В бодром духе
Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.
Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой театр с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне», — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .
Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.
Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.
Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .
Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.
Воскрешение дочери Иаира, Поленов — описание картины
Воскрешение дочери Иаира — Василий Дмитриевич Поленов. 1871. Холст, масло. 173 х 280 см Популярный библейский сюжет гласит, что Иисус в обществе своих верных апостолов — Петра, Иоанна и Иакова — силой веры воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку — единственного ребенка служителя синагоги Иаира. На картине мастера как раз изображен эпизод, когда Христос повелевает девочке встать с постели, беря ее за руку и простирая свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка. По библейскому преданию, Иисус велел всем выйти из комнаты, а родителям накормить воскресшую девочку, никому не рассказывая о случившемся.Полотно изображает просторную комнату в каменном жилище, что сразу указывает нам на социальное положение отца девочки — Иаира. Он далеко не беден, раз может позволить себе иметь такое жилище и достаточно богато украшенное помещение. На полу из аккуратно уложенных гладких каменных плит у кровати больной лежит красивый пестрый ковер в бордово-золотистых тонах с замысловатым рисунком. Мебели в комнате немного — это кровать девочки, накрытый богатой скатертью стол в ее изголовье, восьмигранный табурет с интересными ножками, напоминающими стилизованный «ласточкин хвост», и невысокая тумба под окном у входа в комнату. Окно затеняет красная штора, чтобы яркий дневной свет не беспокоил больного ребенка. Над изножьем кровати, в стене имеется неглубокая и небольшая ниша, в которой стоят различные сосуды — она исполняет роль полки или подвесного шкафчика в этом древнем жилище.Больше всего внимания привлекает убранство кровати девочки. По нему понятно, что родители очень ее любят и не скупятся на дорогие вещи. В изголовье постели положен очень крупный, объемный валик из тонкого белого полотна, на нем лежит кусок цветной ткани, скорее всего, полотенце. Под головой ребенка большая белая подушка, благодаря чему верхняя часть ее туловища достаточно высоко приподнята. Она укрыта несколькими богатыми и дорогими покрывалами — из-под верхнего шелковистого в сине-золотую широкую поперечную полоску выглядывает другое, очевидно, шерстяное, белое с широкими вставками тканого орнамента в бордовых тонах.Бледная кожа и белая рубашка девочки контрастирует с темными фигурами окружающих ее взрослых. Только в центре картины стоящий Иисус Христос выглядит ярким и заметным благодаря своему красному хитону и цветной накидке.При всем богатстве цветовой гаммы и многочисленным деталям художнику удалось создать органичное, цельное изображение, поражающее нас одухотворенностью и силой истинной веры, которая поднимает даже мертвых.
Истоки таланта
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.
Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся
Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств
Сектор Газа — Сказка текст песни
1. ИнтродукцияВан, ту, фри, фо, файф!Делать нам нечего и вот один раз,Решили записать альбом — полный атас!Даже не альбом, а сказку ваще,Где участвует козел — Бессмертый Кащей,Где участвует царь, с сыновьями и женой,Также Баба-Яга, со своею избой,Где участвует Дракула — от страха хоть умри!И его слуги: волки, мертвецы и упыри,Где участвует Иван, он нормальный чувак,Со своею царевной Лягушкой. Вот так!Раз, два и три, локаторы протри,Четыре, три, два, раз,Панк-опера для Вас!Раз, два и три, локаторы протри,Четыре, три, два, раз,Панк-опера для Вас!Нашим пер-сонажам хорошо помогли,Василисе Прекрасной — группа «Queen»,«Ace Of Base» помогла нам Бабе-Яге,Этой старой шлюхе и старой карге,Графу Дракуле «Anthrax» помог сликонца,Потому что Дракула — нормальный пацан,Ивану помогли группы: «AC/DC»,«Red Hot Chili Peppers», он их попросил,«Песняры», «Сектор газа» — они из Совка,«Midi-Maxi», «Nirvana». Все нормально пока!Раз, два и три, локаторы протри,Четыре, три, два, раз,Панк-опера для Вас!Раз, два и три, локаторы протри,Четыре, три, два, раз,Панк-опера для Вас!«Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…»А.С. ПушкинЧасть IВ Русском царстве жил был царь,Превеликий государь,Царь был стар, но хер стоял,Всех он в царстве заебалА царица уж давноИзошла вся на говно —Доконал изменой царь,Сука, сволочь, падла тварь:Девок всех отрахал он,Сотни, тысячи, мильон,А когда не стало целок,Царь издал такой закон:Сыновей решил женить —Не хуй им баб кадрить.Он послал за сыновьями,Слуги стали их ловить.Старший — шастал по бабцам,Средний дома жрал «Агдам»,Ванька ж младший, с пацанами,Лазил ночью по садам.2.Ария Ивана («Каберне»)Поспели вишни в саду у дяди Вани,У дяди Вани в саду поспели вишни,А дядя Ваня с тетей Груней нынче в бане,А мы под вечер погулять как-будто вышли.Днем сидели мы и скромно выпивали,Постепенно «Каберне» вливалось в кишки,Вдруг соседский Петька намекнул скромно,Что у дядя Вани в саду поспели вишни.А мы не знали, про это мы не знали,И выпивали, «Каберне» мы выпивали,А в это время в саду у дяди Вани спели вишни,Даже сликонца перезревали.«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)Быстро пейте, вишни переспели!Ящик подавили и пошли на дело,В голове мысля созрела,Прочесать весь сад соседский быстро,Пока вишня в нем не переспела.Дома мы штаны переодели,Чтоб штаны на жопе не порвались,Чтоб удобно было лазить по деревьям,Тварью буду, не п…жу, в натуре.Маманя, приготовь заплаты,Маманя, заготовь иголки,Маманя, не ори так долго,Мы ведь погулять решили,По деревне выйти.«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)О! о, е!«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)Быстро пейте и пошли на дело!Нам осталось еще чуток пройти,И еще два дома нам обойти,Петька сука, падла, тише, не галди,Потому что дяди ванин сад вон, впереди!Ребята, тише вы залазьте,Заметят нас, нет заметят?!Вдруг заметят что мы воздухом все дышим!Сказал с кошелками мудак этот Петька,А ну-ка, Петька, нагни эту ветку!Он всю вишню в рубаху ссыпал,А к ней навис, да перегнул слишком ветку,И вместе с вишнями в осадок выпал.«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)Не греми стаканом, услышит дядя Ваня!Пусть дядя Ваня купает тетю Груню,В колхозной бане пускай ее чеканит,Мы скажем вместе: «Спасибо, тетя Груня!»И дяде Ва
ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК
Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин — описание картины
Воскрешение дочери Иаира — Илья Ефимович Репин. 1871. Холст, масло. 229 x 382 Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году, и её автор получили большую золотую медаль, а кроме неё звание художника первой степени и пенсионерскую поездку за границу.Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам – его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус: «она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Такая содержательная трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит Репина с Рембрандтом (это был его излюбленный приём).Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью и демонстрацией величайшей силы человеческого духа. Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно – он готов явить чудо воскрешения.Многие источники утверждают (по свидетельствам двоюродного брата живописца), что представленную картину Репин создавал под музыку Л. Бетховена, а именно под божественно-благородные и щемящие звуки «Лунной сонаты».Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческой карьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной для всего русского искусства.
Дорогами Христа
Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.
Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.
«На горе»
Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…
«Христос и грешница» (1887 г.)
В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры Московского Кремля или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.
«Теремной дворец» (1877 г.)
1 Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105
2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)
3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149
4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.
- Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
- Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
- Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
- Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
- Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
- Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
От европейского романтизма – к русской лирике
Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.
«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)
Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.
Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.
«Московский дворик» (1878 г.)
«Бабушкин сад» (1878 г.)
Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».
«Заросший пруд» (1879 г.)