Огниссанти мадонна -ognissanti madonna

Джотто ди бондоне - художник эпохи проторенессанс

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Влияния

В Мадонна на троне показывает многочисленные стили искусства, которые повлияли на Джотто. Как в золотой окраске, использованной во всем произведении искусства, так и в плоском золотом фоне, искусство Джотто продолжало традиционный итало-византийский стиль, столь популярный в период проторенессанса. Алтарь представляет собой формализованное изображение иконы, все еще сохраняя жесткость византийского искусства, а Джотто сохранил иерархию масштабов, что сделало централизованную Мадонну и Младенца Христа намного больше по размеру, чем окружающие святые и религиозные деятели.

Однако фигуры Джотто выходят за рамки византийского искусства. Его фигуры веские и напоминают трехмерные скульптуры, например, в классической римской скульптуре. Замысловато украшенный трон Мадонны, который сам является итальянским готическим дизайном, имеет очень специфическое использование цветного мрамора в качестве украшения поверхности. Этот метод украшения, основанный на стиле под названием Cosmatesque или Cosmati, был популярен в Риме с раннехристианского периода и в Тоскане в позднем средневековье.

Кроме того, было несколько конкретных художников, чьи стили сильно повлияли на Огниссанти Мадонна. Влияние Чимабуэ, традиционно признанный учителем Джотто, показан первым в очень симметричной композиции произведения. Историки не уверены, правда ли, что Чимабуэ учил молодого Джотто. Тем не мение, Джорджио Вазари, признанный первым историком искусства, упоминал Чимабуэ как мастера Джотто. Хотя использование этого слова неясно, Итальянский проистекает непосредственно из латинский. Латинское слово магистр имеет два значения: «учитель» и «учитель», и не исключено, что Вазари имел в виду второе определение этого слова. Чимабуэ изобразил тот же предмет симметрии в своем 1280 Мадонна с младенцем на троне, и обе части имеют общие аспекты итало-византийского стиля, а у Чимабуэ больше византийских атрибутов. Кроме того, два изображения крыльев ангела в произведениях Джотто и Чимабуэ явно напоминают друг друга. Обе пьесы имеют схожее изначальное ощущение серьезности, но в каждой пьесе есть нечто большее, чем драма

Джотто перенял у своего учителя важность и заботу об объеме и формах в пространстве

Спокойствие фигур Джотто напоминало также стиль Пьетро Каваллини. От этого художника, который писал неовизантийские произведения, опираясь как на мозаики, так и на фрески римских и раннехристианских времен, Джотто получил важные уроки техники живописи и создания статичных и спокойных фигур.

Наконец, Джотто позаимствовал у многих современных скульпторов, в том числе Никола и Джованни Пизано, в чьих произведениях чувствуется влияние северной готики. В творчестве этих художников Джотто видел великолепные драматические композиции, которые, несомненно, повлияли на его творчество. Огниссанти Мадонна.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

История

«Мадонна Оньиссанти» («Маэста»), которая является одной из самых главных работ Джотто ди Бондоне, была написана между 1306—1310 годами для главного алтаря флорентийской церкви Оньиссанти (Всех Святых), монастырской церкви ордена монахов-гумилиатов. Орден гумилиатов занимался переработкой и продажей дешевой шерсти для благотворительных целей. Поразительная простота хитона Богоматери из неокрашенной ткани, вероятно, намекает на это.

Вероятно, икона первоначально находилась на правом алтаре леттнера (стенке, отделяющей хоры от помещения для непосвященных), что подтверждается перспективой архитектуры трона, который рассчитан на зрителя, стоящего слева наискосок.

После того как церковь и конвент в конце XVI века были переданы францисканцам, икона Джотто находилась, вероятно, в одном из соседних помещений до конца XVII века, пока Наполеон декретом 1810 года не распустил флорентийские монастыри, и тогда она оказалась в Академии.

Техника

Джотто был первым художником, изобразившим трехмерные фигуры в западноевропейском искусстве

Кроме того, он использовал гораздо меньшее пространство, чем другие современные художники, еще больше подчеркивая важность тел в произведениях искусства. Джотто покончил со многими аспектами византийского искусства, которые делали картину более плоской

В Чимабуэ с Мадонна с младенцем на троне, есть использование золотого орнамента, чтобы очертить складки ткани. В отличие от этого, складки ткани Джотто более реалистичны, и вместо линий он использовал свет, тень и цвет для создания внешнего вида ткани. Контуры тела под этими складками ткани также видны, особенно на коленях Девы Марии и вокруг ее груди.

Джотто использовал шкалу ценностей, четкий диапазон светлых и темных тонов, чтобы создать ощущение объема в своих фигурах, придав им легкую дымность, которая обычно характерна для Леонардо да Винчи а позже художники эпохи Возрождения.

Картины Джотто ди Бондоне

Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)

Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).

Вид верхней церкви Сан-Франческо

К другим крупным работам Джотто относятся:

  • Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
  • Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
  • Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.

К самым известным относят:

  • Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
  • Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
  • Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
  • Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.

Описание

Украшения трона Богоматери напоминают разноцветный мрамор, который использовался для украшения церквей того периода, а лестницы позволяют зрителю приблизиться к ней, напоминая о ее роли защитницы. Святые и ангелы размещены симметрично справа и слева от Богоматери. Их взгляд устремлен на младенца Иисуса. Атмосферу благоговения подчеркивают изображенные на переднем плане два ангела на коленях, держащие вазы с лилиями и красными цветами. Белый цвет ассоциируется с чистотой и рождением Богородицы, а красный цвет — со смертью Иисуса Христа на кресте. Лишь одна Богоматерь смотрит на зрителя. Ее сидячая фигура вполне объемная и весомая.

Частично обновленная во время последней реставрации ювелирная трактовка цвета в совокупности с декоративными особенностями подкрепляют давно отмеченное родство этой иконы с фресками Джотто для капеллы дель Арена в Падуе, выполненных в 1303—1305 годах. И хотя Богоматерь с младенцем следует византийскому иконографическому типу Одигитрия, своей реалистично переданной телесностью она выглядит иначе в панораме итальянской живописи начала XIV века. Это касается и натуралистически изображенных дырок от сучков деревянного помоста, на который Богоматерь поставила ноги, оберегая от холода мраморного пола; то же самое касается и окаменелых ракушек, которыми устлана земля под ангелами на коленях, которые должны, вероятно, напоминать розовую гальку Вероны.

Внутреннее величие форм, мощные пропорции фигур, сдержанная выразительность поз и жестов, которые отличают, в частности, фигуры ангелов у подножия трона Богоматери, которой они скромно, но с достоинством протягивают цветы, ясность пространственного решения, взвешенное равновесие между перспективными и плоскостными эффектами — лучшие композиции капеллы дель Арена переведены здесь на язык станковой живописи. Если раньше священные события изображались отстраненными от всего земного художественным языком, то Джотто показывает их в торжественно возвышенной, однако четко представленной реально осязаемой действительности. Особенно наглядно это заметно в сравнении с созданной между 1280—1290 годах «Маэста» Чимабуэ, монументальной иконой из церкви Святой Троицы во Флоренции, которая, как и икона Джотто, теперь хранится в Уффици (обе находятся в одном зале — № 2 «XIII в. и Джотто»).

Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии

Номер периода Название Года Название периода
1 период Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. 1200-е гг. Проторенессанс (прото – пред)
2 период Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) 1300-е гг. Ранее Возрождение
3 период Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. 1400-е гг. Высокое Возрождение
4 период Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. 1500-е гг. Позднее Возрождение

Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.

Биография художника Джотто ди Бандоне

Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.

В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город. Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Ссылки и источники

Внешнее видео
Рекомендации
  1. Тернер, 676
  2. Стокстад, 603
  3. Вазари, Жития выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
  4. Тернер, 686
Источники
  • Беккет, сестра Венди и Патрисия Райт. 1000 шедевров сестры Венди: подборка величайших картин западного искусства сестры Венди Беккет. Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли, 1999. Печать.
  • Гринспан, Джоанна, изд. История искусства. Абрамс: Нью-Йорк, 1997. Печать.
  • Миллер, Джулия И. и Лори Тейлор-Митчелл. От Джотто до Боттичелли: художественное покровительство Гумилиати во Флоренции. Университетский парк, Пенсильвания, 2015.
  • Тернер, Джейн, изд. Энциклопедия итальянского ренессанса и маньеризма, Vol. 1. Лондон: Справочник Macmillan, 2000. Печать.

Фреска «Бегство в Египет»

Фигура Джотто ди Бондоне важна для истории мирового искусства.

Но в чем проявилось новаторство Джотто и его абсолютно новый подход к живописи? В чем же заключаются изменения, которые вывели итальянскую школу живописи на абсолютно новый уровень, ведь сами фрески – это искусство, которое существовало и в Древнем Египте, и в античном Риме.

Обратимся к одному из известнейших образов кисти Джотто ди Бондоне – фреску «Бегство в Египет» из падуанской Капеллы Скровеньи.

Бегство в Египет

На фреске имеется обрамление: Джотто имитирует инкрустацию цветным мрамором, чтобы создать эффект рамы

Для художника важно показать самостоятельность каждого произведения, поэтому фресковую сцену он видит отдельным произведением, своеобразной картиной, выполненной, однако, в формате монументальной живописи.
Джотто впервые в истории мировой живописи дополняет композицию пейзажем, чтобы работа выглядела более полной, законченной и интересной для зрителя. Художник очень часто думают о том, как же заинтересовать нас с вами и заставить задержаться перед картиной как можно дольше

Скалы с одинокими деревьями – фирменный почерк Джотто. Благодаря введению такого мотива, композиция становится более глубокой и объемной – художник уходит от византийской плоскостности и упрощенности трактовки.
Джотто пытается победить некую застылось и статичность готических и византийских шедевров
Для этого он вводит в композицию мотив движения, который раскрывается здесь дважды:мотив мерного шествия (обратите внимание, что он специально уходит от симметричного расположения стоп, как это было принято в эпохах античности и средневековья: здесь четко прослеживается, что каждый герой идет в своем собственном ритме).
мотив летящего ангела, который, обогнав процессию, поторапливает ее, понимая, что в случае промедления их ждет неминуемая гибель.

Джотто находил важным вдумчиво прописывать детали, которые помогают сделать его работу еще более реалистичной и интересной: лицам он придает индивидуальные, портретные характеристики, складки и драпировки он пишет гораздо более тонко и мягко, пытается натуралистично изобразить ту или иную фактуру (например, каменные разломы скал или ткани плащей).

А еще Джотто был очень тонким колористом, который видел в каждом оттенке свои эмоциональные нюансы. На многих фресках маэстро — невероятно насыщенный синий фон, который придает композициям особую драматичность и затрагивать самые глубинные эмоциональные струны зрителей, переживающих за судьбы героев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: