Мнение известных людей о художнике
Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда, и как показывает интерес к его творчеству на данный момент, так будет и в будущем. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма:
Он действительно нравился всем, нравится и сегодня. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий — так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу — этот корабль будет написан на восьми его картинах.
Чесменский бой, 1848
Две его ранние юношеские работы — «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 году, восхитили баснописца Крылова:
Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции.
Передвижники не ревновали. Более того — ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».
Вот слова императора Николая I:
Слово своё он держал — на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе и знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай I как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему:
Пожалуй, это самая точная оценка его картин.
Горные пейзажи :: Кавказ :: Дарьяльское ущелье
Дарьяльское ущелье – ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа, к востоку от горы Казбек, на границе России и Грузии.
На протяжении 3 км над руслом поднимаются скалы до 1000 м высотой.Дарьяльское ущелье было известно древним географам как «Ворота Кавказа» или «Аланские ворота» – древнее название Дарьяльского ущелья по имени аланов, владевших этим важным проходом через Главный Кавказский хребет в эпоху раннего Средневековья.Аланы – кочевые ираноязычные племена, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
…И между них, прорезав тучи, стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий, в чалме и ризе парчевой…«Демон», 1829–1839 гг., Михаил Юрьевич Лермонтов
Дарьяльское ущельеЗанковскийИлья Николаевич1888 год | Дарьяльское ущельеСудковскийРуфин Гаврилович1884 год | Дарьяльское ущельеАйвазовскийИван Константинович1862 год | ||
Судковский Руфин Гаврилович (19.04.1850–16.02.1885) – российский живописец – маринист, академик Императорской Академии художеств.
Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен, слёзы брызгами летят…
«Я, сынам твоим в забаву, разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу, стадо целое пригнал»…«Дары Терека», 1839 г., Михаил Юрьевич Лермонтов
…Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы, и ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы вершины гор…«Обвал», 1829 г., Александр Сергеевич Пушкин
Дарьяльское ущельеВерещагинПётр Петрович1886 год | Дарьяльское ущельеМещерскийАрсений Иванович1871 год | Дарьяльское ущельеАйвазовскийИван Константинович1891 год | ||
Верещагин Пётр Петрович (14.01.1834–16.01.1886) – русский художник, академик пейзажной живописи, вошёл в историю в качестве первого художника-пейзажиста среднего Урала.Мещерский Арсений Иванович (1834–1902) – российский живописец-пейзажист; пейзажи из природы южной и северной России, Крыма и Кавказа.
§ Ежели располагаете временем и желанием непременно загляните в мою поэтическую библиотеку, на зелёную страничку «Стихотворение «Алатау» Джамбула Джабаева и картина «В горах Алатау» Василия Верещагина». Побалуйте себя не только восхитительной песней именитого казахского акына и классической живописью, но и увлекательным путешествием по Алатау с картинами замечательного современного художника Александра Васильевича Немакина.
Туристический тур: «Весна в горах», май 2008 года
§ Программа тура
§ Наша команда
§ Фотоальбом: Кавказ :: Горные первоцветы
Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.
Картинная галерея Айвазовского
Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.
Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.
Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).
Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.
В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.
Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:
Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.
Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.
Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.
Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.
В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.
Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:
К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.
«На острове Крит» (1867):
А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.
В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.
Написана работа всего за 10 дней.
Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):
Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.
Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.
«Хождение по водам» (1873):
Встреча Венеры на Олимпе (1895),213х320:
А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:
По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.
Статья была написана для сообществаvp-painting на Голосе. 0
Л.Ф. Лагорио (1827 — 1905)
Лагорио Лев Феликсович родился в Феодосии, происходил из аристократического генуэзского рода. Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Л. Лагорио в 1839-1840 гг. попал в мастерскую И.К. Айвазовского в Феодосии и стал первым его учеником. В 1850 г. окончил Петербургскую Академию художеств с «золотой медалью 1-го достоинства», где обучался в классе профессора пейзажной живописи М.Н. Воробьёва, из которого также вышел Айвазовский.
На протяжении всей жизни Л. Лагорио много путешествовал, изучая природу. Во время учебы плавал на своей лодке вдоль Финского залива, командированный Академией, работал в Выборге, на Каказе, в Париже, в Италии. Много работал в Крыму в Судаке, где в доме тестя у него была постоянная летняя мастерская. В конце своей жизни художник путешествовал по Балтийскому морю, Финляндии и Норвегии.
Глубокой убежденностью, честной прямолинейностью и преданностью искусству Л. Лагорио завоевал большие симпатии в среде художников и широких масс любителей живописи. Его картины всегда пользовались большой популярностью. Он был почетным членом и профессором Императорской Академии художеств и почетным членом почти всех столичных художественных обществ.
Жизнь Л. Лагорио протекала в скромной трудовой обстановке. Но, несмотря на признание его заслуг официальными кругами и общественностью, он всегда жил в стесненных материальных условиях. В старости нужда подточила силы художника, он ослабел и полуослеп, но продолжал работать.
На выставке представлены три работы художника.
«Пейзаж» (1843 г.) – ранняя работа Л. Лагорио первого года его бучения в Академии художеств. «Пейзаж» (1871 г.) и «Пейзаж» (1875 г.) показывают живопись уже сложившегося мастера.
Пейзаж. 1875 г.
Цветовая гамма картин Л. Лагорио очень сдержанна, современники даже называли его палитру «выцветшей»
Не придавая особого значения красочности картин, художник большое внимание уделял ясности формы, чёткости, проработанности всех деталей. Его картины хорошо скомпонованы, в них нет ничего случайного
Написаны они ровной, неторопливой, умелой кистью, спокойны и лиричны по своему настроению.
Рядом с Л. Лагорио на протяжении многих лет работали два выдающихся художника-мариниста – И. Айвазовский и А. Боголюбов. Дарование Айвазовского было несравненно ярче, а мастерство Боголюбова – более изысканным, чем у Л. Лагорио, и, несмотря на это, он никогда не поддавался соблазну следовать им. Именно поэтому произведения Л. Лагорио пользовались большой популярностью среди современников и без сомнения являются самостоятельным, интересным звеном в развитии русской маринистики.
(текст из материалов выставки)
См. также Лев Феликсович Лагорио
Набережная Десантников
Немного южнее, начиная от улицы генерала Горбачева и до самого Морского порта, протянулась набережная Десантников – именно эта, обычно многолюдная улица, характеризуется протяженностью около километра. Там можно гулять и наслаждаться прекрасными пейзажами очень долго. Взору открываются:
- бескрайнее море;
- живописная береговая линия;
- архитектурные достояния.
Особенно оживлена она вечером – желающих отдохнуть после захода солнца привлекает обилие ночных клубов и ресторанов
Днем же внимание туристов приковывают оригинальные фонтаны, есть даже светомузыкальный, галереи и парк аттракционов.
Сегодня набережная – излюбленное место отдыха горожан и отдыхающих, где проводятся все значимые события, народные гуляния и праздники: ежегодный парад, посвящённый годовщине Великой Победы, день города, который можно отметить, посетив Феодосию в конце июля. Неподалеку расположен центральный пляж «Камешки», который славится идеально ровным галечным покрытием.Набережная Десантников прекрасно подходит для неспешных прогулок
Внушительная ширина позволяет принять большое количество людей. В целях безопасности установлены невысокие ограждения из гранита и чугунных решеток, сразу за которыми начинается пляжная зона. Если захочется организовать привал и восстановить силы, уютные просторные беседки отлично подойдут для этого.Названа в честь героев-десантников, которые ночью 29 декабря 1941 года на сторожевых катерах десантировались на в порт Феодосии. Благодаря их мужеству и героизму они освободили порт от фашистов. В мае 1994 года рядом с портом был открыт памятник Феодосийскому десанту.
Средневековое развитие
В начале 13 века
, Крымский полуостров попадает в сферу влиянияЗолотой орды , что приводит к образованию впоследствии Крымского ханства. Но возрождение мощной экономической и градостроительной составляющих Феодосии в этот период было связано не с татарской экспансией, а с новойколонизационной волной на крымское побережье, которое в 13 веке было предпринято со стороныГенуэзской республики .
Генуэзская колонизация Крымского побережья
Прибывшие из Генуи купцы, выкупили у татар понравившуюся им часть береговой линии и основали в затухающей Феодосии новый торговый город-колонию, который получил историческое название Каффа или Кафа
. Для охраны города от неожиданных гостей в городе вырастают мощные укрепления Генуэзской крепости, остатки которой сохранились до сегодняшнего дня.
Средневековая Каффа на побережье Феодосийского залива
Более 70% населения Каффы составляли армяне
, которые возводили здесь православные храмы.
Город разрастался очень стремительными темпами, двигателем небывалого расцвета была торговля, в том числе и работорговля. Да-да, в Каффе находился основной рынок работорговли
генуэзских купцов –Кан . Каффа была не просто торговым городом, а столицей всех генуэзских колоний, административным и руководящим центром всей республики. Здесь проживал и назначенный Римским папойепископ , работалМонетный двор , давал представлениятеатр .
Каффа — центр работорговли
С 15 века Каффа, как и Керчь, вошла в состав Османской империи
, с новым названиемКефе . Многие генуэзцы были истреблены, многие попали в плен. Но развитие этого многонационального города, в котором жили армяне и евреи, греки и турки, стремительно продолжалось. Работорговля русскими и польскими пленниками набирала обороты.
Ко второй половине 15 столетия численность населения Кефе перевалила за 70 тысяч!, перегнав по этому показателю Константинополь и некоторые столицы Европы. Сами османцы называли город Кючюк-Истанбулом
В мусульманском Кефе 15 столетия
В середине 17 века
население города достигало180 тысячной отметки. Однако в составе Османской империи город был основательно перестроен в мусульманском стиле. В нем появились многочисленныемечети и минареты,восточные бани и резиденция султанского наместника.
К концу 17 столетия в городе насчитывалось более четырех тысяч домов, две трети из которых принадлежали мусульманам. Христиане и иудеи не имели права жить в центральной части города. Само же мусульманское население
состояло из двух категорий: из тех, кто платил налоги и тех, кто был освобожден от их уплаты. Освобожденными от налоговых сборов считались государственные чиновники, военнослужащие, ученые разных рангов и совсем неимущие слои.
Постепенно с укреплением южных границ России и Польши, работорговля стала затихать, параллельно и общее торговое значение города постепенно утрачивалось, сокращалась численность населения.
Набережная для детей
Всем без исключения детям очень нравится Феодосия. Набережная сегодня – это не только прогулочная зона. Там можно прокатиться на роликах, скейте или самокате. Благо, ширина позволяет. Плиточное покрытие также способствует комфортному передвижению. Семейным парам с детьми интересно будет взять напрокат необычный велотранспорт в виде кареты с собственным навесом. Цена аренды невысока.Часто на набережной Феодосии устраиваются различные шоу и зажигательные представления с танцами, песнями и фокусами. Особенно это касается праздничных дней. В теплое время года на побережье работают аттракционы: качели, карусели, машинки и надувные батуты доставляют огромное наслаждение малышам. Расположены они неподалеку от памятника Десантникам.
Послесловие
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:
В чем секрет популярности Феодосийской набережной?
На долгие годы в памяти остается теплая и гостеприимная Феодосия. Видео 2019 года подтверждает, что на набережной можно найти развлечения на любой вкус: прокатиться с ветерком, подкрепиться, полюбоваться пейзажами и просто прогуляться. Около Феодосийского порта находится современный кинотеатр, куда ходят семьями.На набережной продаются сувениры, пляжная одежда, еда и напитки. Множество магазинчиков предлагают хороший ассортимент товаров и работают до позднего вечера. В самых популярных местах установлены веб-камеры. Благодаря этому всегда можно посмотреть, что происходит на набережной.Фотоснимки здесь получаются шикарные в любое время суток. Под вечер включаются уличные фонари. Отражающийся в воде свет создает волшебное зрелище: непрерывным мерцанием можно любоваться до поздней ночи.Частыми гостями зимой, бывают белые лебеди.Чтобы получить как можно больше ярких впечатлений, непременно совершите морскую прогулку – катера и кораблики отправляются от причалов набережной Феодосии регулярно. Туристов приглашают полюбоваться крымскими пейзажами с моря или отправиться к подножию «Чёрной Горы» – ныне спящего вулкана Кара-Даг.
И.К. Айвазовский (1817 — 1900)
И.К. Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Окончив Петербургскую Академию художеств, класс пейзажной живописи М.Н. Воробьёва, И. Айвазовский уже в годы пенсионерской поездки за границу заслужил славу «лучшего мариниста», которая венчала его более полувека. Он – член Римской, Парижской, Амстердамской, Петербургской, Флорентийской академий художеств, живописец Главного Морского штаба, обладатель многочисленных наград и орденов разных стран.
До конца жизни художник оставался патриотом своего родного города Феодосии: там он жил, работал, открыл первую художественную мастерскую, построил здание Историко-археологического музея, финансировал из личных средств строительство водопровода, железной дороги, основал картинную галерею. В конце жизни он передал в дар городу все свои произведения. Именно Крым и Черное море давали художнику самые главные художественные впечатления.
И. Айвазовский обладал удивительной работоспособностью – он написал около 6000 произведений, участвовал в 120 выставках, более 60 из которых были персональными.
Творчество художника складывалось в контексте романтической традиции. Эстетика романтизма определила манеру живописи художника, эффектные приемы композиции, сами сюжеты картин И. Айвазовский, как истинный романтик, в явлениях природы выделял не типическое, а исключительное – изображения бурь, кораблекрушений, морских сражений, волшебных лунных ночей, восходов и закатов солнца над морем. Тесная связь с морем позволила И. Айвазовскому необыкновенно тонко и сильно отразить изменчивость стихии, ее свободу и очарование, ее грозную силу.
Известно, что И. Айвазовский, обладая феноменальной памятью, никогда не писал с натуры, считая, что ежеминутную смену оттенков морской стихии передать просто невозможно. художник неизменно соединял натурные впечатления с «сочиненными» композициями, предоставляю волю чувствам, фантазии и создавая тем самым приподнятый эмоциональный тон в каждой картине.
На выставке представлены семь живописных произведений мастера из собрания НГХМ. Они поступили в послереволюционное время из частных нижегородских собраний С.С. Абамелек-Лазарева, П.В. Шереметьева, М.М. Рукавишникова, В.М. Бурмистровой. Эти произведения воплощают особенность художественного стиля марин И. Айвазовского – виртуозное изображение солнечного и лунного света. Именно силу света сам художник выделял как главное выразительное средство своих работ, способное ярко передать на холсте различные состояния морской стихии.
Закат на море. 1878 г.
В ранней работе «Берега Далмации» (1848 г.) свет передается при помощи интенсивных цветовых сочетаний, что придает морскому закату исключительный, возвышенный характер.
Берега Далмации. 1848 г.
«Вид Крыма, Гурзуф» (1851 г.) так же отличается особой звучностью, мажорностью цветового решения, столь характерного для раннего творчества.
Вид Крыма. Гурзуф. 1851 г.
Небольшая работа «Крымский вид» (1870 г.) показывает те важные качественные изменения, которые произошли в творчестве И. Айвазовского в 60-70 гг. Художник от ходит от многоцветного колорита, разрабатывает сине-голубую тональную гамму и те самым доводит до совершенства изображение неба и воздуха. Свет в этой картине не имеет источника. Но он разлит повсюду – пронизывает волны, небо, дали, тем самым искусно воплощая образ пространства, напоённого солнцем.
Крымский вид. 1870 г.
В произведении «Ночной пейзаж. Венеция» (1860-е гг.) художник так же виртуозно строит пространство, пронизанное лунным светом: посредством тончайшей тональной живописи, основанной на сочетании серовато-бирюзовых, жемчужных оттенков, он передаёт неповторимую магическую атмосферу венецианской ночи.
Ночной пейзаж. Венеция. 1860-е гг.
Лунная ночь – едва ли не самый популярный сюжет художника, к которому он обращается на протяжении всей жизни. На выставке представлено пять лунных пейзажей И. Айвазовского, и каждый из них выражает своё особое настроение, демонстрируя, насколько разнообразно мастер мог раскрывать один и тот же мотив.
Лунная ночь на Черном море. 1873 г.
«Вообще, могу сказать одно – это я полагаю, что мои произведения отличаются не только между моими, но многими чужими силой света, и те картины, в которых главная сила – свет солнца, луны и проч., а также волны и пена морская – надо считать лучшими.» (И.К. Айвазовский)
(текст из материалов выставки)
См. также Иван Константинович Айвазовский
Где остановиться и что попробовать в местных кафе
Если вы планируете остановиться в Феодосии, то стоит обратить внимание на гостиницу «Крым». Расположенная на берегу моря, она предлагает комфортабельные номера с балконами и видом на море
Также стоит обратить внимание на гостевой дом «Атлантика». Он находится в тихом районе города и имеет небольшой, но очаровательный дворик.
Если вы устали от пляжа и хотите попробовать местную кухню, то стоит заглянуть в кафе «Золотая рыбка». Здесь готовят блюда из свежей морской рыбы. Рекомендуем попробовать здесь кальмары и щуку на гриле. Еще одно популярное место — кафе «Столовая №1». Здесь можно отведать местную крымскотатарскую кухню: вкуснейшие манты, лагман и плов. Обязательно попробуйте здесь красный чай с травами — это настоящее крымское угощение.
Если вы ищете бар для вечернего отдыха, то обратите внимание на кафе-бар «Vine». Здесь можно попробовать вина местных производителей и погрузиться в атмосферу легкой живой музыки
Еще один интересный выбор — бар «Бродвей». Здесь вас ждут коктейли и разнообразные музыкальные выступления.
Рекомендуемые заведения:
Название
Категория
Адрес
Золотая рыбка
Рыбные блюда
ул. Керченское шоссе, 2а
Столовая №1
Крымскотатарская кухня
ул. Фрунзе, 13
Vine
Кафе-бар
ул. Генерала Острякова, 17а
Бродвей
Бар
ул. Керченское шоссе, 41
Где остановиться
Тем, кто приезжает в Феодосию с целью пляжного отдыха, следует на городской автостанции сесть в маршрутку №4. Она идет в сторону Золотого пляжа. Через 10 минут будет поселок Береговое. Здесь можно арендовать недорогое жилье. К услугам туристов многочисленные частные пансионаты, гостевые дома
Важно, что жилье можно снять в непосредственной близости от моря. В Береговом очень демократические цены
Например, в таких кемпингах, как «Рио», «Любава», «Лазурный» можно переночевать за 300 рублей . Надо быть готовым, что домики здесь будут предоставлены «советско-студенческого» уровня. Недорого обойдутся и домишки комплекса «Золотой пляж». Оборудовано здесь все очень скромно: 2 кровати, стул, стол и тумбочка. Удобства на территории. Это все, пожалуй, минус. А плюс — до моря 20 метров!
Статус очень приличного пансионата в Береговом имеет «Золотой берег». Номера стандарт и люкс, собственный уютный пляж, «шведский стол». Только имейте в виду главную особенность поселка Береговое: все пансионаты, базы отдыха, частные отели здесь расположены через дорогу от моря. По оживленной трассе Керчь–Симферополь круглосуточно движутся машины, автобусы, фуры. Конечно, здесь есть пешеходные переходы-зебры, но все же нужно быть внимательными, особенно с детьми.
Тем, кто приезжает в Феодосию в командировку, лучше проживать в центральных гостиницах. Самый высокий класс в городе у отеля «Алые паруса». Очень удобно расположен отель «Лидия» (три звезды). Номера уютные, ресторан приличный, цены средние. Хорошие отзывы имеет отель «Феодосия». Расположен в центре, на набережной.
Жилье в Коктебеле несколько другого формата. Здесь многие владельцы пансионатов и гостевых домов поэты и музыканты. Творческий человек и в бизнесе работает с вдохновением. Жилье получается стильным и современным.
Самым ультрастильным отелем поселка признается «Апарт-отель Дом писателей». Он расположен в парке Литфонда. Номера представлены авторским дизайном. Хай-тек с арт-хаусом можно найти в отеле «Коктебель». А еще здесь просто уютно и комфортно — отдыхаешь душой.
Еще один яркий и стильный отель — «Коктевиль». Интересный дизайн и дух «свободного коктебельства» — в отеле «Ранчо» на берегу моря, напротив нудистского пляжа. Мне понравился и частный пансионат «Лазурный». Он недорогой (потому что далековат от моря — 10 минут ходьбы), но очень уютный. Здесь просторные номера с кухней и отдельным входом, бассейн на территории.
Есть в Коктебеле и два больших пансионата, построенных в 1970-е годы и прошедших реконструкцию: пансионат «Голубой залив» и ТОСК «Приморье». Оба пансионата с огромной территорией, своими пляжами, бассейнами, номерами разного уровня комфорта, питанием в столовых. И оба расположены на самом берегу моря.
Многообразие достопримечательностей Тифлиса
Перечень достойных внимания туристов объектов Старого города не исчерпывается упомянутыми достопримечательностями. Среди других сакральных сооружений Тифлиса наибольший интерес путешественники проявляют к нескольким местам:
- к Норашен – армянскому православному храму;
- еврейской синагоге;
- старинной мечети;
- Григорианской церкви.
В Абанотубани – историческом районе Тбилиси – находятся 8 знаменитых серных бань. Когда-то их было 80. В Старом городе туристы непременно стараются попасть на Мтацминду – Святую гору, на которой находится Пантеон, где захоронены 49 выдающихся грузинских поэтов, ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, политических деятелей, писателей, в том числе А. Грибоедов. Гости Тбилиси приезжают сюда прежде всего ради развлечений:
- колеса обозрения;
- обзорных площадок;
- 277-метровой телебашни;
- аттракционов;
- каруселей.
Добраться до вершины горы можно с помощью небольшого фуникулера. Расстояние, которое предстоит преодолеть, – ровно 491 м. Кроме достопримечательностей Старого города, гостей Тбилиси ждет знакомство с заведениями искусства, расположенными на проспекте Руставели:
- с Национальной галереей;
- театрами: оперы и балета, им. Руставели, пантомимы, им. Грибоедова;
- музеями: Национальным, современного искусства, советской оккупации.
Чтобы познакомиться со всеми интересными объектами старого Тифлиса, понадобится не одна неделя.
Город у теплых источников
Первые документальные источники свидетельствуют о том, что еще в IV веке, в период царствования Вараз-Бакура на месте современного города была построена крепость, которую вскоре захватили персы. И ныне над городом высятся стены 1500-летней крепости Нарикала.
Однако известная легенда о Тбилиси гласит, что во время охоты в окрестностях Тбилиси, грузинский царь Вахтанг Горгасал сбил фазана, который упал в горячий источник. И велел, якобы, восхищенный царь основать город и назвал его Тбилиси («тбили» თბილი (груз.) – теплый).
Так, вокруг горячих серных источников, которые позже стали знаменитыми «тифлисскими» банями, на правом берегу Куры стала расти и развиваться будущая столица Грузии.
По ущелью, в котором расположился город, проходили торговые пути, связующие восточные и западные страны, поэтому Тбилиси постоянно был целью завоевательных походов варварских племен и персидских властителей.
В XIX веке именно Тифлис становится культурным центром Закавказья, из-за того, что большая часть населения. Его посещают такие корифеи русской культуры как Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Толстой. Тбилиси станет родным и для пролетарского писателя Максима Горького, который пешком дошел до него.
В Тифлисе получают «прописку» выдающиеся армянские поэты и писатели Раффи, Туманян. Это город Леси Украинки и Александра Дюма.
Именно в XIX веке зарождается городская культура с двумя основными персонажами: карачохели и кинто. Их образы вдохновляли драматургов, авторов городских песен, поэтов и великого художника Нико Пиросмани. Они были источником и хранителями особого тбилисского колорита.
Грузинский народ очень поэтичен, можно сказать, каждый тамада за столом немного, а иногда и много – поэт. Тифлис со своими многочисленными храмами, особой толерантностью и культурой способствует возникновению поэтичного настроя. Даже в современном городе появляется желание писать стихи. Кажется странным и ошибочным, что древние мифы не связали Тифлис с его духанами со всеми тремя музами поэзии. Просто, город возник, много позже мифов.