История о дочери Иаира
Иаир – это персонаж в Евангелии, который по рассказу евангелистов не был ни священником, ни левитом. Он был простым мирянином, у которого была дочь. Она была ему очень дорога, но однажды болезнь сильно сковала ее, девушка оказалась в постели.
Никто из врачей не мог помочь ей. Но однажды в городе появился Человек, который, смог бы ему помочь в его беде. Это был Господь Иисус Христос и Иаир просил Его возложить Свои руки на дочь, чтобы исцелить ее от болезни. Господь пошел в дом Иаира возложить, по его просьбе руки на умирающую.
По дороге, одна потерявшая надежду когда-либо вылечиться женщина, когда увидела Спасителя незаметно подошла к Нему и прикоснулась к Его одежде и получила исцеление сразу же. Но по обычаям евреев, с данной болезнью (она 12 лет кровоточила) женщины считаются нечистыми и потому должны оставаться дома и своим поведением она совершила преступление. Понимая, что она не сможет это утаить, отчаялась. Но Господь сказал ей: «… дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова».
Дщерь в данном случае означает «верная». Это показывает то, что если бы девушка не имела веры, она не смогла бы получить благодать от Господа.
В это время умерла дочь Иаира. На тот момент все знали, что Христос исцеляет, но никто не знал, что он может возвращать к жизни. Каждый понимает, что это просто невозможно. Но для Господа нет ничего невозможного в этом мире.
ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.
Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.
За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.
Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.
В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.
ВЛИЯНИЕ СТОЛИЦЫ
К 1863 году Репин, мечтавший об Академии художеств, отправился в Санкт-Петербург. Своеобразные подготовительные курсы он прошёл в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с молодым тогда (старше Репина всего на 7 лет), но уже знаменитым И.Н. Крамским, от которого воспринял вполне новаторские по тем временам взгляды на задачи искусства. На дворе стояла бурная эпоха переустройства России, двумя годами раньше было отменено крепостное право, интеллигентная молодёжь бурлила и волновалась революционными теориями, лидерами мнения стали журналы и писатели, отличавшиеся крайними «социальными» идеями. Крамской ввёл своего ученика в ту среду, где широко обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны, пути дальнейшего развития искусства. Это общение наложило сильный отпечаток на мировоззрение Репина — по сути, оно и сформировалось под мощным воздействием тогдашних прогрессивных взглядов на народ, на интеллигенцию, на культуру.
Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Академию художеств. «Цепкость» молодого живописца и его мечта о получении хорошего образования сделали его образцовым студентом. Свои студенческие годы он посвятил глубокому изучению рисунка, перспективы, анатомии и других академических дисциплин.
В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была награждена Малой золотой медалью Академии, а в 1871 году, по окончании Академии, Репин получил Большую золотую медаль за свою дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». Именно она стала началом его творческой карьеры и многолетней крепкой дружбы с Василием Поленовым, который писал дипломную работу на эту же тему и так же, как и Репин, получивший за свою работу Большую золотую медаль и право на поездку за границу. Художники были одногодками, учились вместе в Академии художеств и были близкими друзьями на протяжении всей жизни, несмотря на разные взгляды в искусстве.
Впрочем, уроки Крамского, видевшего одной из главных задач искусства критическое «отражение» действительности, не прошли для Репина даром. Его волновали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Примерно в это же время он написал картину, сделавшую его знаменитым (и не только в России, но и в Европе — после её показа на престижной международной выставке в Вене), — это были «Бурлаки на Волге» (1870-1873).
Сюжет её и пафос известны каждому. К работе над полотном Репин подошёл очень серьезно — чтобы лучше познакомиться с жизнью бурлаков, летние месяцы 1870 и 1872 годов он провёл на Волге. После представления картины широкой публике Репин ещё несколько лет её правил. С годами это его качество бесконечно доводить работу до совершенства упрочилось и часто оборачивалось во вред самому же художнику. Иногда он засушивал и портил хорошие работы. Коллеги говорили, что лучше всего Репину обычно удавался первый вариант — необыкновенно свежий и точный.
Иисус Христос воскресил дочь местного жителя
Каждый евангелист старается передать реакцию у отца на весть о том, что его дочь умерла. Эта новость очень сильно потрясла его, но Иисус сказал ему, чтобы тот не отчаивался, а сохранял веру. После чего Он взяв с собой своих самых ближайших учеников (Петра, Иоанна и Иакова) и отправился в дом Иаира.
Когда Иисус вместе с учениками подошел к дому, в нем уже началась погребальная церемония. Она проходила совсем не так, как сейчас, в настоящее время. Здесь находились плакальщицы, задача которых была – настроить всех на атмосферу скорби и плача.
Иисус сказал находящимся в доме, что девушка не мертва, она просто спит. Все видели, что душа покинула ее тело, а значит, проснуться она никак не может. Как сказано в Евангелии, многие стали смеяться над словами Господа, потому что не поверили и не могли поверить в такое. Господь повелел всем выйти, оставив лишь своих учеников и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Иисус сказал: «Талифа — куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань!» и мгновенно воскресил ее. Господь сказал ее родителям, чтобы они дали ей поесть, так как она не ела довольно много времени из-за болезни.
В Евангелии от Луки описывается воскрешение девочки немного иначе.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ
Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.
Жизнь его была вполне благополучной; недостатка в средствах он не испытывал. Репин всегда сознавал свою удачливость и при этом никогда не был уверен в своём таланте. Он считал себя «посредственным тружеником» и думал, что только ежедневная многочасовая, почти каторжная работа может сделать из него настоящего художника. Он не зазнавался от своих успехов и спокойно переживал неудачи. Даже после расставания с женой Верой, которое он тяжело переживал, и выхода из Товарищества передвижных выставок, когда на нервной почве у него сначала начала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он не сник, не потерялся, а научился работать левой рукой. А ведь ему тогда не было и 45 лет. С возрастом художника начало подводить зрение, развилась дальнозоркость, но Репин и тут не отчаялся, а стал использовать кисти с длинными ручками, их длина иногда доходила до метра. Илья Ефимович научился компенсировать своё состояние и продолжал заниматься самым важным для него — писать картины. Наверное, в его страсти к работе и заключается секрет того, что Репин до самой смерти сумел сохранить ясность ума и живость характера.
Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. «Моя выставка, — отмечал художник в одном из своих писем в феврале 1892 года, — здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице». Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почётного легиона.
Деревенская тема
Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».
Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.
Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Репин И.Е.Холст, масло229 х 382
Русский музей
Аннотация
Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал ее с воспоминаниями о рано умершей сестре. Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения. Пластически завершенный, величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего. Прототипом его можно считать Христа Александра Иванова в картине «Явление Христа народу», но у Репина он более прост и человечен. Суровой торжественности Христа противостоит горестное и благоговейное ожидание родителей девушки. Картина пронизана единым внутренним действием, и в этом главная ценность ее архитектонически ясной композиции. По уровню живописной культуры и одухотворенности это полотно молодого художника стоит в ряду с наиболее выдающимися произведениями русского искусства. Оно было удостоено большой золотой медали и приобретено ИАХ.
Биография автора
Репин И.Е.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
Политические сюжеты
Репин жил в пореформенную эпоху, когда на сцену выступили самые разнородные общественные силы. Громко заявили о себе тогда и революционеры-народники. Александр II был великим реформатором; он освободил крестьян, с его именем связаны либеральные перемены во всех областях тогдашней российской жизни, но по отношению к заговорщикам, выбравшим для борьбы с самодержавием тактику террора, он действовал очень жёстко. Александр III в этом смысле шёл по стопам своего отца. Репин — по своему воспитанию, по убеждениям, наконец, по активной позиции — не мог пройти мимо революционной темы и в конце 1870-х и в 1880-х годах создал ряд произведений, героями которых стали радикально настроенные революционеры. Наиболее известные среди этих работ — «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста».
Картина «Сходка», 1883 — одна из самых известных картин «народовольческой» серии Репина. Как и многие другие работы этой серии, очевидным образом перекликается с Евангелием (тема «Тайной вечери»), бывшим, по многочисленным свидетельствам, одной из наиболее популярных книг среди тогдашних революционеров. По своей сгущенно-мрачной атмосфере это полотно — в некотором смысле — противостоит картине «Не ждали»: там «блудный сын» возвращается в родной дом; здесь «заблудшие овцы» упорствуют в своих заблуждениях. Репин, страстно сочувствуя угнетённому народу и мечтая о переменах в жизни России, категорически отвергал тактику террора, взятую на вооружение народовольцами. Год создания картины говорит сам за себя — она написана через два года после убийства императора-освободителя, которое потрясло страну.
Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одна из них — монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.
ПЕНАТЫ
В 1899 году Репин приобрёл имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Здесь он поселился вместе со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи.
Своё новое «гнездо» художник назвал Пенатами (в честь древнеримских богов-хранителей, покровителей домашнего очага). Но и второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно на юге Швейцарии.
После Октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков, Финляндия заявила о своей независимости, и, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Впрочем, в Советской России его продолжали считать «своим». В 1922 году в «Пенаты» перебирается жить старшая и любимая дочь художника — Вера. Она взяла на себя все заботы по хозяйству уже пожилого отца. В силу наличия тяжёлого характера она не смогла устроить личную жизнь и оставалась с отцом до конца его жизни. В 1924-1925 годах в Москве и Ленинграде были организованы большие выставки, посвящённые 80-летнему юбилею художника.
В 1913 году Репин приезжает в Москву, чтобы восстановить свою знаменитую и достаточно скандальную картину «Иван Грозный убивает своего сына». Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина была выставлена весной 1885 года и вызвала одновременно шок и интерес общественности, и поначалу была запрещена к показу. Однако, спустя три месяца, запрет был снят и работу снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике. Но в 1913 году один из присутствующих совершил акт вандализма и исполосовал лицо царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова.
Рисунки и гравюры
Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.
Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».
Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».