Содержание «Портрет» по частям
Действие повести происходит в Петербурге в первой половине XIX века.
Часть I
Однажды бедный молодой художник Чартков покупает на рынке портрет неизвестного старика. Художника впечатляют странные, невероятно живые глаза господина. На следующий день к Чарткову приходит хозяин квартиры с полицейским и требуют оплатить долг за жилье. Рассматривая портрет старика, полицейский ломает раму и оттуда выпадает сверток с деньгами (1000 червонных, или 3000 рублей).
Внезапно разбогатевший Чартков тут же переезжает из нищей комнаты в роскошную квартиру, покупает дорогую одежду и т.д. Чартков заказывает в газете платную, рекламную статью о своих картинах
Публика обращает на него внимание, у него появляются клиенты. Чтобы угодить заказчикам, Чертков рисует портреты быстро и без души, забывая про свой талант и вкус
Вскоре он становится богат и знаменит. С годами его картины становятся все бездарнее, но по-прежнему пользуются успехом. Однажды уже постаревший Чартков видит поистине талантливую картину своего давнего товарища.
В нем просыпается вдохновение. Он бежит домой и пытается нарисовать что-то талантливое. Но у него ничего не выходит: жажда денег убила в нем весь талант. Тогда Чартков начинает завидовать талантливым художникам. Он скупает лучшие картины и тайно уничтожает их у себя дома. В конце концов он сходит с ума и умирает.
Часть II
На одном аукционе среди прочих картин выставлен тот самый загадочный портрет старика. Один из покупателей, художник Б., просит продать картину именно ему и в доказательство рассказывает историю портрета.
По словам художника Б., на портрете изображен старик-ростовщик, живший во времена Екатерины II. Все, кто брал у него деньги в долг, заканчивали свою жизнь трагически. Однажды странный ростовщик заказал свой портрет отцу художника Б. Когда мастер рисовал глаза ростовщика, он ощущал такую тревогу и страх, что в итоге отказался завершать картину.
Когда ростовщик умер, его портрет остался у художника и начал приносить ему несчастье. Художник отдал эту картину приятелю и сразу почувствовал облегчение. С тех пор картина сменила множество хозяев и всем приносила несчастье (в том числе Чарткову).
Вот уже 15 лет художник Б. по просьбе отца (автора картины) разыскивает этот злополучный портрет, чтобы уничтожить его и прекратить несчастья. Когда художник Б. заканчивает свой рассказ, он и другие посетители аукциона обнаруживают, что портрет исчез со стены.
Описание
Авторское описание картины выглядит так:
Бедный чиновник, получив младшую из наград Российской империи — орден св. Станислава 3-й степени — вечером устроил у себя в комнате пирушку. Его сожительство с кухаркой и её беременность ограничивает доступное ему общество низшими слоями населения: его уснувший под столом гость — «тоже кавалер», отставной солдат с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Приняв позу античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и выпятив нижнюю губу, чиновник указывает кухарке на свой орден.
Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы. Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Под столиком спит собака, а на стуле напротив потягивается, царапая обивку, беспородная кошка; к потолку подвешена птичья клетка. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Под стулом лежит раскрытая книга — это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать.
Праведные Судьи. Ян ван Эйк
Украденная в 1934 году картина «Праведные судьи» (также известная как «Справедливые судьи») была частью экспозиции в соборе Святого Бавона в Генте, Бельгия. Картина была частью, созданного Яном ван Эйком в период между 1426 и 1432 годами. На панели, которая, возможно, была написана его братом Юбертом ван Эйком, изображены несколько современных фигур, а также портреты Яна и Хьюберта ван Эйка. Как ни странно, «Справедливые судьи» были единственной частью 12-панельного алтаря, которая была украдена. На смертном одре предполагаемый вор Арсен Гедертье утверждал, что знает местонахождение картины, но уносит секрет в могилу. По сей день местонахождение картины неизвестно, хотя уже давно предполагается, что она была уничтожена. Утраченная панель была заменена в 1945 году бельгийским копиистом Джефом Ван дер Векеном.
Ян ван Эйк. Праведные Судьи, 1430-32
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени Лермонтова Печорин и Ундина является героями романа под названием «Герои нашего времени». Образованный и начитанный Печорин, будучи отважным ловеласом, влюбился в странную девушку
- Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова Бэла – центральная героиня романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Девушка стала жертвой манипуляций и игр Григория Печорина с чувствами других людей.
- Что такое Характер сочинение рассуждение Характер – это основа личности каждого из нас. То, что является фундаментом нашей индивидуальности, то, что отличает нас от других. Мы живем в обществе, каждый день нас окружают тысячи людей
Презентация на тему: » Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А.» — Транскрипт:
1
Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А. Демидова Портрет М. А. Дьяковой– Львовой Портрет Н. И. Новикова Портрет Екатерины Второй Портреты «смолянок»
2
Портрет «Александр Филиппович Кокоринов» Сохра 6 снилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого – портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора Академии художеств. Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.
3
Портрет «Прокофий Акинфиевич Демидов» Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность – что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.
4
Портрет «Марии Алексеевны Дьяковой–Львовой» В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галерее). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
5
Портрет «Николай Иванович Новиков» Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем- публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.
6
Портрет Екатерины Второй Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица». Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
8
Портреты «смолянок» С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарад насти и театральность портретов.
11
Портрет «Владимир Владимирович Путин» Работы велись на протяжении трех веков, начиная с инициирования у Левицкого художественного мастерства и до того момента, когда Путин был инагурирован президентом РФ. Писанием данной работы, художника хотел показать, на сколько его работы идут в такт с временем.
13
Конец… Работа выполнена учениками 10 класса: Евдокимовой Александрой и мной, Радке Максимом
Анализ произведения
На портрете изображена женщина с обнаженной грудью. Ее живот едва прикрывает кусок прозрачной ткани. На левой руке героини красуется повязка с нанесенной на ней надписью: золотые буквы выведены на голубом фоне. Аналогичная цветовая гамма используется в тюрбане, покрывающем волосы натурщицы. Поверхность ткани головного убора, так же как и украшающая его жемчужина, отражают падающий откуда-то сверху свет. Традиционно принято считать, что Рафаэлю позировала его возлюбленная, известная как Форнарина. Девушка была дочерью булочника, Франческо Люти, приехавшего в «Вечный город» из Сиены, и жившего в Риме в квартале Трастевере, на улице Святой Доротеи. История умалчивает о том, как картина «Форнарина», датируемая 1518 – 1519 годами, оказалась в Галереи Боргезе.
Borghese Gallery in Rome,
Описание
Около 1766 года Рокотов Рокотов Федор Степанович Виднейший русский живописец XVIII столетия, принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета. Академик живописи, педагог…. переехал в Москву, в которой особо широко и плодотворно развернулась его художественная деятельность. Он был занят не только творческой, но и педагогической работой. Среди его учеников находился и крепостной художник А. Зяблов (написавший в 1779 г. уже упомянутую копию «Кабинета И. И. Шувалова»).
В Москве Рокотов Рокотов Федор Степанович Виднейший русский живописец XVIII столетия, принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета. Академик живописи, педагог…. создал в конце 60—80-х годах свои лучшие портретные произведения
Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н
Е. Струйской (1772), неизвестного в треуголке, А. И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, русского посла в Константинополе А. М. Обрескова и Квашниной-Самариной (все — Третьяковская галлерея) воплощены тонкие наблюдения художника, с увлечением запечатлевшего неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах всего лишь одним-двумя десятилетиями раньше был почти незнаком русским портретистам — ближайшим предшественникам Рокотова Рокотов Федор Степанович Виднейший русский живописец XVIII столетия, принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета. Академик живописи, педагог…..
Александра Петровна Струйская (1754–1840), вторая супруга Н.Е.Струйского, известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Внук Струйской А.И.Полежаев был поэтом. Портрет А.П.Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью
Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры
Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: «…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».
Сочинение по картине Ф.С. Рокотова «Портрет Струйской»
В 18 веке создавал свои произведения знаменитый художник – портретист Рокотов. Практически все его портреты окутанный какой-то тайной. Также в его картинах имеется немного романтизма. Работа «Портрет Струйской» является одной из самых лучших произведений этого художника. Портерт изображает супругу помещика Н. Е.Струйского. Ей всего 18 лет. Супруг очень любил свою вторую супругу. Он писал для нее стихи. У этой супружеской пары родилось 18 детей.
На картине изображена женщина, которой восхищался не только ее супруг, но и все окружающие вокруг. В ней были собраны самые лучшие женские качества. Она была олицетворением нежности и женственности. Струская притягивала всех своей красотой. На портрете мы видим молодую, свежую и нежную девушку. Ее бархатистую кожу на лице немного подкрашивает легкий румянец. Все черты лица у нее правильные. Шея длинная и красивая. На картине у нее собраны волосы в высокую прическу. Видно, что она обладала красивыми густыми волосами пепельного цвета. Губы небольшие и пухлые. Они подчеркивают ее женственность.
Больше всего притягивают в этой женщине – глаза. Они имеют практически черный цвет. В них видна, с одной стороны мудрость, а с другой кокетство, озорство.
Портрет Струйской является одним из лучших произведений 18 века. Она стала моделью женского очарования. Ещё сочинения по литературе | Ещё сочинения на тему
Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт
Еще одна картина, похищенная вместе с «Концертом» Яна Вермеера, «Христос во время шторма на море Галилейском» , считается единственным морским пейзажем Рембрандта. На ней изображен Иисус и чудо успокоения Галилейского моря из Евангелия от Марка. Картина, написанная в 1633 году, также является одной из самых дорогих украденных работ в мире. В 2013 году ФБР заявило, что они установили виновных в преступлении и что кража была совершена бандой, а не одним человеком. Однако с тех пор не было никаких других сообщений об этом деле. За информацию, связанную с ограблением, предусмотрено вознаграждение в 5 миллионов долларов. В музее до сих пор хранятся пустые рамки украденных картин.
Рембрандт. Христос во время шторма на море Галилейском, 1633
Экранизации
Известны три экранизации гоголевского сюжета, две отечественных и одна зарубежная.
Самый первый фильм был снят ещё на заре истории кинематографа, в Российской Империи, в 1915 году.
В 1975 году советскими деятелями театра была создана радиоверсия спектакля, поставленного в «Современнике». Она примечательна актерским составом, текст от автора читает Олег Табаков, Чарткова озвучивает Константин Райкин, а продавца картин – Авангард Леонтьев.
В 1987 году «Портрет» представлен в формате фильма-спектакля режиссера Сергея Сергеевича Евлахишвили.
В 1999 году повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была экранизирована в Швеции.
Несколько слов о творчестве автора полотна
Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.
Историческая справка
Когда по инициативе Олимпии Альдобрандини дважды проводилась инвентаризация произведений искусства, входящих в коллекцию Боргезе, авторство картины «Форнарина» было приписано Рафаэлю Санти. Однако в действительности портрет оказался копией знаменитой одноименной работы, выполненной учеником мастера. Оригинал картины сейчас находится в Национальной галереи искусства, расположенной в Палаццо Барберини, в Риме.
Еще одна копия картины, автором которой считался Джулио Романо, попала в Галерею Боргезе в 1833 году по завещанию одного из потомков старинного княжеского рода. Недавно появилась версия о том, что данное произведение, возможно, принадлежало кисти Рафаэле Колле (Рафаэлинно дель Колле). Не исключено, что оригинальная картина «Форнарина» находилась в мастерской Рафаэля Санти до самой его смерти – 1520 года, потом она попала в руки ученика живописца, Джулио Романо, который после небольшой реставрации продал ее. В XVI веке работа художника оказалась в Санта-Фьоре, в особняке одной графини, принадлежавшей к римскому аристократическому роду. Потом картина стала частью собрания герцога Бонкомпаньи, и в конечном итоге попала в коллекцию Национальной галереи искусства, где находится и по сей день.
Живописец истории
Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок — это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое — со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.
Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела — расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.
Композиция
Повесть имеет оригинальную составную композицию, что определяется наличием двух самостоятельных частей. Части содержательно противопоставлены друг другу, такой приём в литературе называется антитеза.
Первая часть иллюстрирует гибель таланта художника в погоне за материальными благами, вторая рассказывает о рождении великого произведения искусства через боль, страдания, лишения и потери.
Композиционное построение первой и второй части отличны друг от друга.
Первая часть написана в соответствии с принципами линейной композиции, события излагаются последовательно, выделяются традиционные элементы композиционной структуры:
- ЗАВЯЗКА — Покупка портрета
- КУЛЬМИНАЦИЯ — Обретение денег и славы
- РАЗВЯЗКА — Утрата таланта и душевного здоровья
- КОНЦОВКА — Болезнь и смерть Чаркова.
Композиция второй части может характеризоваться как «рассказ в рассказе», в начале и в конце повествования описывается аукцион, на котором продается портрет, внутри интегрирована история, звучавшая из уст одного из присутствующих на аукционе и представляющая собой полноценный рассказ, имеющий свой сюжет и конфликт.
К такой сложной композиции Гоголь прибегает для создания «эстетического эффекта». Особенности композицию служат донесенью авторского замысла, тематики и проблематики произведения.
История картины
Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, листья и 4 персика. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артёмова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.
Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.
В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцеве висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:
За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Справа внизу подпись: Сѣровъ 87. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 году у А. С. Мамонтовой.
Искусствоведы Русского музея считают, что продолжает традицию детских образов в русской живописи, частью которой является Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» Валентина Серова, картина Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской» (1914), передающая «счастливую беззаботность детства». Советский искусствовед Ида Гофман, сравнивая «Девочку с персиками» и картину Александра Головина «Девочка и фарфор» («Фрося»), отмечала, что в картине Головина нет радостного ощущения жизни, которое характерно для картины Валентина Серова. Мир дорогих и красивых предметов, которые окружают героиню «Девочки и фарфора», не приносит ей радости, напротив он её подавляет, во взгляде присутствуют испуг и «тревожный вопрос».
Картины, которые искусствоведы соотносят с «Девочкой с персиками»
А что не так было с младенцами?
Если вам кажется, что женщины на картинах прошлого выглядели странно, вы просто не видели изображений младенцев. Дети на средневековых портретах скорее напоминали маленьких уродливых стариков.
Сердитое лицо, морщины, крохотное тельце с накаченным торсом — и нет, дело здесь не в том, что в Средние века художники не знали, как нарисовать ребенка. Причин такого пугающего изображения было несколько.
Мадонна с Младенцем. Около 1340–1345
Во-первых, средневековый портрет создавался по заказу церкви, поэтому зачастую на нем изображали Иисуса в младенчестве. В то время считалось, что сын Божий родился уже с идеальным телом, а его черты лица не менялись с годами.
Во-вторых, отношение к детям в то время было несколько иное. Сразу после рождения их отдавали на воспитание нянькам, а в случае смерти особо не горевали. Матери принимали мало участия в воспитании. А к детям с малых лет относились как ко взрослым.
Аньоло Бронзино. Портрет Биа Медичи. Около 1542–1545
Миловидных младенцев стали писать только в эпоху Ренессанса, когда отношение к детям поменялось.
Фото обложки: портрет Людовика XIV. 1638. Французская школа.
Портрет М. И. Лопухиной
1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этом самом прославленном портрете кисти Боровиковского отчетливо выразился женский идеал эпохи сентиментализма. Художника занимают не черты характера 18-летней Марии Ивановны Лопухиной, а ее соответствие этому идеалу. Мечтательность, томность, меланхоличность во взгляде призваны подчеркнуть утонченность чувств; пейзажный фон напоминает об идеальном «слиянии» с природой, о естественности. Она словно гуляла по парку, оперлась на парапет и замечталась…
Увядший цветок розы символизирует быстро проходящую красоту и молодость. Боровиковский достигает в этом портрете вершин колористического мастерства: нежные, смягченные, словно тающие розово-сиреневые и серебристые тона переливаются, подобно драгоценной жемчужине. Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых, ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С. А. Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним она «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.