Картины васнецова. от реализма к модерну сказочной дорогой

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Многих современников удивил выбор художника, так как его избранница не отличалась красотой. В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». 2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет.

Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III.

Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика.

Нордман умерла в 1914 году. 322, 5 230сантиметров. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Тудаон отправился, получив золотую медаль Петербургской академии художеств. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа.

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Его он считалинтересным с точки зрения техники, но по смыслу абсолютно пустой. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». Художник пережил ее на 16 лет. Холст, масло.

Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. 5. 2. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).

А прототипом Садко стал художник — «сказочник» Виктор Васнецов. Тут Садко не ошибся. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).

Бруни и Т. А. 1876 год. Неффа (1864-1871). В этойпрекрасной стране он познакомился с модным течением в живописи –импрессионизмом.

Заказ великого князя Александра (будущего императора Александра III). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Кроме картины Репина существуетпопулярная опера РимскогоКорсакова. По мнениюмногих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчествофранцузских импрессионистов. 4. Правда, официально женаты они не были. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердомберегу. 2.

Клодион СкульпторБрюллов Павел Александрович КартиныКартина Сдача БредыАлексей Антропов КартиныСуриков Василий Иванович Степан Разин

После побоища Игоря Святославовича с половцами

Возможно, что мы бы сейчас знали Васнецова только по работам, похожим на произведения Василия Перова.

Но художника в какой-то момент перестало это устраивать. Он решил дальше искать свой путь.

В то время началась мода на всё русское. В 1871 году Александр Островский написал свою пьесу “Снегурочка” о волшебной красавице из старинных сказок и языческих легенд древней Руси.

Васнецов вспоминал, насколько сильное впечатление произвела на него пьеса. В ней он видел особенности русской души, которые ярко выражены в образах жителей Берендеева царства.

Интуитивно художник стал погружаться в тему русского фольклора и истории. Большую роль сыграло его происхождение. Он был сыном священника из села Вятской губернии. Фольклор был частью его жизни с детства, так как он много времени проводил с сельскими ребятами.

Итак, передвижник Васнецов к концу 1870-х годов решил написать необычную для себя работу. На тему древней повести “Слово о полку Игореве”.

В 1864 году была найдена копия этой древней рукописи. Оригинал погиб при пожаре в 1812 году, но копия текста сохранилась!

Эта находка подогрела интерес к истории Древней Руси у русской интеллигенции. А Васнецову пришла в голову идея написать историческую картину на сюжет из повести.

В 1880 году, спустя несколько месяцев кропотливой работы, картина была готова.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Вот так Васнецов переключился с бытового жанра на исторический сюжет!

С одной стороны, в этом не было ничего необычного в контексте развития русской живописи. Васнецов был не первым передвижником, кто написал картину на сюжет из русской истории. До него это сделал тот же Николай Ге, изобразив Петра I и его сына.

Николай Ге. Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
С другой стороны, было в картине “После побоища” нечто необычное. Несмотря на то что на полотне убитые воины, изображение напоминает сюжет из сказки.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Видите, какие яркие костюмы и доспехи у этих воинов! Едва ли в 1185 году люди обладали столь красочными вещами. Цвет буквально входит в противоречие с мраком смерти. И делает трагедию не такой пугающей.

Согласитесь, работы того же Верещагина на подобные темы вызывают куда более тяжёлые переживания. В том числе в этом играет роль более приглушённый, реалистичный колорит.

Василий Верещагин. Побеждённые. Панихида. 1879. Третьяковская галерея.
Мы можем увидеть у Васнецова и идеализацию героев. По центру лежит миловидный воин, похожий скорее на сказочного Ивана-царевича, нежели на реального человека.

Ещё мы сразу замечаем, как над павшими воинами кружатся в схватке два стервятника. Это эффектно, но крайне нереалистично, согласитесь. Ведь при таком обилии доступной пищи птицы не стали бы тратить силы на драку. Но ради драматичного эффекта Васнецов всё же изображает их на полотне.

Также мы видим розовое заходящее солнце – довольно прямолинейный символ уходящей жизни.

Ничего Вам это не напоминает?

Конечно, эта картина Васнецова гораздо ближе к романтизму Брюллова, нежели к реализму Верещагина.

Помните, какое эффектное зрелище с идеализированными персонажами создал Карл Брюллов? В стиле романтизма художник изобразил катастрофу поистине красивой и завораживающей. Об этом я подробнее рассказываю в статье “Последний день Помпеи”.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Но Брюллов работал в первой половине XIX века. Передвижники же почти все работали в стиле реализма. И давно уже забыли о романтизме. А тут Васнецов со своим “Побоищем”!

Конечно, многие пришли от этого в недоумение.

Стасов был серьёзным авторитетом, поэтому это недоумение подхватили многие критики. Выходила одна разгромная статья за другой.

Но были и те, кто поддержал художника. И, возможно, благодаря им мы имеем того Васнецова, который сформировался впоследствии. Их поддержка была ему тогда очень важна.

Так, картина очень понравилась Илье Репину. Он не считал романтизм в данном случае недостатком. Наоборот, подчеркнул, что русской художественной школе такая поэтичность очень даже к лицу. Тем более за несколько лет до этого он создал собственную сказочную картину “Садко”.

Илья Репин. Садко. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Васнецова также очень вдохновили слова его учителя Павла Чистякова. Тот считал, что художнику удалось выразить истинный русский дух.

Иван-Царевич на Сером Волке

Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Третьяковская галерея.
“Ивана-царевича” Васнецов умудрился создать во время росписи Владимирского собора. То есть этой картине больше повезло, чем “Богатырям”.

Перед нами сказочные герои, которые мчатся через романтический лес. Конечно, ему далеко до реализма. Сложно в настоящем густом лесу представить цветущую яблоню. Ей бы не хватило для этого света. Но для сказочного жанра это очень даже уместно.

Художник заполняет деталями всё пространство. Это и красивые орнаменты на одеждах героев. И цветы яблони с кувшинками. Таким образом, художник создал работу в стиле МОДЕРН.

Именно этому стилю свойственна детализация, декоративность, а также минимальная иллюзия объёма. Как раз мы и не видим здесь никакой глубины за счёт густого леса.

Итак, с этой работы начинается развитие стиля модерн в русской живописи. Ведь она появилась даже до работ Михаила Врубеля, который также внёс свой вклад в развитие модерна. И уже на основе наработок Васнецова и Врубеля этот стиль развили художники нового поколения.

В 1890-х годах “Ивана-царевича” увидел юный Иван Билибин. Он был сильно впечатлён. И в дальнейшем стал иллюстратором, работавшим в сказочном жанре и в стиле модерн. Он создал несчётное количество рисунков для книг и открыток.

Иван Билибин. Открытка с рисунком из серии “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”. 1902. Из личной коллекции автора.

О развитии модерна в России я рассказываю более подробно на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.

История создания персонажа

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.

Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.

Три царевны подземного царства

Васнецова поддержали и со стороны заказчиков. Савве Мамонтову, крупному промышленнику, пришлась по душе картина художника. Он также был фанатом всего русского.

Поэтому, недолго думая, он заказал Васнецову несколько картин для конторы, занимающейся перевозкой каменного угля в Донбассе. Самой иносказательной получилась работа “Три царевны подземного царства”.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Художник взял за основу знаменитую сказку о царевнах. Однако оставил из трёх героинь оригинала только царевну золота (слева). Рядом с ней стоит сестра – царевна драгоценных камней. А справа, поодаль, их младшая сестра – царевна каменного угля.

Её легко узнать по чёрному платью. Причём её наряд гораздо скромнее платьев сестёр. Да и видно, что старшие девицы ведут себя надменно по сравнению с самой младшей.

Таким образом, через сказочные образы и нехитрые послания Васнецов передал молодость такой отрасли, как угледобыча

Но выразил её положительность и важность для человека.

Обратите также внимание на необычный цвет неба на этой картине. Царевны золота и драгоценных камней стоят на фоне закатного неба. Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.

При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма

Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.

На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.

Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.

Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.

При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма. Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.

На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.

Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.

Сюжет и композиция

Главным героем полотна является новгородский купец Садко, стоящий в правой части картины. Он был написан с Виктора Васнецова, которого художник специально пригласил в Европу для позирования. Садко по повелению морского царя, задумавшего женить купца, смотрит невест.

В левой части полотна морские девы, которые выглядят как иностранные красавицы, проходят мимо купца, стараются привлечь его внимание взглядами и нарядными костюмами. Они ярко подсвечены откуда-то сверху, а сам Садко находится на самой границе тени и освещенного пространства

Но Садко даже не смотрит на них. Его взгляд прикован к скромной девушке, стоящей в темноте на балконе — служанке морского царя, которую зовут Чернава. Она не участвует в смотре, лишь поглядывает в центр картины из интереса к необычным невестам. Однако ее главный герой и выбирает себе в жены. Этим решением он поражает как правителя морского царя, так и всех других обитателей волшебного мира.

Однако на людских персонажах композиция только строится. Ее дополняют детально изображенные жители морских глубин: рыбы, скаты, медузы морские звезды. Из-за их изобилия и густых водорослей хвосты и подолы героинь, ноги самого Садко почти не видно.

Описание картины Ильи Репина «Садко»

Приключения Садко всем более-менее известны. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садкобогатый гость на дне морском водяной царь показывает ему невест.

При этом, как считал сам мастер, картина «не задалась». Одна вершина в правом нижнемуглу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Он не был в восторге от нового направления. В картине, написанной на сюжет новгородской былины изображен купец Садко в подводном царстве. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.

Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. 5. В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика. Пожалуй, Репинбыл к себе слишком самокритичен.

Все художественные критики отмечали, с каким мастерством прорисована морскаявода. По мнениюмногих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчествофранцузских импрессионистов. 4. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России.

Оставил большое эпистолярное наследие. Там – в левомверхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушкикрестьянки в русскомнациональном костюме. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа. Картина «Садко» стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов.

Садко фигурирует в нескольких былинах со сходным сюжетом. В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». В дальнейшем по этому пути пойдут Васнецов и Коровин, Врубель и Рерих.

В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов. Композиция построена по принципу треугольника. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Заказ великого князя Александра (будущего императора Александра III). 2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет.

Басина, Ф. А. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций.

Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». 2.

Правда, официально женаты они не были. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Чтобы добиться такого уровня реалистичности, Репин неустанно посещалберлинский аквариум. Композиция построена по принципу треугольника. Чтобы усилить эффект, художник рисует героев в окружении фантастических рыб, мерцающих своей чешуей, пестрых морских звезд и красноватых гребешков кораллов. Картина «Садко» – первый живописный опыт обращения к русской былине.

В поисках художественных приемов, адекватных выражению задуманного образа, ему помогли впечатления от пышной зрелищности европейского салона. Более того влияние этого образа было столь велико, что в последствии многие сценографы, переносившие на сцену оперу РимскогоКорсакова, черпали вдохновение именно в образах Репина, воссоздавая его подводныймир.

Тут Садко не ошибся. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. Холст, масло. Художник создал прославивших его «Бурлаков на Волге», получил звание художника первой степени, а еще от Академии художеств – право на шестилетнюю поездку за границу.

Работы своих французских коллег художник посчитал интересными по технике, но лишенными глубокого смысла. Тут Садко не ошибся. Кстати, вдохновленная, в том числе икартиной живописца. 3. Приключения Садко всем болееменее известны. В том же году Илья Репин получилза нее звание академика. 9.

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История ее создания достаточно долгая. Первоначально по жанру произведение было симфонической поэмой, но позже композитор решил воплотить сюжет в опере.

Золотая рыбка в руках Садко, кадр из фильм «Садко» В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.

В 1952 году состоялась первая экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.

В 2014 году старинная былина ожила на сцене детского театра. Режиссером спектакля стал Андрей Тимошенко, а сценарий написала Анастасия Экарева. Постановка «Садко и Царевна Морская» шла также и на сцене московского кукольного театра «Жар-птица».

В 2020 году началось производство нового полнометражного мультфильма Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова, премьера состоялась через год. В нем Садко в поисках своей любимой спускается на дно моря, где ему предстоит сразиться с местными чудовищами и злодеями, в том числе ведьмой Барракудой.

Богатыри

Речь идёт о его знаменитых “Богатырях”. Правда, закончил он эту работу лишь много лет спустя. В 1898 году. Что же случилось?

Сначала Васнецов отвлёкся на… Снегурочку. Но не живописную, а театральную. Он создал эскизы всех костюмов для пьесы Александра Островского, которую ставили в частном оперном театре Саввы Мамонтова.

Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.
Эти эскизы были столь популярны, что впоследствии художник выпустил литографии с этими рисунками большими тиражами. В том числе в виде открыток.

Открытка 1902 года с рисунком В. Васнецова “Царь Берендей” 1885 года. Из личной коллекции автора.
Ещё Васнецов согласился на предложение археолога и историка искусства Адриана Прахова расписать Владимирский собор в Киеве. Что ж, художник хотел пробовать себя и в создании религиозных образов.

И вот в 1898 году “Богатыри” были готовы. Это, конечно, программная работа художника. В ней выразилось всё, что он хотел сказать о русском духе, о его силе и стойкости, через образ Добрыни Никитича.

Мудрость и опытность он выразил в чертах Ильи Муромца. А поэтичность русской души он показал в образе Алёши Поповича.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Третьяковская галерея.
Спустя 16 лет образы богатырей станут как никогда актуальными. С их помощью Васнецов будет помогать реальным русским воинам. Вот как это было.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, была организована благотворительная ярмарка. Собранные средства шли на нужды русских солдат. Для этой ярмарки Васнецов создал открытку с образом витязя по мотивам своей картины “Один в поле воин”.

Открытка 1914 года с рисунком В.Васнецова “В поле один воин”

Из личной коллекции автора
Художник опровергает своим образом пословицу “Один в поле не воин”, подчёркивая важность каждого солдата на войне.

Итак, Васнецов сделал невероятное. Он убедил своих коллег в том, что русская национальная школа – это не только бытовой жанр с тяготами бедных людей, но и сказка

Да, с яркими цветами. Да, с очень простыми посылами о добре и зле. Но это тоже может быть частью национального искусства. 

Надо отдать ему должное: он всех убедил, даже Владимира Стасова. А нас и вовсе не надо убеждать. Сейчас сложно представить себе рассказ о русской живописи без упоминания работ Васнецова. Конечно, подробно мы изучаем его творчество и на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.

Теперь пара слов ещё об одной ключевой работе в творчестве художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: