции, Испании.

Одними из первых последователей стали итальянские художники Марио Миннити, Орацио Джентилески и Джованни Бальоне. Помимо этого, огромное влияние караваджизм оказал на раннее творчество Питера Пауля Рубенса, Рембрандта и Диего Веласкеса. Однако позже художники свой собственный неповторимый почерк в искусстве.

Знаковые работы в стиле караваджизма: Хосе де Рибера «Магдалена Вентура с мужем и сыном» (лучше это не видеть), написанная в 1631 году, Жорж де Латур «Святой Иосиф» 1642 года, Дирк ван Бабюрен «Сводня» 1622 года и «Положение во гроб» 1617 года, Валантен де Булонь «Гадалка» 1628 года.

2.4. живопись барокко

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи или Гвидо Рени, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк.

С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс, Рембрандт и Вермеер . В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Караваджизм

В основу караваджизма легли особенности написания картин Караваджо, такие как: сюжеты и световые эффекты. Герои картин Караваджо находятся в темных пространствах, возможно, чтобы ничто не отвлекало зрителя от смыслового центра картины, а основное действие подсвечено ярким пучком света. Такой прием получил название тенебризм. С его помощью изображению придавалась глубина. Также, на полотнах преобладает мрачная цветовая гамма: кроваво-красный, темно-зеленый, коричневый, черный, серый. А изображенные герои часто выражают тоску, горе, печаль, страх.

В отличие от барокко в караваджизме нет напущенной пышности и вычурности. Сюжеты и их воплощения реалистичны и вообразимы в реальности. Стиль распространился далеко за пределами Италии. Среди приверженцев караваджизма есть мастера из Нидерландов, Франции, Испании.

Одними из первых последователей стали итальянские художники Марио Миннити, Орацио Джентилески и Джованни Бальоне. Помимо этого, огромное влияние караваджизм оказал на раннее творчество Питера Пауля Рубенса, Рембрандта и Диего Веласкеса. Однако позже художники свой собственный неповторимый почерк в искусстве.

  • Акт обследования материально бытовых условий семьи доу

      

  • Изложение по теме речь

      

  • Внешняя политика россии 2018 года кратко

      

  • Основные категории социальной политики кратко

      

  • Оплата труда учителя логопеда в доу в соответствии с фгос

Палаццо Пезаро, Венеция. Бальдасар Лонгена

Для архитектуры венецианского барокко типично палаццо Пезаро (1652-1659), возвышающееся на правом берегу Большого канала, напротив Ка д’Оро.

Палаццо Пезаро

Построил палаццо архитектор Бальдасар Лонгена (1598-1682) — один из наиболее выдающихся венецианских архитекторов XVII века. Величественный фасад палаццо Пезаро отличается большой насыщенностью внешнего убранства. Структура здания соответствует сложившимся здесь традициям — оно трехэтажно, первый этаж более массивен — стена облицована фацетированным рустом, два верхних раскрыты системой больших арок-окон. В них применены ордера. Каждый, даже небольшой участок стены, в частности пазухи надоконных арок, использован для размещения скульптуры. Все это придает зданию сугубо венецианский колорит.

Здание особенно поражает сочетанием массивности архитектурных форм (мощного руста первого этажа, пластичных колонн и раскрепованных карнизов, пышного скульптурного декора) и стройности общей конструкции фасада.

В этом дворце разместился сейчас музей Коррер: большое собрание искусства Дальнего Востока (в особенности Японии) и галерея современного искусства, пополняющаяся за счет тех произведений мастеров XX века, которые, будучи выставлены на Biennale, удостаиваются премий венецианского муниципалитета. Между прочим, наряду с полотнами Утрилло, Марке, Сулоаги, Шагала, скульптурами Родена и Бурделя здесь хранятся картины Малявина и Дейнеки.

Картина «Шулеры» — Artrue

Год создания: 1594.Тип: масло, холст.Габариты: 94*131 см.

Шулеры

Картина шулеры (в дословном переводе «карточные мошенники») была создана около 1594 года итальянским художником Микеланджело да Караваджо, известного не только своими работами, но и буйным нравом. Считается, что оригинал приобретен художественным музеем Кимбелл в 1987. Возможно, Караваджо окрасил несколько копий картины.

История

Данная работа является важным этапом для становления Караваджо как художника. Она была написана после того, как художник начал самостоятельную карьеру уйдя из мастерской Джузеппе Чезари (Кавалер д’Арпино), в которой был создан натюрморт с цветами и фруктами (1601). С 1594 года Караваджо начинает продавать свои работы через посредника (Просперо Орси), который помог заключить живописцу контракты по всем мире.

Натюрморт с цветами и фруктами

Описание

На картине изображены два богато одетых мальчика, которые играют в карты. Но зрителю видно, что один из них шулер. Дополнительные карты он вложил в пояс за спиной. Зловещий пожилой человек смотрит через плечо честному игроку, сообщая напарнику информацию о картах. Молодой соучастник изображен с кинжалом под рукой.

Это вторая картина созданная Караваджо после ухода из мастерской

Первая из них, «Гадалка», привлекла внимание и помогла приобрести хоть небольшую, но важную на начальном этапе репутацию. Фигуры этих картин предлагали зрителю нечто новое

Реалистичные сцены уличной жизни, большое внимание к мелким деталям (потрепанные перчатки старшего «шулера», тревожный взгляд подростка и другие). Все эти фигуры связаны общей драмой, но каждый является уникальным элементом в этой игре.

Популярность зарождающегося, благодаря Караваджо, барокко побудило многих подражателей делать копии. Считается, что и автором были написаны несколько версий картины.

Кардинал Франческо Дель Монте, который являлся выдающимся коллекционером, приобрел «шулеров» и стал первым важным покровителем Караваджо, подарив ему квартиру сначала в одном из своих помещений, а затем на одной из главных римских площадей.

Описание картины

Работа «Мальчик с корзиной фруктов» иллюстрирует собой первые шаги в мире изобразительного искусства, которые делал Караваджо, приехав из Рима в Милан. Для образа героя позировал друг живописца, 16-летний сицилийский художник Марио Миннити. Картина, принадлежавшая первоначально Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино, в 1607 году была изъята кардиналом Шипионе (Сципионе) Боргезе.

Многие исследователи считают, что к раннему периоду творчества относятся такие работы Караваджо, как «Гадалка» и «Шулера», для которых также позировал Марио Миннити. Эти произведения датируются примерно 1594 годом. Более того, картина «Шулера» была приобретена коллекционером и тонким ценителем искусства, кардиналом Франческо Дель Монте, ставшим впоследствии первым покровителем молодого художника.

Кто такой Караваджо?

Караваджо – итальянский живописец XVII века. Его картины украшают стены лучших музеев по всему миру, несмотря на многочисленные проступки, в числе которых убийство, драки, грабежи. В 12 лет он был отдан миланскому художнику Симоне Петерцано, у которого обучался живописи и искусству.

По исполнению 20-ти лет молодой Караваджо отправился в Рим. В возрасте 26-ти лет он получил признание и славу. Его имя было на устах всех ценителей искусства. Переломный момент в творчестве художника случился в июне 1599 года. Караваджо согласился написать картины для католической церкви, посвященных Святому Матфею. Мастер не хотел повторять работы предшественников. И тогда художник совершает живописную революцию. В его картинах религия растворена в реальной жизни. За счет этого герои и сюжеты картин получались правдоподобными и реалистичными.

Энтони ван Дейк

Продолжительность жизни: 22 марта 1599 г. — 9 декабря 1641 г.

Национальность: фламандец

Энтони ван Дейк

Сын богатого антверпенского торговца шелком, Энтони ван Дейк начал рисовать с раннего возраста и, будучи подростком, стал учеником Питера Пауля Рубенса, одного из ведущих художников Европы того времени. Ван Дейк сделал успешную карьеру, в течение которой он был придворным художником для герцогини Изабеллы, Габсбурги губернатора Фландрии; а затем главным придворным художником Карла I в Англии. Ван Дейк произвел революцию в жанре придворного портрета своим исключительным мастерством. Он наиболее известен своими портретами аристократии, в первую очередь Карла I. Помимо придворных портретов, он также писал мифологические и библейские сюжеты. Ван Дейк оказал сильное влияние на будущие поколения, и в течение следующих 150 лет в Англии он оказывал доминирующее влияние на жанр придворной живописи.

Шедевр: Карл I в трех позициях (1636 )

Карл I в трех позициях (1636 )

Другие известные произведения: —

Карл I на охоте (1635)

Автопортрет с подсолнухом (1633)

1.2. История возникновения барокко

Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

2.6. Творчество Микеланджело Караваджо

Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм).

Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.

Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.).

Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.

Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин.

Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»).

Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600 гг., «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601 гг., «Положение во гроб», 1602-1604 гг.; «Смерть Марии», ок. 1605-1606 гг.).

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.

1.1. Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур

Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу

В XVI в. в некоторых странах под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. Одновременно укрепляется господство светских властей. Новый художественный стиль — барокко — отвечает стремлению мощь и богатство путем внешнего их выражения.

2.1. Черты барокко

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Динамическое барокко. Франческо Борромини

Новое понимание внутреннего пространства дает Франческо Борромини (1599—1667) (настоящее имя Франческо Кастелли), изобретательный архитектор, ученик Карло Мадерны, современник и художественный соперник Бернини. Берннини по праву считается главным разработчиком стиля барокко. На основе сложных планировочных решений он формирует сложную пространственную систему, создание которой, собственно, и представляло собой возникновение нового динамического направления. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм.

Совместно с Лоренцо Бернини он участвоствовал в строительстве палаццо Барберини (1629-1631)(после смерти Карло Мадерны в 1629 г.), и создании великолепного бронзового балдахина в соборе Св. Петра в Риме (1624-1633).

Особенно характерна его первая самостоятельная работа — небольшая францисканская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Святого Карла у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667). Возможно, неудобное расположение церкви — на перекрестке двух удиц — вынудила архитектора принять необычное решение: в одном здании он соединил модули, которые до него никто не сочетал. Волнообразная нижняя зона, средняя по традиционному плану греческого креста, венчает постройку редко применявшийся ранее овальный купол. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Основная часть фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию, наложенную на поверхность стены. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. В интерколюмниях — ниши со скульптурой, четыре скульптурные группы с фонтанами и определили название церкви.

Церковный неф напоминает очертаниями плана два колокола, примыкающие друг к другу своими основаниями. Такая форма позволила придать всем внутренним стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом. Между наружными и внутренними габаритами церкви — большое расхождение, лишь частично функционально использованное. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

Борромини обогатил архитектуру многими оригинальными идеями — в его произведениях наблюдаются разнообразные приемы и архитектурно-пластические средства, имеющие своей целью индивидуализировать в том или ином плане сооружение и его фасад. Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом.

Почти одновременно с церковью Сан Карло, он сооружает Ораторий Филиппо Нери (1637—1643). Фасад церкви аккуратной кирпичной кладки вогнут, пилястры поставлены под углом. Все конструктивные части здания ничего не несут, как антаблемент нижнего яруса разорезают треугольные фронтоны окон. Вогнутый фасад представлялся ему как приветственный жест протянутых рук: центральный модуль — это плечи, двухкомпонентные боковые корпуса — руки.

К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво делла Сапиенца римского университета ордена иезуитов в Риме (1642—1660), с необычным сводом и куполом, гармонично врисанной в ренессансный архитектурный ансамбль. План церкви основан на его любимом мотиве — шестиконечной звезде. В 1653-1655 Борромини возвел величественный фасад римской церкви Сант Аньезе, расположенной в центре зданий, замыкающих овал пьяцца Навона.

Динамическое барокко относительно быстро достигает вершины своего развития и уже в конце XVII в. приходит в Риме в упадок. Центр динамического барокко перемещается на север Италии.

Страстный и трагичный

Караваджизм — дитя эпохи Барокко. Во второй половине XVI столетия стал очевиден кризис идеалов Возрождения. Живописцы начали искать другие художественные пути, отражающие особенности атмосферы эпохи Контрреформации и религиозных усобиц. Мир перестал казаться гармоничным. В искусство вторгается повышенная, страстная эмоциональность — вплоть до трагичности, болезненности и аффектации.

Это ощущение напряжения и тревоги, чувство одиночества человека перед враждебным миром остро проявилось в картинах караваджистов. В их работах часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: