История
Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» доказательство славы мастера. Такового рода работы брали сограждане, князья, царевичи и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного наслаждения. Одним из её первых хозяев был Арнолд Лунден — обеспеченный антверпенский торговец и видный собиратель, к тому же друг и далекий родственник Рубенса.
В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси.
После Величавой Российскей войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время пришествия русских войск в 1945 году. Её привез домой в Русский Альянс подполковник Русской армии Дорофеев с соблюдением всех формальностей и уплатой нужных налогов. Спустя десятилетия в 1999 году его родственники продали её анонимному собирателю. В 2003 году обладателем картины стал Владимир Логвиненко.
Примечания
- Картина принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем.
- ↑ . Дата обращения: 9 мая 2012.
- . cripo.com.ua. Дата обращения: 13 августа 2017.
- . Дата обращения: 9 мая 2012.
- ↑ . Дата обращения: 9 мая 2012.
- ↑
- ↑ (Дата обращения: 7 октября 2010)
- ↑
- . Российская газета. Дата обращения: 13 августа 2017.
- . www.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 12 августа 2017.
- ↑
- . Дата обращения: 9 мая 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). WikiNews. Дата обращения: 12 августа 2017.
- Алексей Воробьёв.; Анатолий Вилков, Фридеманн Колер, Савелий Ямщиков. . Ищем выход…. Эхо Москвы (17 февраля 2005). Дата обращения: 7 октября 2010.
- . www.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 12 августа 2017.
- . www.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 12 августа 2017.
- . www.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 12 августа 2017.
- (недоступная ссылка). Новости Эрмитажа. Выставки. Государственный Эрмитаж (2009). Дата обращения: 7 октября 2010.
- (Дата обращения: 7 октября 2010)
Описание
Основная статья: Лукреция
На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.
Влияние картины Тициана
«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана
Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.
Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года; «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».
«Сравнительно крупные размеры полотна позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта „Апеллес и Кампаспа“ (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса».