Семья
Будущая жена Александра Пушкина была дочерью Николая Гончарова. Его предки были купцами, которым при правлении Елизаветы Петровны высочайшим указом пожаловали дворянство. Будучи единственным сыном своих родителей, отец Натальи получил прекрасное образование, в 1804 году был зачислен в Коллегию иностранных дел, а через некоторое время, получив чин коллежского асессора, занял должность секретаря московского губернатора.
Его супруга — Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, была фрейлиной при императорском дворе. От их брака родилось семеро детей. Наталия Гончарова — пятый ребенок в семье.
Дуэль и смерть первого супруга
Осенью 1836 года о связи Натальи Николаевны и Дантеса судачил уже весь Петербург, а 4 ноября Пушкин и его друзья получили анонимный пасквиль, в котором поэту присуждали диплом рогоносца. Ревнивый супруг впал в бешенство и послал вызов Дантесу. Тот дежурил в казармах, и дома находился только Геккерн-старший. Он принял вызов за сына, но попросил отсрочку.
Узнав о намерении Пушкина защитить свою честь, француз посватался к Екатерине Гончаровой. Счастливая девушка, давно влюбленная в красавца-офицера, не только дала свое согласие, но и вместе с Натальей Николаевной и другими родственниками стала убеждать поэта в том, что Дантес встречался с Гончаровыми для того, чтобы быть ближе к ней.
Пушкин не мог стреляться с женихом свояченицы, поэтому отозвал вызов. Однако после свадьбы Дантеса и Екатерины слухи о его романе с младшей Гончаровой не прекратились.
23 января на балу француз проявил бестактность в отношении к Пушкиной. Так как незадолго до этого Александр Сергеевич обещал царю больше не вызывать на дуэль Дантеса, он написал резкое письмо Геккерну. Тот был вынужден ответить на него вызовом, но драться с Пушкиным он не мог из-за своего дипломатического статуса, поэтому его заменил приемный сын.
Уже ничто не могло предотвратить трагедию, и 27 января на Черной речке сошлись в смертельном поединке великий поэт и его обидчик. В результате выстрела Дантеса Пушкин был ранен и умер спустя два дня.
«Всё, что до меня – моё», или Большая мистификация
По сути, Гончарова была первой российской женщиной-авангардисткой. И первая же персональная выставка закончилась для нее арестом. Пару ее картин тоже арестовали и объявили порнографическими. И не то чтобы обнаженных женщин раньше не изображали. Но женщина это сделала впервые. Впрочем, Гончарову на следующий день оправдали, адвокат апеллировал к тому, что «выставка закрытая», что было верным исключительно с формальной точки зрения. Выставка не позиционировалась как открытое мероприятие, но при этом проходила в Обществе свободной эстетики – а это одна из самых популярных культурных площадок в то время, и попасть на нее не составляло труда.
Но главная выставка Гончаровой впереди. 1913 год. Множество предшествующих скандальных акций, эпатажный Ларионов, разрисовывающий дамам обнаженную грудь, прогуливающиеся по улицам города раскрашенные футуристы (знаменитый фейс-арт, с которым изображают Давида Бурлюка, отсюда родом). Сергей Дягилев отлично сформулировал, в чем особенность, свежесть и неповторимость того, что делала тогда Гончарова: «Если бы Гончарова просто красила себе щеки, мне стало бы скучно. Гончарова не морщины закрашивала, она розы рисовала» . Собственное лицо Гончарова превратила в холст.
«Пиар-кампания» сделала свое дело: выставка Натальи Гончаровой осенью 1913 года в «Художественном салоне» на Большой Дмитровке стала одной из самых посещаемых экспозиций. Посетителям рассказывается завораживающая биография художницы. Париж, работа под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. Всё не то! Таити! Остров Святого Доминика и обучение у Гогена. Сезанн? Снова мимо! Возвращение в Россию и написание религиозных картин в одном из монастырей. А потом – Мадагаскар, раскопки, скульптуры! И обращение к Востоку. «Европа – воровка-рецидивистка!», – заявляет Гончарова. Зачем нам Запад, когда можно получить все самое лучшее из первых рук в России? Один нюанс: увлекательная биография – чистой воды мистификация. Гончарова на тот момент из России не выезжала…
«Кто она такая? – интересуются посетители. – В каком стиле работает?». «Все, что до меня – мое» , – заявляет Гончарова. И работает во всех стилях. Талант и невероятное трудолюбие художницы не позволили ей удержаться в рамках какого-либо направления. Кажется, она писала всё. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм , лучизм, картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых. «Всёчество»! Гончарова категорически настаивает на том, что всёчество – никоим образом не эклектизм: «Эклектизм — одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет — мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть» .
На выставке представлено 761 произведение Гончаровой. Столько она написала за 13 лет работы. То есть за неделю – более одной картины. Выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом. Несколько картин художницы приобрела Третьяковская галерея, среди них – «Рябина. Панино близ Вязьмы» и «Натюрморт с букетом и флаконом красок».
Второй брак
Зимой 1844 года вдова Пушкина познакомилась с другом своего брата генерал-майором Петром Ланским, который всю жизнь отдал служению родине и к 45 годам не был ни разу женат. Через несколько месяцев он сделал предложение, и вскоре Наталия Николаевна Пушкина-Ланская-Гончарова стала полноправной хозяйкой в его доме.
В этом браке она родила еще трех дочерей и была счастлива, хотя отмечала, что в ее отношениях со вторым мужем отсутствует страсть, которую заменяет «чувство с оттенком любви».
Наталья Гончарова-Пушкина-Ланская скончалась в 1863 году в возрасте 51 года. Ее похоронили в Александро-Невской лавре, а через 14 лет рядом с ней нашел свое последнее пристанище и второй супруг
Могила не привлекает внимание тех, кто плохо знает биографию этой женщины, так как на надгробии указана только одна фамилия — Ланская
Теперь вам известна полная событиями биография главной музы величайшего русского поэта. Судя по воспоминаниям современников, портреты Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской дают лишь отдаленное представление о ее совершенной красоте. Однако она не принесла ей счастья.
Скупка, продажа и экспертиза картин Гончаровой
Как оценить картину Гончаровой
Успех продажи холста известного художника во многом зависит от его корректной оценки
Если не брать во внимание такие параметры, как период творчества художника, особенности полотна, его качество и другое, оценка станет условной и не позволит получить представление об истинной ценности картины. Кроме того, экспертиза требуется и из-за огромного количества подделок картин Гончаровой
Так, в 2001 году на московской пресс-конференции эксперты А. Сарабьянов и И. Вакар сообщили о трех сотнях подделок, опубликованных сразу в нескольких изданиях.
По этой причине мы предлагаем вам оценить картину Гончаровой в соответствующей организации. К вашим услугам независимые центры научной экспертизы, проводящие разносторонние исследования произведений искусства. Точность измерительных приборов в сочетании со знаниями и опытом экспертов помогут составить полную картину о состоянии произведения, его авторе, приемах работы и т.д. Экспертиза картины Гончаровой потребует материальных затрат, но они окупят себя в случае успешной продажи.
Где продать картину Гончаровой
Выясним, где можно продать картину Натальи Гончаровой с выгодой и в комфортных условиях. Хорошим решением является аукцион, однако он имеет свои плюсы и минусы. Хотя аукцион предвещает выгодную продажу, на практике полотно может уйти и по заниженному эстимейту. Кроме того, участие в торгах аукционных домов — это всегда определенные хлопоты, связанные с подготовкой картины и ее перевозкой. При этом долгое ожидание может ни к чему не привести, если картину никто не купит.
Размещение на нашей антикварной площадке — более комфортное решение. Не нужно ехать, ждать, волноваться. Вместо этого можно представить работу в электронном виде и обсудить детали продаж с теми посетителями сайта, кого заинтересует ваше предложение.
Как продать картину Гончаровой в короткий срок
Для этого мы предлагаем воспользоваться такой услугой, как скупка картин Гончаровой. Она подразумевает предварительное согласование сделки, осмотр холста, окончательное согласование цены и заключение договора. Ваше вознаграждение в случае продажи составит 20% от стоимости картины.
Есть предложение? Свяжитесь с нами любым способом, указанным в разделе «Контакты».
День рождения Натальи Гончаровой
3 июля 2023
Наталья Сергеевна Гончарова
1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Происходила из дворянского рода Гончаровых. Отец Сергей Михайлович, внучатый племянник Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, был архитектором и математиком. Мать Екатерина Ильинична (Беляева) – дочь профессора Московской духовной академии. Наталья родилась отцовской усадьбе Ладыжино в Тульской губернии, там провела детство. В 1891 году семья переехала в Москву. В 1898 окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. Затем полгода она училась на историческом факультете Высших женских курсов, а в 1901 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение в класс Павла Трубецкого. Первые три года в училище много занималась скульптурой. В училище Наталья познакомилась с художником Михаилом Ларионовым, который заявил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».
Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).
Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство.
В Париже Гончарова пережила и немецкую оккупацию. А после Второй мировой войны бельгийский художник Мишель Сёфор написал статью «Абстрактное искусство: его зарождение, его первые мастера» о двух русских лучистах — Гончаровой и Ларионове. А в декабре 1948 года открыл их выставку в галерее «Два островка».
Наталия Гончарова говорила: «Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались». Однако официально художники поженились только в 1955 году: чтобы в случае смерти одного из них работы остались в семье.
В 1961 году Наталия Гончарова тяжело заболела и перестала выходить из квартиры. В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании. Наталья Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Cimetière parisien d’Ivry. После смерти Гончаровой Musée d’Art moderne de la Ville de Paris посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективную выставку.
Телеканал Культура. «Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Больше, чем любовь»
Лекторий Достоевский. Фильм «Особый авангардизм Натальи Гончаровой» | Третьяковская галерея
Почему Гончарова — великая художница? Подкаст «Зачем я это увидел?» просветительского проекта Arzamas
Н.С.Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями 1907. Третьяковская галерея
Наталия Гончарова работает над эскизом костюма Продавщица апельсинов. 1916
Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский, Леон Бакст в 1915 году
Гончарова Н.С. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913. Холст, масло. Чикагский институт искусств
Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г
Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым.
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Москва, 1913 г.
Наталья Гончарова. Ларионов. 1913. Музей Людвига, Кёльн
Наталья Гончарова в футуристическом гриме в 1915 году
Московский период творчества 1901 (19 лет) 1913
На первом курсе училища Наталья встретилась со своим будущим мужем, спутником и соратником Михаилом Ларионовым, тогда также студентом училища, впоследствии одним из основоположников русского авангарда. Благодаря влиянию Ларионова Гончарова вскоре переходит на отделение живописи, где становится ученицей знаменитого пейзажиста, импрессиониста К.А. Коровина.
Техника импрессионизма использована Натальей в ее первых работах, созданных во время учебной поездки по югу России в 1903 г. Тогда же к молодой художнице приходит первый успех — ее пастели и акварели попадают в коллекции известных меценатов искусства И. А. Морозова и Н. П. Рябушинского.
Семейная драма
4 (16) ноября 1836 года Пушкин и несколько его друзей получили по почте анонимный пасквиль на французском, под заголовком: «Патент на звание рогоносца». Содержание его было таково: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. Борх».
На что намекали эти строки, гадать не приходилось.
Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль.
Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны – Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником…
Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января. Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться. 26 января Пушкин послал барону Геккерну письмо, в котором сообщал, что отказывает ему и его приемному сыну от дома. В ответ пришел вызов на дуэль. Но барон не мог драться с Пушкиным сам, так как это стало бы угрозой его дипломатической карьере: эта роль отводилась Дантесу.
О дальнейшем мы знаем: дуэль, состоявшаяся 27 января на Черной речке, и печальный конец поэта…
В Петербурге
По возвращении в столицу Наталья Николаевна Пушкина, судьба которой на тот момент никому не внушала беспокойства, была благосклонно встречена в высшем свете. При этом многие отмечали ее холодность и сдержанность, которые приписывались природной застенчивости молодой женщины.
19 мая 1832 года в семье Пушкиных родился первенец — дочь Мария, а через год Наталья Николаевна подарила супругу сына Александра.
Жизнь в столице требовала больших расходов, и увеличившаяся семья постоянно находилась в стесненном положении. Кроме того, Пушкин любил азартные игры и часто проигрывал за карточным столом свое жалование, которого и так еле хватало на оплату квартиры.
Положение несколько улучшилось, когда к Наталье переехали старшие незамужние сестры. Они оплачивали часть стоимости аренды квартиры из собственных средств. В частности, Екатерина Гончарова поступила на должность фрейлины к императрице и получала неплохое жалование.
Сватовство
Александр Пушкин и Наталия Николаевна Гончарова встретились в Москве, в конце 1828 года, на балу, который давал танцмейстер Йогель. Красота и изящество девушки произвели на поэта неизгладимое впечатление. Через 4 месяца влюбленный Пушкин попросил ее руки у родителей, выбрав в качестве посредника Федора Толстого-«Американца».
Гончарова-старшая ему не отказала, но и не дала согласия на этот брак, мотивируя свое решение тем, что дочь еще слишком молода, чтобы обзаводиться семьей. На самом же деле она, скорее всего, мечтала о более блестящей партии для Натальи, а также не хотела вступать в родство с вольнодумцем, который не пользовался расположением двора.
Пушкин был сильно огорчен и с тяжелым сердцем отбыл в действующую армию на Кавказ. Вернувшись в Москву в сентябре, он поспешил к Гончаровым, где его ждал холодный прием. Вероятно, за время отсутствия поэта потенциальная теща выяснила истинное состояние его финансов и узнала о пагубном пристрастии жениха к картам. Кроме того, Наталья Ивановна Гончарова была набожна и обожала покойного императора, поэтому резко прерывала Пушкина, пытавшегося критиковать политику Александра Первого или подшутить над теми, кто проявлял показное благочестие. Казалось, что поэту так и не удастся добиться расположения семьи девушки, пленившей его сердце, и он не сможет никогда назвать ее своей женой.
Больше, чем любовь
В 1918 году Гончарова и Ларионов обосновались во Франции. До сих пор в Париже в Латинском квартале на улице Jacques Callot можно зайти в кафе La Palette («Палитра») на первом этаже их дома. Здесь они чаще всего обедали.
«Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались» , – говорила Наталья Гончарова. Ларионов очень гордился ее успехами и куда серьезнее к ним относился, чем к собственным. Их жизни объединило нечто большее, чем любовь. Призвание? Искусство? Душеная близость? Как это ни назови, фактом останется одно: даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой – его вторая жена), а у Натальи Гончаровой – Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист), это не нарушило главное, что было между ними.
Они были друг для друга больше, чем партнеры, больше, чем влюбленные, больше, чем муж и жена. Кстати, лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова – ради того, чтобы картины, случись с одним из них что-то, оставались в семье. Поскольку детей у них не было, то единственным наследником мог быть законный супруг. Со временем они надеялись передать свои картины на родину… При жизни Натальи Гончаровой этого так и не произошло.
«Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я – его» , – так писала Наталья Гончарова о Ларионове. Нельзя сказать, кто из них оказывал большее влияние на другого. Просто они невозможны друг без друга, как русский авангард без их имен и произведений.
Наталья Гончарова после Пушкина
Александр Пушкин завещал жене «носить траур по нему два года, а потом выйти замуж за порядочного человека». Наталья ждала семь. Она начала новые отношения 32-летней вдовой с четырьмя детьми на руках. Её вторым мужем стал генерал-адъютант Пётр Ланской, которому на тот момент шёл 45-й год. Снова выйти замуж Наталья решила сама. Она понимала, что в одиночку не сможет обеспечить детям достойное будущее.
В обществе этот союз сочли странным. Лицейский однокашник Пушкина барон Модест Корф писал в своём дневнике: «Ни у Пушкиной, ни у Ланского нет ничего, и свет дивится только этому союзу голода с жаждою». Он же намекал, что служебное повышение Ланского связано с его женитьбой. Якобы его назначили командиром Конногвардейского полка из-за благосклонного отношения императора к Наталье. Были и те, кто язвил о покойном Пушкине. Начальник московской артиллерии генерал барон Врангель сказал о помолвке Натальи: «По крайней мере, муж — генерал, а не какой-то там Пушкин, человек без имени и положения».
Ланской, как и Пушкин, часто бывал в разъездах. Он переписывался с Натальей и переживал, что не может обеспечить ей комфортную жизнь. Но она говорила, что ей хватает небольшого уголка и простой удобной мебели. Наталья называла себя нетребовательной, склонной к спокойной и уединённой жизни. После смерти Пушкина она стала реже выезжать в свет и делала это с большой неохотой. Званые балы и вечера нужно было посещать, чтобы поддерживать связи в обществе.
Наталья никогда не забывала первого мужа. Пушкин погиб в пятницу, и с 1837 года в этот день недели она постилась в память о нём.
В браке с Ланским она родила трёх дочерей. Генерал пережил супругу на 14 лет и после её смерти взял на себя воспитание детей — и своих, и приёмных.
Интересные факты из жизни художницы
18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».
16 октября 2013 года в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом». На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, и работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений.
Гончарова и Ларионов показаны в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, когда группа «Ослиный хвост» уже распалась .
История встречи и любви
С Натальей Гончаровой великий поэт встретился в 1828 году на светском мероприятии на Тверском бульваре. Пылкий и любвеобильный Пушкин тесно общался со многими знатными женщинами. Сохранились его романтичные письма к Елизавете Михайловне Хитрово, Анне Петровне Керн, Каролине Адамовне Собаньской, Анне Николаевне Вульф.
С Натальей Гончаровой поэт тоже переписывался. Сначала Пушкин сочинял трепетные признания в любви, предложения руки и сердца. Потом пошли довольно интимные темы, в том числе обиды, подозрения в неверности. Пушкин жутко ревновал Гончарову и весьма эмоционально высказывал это в письмах.
Таша из Полотняного завода
Наталья Николаевна Гончарова родилась в 1812 году в селе Кариан Тамбовской области. Она была пятым ребёнком. Её семья держала гончарную лавку в Калуге, а затем основала полотняную и бумажную мануфактуры. В 1789 году дед Натальи Афанасий Николаевич получил дворянский титул по указу императрицы Екатерины II. Наталья стала потомственной дворянкой в третьем поколении.
Раннее детство Таша (как её называли родные) провела в Полотняном заводе — фамильной усадьбе Гончаровых в Калужской области. Она каталась на пони, обожала собак и дружила с дворовыми девочками. Благодаря отцу и деду Наталья Гончарова получила хорошее домашнее образование. Она изучала французский и немецкий языки, русскую грамматику, музыку. Сохранились ученические тетради Гончаровой по истории, античной мифологии и географии. По словам писательницы-пушкинистки Ларисы Черкашиной, юная Наташа писала стихи и разбиралась в тонкостях стихосложения. Одно из её произведений хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
А была ли измена?
В 1946 году Анри Труайя опубликовал отрывки из писем Дантеса Геккерну, датированных началом 1836 года, в которых автор сообщает о своей страсти к «самому прелестному созданию в Петербурге». По словам Дантеса, муж этой женщины «бешено ревнив», но она питает любовные чувства к нему, Жоржу… Исследователь Цвяловский, сделавший в 1951 году перевод писем на русский язык, считает, что речь в них шла именно о Натали Пушкиной. «В искренности и глубине чувства Дантеса к Наталье Николаевне на основании приведенных писем, конечно, нельзя сомневаться, — пишет Цвяловский. — Больше того, ответное чувство Натальи Николаевны к Дантесу теперь тоже не может подвергаться никакому сомнению».
Между тем, другой пушкинист, Н.А. Раевский, указывает на строки из письма, из которых следует, что на предложение нарушить ради него супружеский долг возлюбленная ответила Дантесу отказом.
По версии же литературоведа Ю. Лотмана, Наталья Пушкина служила лишь ширмой: роман с блестящей светской красавицей был призван скрыть истинный характер отношений Дантеса с Геккерном, имевшим гомосексуальные наклонности. А письма были написаны специально и служили еще одним доказательством влюбленности Дантеса в эту женщину.
В. Фридкин в книге «Из зарубежной пушкинианы» утверждает, что после получения пасквиля Пушкин объяснился с женой, и та призналась ему, что действительно принимала ухаживания Дантеса, в то же время оставаясь физически верной мужу. «Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, — пишет Фридкин. — Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого».
Известно, что Наталья Николаевна очень горевала по мужу и даже несколько дней пролежала в горячке. Замуж она вышла только через семь лет после кончины Пушкина – за генерала Петра Ланского. Всю жизнь вдову поэта сопровождали толки по поводу ее вины в гибели первого мужа. Так, сразу же после смерти Пушкина начало распространяться в списках анонимное стихотворение: «К тебе презреньем все здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта».
Не исключено, что все эти события стали косвенной причиной проблем Натальи Ланской со здоровьем и относительно ранней ее смерти в 51 год от воспаления легких. Случилось это в ноябре 1863 года. Историк и литературовед Петр Бартенев опубликовал в одной из петербургских газет следующий некролог: «26 ноября сего года скончалась в Петербурге на 52-м году Наталья Николаевна Ланская, урожденная Гончарова, в первом браке супруга А.С. Пушкина. Ее имя долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности».
« «Олгой хорхой»: чем на самом деле является существо, нападающее на людей в пустынях
Жена Александра Сергеевича Пушкина – Наталья Гончарова
Александр Сергеевич слыл человеком романтичным, влюбчивым, склонным покорять женские сердца. Но главную женщину в жизни поэта звали Наталья Николаевна Гончарова. Пушкин полюбил красавицу с первого взгляда.
Дворянское звание семья Гончаровых обрела в период правления Елизаветы I. Отец Натальи – Николай Афанасьевич Гончаров – был секретарем губернатора Москвы, слыл интеллектуалом и интеллигентом, владел несколькими иностранными языками, умел играть на скрипке и виолончели. Мама – Наталья Ивановна, в девичестве Загряжская – представительница старого дворянского рода, в молодые годы славилась необыкновенной красотой.
Наталья была младшим ребенком в семье. Помимо нее, Гончаровы воспитывали двух сыновей и двух дочерей.
Биография и внешность
Наталья Гончарова родилась 27 августа 1812 года в Тамбовской губернии, в поместье Кариан. Детство девочки пришлось на тяжелые для семьи времена. В 1810 году Николай Афанасьевич упал с лошади, ушибся головой, с этого времени у него стал постепенно ухудшаться разум. Хотя некоторые знакомые семьи полагали, что действительная причина – пристрастие к алкогольным напиткам.
Из-за психического расстройства Николая Гончарова жизнь жены и детей стала невыносимой. В периоды обострений мужчина носился за родными по дому, угрожая расправой. Тогда жена с детьми спешно уезжали к родственникам.
Когда семья перебиралась в Москву, дедушка Натальи, живший в имении в Калужской губернии, попросил оставить девочку ему на воспитание. Он обожал внуков, всегда охотно их принимал. Младшей внучке старик дал ласковое прозвище Таша.
Наталья Гончарова, в отличие от красавиц ее эпохи, не пользовалась румянами и пудрой. Она покоряла мужчин естественным очарованием, романтичным характером и стройной фигурой. При росте 175 см жена Пушкина весила 65 кг, при обхвате груди 92 см умудрялась ужимать талию корсетом до 42 см. Наталья великолепно наряжалась для выхода в свет. Но Пушкину не приходилось тратить деньги на гардероб, ведь его жена получала дорогостоящие наряды от тети – Загряжской Екатерины Ивановны, служившей фрейлиной при императоре.
Современники описывали Гончарову как женщину стеснительную, неразговорчивую, скрытную. Некоторые полагали, что за такими чертами, в действительности, пряталась жесткая, коварная, расчетливая натура.
Образование
Ранние годы Натальи Гончаровой прошли в Калужской губернии, у любимого дедушки. Тот постарался дать внучке достойное воспитание и максимально возможное образование. Девочка научилась грамоте, свободно разговаривала на французском языке, охотно учила историю и географию, была начитанной и эрудированной.
Когда Наталья вернулась к родителям, то оказалась в неблагополучной атмосфере. Отец продолжал буянить, сходить с ума. Мама, отличавшаяся суровым характером и удрученная несчастливым замужеством, регулярно закатывала истерики, скандалила. Детей она воспитывала в предельной строгости. Особенно жестко женщина обращалась с дочерями, контролировала их поведение, лупила по щекам за малейшие шалости.
Мать считала, что детей нельзя приучать к роскошной жизни. Поэтому на балы и приемы юные сестры Гончаровы ездили в рваной обуви. Но образованию детей в семье уделялось максимум внимания. Познакомившись с Пушкиным, юная Наталья уже знала французский, немецкий и английский языки.