Искусство xx века

Парижский период

Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.

Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм

Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.

Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:

Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.

«Две девушки на берегу ручья» 1920-е

На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.

Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.

Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.

Автопортрет 1910

Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.

1913: Футуризм

В 1913 году Ларионов предлагает несколько футуристических проектов, в том числе футуристические грим, моду, кухню и театр.

Михаил Ларионов, Наталия Гончарова и Илья Зданевич. Фотография из манифеста футуристов «Почему мы раскрашиваемся». 1913 год. Раскраска на лицах выполнена Михаилом Ларионовым. Saatchi Gallery

В 1913 году Михаил Ларионов участвовал как актёр и один из авторов сценария в фильме «Драма в кабаре №13». Фильм видимо не сохранился, кроме фотографии одного кадра.

Михаил Ларионов держит на руках Наталью Гончарову в единственном сохранившемся кадре утерянного немого фильма «Драма в кабаре футуристов №13», 1913 г.

Оформление обложки книги Алексея Кручёных «Помада», 1913

Страница из книги А.Крученых «Помада», 1913

Разносчица фруктов. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых «Помада», 1913

Купальщица. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых «Помада», 1913

Обнажённая женская фигура. Иллюстрация из литографированной книги А.Кручёных «Помада», 1913, ГРМ

Пальмы. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых «Помада», 1913

Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых «Помада», 1913

Иллюстрация к книге Алексея Крученых «Помада». Литография, 1913

Черт. Иллюстрация из литографированной книги А. Крученых «Полуживой», 1913

Полуживой, 1913

Обложка книги В.Парнаха «Словодвиг», 1913

Кацапская венера, 1913

Аполлинер пишет религиозную вещь, 1913

Портрет Фернана Леже, 1913

Две дамы, 1910-е

Стоящая женщина, 1910-е

Пара, 1913

Ослиный хвостъ и мишень, 1913

Группа художников на выставке «Ослиный хвост». 1913. Слева направо: Михаил Ларионов, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Наталия Гончарова, Морис Фаббри, Александр Шевченко

Трое, 1910-е

Портрет Н.Гончаровой, 1910-е

Автопортрет, 1910-е

Натюрморт с васильками в кофейнике, 1913

Три женщины, 1913

Стоящая обнажённая, 1910-е

Лежащая обнажённая, 1910-е

Две женщины, 1910-е

1913-1914. Без названия. МоМА, Нью-Йорк

Композиция. Кубизм. 1910-е

Натюрморт с кувшином и лимоном, 1910-е

Натюрморт с графином и шторами, 1914

Натюрморт с рыбой в тарелке, 1910-е

Два кувшина с цветами, 1910-е

Русский лубок, 1914

Играющие дети, 1910-е

Конные экипажи на фоне озера, 1914

1 августа 1914 года Михаил Ларионов был мобилизован в связи с началом Первой мировой войны. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа того же года он был контужен и вернулся в Москву, где до декабря находился в госпитале. После был демобилизован.

1898: Поступление в МУЖВЗ

Здание МУЖВЗ на углу Мясницкой и Боброва переулка (фото 1880-1885)

В этот период в училище происходили перемены: пришли новые педагоги — В.А.Серов, К.А.Коровин, общие предметы преподавали прекрасные профессора, в т.ч. курс истории читал В.О.Ключевский. Помимо прочих, в училище Ларионов познакомился с Владимиром Маяковским.

Женщины, 1890-е (ГРМ)

Дама с муфтой, 1890-е (ГРМ)

Девочки с козами в лесу, 1898 г.

Женщина и фламинго. Иллюстрация к арабским сказкам, 1898

Кукольный театр, 1890-е (ГРМ)

Танец, 1898-1899, ГТГ

В 1913 году сам Ларионов предлагал следующую периодизацию своего творчества:

  • с 1900 по 1907 — произведения импрессионистические и переходные к синтезу (в т.ч. под влиянием Коровина);
  • с 1907 по 1912 — синтетические, кубистические, футуристические и примитив;
  • с 1912 — лучистые и пневмолучистые (представлены в отдельной статье «Лучизм»).

1915: Декорации для балетов

Михаил Ларионов около 1915 г.

Эскиз декораций к балету «Русские сказки», 1915

Дизайн женского костюма для балета «Русские сказки», 1915

Ярило. Дизайн костюма для балета «Снегурочка», 1915

Эскиз театрального костюма, 1910-е

Эскиз оформления балета «Полуночное солнце», 1915

Постановка «Полуночное солнце», 1915

Эскиз к сказке «Королевич Бова», 1910-е

Сергей Дягилев, 1915

Композиция, 1915

Натюрморт, 1910-е

Портрет Н.С.Гончаровой, 1915, ГТГ

Танцор, 1915

Абстракция, 1915, Тейт, Лондон

Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки», 1916

Дизайн костюма для балета «Русские сказки», 1916

Леший. Эскиз костюма к хореографической миниатюре «Баба-Яга», 1916 г

Интерьер избы. Эскиз декорации к хореографической миниатюре «Кикимора», 1916 г

Кикимора, 1916

Рыбак, 1916

Кот, 1910-е

Портрет двух девушек, 1916

Абстрактная композиция, 1917

Спираль, 1917 (дата изменена художником на 1915), MOMA, Нью-Йорк

Портрет Натальи Гончаровой, 1910-е

Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е

Аполлинер и Дягилев за кулисами, 1917

Аполлинер и Дягилев на репетиции, 1910-е

Русалка. Эскиз костюма. 1916-1918 гг. Бумага, акварель, соус

Гусляр. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Баба в оранжевой кофте и синем платке. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Крестьянин. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Композиция. Иллюстрация для поэмы А.Блока «Двенадцать», 1918 г.

Два матроса, 1918 г

Оформление книги А.Кручёных «Замауль I», 1919

Композиция 1. Серия «Современное театральное искусство«, 1919

Композиция 2. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 3. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 4. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 5. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 6. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 7. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 8. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 9. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 10. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ

Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ

Дизайн декораций для балета Сергея Дягилева, 1920-е

Анна Павлова, 1920

Портрет девушки, 1920

Взгляд, 1920-е

Разговор, 1920

Натюрморт с фаянсовой тарелкой, 1920

Натюрморт на фоне пейзажа, 1920

Пейзаж со спящей на тропинке собакой, 1920-е

Портрет Сергея Прокофьева, 1921

Дизайн сцены, 1920-е

Михаил Ларионов, Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев на репетиции балета «Шут», 1921 г.

Портрет Пабло Пикассо, 1921

Женщина с шалью, 1921

Музыкант. Дизайн театрального костюма, 1921

Эскиз костюма для постановки «Белые ночи», 1920-е

Лиса. Эскиз костюма для балета И.Стравинского «Байка про лису», 1921

Лис, переодевшийся в монахиню. Дизайн костюма для балета И.Стравинского «Байка про лису», 1921, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)

Урядник Баран. Эскиз костюма к балету И.Стравинского «Байка про лису», 1922

Портрет Натальи Гончаровой в мастерской, 1922

Натюрморт с кувшином и портретом, 1920-е, ГРМ

Абстрактный натюрморт, 1920-е

Абстрактная композиция, 1920-е

Обложка литографированной книги В.Маяковского «Солнце», 1923

Дизайн для фруктовой парфюмерии, 1920-е

Танец, 1920-е

Михаил Ларионов на снимке около 1925 г.

В парке, 1920-е

Две девушки на берегу ручья, 1920-е

Заколдованный лес, 1920-е

Пассажирская повозка с лошадьми, 1920-е

Скрипач и статуя, 1920-е

Натюрморт с лимоном и яйцом, 1920-е

Парижское кафе, 1920-е

Весна, 1920-е

Девушка на пляже, 1920-е

На пляже, 1920-е

Морской пейзаж с лодкой, 1920-е

Деревья и морской пейзаж. Франция. 1920-е

Дамский парикмахер, 1920-е

Проститутка у парикмахера, 1920-е, ГТГ

Натюрморт с розами, 1920-е

Шампанское и розы, 1928

Натюрморт с капустой, 1928

Собаки на берегу гавани. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Турчанка с трубкой. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Женская голова и ветка. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928 (ГРМ)

Женская фигура. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Женская голова и птичка с веткой в клюве. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Маня Курва. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Павлины под деревом, 1928

Русские сезоны Дягилева

В 1914 году Ларионов вернулся на родину – была объявлена
мобилизация, и его призвали на фронт. Провоевав около года, Михаил Федорович
получил серьезное ранение и был контужен. После лечения в военном госпитале он
вернулся в Париж и неожиданно для всех ворвался в мир балета – Сергей Дягилев
пригласил его заниматься декорациями для своих спектаклей.

Портрет Сергея Дягилева 1915

Дягилев всегда восхищал Ларионова, привлекал многогранностью
интересов и фантастическим умением реализации самых амбициозных планов. Их
сотрудничество продолжалось долгие годы и открыло в Ларионове бесконечные
запасы творческой энергии. Он погрузился с головой в работу над спектаклями,
был декоратором, сценографом и даже хореографом.

Революцию 1917 года Ларионов встретил в Париже и решил
остаться здесь навсегда. Больше он никогда не возвращался на родину, что стало
самой большой трагедией его жизни. Ларионов и Гончарова поселились на улице
Жака Калло и прожили по этому адресу до конца жизни.

Ретроспективу Михаила Ларионова открывает Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее 19 сентября открывается выставка Михаила Ларионова, одного из титанов русского авангарда. Это самая полная ретроспектива художника за всё время, куда войдут живопись, графика, театральные работы, а также личный архив, его библиотека и коллекция лубков. Все эти сокровища истории искусства привезены из ведущих музеев мира — помимо коллекции Третьяковской галереи, в организации выставки участвуют галерея Тейт, Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта, а также провинциальные музеи и частные коллекционеры. Михаил Ларионов — художник, для которого не существовало правил. Как настоящий авангардист, он постоянно расширял границы искусства, скидывая классику с пьедестала современности. Как и многие художники авангарда, он начинал с реализма, пройдя через увлечение импрессионизмом и футуризмом, изобрел свое собственное направление — лучизм. На выставке можно увидеть наиболее полное собрание его картин — от ранних опытов освоения современной живописи до поздних работ периода эмиграции.

Ларионов был одним их первых художников, которые ввели народную культуру в лексикон высокого искусства. Героями его работ становятся солдаты — расцвет русского авангарда пришелся на период Первой мировой войны, да и сам он побывал на службе. Прототипов для героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.

Еще один эпический персонаж Ларионова — Венера, народная красавица, чья природная крестьянская красота также эпатировала почтенную публику, привыкшую к совсем другому образу богини любви; для Венер на выставке отведут целый зал.

Как бы ни были хороши ларионовские Венеры и солдаты, его главным прорывом стало изобретение лучизма. В лучах, пронизывающих картину, изображение появлялось в движении, как будто проносясь на бешеной скорости мимо зрителя. Движение было главной приметой ХХ века, когда жизнь менялась на глазах и все кругом бежали, летели и скакали, как в стихотворении Хармса. Впрочем, и лучизм Ларионова был полон иронии: «Лучистая колбаса и скумбрия» из Кельнского музея — лучший тому пример.

В 1915 году Ларионов уезжает вместе со своей супругой Наталией Гончаровой в Париж по приглашению Дягилева и больше в Россию не вернется. С этого момента начинается другая страница в его биографии — увлечение театром, в частности балетом, где Ларионов находит более широкое поле для экспериментов. Он занимается не только сценографией, но и пробует себя в качестве хореографа, пишет либретто. Среди его постановок — «Шут», «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Байка про лису». Из Музея Виктории и Альберта на выставку привезут оригинальный костюм шута. Впервые будет показан и макет инсталляции «История балета всех времен».

Часть выставки посвящена личному архиву художника, там можно увидеть фотографии, афиши, зарисовки на полях писем и даже личную библиотеку Ларионова и Гончаровой. Впервые широкой публике покажут и источник вдохновения художника — его коллекцию лубков, куда вошли более 600 экспонатов.


Михаил Ларионов «Автопортрет в тюрбане» около 1907 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Прогулка в провинциальном городе» около 1909 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Утро в казармах» 1910 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Отдыхающий солдат» 1911 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Зима. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Весна. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Петух / Лучистый этюд» 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов Афиша выставки в галерее Sauvage «Exposition d’oeuvres de Gontcharove et Larionow «L’Art decoratif Theatral moderne» 1918 Государственная Третьяковская галерея

1907 – 1911 гг. Синтетический период

Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году придало новый
импульс творческим исканиям Михаила Федоровича. Совместно они организовали
выставку «Стефанос», ставшую первым смотром сил нового русского авангарда и
вызвавшую бурную критику.

Ларионов тем временем движется в сторону неопримитивизма и
начинает осмыслять зарождающуюся тенденцию «ухода от предмета». Он действует в
своей манере – изучает, анализирует и выплескивает на холсты свой взгляд и свое
высказывание.

Неопримитивизм стал первым открытием зарождающегося русского
авангарда и вышел из переосмысления лубка и иконы. В новом течении Ларионов
демонстрировал отказ от подражания западной традиции, в частности примитивам
Гогена, и резкий уход от классических догм живописи.

Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909
году на выставке «Золотое руно».

Грубость сюжетов, нарочитая небрежность, явное
издевательство и пародия на «высокое искусство» совсем не понравились публике.
Именно тогда обозначился резкий разрыв в понимании эстетики между творцом и
зрителем. Возникла совсем новая для России ситуация в искусстве. Художники стали
работать без оглядки на зрителя. Зародился русский авангард.

«Парикмахер» 1907
«Пекарь» 1909
«Провинциальная франтиха» 1907
«Месильщики теста» 1907

Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался
левых взглядов. Возможно поэтому в его работах так много представителей рабочих
профессий. Да и сам он, часто нуждаясь в деньгах, подрабатывал на
низкооплачиваемых работах. В картины Ларионов вкладывал и свой опыт, и тонкие
наблюдения за окружающим миром и прозрения, свойственные гению.

Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть
между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понял, что необходим
новый язык для обновления живописи. Жизнь, с ее кабаками, трактирами,
безработными и обездоленными, нужно было впустить в искусство. Новые ценности
должны были отображаться на холстах.

«Ссора в кабачке» 1911

Уникальность Ларионова в том, что он с одной стороны говорил
на обманчиво простом, «детском» языке, понятным каждому, но с другой стороны
представлял сложную работу с глубочайшим смыслом.

В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом
Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О
реакции публики на это событие Казимир Малевич писал в автобиографии –
«выставка была подобна взрыву сильного вулкана».

Критика не приняла «Бубнового валета». На художников
обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным был отзыв Максимилиана
Волошина. О Ларионове он отозвался очень тактично: «Что он очень талантлив это
бесспорно, но в его талантливости есть что-то весело-дурацкое. Стоит только
посмотреть на его солдата».

«Курящий солдат» 1910-1911
«Отдыхающий солдат» 1911

Через год Ларионов с Гончаровой создали объединение
художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл
Зданевич, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и другие. Целью группы была русская
живопись без оглядки на европейские течения.

В 1912 была организована выставка «Ослиный хвост», где кроме
работ художников группы выставлялись рисунки детей и произведения маляров.
Жизнь стремительно входила в искусство, а искусство теряло свою элитарность. К
чему, собственно, и стремились авангардисты.

Последней яркой вспышкой примитива в творчестве Ларионова стал
цикл «Времена года». В нем художник объединил детский рисунок и архаику, но
пошел еще дальше – создал второе символическое дно, пространство смыслов, где фигуры-знаки
и криптограммы слагаются в стихотворения, состоящие из образов.

«Весна. Из цикла Времена года» 1912
«Лето. Из цикла Времена года» 1912
«Осень. Из цикла Времена года» 1912
«Зима. Из цикла Времена года» 1912

1900: Произведения импрессионистические и переходные к синтезу

Деревья на фоне дома, 1900 г.

Осенние сумерки, 1900

За столом. Начало ХХ века

Петух. Начало ХХ века

Красные скалы, 1900

На реке. 1900 г.

Рад вам служить, мадам!.. 1900 г

Лежащая обнажённая. 1900

Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где Ларионов считался одним из самых талантливых, его изгоняли, причем дважды. По легенде, один раз, поскольку он продолжал ходить на занятия, ему купили билет в Тирасполь и проследили, чтобы он сел на поезд и больше не появлялся в училище. Причем за что его изгнали? За рисунки, которые сочли непристойными, даже порнографическими.

Натюрморт. 1900 г.

В 1901 Михаил Ларионов знакомится со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая также училась в МУЖВЗ.

Натюрморт с бокалом и двумя грушами. 1900-е

Натюрморт с грушей и бутылкой «Бенедиктина», 1900-е

Натюрморт с фруктами, 1900-е

Красная вишня, 1902

Цветы на веранде, 1902

В 2012 году на торгах МасDougall`s работу Михаила Ларионова «Цветы на веранде» продали по нижней границе оценки за 1,1 млн фунтов ($1,9 млн).

Женщина на скамейке, 1902

Лежащая обнажённая, 1902

Портрет сидящей женщины, 1902

Мадам Башкирова, начало 1900-х

Портрет мальчика, 1900-е

Портрет сидящей девочки, 1900-е

Кот. 1900-е

Кошка. 1900-е

Стоящий человек. Начало ХХ века

Натюрморт с черепом, вазой и чайником, 1900-е

Пейзаж, 1900-е

Сад в Тирасполе, 1900-е

Пейзаж, 1900-е

Майский день, 1900-е

Пейзаж. Сцена в парке, 1900-е

Женщина с детьми в парке, 1900-е

Две девушки на Ривьере, 1903

В 1903 году Ларионов и Наталья Гончарова стали жить вместе и в том же году совершили своеобразное «свадебное» путешествие сначала в Тирасполь, затем — в Одессу. Это была их единственная совместная летняя поездка, в последующие годы Ларионов и Гончарова будут искать вдохновения каждый в местах своего детства: она — в Калужской губернии, в бывшем имении Гончаровых Полотняный завод, он — в Тирасполе.

Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте. 1900-е

Закат на Чёрном море. 1900-е

Окно, 1903

(?)

Солдаты, играющие в карты, 1903

В 1903 году Михаил Ларионов знакомится с Сергеем Дягилевым.

У моря, 1903

Акации весной (Верхушки акаций), 1904, ГРМ

Рыбы при заходящем солнце, 1904, ГРМ

Купальщицы, 1904, ГРМ

Три купальщицы с розой, 1904

В 1904 году коллекционер И.И.Трояновский приобретает десять пастелей Ларионова.

Деревенская сцена, 1904

Пивной натюрморт, 1904, ГРМ

Ранняя весна, 1905

Деревья на солнце, 1905

(?)

Осенний пейзаж, 1905

Портрет Натальи Гончаровой, 1905

Натюрморт с цветами в кувшине, 1906

Натюрморт, 1906, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)

Две груши, 1900-е

Композиция, 1900-е

Три женщины с зонтиком, 1900-е

Женщина в белом, 1906

Сад весной, 1906. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Чай, 1906

Ночь, Тирасполь, 1906, Нижегородский государственный художественный музей

Пихта и берёза, 1906

В октябре 1906 года по приглашению Сергея Дягилева Ларионов едет в Париж для участия в Выставке русского искусства на Осеннем салоне. Экспонирует импрессионистические работы, удостоен звания «пожизненного члена» Осеннего салона. Посещает ретроспективную выставку Поля Гогена. В Лондоне знакомится с живописью Уильяма Тёрнера.

Натюрморт с чайником, 1906

Абстрактная композиция, 1906

Михаил Ларионов. Муж Натальи Гончаровой

Светало. Бледнел на западе узкий лунный серп, вдоль улицы по своим собачьим делам вялой иноходью полусонно и озабочено бежала первая утренняя собака. Уже пропели петухи, зябко похлопывая крыльями на плетне, заголосила им вслед мелкая птичья фигота, в нестройном хоре которой выделялись энергичные трели феснянки белохвостой (Lumbricus terrestris). День 3 июня 1881 года обещал быть хорошим. Тирасполь просыпался. Вдруг – чу! – в доме военного фельдшера Федора Ларионова раздался утробный женский вой. Минут через сорок он затих, и вместо него послышался детский писк. «Ребенок! Мальчик! Сын! Мишаня!», — разнесся по притихшей округе счастливый отцовский крик. На свет появился Михаил Ларионов (1881-1964), будущий муж Натальи Гончаровой.

1912 – 1913 гг. Лучизм

Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.

В манифесте присутствует два определения лучизма:

В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.

Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.

Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.

«Стекло» 1912

Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.

«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911

Юность

Яркий творческий мир Ларионова берет свой исток в молдавском
местечке Бендеры, недалеко от Тирасполя. Там Михаил Федорович родился 22 мая (3
июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В этих жарких, знойных и необычайно
пронзительных краях возрастал и формировался будущий мастер.

Тирасполь того времени был местом смешения многих племен,
традиций и говоров. Обряды, языки и сказания сплелись в разноцветный ковер
человеческой жизни. Такая пестрота для наблюдательного ребенка была незаменимым
источником творческого вдохновения. Прекрасная природа, прогулки от рассвета до
заката, дрожащий от жары воздух, сладость цветущих садов и базарный шум накрыли
мальчика ослепительным и нескончаемым счастьем. Это чувство останется у Михаила
Федоровича на долгие годы – каждое лето, пока он не уедет из России навсегда,
он будет приезжать в родной Тирасполь. Пейзажное мышление возникнет у Ларионова
тогда, в детстве.

В Москву семья переехала в 1893 году, и жизнь мальчика
забурлила в бешеном темпе большого города. Окончив гимназию, Михаил поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), Он вошел в ослепительный и
долгожданный мир творчества, где пробыл с 1898 по 1910 годы. Среди его учителей
были прекрасные художники, мэтры – Левитан и Коровин. В училище он познакомился
с Натальей Сергеевной Гончаровой, ставшей его подругой и музой на всю жизнь.

В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства» и Ларионов
сразу же стал его преданным читателем. Тогда же он увлекся символизмом и
пытался создавать эскизы к литературным произведениям и театральным постановкам.
Этот опыт очень пригодился ему в будущем, во времена русских сезонов Дягилева.

Ларионов пылко воспринял идею группы «Мир искусства» о
главенствующей роли искусства в жизни и пошел еще дальше, он провозгласил –
«Жизнь для искусства».

1900 – 1906 гг. Импрессионистский период

В начале 1900-х годов Михаил Федорович находился в центре
культурного дискурса. Он вошел в контакт со всеми значимыми направлениями и
тусовками. Но определяющим стало его знакомство с художником Константином
Коровиным. Последний познакомил Ларионова с французскими импрессионистами и
помог увидеть их работы в собрании Сергея Ивановича Щукина.

Годы обучения в училище были для Михаила очень плодотворными
– за первые пять лет он выполнил сотни набросков и акварелей, рисунков и
эскизов. Ларионов работал не в академической манере, а искал свой путь, проходя
по всем дорогам современных новомодных тенденций. В его стиле смешались
символистские идеи мирискусстников и влияние Коровина, как первого русского
импрессиониста.

«Пурга» 1900

В 1904 году на ученической выставке Ларионов показал серию
пейзажей, запечатленных в разное время суток. Он явно подражал «Руанскому
собору» Клода Моне, но делал это с другой целью. Если француз фокусировался на
передаче света, то русский мастер хулиганил и специально принижал пафосные
искания Моне. Ларионов просто веселился и смешивал «поэзию» с «прозой».
Озорство, хулиганство и эпатаж станут для Михаила Федоровича частью его
фирменного стиля.

На картине 1904 года «Пивной натюрморт» Ларионов
демонстрирует и озорство и «приверженность традициям». Он применяет резкие
диагональные мазки, напоминающие уже известного тогда Алексея Явленского.
Простая, на первый взгляд, работа оставляет долгое послевкусие. Сочетание цветов,
напоминающее ночное небо, сумеречное освещение, придающее картине загадочность.
И, в духе Ларионова, абсолютная прозаичность предметов.

«Пивной натюрморт» 1904

Некоторое время Ларионов работал в импрессионистической
манере, но совершенно не стремился пополнить ряды этого модного течения. Он
вообще никогда не входил в узкие рамки направлений и всегда изобретал новые
формы.

Лучезарный мир произведений Михаила Федоровича насквозь
пронизан русской национальной культурой, вскормлен гениями Левитана, Саврасова,
Серова и Коровина, напитан экспериментами европейских коллег и имеет свой
собственный уникальный почерк. Щепотка озорства в роскошное блюдо национальной
кухни.

В 1906 году Ларионов выставлялся практически на всех крупных
выставках Петербурга и Москвы, где имел большой успех – Третьяковская галерея
приобрела картину «Весенний пейзаж» и Сергей Дягилев пригласил его поучаствовать
в Выставке русского искусства, проходящей в Париже.

Но, конечно, понимания творчества Ларионова в массах не
было. Некоторых он привлекал своим небанальным взглядом, поэтичностью и легкой
радостью, вложенной в каждую работу. Другие с интересом рассматривали
оригинального новатора, а третьи видели в нем грубого кривляку и безвкусного
циника.

Но за маской балагура и шута прятался очень эрудированный
человек. Он обладал обширными знаниями в области истории культуры, театра,
литературы, балета и, естественно, в изобразительном искусстве.

Ларионов был очень разным, но в отличие от многих своих коллег
он никогда не был серьезным. Он был легок и широк. Его взгляд двигался в
беспредельность, в манящие просторы вечного пространства. Ларионова не
интересовала конкретика, его интуиция была далека от реалистических описаний
окружающего мира и пребывала за границами времени. И хотя Ларионов сам был человеком
не мистического склада, он часто говорил о вневременном характере живописи.

«Дождь» 1904

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: