История создания и описание коронационного портрета екатерины великой федора рокотова

Жизнь императрицы екатерины ii (1729 — 1796) в портретах | жизнь

Екатерина II в Царскосельском парке

Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного , а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).
Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы
А.Пушкин «Капитанская дочка»
глава 14 «Суд»-отрывок
«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно

Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.
Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу

Марья Ивановна испугалась и остановилась.
В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы.
Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
P.S. Маша рассказала свою историю этой женщине, которая, как оказалось впоследствии, была императрицей Екатериной II.
Позже, под влиянием элегических воспоминаний, возникших при виде опустевшего Царского Села, поэт Державин пишет стихотворение ”Развалины”. (1797)
В условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, он рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену:
А тут прекрасных нимф с полком
В прогулку с легким посошком
Ходила…
По мягкой мураве близ вод…
На восклицающих смотрела
Поднявших крылья лебедей.
На памятник своих побед
Она смотрела: на Алкида,
Как гидру палицей он бьет…”
Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского : и ”легкий посошок” , с которым идет Екатерина ”близ вод” , и ”мягкая мурава” на аллее, и лебеди, и памятник ”Алкиду” – А. Г. Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.

Kартины Третьяковской галереи
Copyright 2008 nearyou.ru

Кавалеры ордена Святого Георгия 18 века

Интересно проследить количество награждений за службу и храбрость в 18 веке. Высокая военная награда для офицеров вручалась нечасто. Орден Святого Георгия I класса вручался лишь восемь раз (не считая самой Императрицы). К примеру, генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов в 1770 году за Чесменское сражение был награждён орденом Святого Георгия I класса: «За храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой при берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оной истребивший». И получил почётное право присоединить к своей фамилии приставку «Чесменский».
В царствование Екатерины Великой орден Святого Георгия II класса, состоявший из аналогичного большого креста на широкой шейной ленте и звезды, жаловался только 33 кавалерам, в чинах не ниже генерал-майора и контр-адмирала. Последних было всего два: Самуил Карлович Грейг (1770 год) и Фёдор Фёдорович Ушаков (1790 год).
Орден Святого Георгия III класса, представлявший собой крест меньшего размера на шейной ленте, с 1770 по 1796 год были вручены 120 раз. В большинстве случаев орден Святого Георгия III класса вручался полковникам и генерал-майорам, но за исключительные подвиги этой высокой наградой было пожаловано три капитана и шесть майоров.
Младший IV класс, состоящий из такого же креста на ленте, но в петлице с левой стороны мундира, как можно понять из динамики предыдущих классов, вручался чаще всего. В XVIII веке сухопутным и флотским офицерам, а также генералам и адмиралам было вручено всего около 1287 орденов Святого Георгия IV класса.
С 1770 года по 1796 год приблизительно половина орденов Святого Георгия IV класса было пожаловано за боевые заслуги. Остальные были выданы за беспорочною выслугу 25 лет и совершение 18 морских кампаний (каждая кампания считалась приблизительно по полгода, проведённых в море). Почему же выслуга лет приравнивалась к совершению боевого подвига? Потому что в реалиях XVIII века прослужить в офицерских чинах такое количество лет было не меньшим подвигом, чем отличиться на поле брани.

Жизнь до замужества

Дата рождения Екатерины Второй (полное имя — принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) — 2 мая 1729 года. Будущая царица родилась в немецком городке Штеттине. Ее отец был местным губернатором, его происхождение — Ангальтский дом. Мать принадлежала герцогской семье Гольштейн-Готторпы, откуда родом был король Дании, Швеции и Норвегии Кристиан I, правивший в XV веке. Кроме того, мать приходилась двоюродной теткой будущему российскому императору Петру III.

Могла принцесса породниться и с российским престолом — ее дядя должен был жениться на дочери Петра Первого Елизавете, но умер до венчания.

Жизнь будущей Екатерины Великой изменилась в 1743 году. Российская королева Елизавета Петровна озаботилась поиском невесты для наследника Петра III и припомнила неудавшуюся свадьбу. Возможно, это склонило ее к выбору молодой принцессы. В 1744 году 15-летнюю Софию Фредерику пригласили в Россию для венчания с Петром III.

Сразу по приезду в страну принцесса начала активно изучать русский язык и традиции, историю, православие. Девушка воспринимала Россию как новую родину и стремилась как можно больше узнать о ней. Занимаясь по ночам у открытого окна, София тяжело заболела воспалением легких, но отказалась от приглашения лютеранского священника. Вместо этого она послала за православным проповедником. Эта ситуация и любовь к России выгодно отличали невесту от ее будущего мужа, презиравшего свое будущее государство и открыто преклонявшегося перед Пруссией.

9 июля София Августа приняла православие и крещение. Отныне она носила имя Екатерины Алексеевны, взяв отчество, как у Екатерины I. На следующий день произошло обручение. Свадьбу сыграли через год: невесте было 16 лет, жениху — 17.

История создания портрета

В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже  Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.

Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!

В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.

Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей. Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны — лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом – символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Смещение мужа и коронация

9 июля 1762 года Екатерина Алексеевна тайно уехала из Петергофа, в котором готовился праздник по случаю именин Петра Федоровича, в Санкт-Петербург. Там ей тут же присягнули на верность правительственные органы, гвардия и население, несколько полков были отправлены в Петергоф.

Петр III сперва сопротивлялся, но уже к вечеру сдался и на следующий день подписал отречение от престола. Он был отправлен под стражей в Ропшинский дворец, где умер, спустя неделю, при странных обстоятельствах. Официальная версия гласит, что причиной смерти стали геморроидальные колики, неофициальная — императора убили по приказу Екатерины.

Поскольку император не оставил завещания, наследником могла стать как его жена, так и 7-летний сын Павел. Для обоснования своих прав Екатерина II ссылалась на желание подданных. Коронация произошла в Москве 3 октября 1762 года.

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка – нужный эффект достигнут.

Дворцовый переворот и восхождение на престол

После венчания с Петром III в жизни будущей российской императрицы ничего не изменилось – она продолжала посвящать себя самообразованию, изучать философию, юриспруденцию и сочинения всемирно известных авторов, так как супруг не проявлял к ней интереса и открыто развлекался с другими дамами на ее глазах. После 9 лет брака, когда отношения между Петром и Екатериной окончательно разладились, царица родила наследника престола Павла, которого у нее сразу отобрали и не давали с ним видеться.

Павел I, сын Екатерины II. Художник Александр Рослин / easyArt

Тогда в голове Екатерины Великой созрел план по свержению своего супруга с престола. Она тонко, четко и расчетливо организовала дворцовый переворот, в чем ей помог английский посол Уильямс и канцлер Российской империи – граф Алексей Бестужев.

Вскоре выяснилось, что оба доверенных лица будущей российской императрицы ее предали. Но Екатерина не отказалась от этого замысла и нашла новых союзников в его исполнении. Ими стали братья Орловы, адъютант Федор Хитров и вахмистр Григорий Потемкин. Участвовали в организации дворцового переворота и иностранцы, которые выделили спонсорскую помощь для подкупа нужных людей.

Портрет Екатерины II на коне. Художник Виргилиус Эриксен / Петергоф

В 1762 году императрица была готова к бесповоротному шагу – она отправилась в Санкт-Петербург, где ей присягнули гвардейские части, которые к тому времени были уже недовольны военной политикой императора Петра III. После этого он отрекся от престола, был заключен под стражу и вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах. Через 2 месяца, 22 сентября 1762 года, София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская была коронована в Москве и стала российской императрицей Екатериной II.

Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление укрепить  позиции  и влияние России в Европе. 1788-1790- война со Швецией.Верельский мир. По нему Россия не смогла присоединить территории Швеции.Устанавливались дипломатические и торговые отношения со многими странами Европы.
Обеспечение безопасности южных границ, борьба за выход к Чёрному морю 1668-1674- война с Турцией.По Кючук-Кайнарджийскому договору Россия завоевала выход к Чёрному морю.Яркие события войны:1770- разгром турецкого флота в Чесменской бухте.1771- занят Крым.1787-1791- война с Турцией. По Ясскому миру Крым признан российским.

Яркие события:

1788- взятие Очакова.

1790- Суворов взял крепость Измаил.

1791- победа Ушакова пр мысе Калиакрия.

Участие в разделе Польши между странами Европы. 1772- первый раздел (Россия. Австрия, Пруссия) Россия получила Восточную Белоруссию и часть Литвы.1793- второй раздел Польши ( Россия, Пруссия) Россия присоединила Белоруссию с Минском и часть Правобережной Украины.Подавила национальную борьбу во главе с Костюшко.1795- третий раздел Польши( Россия, Австрия, Пруссия. Россия присоединила Литву, Западную Белоруссию. Волынь, Курляндию.
Дальнейшее освоение и присоединение новых территорий. 1783-подписан Георгиевский трактат- Восточная Грузия стала находиться под протекторатом России.1784- появление первых поселений на Аляске.1786- начало вхождения в состав России Дагестана1796- начало похода русских войск в азербайджанские провинции Персии.

Боровиковский Владимир Лукич

Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, ГТГ

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

  • Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ
  • Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи

  1. Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ
  2. Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Художественный музей, Тула

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.

продолжение в комментах

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая – поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.

История создания портрета

В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже  Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.

Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!

В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.

Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей. Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.

Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами

В основе русской косметологии прошлых веков лежит фитотерапия. Издавна девушки на Руси спасались от отёков под глазами настоем ромашки, от высыпаний — отваром шиповника, а от пигментных пятен — настоем петрушки. Всеми этими лайфхаками пользовалась и Екатерина II. Известно, что раз в неделю во дворец поставляли травы, которые «знающие крестьянки» (т.е. разбирающиеся в травах) собирали «лично для употребления матушкой-императрицей».

Помимо настоев трав Екатерина ввела в аристократических кругах моду на лёд с травами и фруктово-ягодные маски. Для приготовления льда нужно было истолочь сушёные травы (обычно брались ромашка, петрушка, крапива, чистотел, цвет календулы и липы), залить их малым количеством горячей воды, настоять около получаса и заморозить. Частичками льда императрица протирала по утрам лицо и область декольте.

Одной из излюбленных фруктово-ягодных масок Екатерины была смесь из яблочного и земляничного пюре. Рецепт был простой: «Протёртое спелое яблоко смешать с горстью протёртой земляники, положить на лицо и шею, ждать… Едва всё застынет, протереть лицо сливками». Также в особой чести у императрицы была крымская роза, точнее, розовая вода, изготавливаемая из этих цветов. Её царская особа использовала в качестве тоника. Императрица «ополаскивала лицо, шею и декольте после утреннего и вечернего туалета», отчего её кожа всегда «была нежна и будто светилась изнутри».

Нужно отдать должное интуитивному чутью Екатерины, ибо в косметологии розовая вода высоко ценится до сих пор. Она нормализует pH, обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами, выравнивает цвет лица благодаря высокому содержанию витамина С. Да и против масок на основе яблок врачи-косметологи ничего не имеют. В спелых фруктах содержатся аскорбиновая кислота, токоферол и филлохинон, которые восстанавливают повреждённые клетки кожи и защищают от появления пигментных пятен. Вот только с яблочной кашицей стоит быть осторожнее: обязательно проводить патч-тест и избегать области вокруг глаз. Лучше отдать предпочтение готовым маскам на основе фруктовых кислот от проверенных брендов.

А.П. Антропов «Портрет Екатерины II» (1764)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: