Доярка работы вермеера, голландского художника

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?

«Сводница»

Кратко описание картины

Картина интересна ещё и тем,что предположительно мы можем увидеть и портрет самого художника.На картине он с бокалом в левом углу.Доказательством этого утверждения является его картина Мастерская художника.

Картина «Сводница» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. Как почти всегда в искусстве малых голландцев, сцена заключает в себе аллегорический смысл. В данном случае, как и у Рембрандта в его автопортрете с Саскией, сюжет восходит к евангельской притче о блудном сыне.

У Вермеера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью.

Художник средствами живописи передает содержание мизансцены, являющей зрителю, можно сказать, театральную сцену с живыми и ясными диалогами. Кавалер слева, обращающий свой взгляд к зрителю, как бы приглашает принять участие в пирушке.

Объёмный кувшин — образец вестервальдской керамики — стоит на переброшенном через балюстраду ковре с колоритным орнаментом. Этот восточный ковёр занимает добрую треть картины. Накинутый на него чёрный плащ с пятью пуговицами был добавлен Вермеером на последнем этапе работы над картиной.

Вероятно, на Вермеера повлияли картины Герарда Терборха схожей тематики и «Сводница» Дирка ван Бабюрена (ок. 1622), принадлежавшая Марии Тинс, тёще Вермеера.

В картине Вермеера доминируют три ярких цветовых пятна – красный камзол солдата, желтая блуза девушки и пёстрый ковер, которые отчетливо различимы в тусклом свете свечей.

Влияние светотеней Рембрандта в этой картине является вполне ощутимым. Концепция Рембрандта по использованию ярких насыщенных цветов лишь в одной части полотна могла стать известна Вермееру благодаря картинам учеников великого голландца Николаса Майса или Якоба ван Вельсена, жившего в одном квартале с семьей Вермеера.

В своей довольно смелой книге «Семейные тайны Вермеера» искусствовед Бенджамин Бинсток предположил, что картина является психологическим портретом семейства художника, на которой он изобразил себя музыкантом в услужении хозяйки публичного дома, свою жену Катарину — блудницей, а брата Виллема — похотливым солдатом. По мнению Бинстока, какого-либо нравоучительного содержания эта «мрачная и тёмная» картина не несёт.

Алина Алексеева-Маркезин

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Ян Вермеер «Сводница»Также бесплатно скачивайте Ян Вермеера «Сводница» на странице сайта!

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Линия горизонта

Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.

На выставке «Золотой XVII век» можно найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.

Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.

Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.

Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.

Сюжет и степень роскоши

Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.

Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена. Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен

Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.

А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж. Вторая четверть XVII века. Частная коллекция.

Сюжет и степень роскоши

Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.

Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена. Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен

Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.

А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж. Вторая четверть XVII века. Частная коллекция.

О работе:

В доме Вермера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь «Искусство живописи». С этим полотном Вермер не расставался до самой своей смерти.

Композиция картины построена таким образом, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Труба в руках женщины и лавровый венок на её голове ранее объяснялись как символы славы, ожидающей живописца, который работает в историческом жанре. Сейчас присутствие Клио принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках. Художник в «Искусстве живописи» (полагают, что это сам автор) одет в костюм XV века, что отсылает нас к эпохи Возрождения. Но на стене висит картина XVII столетия. Католическая Фландрия отделена на ней от протестантской Голландии.

Свет Вермеера

Слева мы видим источник света из окна. Он мягко ложится на все поверхности. Но магия в том, насколько по-разному он отражается от предметов и тканей!

Достаточно взглянуть на одежду художника. Казалось бы, на нем почти все чёрное. Но при этом берет полностью свет поглощает, не отражая ни одного луча. Вот вам и иллюзия бархата.

А вот рубашка свет уже частично отражает. Мы видим, что левая ее часть чуть светлее. Но при этом ткань не блестит. Это явно хлопок.

Удивительно ложится свет и на карту. По идее, это плоский предмет, речь здесь не идёт об объеме. И тем не менее мы видим каждый залом, каждую складку.

Ещё невероятнее ведёт себя свет на занавесе на переднем плане. Здесь мы видим не просто светотеневую моделировку, а очень необычный оптический эффект.

Часть ворсинок отражает солнечный свет не так, как большинство из них. В результате ткань как будто покрыта капельками росы!

Зачем художник это делает? Почему не обошёлся светом и тенью?

Я думаю, это в очередной раз доказывает, что Вермеер пользовался линзами и стёклами для создания картины. Когда мы наблюдаем за освещенным занавесом, солнце перемещается, заходит за облака. Крайне сложно вот так увидеть этот эффект.

А вот когда вы смотрите на ткань через зеркало и линзы, изображение фиксируется, застывает. Появляются «росинки». К тому же через линзу такой эффект более заметен, чем если смотреть просто глазами.

О том, как линзы и стекла помогали Вермееру создавать шедевры, я писала более подробно в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника».

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.

Могила Яна Вермеера

О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.

Послесловие

Увы, воля художника не была исполнена. Жена очень старалась оставить картину в семье. Даже отдала ее на время родственникам, лишь бы не досталась кредиторам. Они много чего конфисковали в доме разорившегося  мастера после его смерти. Прознали и про «Аллегорию живописи». Забрали в счёт долгов.

Потомки Яна Вермеера так и не увидели картину – наследство мастера.

Она кочевала из одной коллекции в другую. Даже побыла собственностью Адольфа Гитлера. Он неплохо рисовал в юности и оценил картину очень высоко. Поэтому, как только представилась возможность, купил ее в 1940 году. Возможно, рассчитывал на пенсии воспользоваться живописными советами великого мастера.

Сейчас картина в Музее истории искусств в Вене. Что ж, по крайней мере потомки Вермеера могут увидеть ее там.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Жизнь после свадьбы

У Вермеера была очень большая семья – одиннадцать (или, может быть, даже пятнадцать) детей, некоторые из которых умерли в раннем детстве. Известно, что в 1667, 1669 и 1673 годах состоялись похороны детей Вермеера. После смерти художника появляется информация вначале о восьми несовершеннолетних детях, затем – о десяти. (Мария, Элизабет, Корнелия, Алейдис, Беатрис, Йоханнес, Гертруд, Франциск, Катарина и Игнатий). Чтобы прокормить их, художник помимо живописи занимался и другими профессиями. Возможно, он управлял таверной своего отца, и почти наверняка, как и он, занимался продажей картин. Он также был их оценщиком. В 1672 году вместе с другими художниками (включая Ханса Джордаенса из Дельфта) назначен экспертом и проводил экспертизы картин, приписываемых Микеланджело, Тициану и Рафаэлю. Тогда он заявил, что это никчемные подделки, а не работы великих художников. Скорее всего, живописец Вермеер писал для конкретной аудитории, а не для свободного рынка. Одним из таких меценатов был Хендрик Ван Буйтен – пекарь и Якоб Диссий – типограф, которому в 1682 году принадлежало 19 произведений Вермеера.

Известно, что около 1660 года Вермеер все еще жил со своей женой и детьми в доме тещи, много раз предоставлявшей ему займы. В декабре 1653 года Вермеер стал членом гильдии св. Луки, объединяющую художников и скульпторов. Судя по всему, был уважаемым человеком, поскольку его выбрали председателем (деканом) гильдии. Помимо своих произведений, продавал картины других мастеров. Но способностей к торговле не имел, поэтому жил в бедности до конца своих дней. Не стоит обманываться жемчугом, серебряными бокалами и великолепными коврами на картинах – художники в тот период жили в очень тяжелых условиях. Экономическая ситуация была неблагоприятной, кроме того Нидерланды были втянуты в войну, которая привела к краху экономики и голоду.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.

Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Биография Яна Вермеера

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Самый простой способ отличить фламандца от голландца

Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.

Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.

А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.

Все эти особенности фламандской и голландской живописи можно оценить на прекрасной выставке галереи «Центр Искусств. Москва» по адресу Волхонка, 15 (рядом с Храмом Христа Спасителя). Выставка работает до 31 марта 2022 года. 

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Онлайн-курсы по искусству 

Мастерская живописи маслом в Москве

Группа «Мастерская живописи»По четвергам:Дневная группа с 15 до 18 часовВечерняя группа с 19 до 22 часов

Многие начинающие художники думают, что если они пройдут пару мастер-классов, то сразу начнут писать самостоятельно прекрасные картины. И очень удивляются, когда, после очередного мастер-класса качество их работ существенно не улучшается, и они по-прежнему не знают, с чего начать и когда закончить картину.

К сожалению, невозможно улучшить живопись, с помощью одних технических приёмов, без понимания, что и зачем ты делаешь. Это всё равно, как если покупать красивые ёлочные игрушки, но забыть купить ёлку, игрушки повесить будет некуда. Т.е. одни оригинальные приёмы, сколько бы вы их не насобирали у разных художников, не дадут вам прогресса в живописи, если у вас нет базы, нет этой ёлки, на которую уже можно вешать игрушки.

Безусловно, технические приёмы важны, но бессмысленны, если у вас нет развитого чувства тона и цвета, и правильной постановки глаза.

Если у вас нет хорошей базы знаний и системы в обучении, вы не добьётесь успеха в живописи. Для того, чтобы эту базу заложить и создана Мастерская по живописи маслом.

В программе:

  • Что такое тональная перспектива и как её добиться в картине.
  • Как создать иллюзию глубины пространства на плоскости.
  • За что отвечает тон.
  • Что такое светотень и за что она отвечает. Объём предметов.
  • Как быстро создать нужный цвет.
  • Всё о зелёном цвете или как не превратить пейзаж в зелёнку.
  • Что такое работать отношениями.
  • Что такое композиция. Симметричная и ассиметричная.
  • Контрасты, контрастные связи. Способы организации контраста.
  • Способы организации доминанты.
  • Композиционный центр.

Курс рассчитан на 5 месяцев, с периодичностью 1 раз в неделю (3 часа).Стоимость абонемента на месяц (4 занятия по 3 часа) – 10 000 руб.При разовом посещении занятия — 3 000 руб.

Но на этом занятия не заканчиваются. Они продолжаются курсом «Всё о морском пейзаже», Портрет, Рисование животных, Импрессионизм.

Запись по телефону:

Почему художник изображен в красных чулках

Перед нами мастерская. В центре комнаты сидит художник у мольберта.

И сразу в глаза бросается одно несоответствие!

Очевидно же, что мастер работает в своей мастерской. Но при этом одет в парадную одежду. Чего только стоят красные чулки и берет! Не думаю, что он одевался ради девушки.

Скорее это попытка подчеркнуть значимость труда художника. Он интеллектуал, а не просто ремесленник. Ему нужно ощущение уверенности и статуса, которые придаёт добротная одежда. А вот передник и домашний халат — для подмастерьев.

А теперь посмотрим на модель.

Ян Вермеер. Аллегория живописи (фрагмент). 1666-1667. Музей истории искусств, Вена.

Девушка надела венок и накинула ткань поверх повседневного платья. В руки взяла книгу и тромбон – символы Музы истории Клио. Она позирует для картины художника.

И здесь вот что странно. Она опустила глаза, как будто пытаясь рассмотреть картинки в открытом перед ней альбоме.

Можно предположить, что к роли модели она относится не очень-то серьезно. Возможно, в силу своего юного возраста. А может, потому что художник — ее отец. И она позирует лишь для того, чтобы помочь отцу создать картину на продажу. Сама она за работу ничего не получит.

Вермеер был отцом многодетным, а денег в семье было мало. Поэтому, скорее всего, для всех жанровых картин ему и правда позировали его дочери и жена.

Итак, героев всего двое. Но не все так просто.

На переднем плане стоит пустой стул. При этом висящий занавес загораживает пространство картины на одну четверть! Художник как будто приглашает нас присесть. Но при этом просит не шуметь, так как работа мастера непростая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: