Русская Минерва
Важно было не только победить врагов, но и эффектно преподнести свои достижения. Много сил и средств тратилось для прославления побед России над Османской империей и успехов в освоении завоёванных земель
Расходы на «таврический» вояж Екатерины II и её двора составили баснословную сумму в 10 миллионов рублей.
Частью создания имиджа справедливой воительницы была и живопись. С 18 века практика изображения монархов в образе богов стала общепринятой в королевских домах Европы, и Россия не отставала от моды. На портрете Екатерина изображена в полный рост, в тени оливы на фоне боевого походного шатра, в элегантном стальном корсете. При этом меч с изящной рукоятью в виде головы орла убран в ножны, перевитые лавровой ветвью. Об этом дополнительно напоминает надпись на щите: «И меч твой лаврами обвит, не обнажён, войну пресёк».
Надо отметить, что кроме аллегорических деталей вполне реальными элементами являются цепь высшего и первого по времени учреждения русского ордена — Святого апостола Андрея Первозванного и роскошно прописанная шёлковая муаровая лента ордена Святого Георгия I класса. К слову, копия этого полотна, также кисти Левицкого, экспонируется в Ульяновском областном художественном музее.
Вероятнее всего, Левицкий писал портрет не с натуры, а следовал сложившемуся и высочайше утверждённому типу портрета, созданному ещё одним крупным мастером Фёдором Степановичем Рокотовым (1735−1808).
Мужские черты
Клод Рюльер отмечал «орлиный нос» императрицы и несколько большой, «почти двойной» подбородок. Схожие черты находим и на портрете Екатерины, написанном русским художником-портретистом Евграфом Чемесовым. Крупные мужские черты кажутся приятными, но лишенными одухотворенности. По мнению Казимира Валишевского, лицо императрицы получилось на портрете Чемесова «мещански-заурядным», и несмотря на мягкую улыбку, жестоким. А вот самой Екатерине портрет понравился настолько, что она сделала Чемесова личным секретарем.
Сомнения в определении черт Екатерины высказывал англичанин Ричардсон. Он писал, что ее лицо «правильно и приятно», но общее впечатление таково, что нельзя однозначно сказать: мужественное это лицо или «вполне женственное»?
Картина «Святая Екатерина» — Artrue
История и анализ работы Данте Россетти.
Святая Екатерина
Об этом небольшом полотне Россетти говорил, что он желал бы изобразить богатую даму, которая, возможно, предназначает картину в дар какой-нибудь церкви, и хочет, чтобы фигура святой была срисована с нее. Действие происходит в людной мастерской художника. Дама, позирующая для святой Екатерины, списана с Элизабет Сиддал: она одета в желто-черное платье, украшенное декоративной алой вышивкой. Одну руку девушка кладет на колесо с шипами — средневековое орудие пытки и главный атрибут святой Екатерины, — а в другой руке держит пальмовую ветвь, символ мученичества. На заднем плане Россетти поместил группу учеников, рассматривающих эскиз изображения святого Себастьяна: сюжет будущего полотна угадывается по стрелам, пронзающим тело мученика. Картина «Святая Екатерина» была заказана Рёскином, хотя позже критик назвал её «несуразицей» (возможно, потому, что средневековый художник одет чересчур ярко и пышно) и отказался от покупки.
Джотто пишет портрет Данте
Королевская Академия
В пору пребывания Россетти в Королевской Академии художников приучали чтить своих предшественников, и студенты зачастую копировали самые знаменитые полотна или скульптуры, а также изучали биографии прославленных мастеров; в стенах Королевской Академии нередко воспроизводились воображаемые эпизоды из их жизни. Так, например, на картине Уильяма Дайса «Первый эскиз Тициана в цвете» (1856–1857, Художественная галерея, Абердин) изображено, как молодой итальянский художник использует сок цветов при раскрашивании рисунка Мадонны. Благоговейное отношение Россетти к мастерам прошлого отражено на нескольких его картинах, изображающих живописцев за работой, включая полотна «Джотто пишет портрет Данте» (1852, частная коллекция) и «Джорджоне за работой» (около 1853, Музей и художественная галерея, Бирмингем) — на второй из них трое зрителей наблюдают, как венецианский мастер пишет сидящую девушку.
Отпечаток сентиментализма
Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один — на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.
Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.
Но все же живописные работы не только Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.
Dijelite na društvenim mrežama:
Povezan
- Именины Екатерины: история, традиции и немного гаданий
- Генеалогическое древо Романовых: история царской и императорской России
- Факты из биографии: рост Екатерины Варнавы
- Оскар Уайльд, `Портрет Дориана Грея` — тема актуальная во все века
- Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины
- Портрет в искусстве России. Портрет в изобразительном искусстве
- Кипренский, портрет Пушкина. `Себя как в зеркале я вижу…`
- Ф. И. Тютчев: портреты творческого человека
- Портрет Тютчева: поэт, общественный деятель, товарищ
- Портрет Крылова в творчестве русских художников. Портрет И. Крылова работы К. Брюллова
- Портрет в живописи. Женские образы
- Портрет Жуковского кисти Кипренского и других русских художников
- Портрет Чайковского — великий дар потомкам
- Портрет Ломоносова: описание
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Жанровый портрет в фотографии: особенности
- Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: описание, фото
- Государственный Эрмитаж. Эрмитаж (Санкт-Петербург): коллекция живописи
- Исторический портрет Ивана Калиты, князя Московского
- Какими личными качествами обладал император Александр 1? Анализ характера императора Александра
- Екатерина 2: политика просвещенного абсолютизма (кратко). Императрица Екатерина Великая
Жизнь до замужества
Дата рождения Екатерины Второй (полное имя — принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) — 2 мая 1729 года. Будущая царица родилась в немецком городке Штеттине. Ее отец был местным губернатором, его происхождение — Ангальтский дом. Мать принадлежала герцогской семье Гольштейн-Готторпы, откуда родом был король Дании, Швеции и Норвегии Кристиан I, правивший в XV веке. Кроме того, мать приходилась двоюродной теткой будущему российскому императору Петру III.
Могла принцесса породниться и с российским престолом — ее дядя должен был жениться на дочери Петра Первого Елизавете, но умер до венчания.
Жизнь будущей Екатерины Великой изменилась в 1743 году. Российская королева Елизавета Петровна озаботилась поиском невесты для наследника Петра III и припомнила неудавшуюся свадьбу. Возможно, это склонило ее к выбору молодой принцессы. В 1744 году 15-летнюю Софию Фредерику пригласили в Россию для венчания с Петром III.
Сразу по приезду в страну принцесса начала активно изучать русский язык и традиции, историю, православие. Девушка воспринимала Россию как новую родину и стремилась как можно больше узнать о ней. Занимаясь по ночам у открытого окна, София тяжело заболела воспалением легких, но отказалась от приглашения лютеранского священника. Вместо этого она послала за православным проповедником. Эта ситуация и любовь к России выгодно отличали невесту от ее будущего мужа, презиравшего свое будущее государство и открыто преклонявшегося перед Пруссией.
9 июля София Августа приняла православие и крещение. Отныне она носила имя Екатерины Алексеевны, взяв отчество, как у Екатерины I. На следующий день произошло обручение. Свадьбу сыграли через год: невесте было 16 лет, жениху — 17.
Сочинение-описание картины Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой Боровиковский В.Л.
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой в 1796 году написал замечательный русский художник Владимир Лукич Боровиковский. Живописец был очень популярен у знатных особ. Поэтому они часто заказывали у него портреты всех членов своих семей. Многие работы автора находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
На картине изображена юная красавица. Девочке-подростку на вид не больше тринадцати-четырнадцати лет. Ее хитрый взгляд и шутливо-величественная поза, говорят о том, что характер прелестницы веселый, а нрав — задорный. Ее образ немного похож на образ нимфы или лесной волшебницы. Но нет, это обычный ребенок. Она — дочь известного отечественного полководца Н.Д. Арсеньева.
Художник изобразил девушку на фоне зеленого леса. Ее наряд достаточно экзотичен. Забавная соломенная шляпка, похожая на перевернутую корзинку, венчает златокудрую головку прелестницы. Должно быть ее изготовил какой-то искусный мастер. Очень хорошо смотрится и платье, в которое облачилась модель перед позированием. Оно сшито из легкой, воздушной органзы серо-голубого цвета. Его рукава и вырез лифа украшены золотой вышивкой и украшениями. За спиной Екатерины развевается темно-синий шарф. Из-за этого у зрителя появляется ощущение, что девушка позирует на улице, при сильном ветре.
В руках красавица держит яблоко. Еще с давних времен этому плоду многие поэты, писатели и художники придавали особое значение. Можно вспомнить историю Адама и Евы, которые попробовали яблоко из запретного сада Бога и были изгнаны за это из Рая. Или сказку «О мертвой царевне и семи богатырях», в которой от отравленного плода заснула беспробудным сном главная героиня. Что же означает наливное яблочко, что держит в руках дочь генерала? Может, она немного стесняется живописца, стоящего напротив, перед мольбертом. И чтобы отвлечься, решила просто поиграть этим фруктом.
Цветовая гамма, которую Боровиковский выбрал для портрета, спокойная и мягкая. Позади девчушки чистое голубое небо, обрамленное сочной зеленью деревьев. Ее наряд выполнен в пастельных тонах. На нежном личике играет яркий, здоровый румянец. Белая кожа шеи, груди и рук будто светится. Под локтями нимфы — бежево-коричневый овальный камень.
Мне понравился портрет моей ровесницы Екатерины Арсеньевой, жившей два с лишним века назад. Как же интересно, чем занимались ребята моего возраста в те времена! Куда побежит девочка после окончания работы над портретом, с кем она будет играть, и что будут подавать у них на ужин? Удивительно, если переодеть этого подростка в современную одежду, ее будет не отличить от моих школьных подруг.
Сочинения по картинам 5-9 класс
Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью.
Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них.
Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее.
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (505)
И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на.
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга” (567)
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают.
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых (769)
Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает.
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» (501)
Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность.
Смещение мужа и коронация
9 июля 1762 года Екатерина Алексеевна тайно уехала из Петергофа, в котором готовился праздник по случаю именин Петра Федоровича, в Санкт-Петербург. Там ей тут же присягнули на верность правительственные органы, гвардия и население, несколько полков были отправлены в Петергоф.
Петр III сперва сопротивлялся, но уже к вечеру сдался и на следующий день подписал отречение от престола. Он был отправлен под стражей в Ропшинский дворец, где умер, спустя неделю, при странных обстоятельствах. Официальная версия гласит, что причиной смерти стали геморроидальные колики, неофициальная — императора убили по приказу Екатерины.
Поскольку император не оставил завещания, наследником могла стать как его жена, так и 7-летний сын Павел. Для обоснования своих прав Екатерина II ссылалась на желание подданных. Коронация произошла в Москве 3 октября 1762 года.
1.Внутренняя политика
Направления деятельности | Результаты |
Совершенствование системы государственного управления, становление эпохи Просвещённого абсолютизма. | Ослабление роли Сената, он стал не законодательным, а административным органом власти( 1763)1764-упразднение гетманства на Украине, создание Малороссийской коллегии.1775- губернская реформа. Страна была разделена на губернии, которые делились на уезды. Не стало провинций.1782- была проведена городская реформа, созданы управы благочиния, произведено административное деление городов.Во главе – приставы и квартальные надзиратели.
Принят Устав благочиния — об устройстве аппарата полиции. 1785 – Жалованная грамота городам, по которой уточнено сословное деление городов, значительно совершенствовалось местное самоуправление. 1791- в Польше была принята конституция. |
Совершенствование законодательной системы | 1767-1768- работа Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины. Стремление кодифицировать систему права самодержавного государства. |
Усовершенствование финансовой системы страны как одной из основ экономики | 1768- введение ассигнаций, т.е. бумажных денег1772- было положено начало банковской системы в России, образован Государственный банк. |
Дальнейшее укрепление и совершенствование армии. | 1779- был основан Черноморский флот.1787- создание Черноморского казачьего войска. |
Проведение продворянской политики. | 1765- создание Вольного экономического общества, приобщение помещиков к рыночным отношениям.Винокурение объявлено монополией дворян.1785-«Жалованная грамота дворянству».Век Екатерины 2 -« золотой век русского дворянства», отменена обязательная служба.Щедрая раздача дворянам чинов, земель, наград. |
Дальнейшее усиление крепостничества. | 1765-Указ о праве помещиков ссылать крестьян на каторгу1767- крестьянам запрещено жаловаться на помещиков — подавать челобитныеЖестокое подавление любого недовольства народа: в 1771 г. подавлен чумной бунт, в 1775- пугачёвское восстание.1775- положен конец казачьей вольнице, упразднена Запорожская Сечь.1783- было установлено крепостное право на Украине. |
Развитие экономики России. | Было положено начало свободной предпринимательской деятельности в РоссииВ 1775- указ о свободе предпринимательства, отмене торговых и пошлинных монополий. |
Ослабление роли церкви | 1764- указ о секуляризации церковных и монастырских земель1773- принят закон о терпимости вероисповеданий. |
Борьба с инакомыслием, критикой существующих порядков в стране. | Екатерина 2 не допускала критики в адрес своего правления.Был заточён в Шлиссельбургскую крепость Новиков, издатель журнала « Трутень», отправлен в ссылку А.Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». |
Развитие культуры. | 1764- начало собрания коллекции Эрмитажа в Зимнем дворце Петербурга1773- начало развития балета в России, открыты «танцевальные классы» в Москве — будущее хореографическое училище.1776- положено начало будущему Большому театру- Медокс создал московскую театральную труппу.Расцвет творчества Д.И.Фонвизина, в 1782- первая постановка « Недоросля».В 1783г. княгиней Е.Дашковой была основана Российская академия.
Развитие книгопечатания. С 1783г. частным лицам было разрешено заводить типографии. Однако в 1792г. Екатерина 2 закрывает все частные типографии. 1790- вышла в свет книга А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую автор был отправлен в ссылку. |
Развитие образования | 1764-положено начало женского образования в России( «Воспитательное общество благородных девиц»)1782-1786- проведена реформа образования.Положено начало государственной системе образования, хотя и носило образование сословный характер.1764-открыто училище при Академии художеств.1772- коммерческое училище. |
АЛЛЕГОРИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Можно сказать, что классический улыбающийся и весьма привлекательный образ Екатерины в живописи родился в начале 1780-х годов, то есть примерно в середине ее царствования. Он и вошел в историю. Верные черты в ее репрезентации были наконец-то найдены.
Уже в 1782 году совершенно очаровательный, светлый и одухотворенный с образ императрицы создает Ричард Бромптон (1734-1783), блестящий английский живописец, на несколько лет ставший придворным художником государыни. Пожалуй, это самый живой портрет Екатерины из всех когда-либо написанных.
Портрет Екатерины II. Худ. Ф.С. Рокотов. 1763 г.
Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Эта вторая волна аллегорических изображений императрицы’ во многом была инициирована Николаем Львовым — архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером, а также другом Левицкого. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини — покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Светлый хитон жрицы символизирует чистоту ее помыслов и дел; лавровый венок и морской пейзаж с кораблями — военные победы и успехи на ниве дипломатии; маки, сжигаемые на алтаре Фемиды, — неусыпное попечение о правосудии, а орел с перунами придает величественному образу черты сходства с Юпитером. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы, и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот живописец, играет тут очень важную роль.
Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Худ. И.К. Федоров. 1884 г.
Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером, и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Такой вариант ее репрезентации вряд ли соответствовал уже сложившейся официальной традиции живописного изображения царицы, и его наличие в галерее образов государыни показательно.
Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Худ. И.К. Федоров. 1884 г.
Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Лампи попытался подхватить эстафету Левицкого, изобразив Екатерину, указывающую на аллегорические фигуры Крепости и Истины. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо — одутловатым, и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях — на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором — Кагульский обелиск). Императрица шествует, опираясь на трость, в сопровождении любимой левретки Земиры, сдержанно улыбается, что вызывает симпатию, возникающую во многом и благодаря окружающей ее прелестной неофициальной обстановке. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).
Классический образ Екатерины в скульптуре был создан Федором Шубиным. Бюсты его работы представляют нам императрицу столь же привлекательной, милостивой и улыбающейся, как и картины Левицкого.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Разумовской 5 класс
Описание деталей одежды Арсеньевой: соломенная шляпка, браслет из жемчуга
Примерный план сочинения: 1. Сентиментализм как основа портрета 2. Соломенная шляпка – работа талантливых мастеров 3. Описание жемчужного ожерелья 4. Золотое украшение: красота и вкус 5. Воплощение идеи художника
Изящная простота в деталях
Владимир Боровиковский работал преимущественно со знатью. В те времена вместо помпезных портретов и роскоши некоторые клиенты выбирали сентиментализм. Это романтическое изображение на фоне сельской природы. На картине «Портрет Е. Н. Арсеньевой» изображена не Екатерина Николаевна – фрейлина императрицы, старшая дочь генерала. Мы видим озорную, улыбчивую девушку Катеньку.
Соломенный цвет изделия равномерный и блестящий. Он идеально подходит к цвету волос девушки. Нигде ничего не торчит, не выступает. Изъянов нет. Мы знаем, что в сухом виде стебли соломы сухие и ломкие при сгибании. С ними сложно работать. Меня восхищает талант мастеров, которые умеют вручную создать такую безупречную красоту. Она дорогого стоит.
Правую руку главной героини плотно облегаю две нити жемчуга. В них нет сияющей белизны искусственных камней. Цвет жемчужин идеально подходит к матовому цвету кожи. Они большие и не одинаковые по размеру. Это говорит об их натуральном происхождении и внушительной стоимости.
Светло-голубое, воздушное платье Кати напоминает наряд пастушки. Но в зоне декольте оно расшито золотой нитью. Она гармонирует с золотым украшением на предплечье. На пластине просматриваются горизонтальные линии. По центру прикреплены большие жемчужины. Вместе с браслетом образуется комплект. Он указывает на хороший вкус хозяйки. Художнику удалось передать юношеский задор и беззаботный внутренний мир Арсеньевой. Одновременно он выражает почтение перед ее высоким происхождением.
Последние годы
Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.
Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.
СЕБЕ НАУМЕ
Но время шло. Девочка стала невестой наследника российского престола и приехала в Россию. И вскоре она уже — великая княгиня Екатерина Алексеевна. Сохранилось несколько ее портретов того периода.
Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере — словно окутанной легкой дымкой. Для этого портрета характерно сдержанное очарование, и немалую роль в этом сыграла едва заметная улыбка, которую сумел уловить мастер, однако ему удалось показать и не слишком открытую и искреннюю натуру будущей императрицы. Она, что называется, себе на уме — качество, угадываемое позднее и другими живописцами.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Худ. Л. Каравак. 1745 г.
Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707— 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари, и Алексеем Антроповым (1716-1795), изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.
Портрет Екатерины II верхом. Худ. В. Эриксен. После 1762 г.
Детство и юность
Родилась Екатерина II 2 мая (21 апреля по старому стилю) 1729 года в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской. Несмотря на богатую родословную, семья принцессы не имела значимого состояния, но это не помешало родителям обеспечить домашнее обучение для дочери. При этом будущая российская императрица на высоком уровне выучила английский, итальянский и французский языки, овладела танцами и пением, а также получила знания об основах истории, географии и богословии.
В детстве юная принцесса была резвым и любопытным ребенком с выраженным «мальчишеским» характером. Она не проявляла ярких умственных способностей и не демонстрировала свои таланты, но помогала матери в воспитании младшей сестры Августы, что устраивало обоих родителей. В юные годы мать звала Екатерину II Фике, что означает маленькая Федерика.
Екатерина II в молодости. Художник Луи Каравак / Гатчинский Дворец
В 15 лет стало известно, что принцесса Цербстская была выбрана Елизаветой I в качестве невесты для наследника Петра Федоровича, который впоследствии стал русским императором Петром III. Принцессу и ее мать тайным образом пригласили в Россию, куда они отправились под именем графинь Рейнбек.
Девушка сразу принялась изучать русскую историю, язык и православие, чтобы более полно узнать о своей новой родине. Вскоре она перешла в православие и была наречена Екатериной Алексеевной, а на следующий день обручилась с Петром Федоровичем, который приходился ей троюродным братом.
Учёба
В 1755 году Фёдор едет в Петербург – он попал в число способных московских юношей, которые должны стать первыми учениками в только создаваемой в столице Академии художеств. Но она начнёт работу через два года, их молодой Рокотов проведёт в Первом кадетском корпусе, который был не только военным, но и общеобразовательным учреждением с огромным числом изучаемых предметов. В этот период молодой художник рисует в основном своих товарищей кадетов.
С открытием Академии художеств переключается на уроки живописи. Первыми наставниками русского дарования становятся француз Л.-Ж. Ле-Лоррен и итальянец П. де Ротари. С иностранными мастерами Рокотов осваивал эстетику рококо, а истоки его любви к камерным образам на абстрактном фоне лежат в творчестве Пьетро де Ротари, автора серии портретов «Головки». Уже спустя два года Рокотов стал адъюнктом, помощником преподавателя-профессора, и стал обучать других студентов.
Живописец императорской семьи
В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).