Описание картины николая рериха «снегурочка». снегурочка картина

Образ снегурочки в творчестве н.к.рериха. часть вторая... снегурочка картина рериха

Описание картины Николая Рериха «Снегурочка» Картины художников

Н.К.Рерих часто делал эскизы к различным постановкам, которые с успехом проходили не только в России, но и за границей.

К созданию декораций художник подходил очень ответственно и долго работал над каждым рисунком. Он считал, что зритель детально изучает его эскизы и даже однажды писал в газете опровержение за неудачную работу ремесленников над его шедевром.

В 1920 году художник начинает работу над оформлением новой постановки Римского-Корсакова. Это прочтение произведения «Снегурочка» отличалось от предыдущих постановок. Нужны были совершенно другие персонажи и новаторский подход к искусству драмы. Больше уделялось внимания влиянию других государств и народов на всю Россию.

Художник образом снегурочки показал принадлежность этого персонажа к русскому фольклору, старине и традициям. Эта девушка будто вышла из сказки, совершенно другого мира, не

похожего на классические русские небылицы. Для того времени образ был просто революционным и многим даже непонятным. Образ напоминает старорусскую икону.

Создавая эту работу, художник изучал множество фольклорных произведений, традиций и обрядов. Постановка имела фантастический успех, а элементы одежды героини перешли в моду того времени.

Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.

Художник в полной мере воплотил в оформлении все идеи Римского-Корсакова. Их взгляды на постановку совпадали, да и мировоззрение было одинаковое. Постановки с успехом прошли во многих странах, и только потом работа была предоставлена на суд русского зрителя.

Новое прочтение «Снегурочки» вызвало большое количество разногласий среди критиков и сегодня вызывает множество споров.

Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 22:17:20

Последние годы

Заморские гости 1901 г.

В 1946 году художник собирается вернуться из Индии, где живёт последние годы, на Родину – закончилась Вторая мировая, что там сталось с Россией? Но его задерживает работа – от полотен не даёт оторваться не покидающее вдохновение (за 12 лет жизни в Индии мастер написал более тысячи картин).

13 декабря 1947 года Н.К. Рериха не стало. Прах его развеян в долине Куллу. Кто знает, наверняка с ветром его частички попали и на Родину, которую он любил всем сердцем.

Российского гражданства, кстати, ни Рерих, ни его жена никогда не меняли. После смерти супруга Елена Ивановна надеялась вернуться на Родину, но в визах ей с сыновьями было отказано. 5 октября 1955 года не стало и её. Лишь к 100-летнему юбилею художника СССР вслед за ЮНЕСКО признал Н.К. Рериха великой личностью: стали появляться памятники, улицы, музеи, учебные заведения, горы на Земле и звёзды во Вселенной его имени. К счастью, не перестаёт восхищаться достижениями этого уникального человека и сегодняшнее общество – Рерих считал память народную высшим проявлением разума – памятные знаки (мемориальные доски, скульптуры…) открываются и в наши дни.

Снегурочка Врубель Картина

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Снегурочка». Холст, масло.

Историк искусства А. М. Эфрос однажды сказал о Врубеле, что он словно просидел
всю жизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театрально-необычные существа.
Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в
его картинах. Но разве от этого они менее прекрасны? Искусства не разобщены
между собой, и влияние музыки и театра на живопись так же возможно, как и всякое
другое. Сказочная атмосфера театра, костюмы, которые с такой неиссякаемой
любовью Врубель создавал для своей жены — все это, слившись воедино стало его
жизнью, его вдохновением.

Сохранилось довольно много фотографий артистки Надежды Ивановны Забелы в образе
Морской Царевны, Маргариты, Музы, Весны; среди них есть фотография в роли
Снегурочки, с локонами, распущенными по плечам. Здесь у нее как раз такое
выражение лица, какое, видимо, особенно нравилось Врубелю, и его он запечатлел
на картине, изображающей девочку в заснеженном лесу,— глаза как бы не разбуженные для жизни, дремотная
томная полуулыбка. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но 
морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Она хозяйка в этом фантастически
прекрасном мире, маленькая волшебница с
удивительными глазами. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна
оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той
ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе, и в музыке, и в
состояниях человеческой души.

Он все время как бы досоздавал ее образ — и не только на сцене, не только в
картинах, но и в жизни. Он сочинял для нее платья — необыкновенные платья из
нескольких чехлов прозрачной материи разных цветов, так что пунцовое сквозило
через черное, и строго следил, чтобы портниха шила точно по его эскизу. Эти
платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской
наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться».
Однако она их послушно носила: художник одевал свою жену сам, с ног до головы,
как драгоценную куклу.Далее →

Описание картины Николая Рериха «Снегурочка»

Русский художник Николай Рерих известен не только написанием картин, ставших шедеврами изобразительного искусства, но и созданием интересных эскизов к театральным представлениям. Обычно такие представления завоевывали популярность не только в России, но и за рубежом.

В эту работу художник вкладывал много труда, каждый рисунок создавался с большой ответственностью и кропотливостью. Рерих был уверен, что зрители всегда изучают созданные им декорации

Их мнение было важно для него. В двадцатые годы прошлого столетия художнику предлагают поработать над эскизами для очередной постановки оперы Римского-Корсакова

«Снегурочка» в этот раз должна была предстать перед публикой в новом прочтении. От художника требовалось создать такие образы, в которых виднелось бы новаторское искусство. Было важно отметить, как другие страны и этносы влияли на Россию. Николай Рерих изобразил истинно русский персонаж, выделив яркие черты русского фольклора и традиций. Рериховская Снегурочка словно появилась из сказки, однако очень отличалась от классического образа, созданного русскими былинами. Многие находили в этом портрете мотивы древнерусской иконы. При создании эскиза художник потратил много времени на изучение и знакомство с различными произведениями фольклора, старорусских обрядов. Новая постановка оперы имела оглушительный успех. Наряд, в который одел Рерих Снегурочку, был отмечен модницами того времени, которые переняли для себя некоторые его детали. Художник сотворил новую эпоху, привнес совершенно уникальный стиль. Обилие замысловатых овалов и завитушек на платье девушки вырисовываются в причудливый орнамент, чем-то напоминающий герб Сибири. Этой работой Николай Рерих целиком отразил все идеи композитора Римского-Корсакова.

Все новости рубрики

  • В возрасте 78 лет от тяжелой болезни ушел из жизни народный артист РФ Геннадий Богачев
  • Экскурсоводов-нелегалов «выдворили» из центра Культурной столицы
  • Организаторы перенесли концерт Киркорова в Петербурге, запланированный на Пасху
  • Минкульт РФ не стало продлевать контракт с худруком БДТ имени Товстоногова Могучим
  • Актер Молодежного театра на Фонтанке, снявшийся в «Улицах разбитых фонарей», скончался на 60-м году жизни
  • 14 апреля 2023, 09:18
  • В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков
  • 13 апреля 2023, 18:54
  • Петербургские ученые создали «умную» одежду, вырабатывающую энергию
  • 13 апреля 2023, 18:39
  • Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса
  • 13 апреля 2023, 17:08
  • Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
  • 13 апреля 2023, 15:51
  • Фонтан «Луч» в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона
  • 03 апреля 2023, 10:01
  • «Премии, уважение, признание»: петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать
  • 02 апреля 2023, 17:42
  • Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов
  • 02 апреля 2023, 16:22
  • В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
  • 02 апреля 2023, 14:17
  • На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями
  • 30 марта 2023, 11:18
  • В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела
  • 30 марта 2023, 09:58
  • Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума «Россия»
  • 30 марта 2023, 08:50
  • В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге
  • 29 марта 2023, 18:35
  • В Смольном заявили о намерении предоставлять многодетным семьям по два парковочных разрешения
  • 29 марта 2023, 16:30
  • Миллиардер Мирилашвили перестал быть собственником трех крупных ТРК Петербурга
  • 29 марта 2023, 15:49
  • В Петербурге скончался школьник, экстренного госпитализированный из вестибюля метро с сильным отравлением
  • 23 марта 2023, 20:08
  • Путешественник Федор Конюхов собирается побить два мировых рекорда в полете на воздушном шаре
  • 23 марта 2023, 19:11
  • Петербуржцам рассказали, как защитить детей от туберкулеза
  • 23 марта 2023, 17:47
  • Зоозащитница рассказала, как можно было бы решить дефицит площадок для выгула собак в Петербурге
  • 21 марта 2023, 20:14
  • Петербуржцы спорят о появлении «улицы Беглова» в Выборгском районе
  • 21 марта 2023, 18:30
  • Психолог объяснила, почему конфликты на работе — это нормально
предыдущая
следующая
  • Территория у Мариинского дворца на выходных превратилась в съемочную площадку для команды сиквела «Майора Грома»
  • Петербургские власти определились, как и где должны выступать уличные музыканты
  • Раз в месяц пенсионеры смогут бесплатно посмотреть экспонаты в Русском музее
  • Жителям намывов Васильевского острова рассказали, где весело и с пользой провести свободное время
  • Сын Боярского объяснил, насколько правдивы слухи о завершении карьеры его отца
  • Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
  • Фонтан «Луч» в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона
  • «Премии, уважение, признание»: петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать
  • Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов
  • В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
  • На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями
  • В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела
  • Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума «Россия»
  • В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге
  • В Смольном заявили о намерении предоставлять многодетным семьям по два парковочных разрешения
  • Миллиардер Мирилашвили перестал быть собственником трех крупных ТРК Петербурга
  • В Петербурге скончался школьник, экстренного госпитализированный из вестибюля метро с сильным отравлением
  • Путешественник Федор Конюхов собирается побить два мировых рекорда в полете на воздушном шаре
  • Петербуржцам рассказали, как защитить детей от туберкулеза
  • Зоозащитница рассказала, как можно было бы решить дефицит площадок для выгула собак в Петербурге
  • Петербуржцы спорят о появлении «улицы Беглова» в Выборгском районе
  • Психолог объяснила, почему конфликты на работе — это нормально
предыдущая
следующая

Снегурочки

Источник

Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Заграницей русскую Снегурочку называют Snow Maiden.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка.1885.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка и Лель.1885.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).

В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Н. К. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки. Около 1921 г.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Ким Светлана.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

Нестеров Владимир.

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, чаще светловолосых.

Шабалин Алексей.

Зубкова Тамара Ивановна.

Snow Maiden. Fedoskino, 1998.

Ruth Sanderson.

Boris Zvorykin. Snegurochka.

Boris Zvorykin. Snegurochka At The Court of Tsar Berendei.

Boris Zvorykin. Snegurochka & Lel The Shepherd Boy.

А еще немного открыток или иллюстраций…1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Гражданин мира

Осенью 1920 года по приглашению отправляется в выставочное турне в Соединённые Штаты Америки. Его произведения увидели в 28 городах США, кроме того, живописец повсеместно читает лекции о русском искусстве. Уже в 1921-м в Чикаго создаёт Объединение художников «Пылающее сердце», в Нью-Йорке – Институт объединённых искусств.

В этот же период в Берлине издаётся сборник стихотворений художника «Цветы Мории» (всего будет около тридцати литературных трудов). Оформителем выступал, конечно, сам Н.К. Рерих, который не сидит на месте, а колесит по всему миру (Европейские страны, Индия, Россия, Центральная Азия, снова Америка…). Так же плодотворно и его художественное творчество – пишет сотни картин, выставляется – впечатления от многообразия мира потрясают мастера

Кроме того, постоянно публикует свои исследования и без устали призывает человечество обратить внимание на памятники прошлого. В результате в 1930 году проект Пакта Рериха начал путь к одобрению (в 1933-м его утвердили уже десятки государств, в 1935-м подписали в Вашингтоне, в 1948-м присоединилась Индия)

ЗИМА В ЖИВОПИСИ (ВЫБЕРИ СНЕГУРОЧКУ!)

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Снегурочка. 1899 г. Третьяковская галерея, Москва

Но вот не менее именитые и талантливые классики живописи Врубель и Рерих спорят с Васнецовым, представляя Снегурочку немного иной. Отчего же? Может, потому, что они больше тяготели к модерну и всяким «измам»? Или потому, что эти рисунки — эскизы костюмов, поэтому на лицо обращать внимания не надо? Ближе всех, как мне кажется, Снегурочка Бориса Зворыкина, создавшего иллюстрации к сказке «Снегурочка» в конце 1930-х в эмиграции, в Париже. К чему я всё это? К тому, что Снегурочки всякие нужны, и не только молодые-синеокие блондинки важны! Главное, чтобы в глазах светилась доброта, на устах сияла улыбка, чтоб была дедушке помощницей-тимуровкой! Вот! В общем, сравните и напишите, какая Снегурка вам ближе!

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Н. Римского-Корсакова. 1890 г. Рязанский художественный музей

Рерих Николай Константинович (1874-1947) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова. 1921 г.

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Иллюстрация к сказке «Снегурочка». 1930-е гг.

Ну, и чтобы не обижать современных художников, чтобы у вас были варианты выбора, чтобы, наконец, получилась настоящая галерея Снегурочек, добавлю еще несколько картин живописцев конца ХХ-начала ХХI века. )))

Григорьева-Климова Ольга Вячеславовна (род. 1984) Снегурочка 2010 г.

Клименко Андрей (род. 1956) Зимушка-зима.

Маковецкий Дмитрий Викторович (род. 1985) Снегурочка. 2013 г.

Шабалин Алексей Анатольевич (род. 1967) Снегурочка.

Кондюрина Наталья Валерьевна Снегурочка.

Дубовикова Галина Красавица. Федоскинская лаковая миниатюра

Барахтян Федор Федорович (Литва, род. 1938) Снегурочка. 2005 г.

Происхождение, детство, вектор жизни

Родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Отец, Константин Фёдорович, в петербургском обществе был известным человеком – в доме бывали видные учёные, литераторы, художники. Мать, Мария Васильевна, занималась детьми – Николай был первым, позже родились Владимир и Борис.

Образованию сыновей уделялось особое внимание. В восемь лет Николая отдали в одно из лучших учебных заведений Петербурга, частную гимназию Карла Мая, отличавшуюся высокими педагогическими принципами и индивидуальным подходом к каждому ученику

На каникулах семья собиралась в усадьбе Извара, принадлежащей Марии Васильевне. Здесь, на речке Изварке, в живописной деревне Санкт-Петербургской губернии, Николай бывать очень любил. Такое раздолье и масса интересного вокруг: растения и камни, птицы и животные, загадочные холмы-курганы, в которых юный следопыт находил обломки предметов старины. Поиски следов жизни из прошлого заинтересовали Николая ещё в детстве. Причём он уже тогда систематизировал свои раскопки: составлял карты местности, описывал найденное, зарисовывал, связывал находки с историей. Общаясь с местным населением, жадно вслушивался в рассказы стариков и записывал их.

Здесь начался жизненный путь Рериха-учёного, не только теоретика, но и практика. Даже самая краткая биография Николая Рериха – это огромный перечень исследований и их художественных отображений, почти с момента рождения художника до самого последнего его дня.

Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть вторая… – Ярмарка Мастеров

Часть первая…здесь

«Песнь солнечная сердца» (синтезирующий мотив)

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Просмотрев театральные работы мастера, Сергей Эрнст отмечает обогатившееся с течением времени мировоззрение Рериха. В своей статье «Одеяние духа» (1921г.) Н.К.Рерих пишет о том, что великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов. Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное  древо русской культуры.

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока – в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние  Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера – образ Мороза, Снегурочки, леших.

В своей статье Н.К.Рерих пишет: «Почему нас могут сейчас интересовать костюмы из «Снегурочки»? Случайно ли? Или сейчас есть на то особые основания? О России так много говорят. Так стараются понять ее. Но путь глаза и уха – лучший непосредственный путь. Легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Вне излишней историчности, вне надуманности «Снегурочка» являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу. Так понятна каждая общечеловеческая идея. Так же понятно, что сердце народов все-таки имеет общечеловеческий язык. И общий язык этот все-таки приводит к творческой любви. И мы понимаем, отчего сердце Америки открыто для России, а сердце России считает Америку своим лучшим другом.

В «Снегурочке» летят весенние птицы. Прилетают, несмотря на снег и на холод. И напоминают о близости солнца и света. И, как птицы, оснастились эти костюмы. Понесут они мысль о большой социальной работе, творимой в жизни. И лягут они залогом единения двух великих стран».

В эскизах, как обычно у Рериха, все продумано: типаж, костюм, детали, окружающий фон. Рерих вспоминал, как в Чикаго во время постановки «Снегурочки» мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт: они построили современные костюмы на орнаментах и линиях доисторических славянских одеяний. Оформление оперы имело такой успех у публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона.

(продолжение следует…)

P.S. «В защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха» смотрите в Блоге

Путешествия и не только

По окончании учёбы молодой выпускник погружается в любимое дело – идёт работать в Археологический институт, организует в родной губернии раскопки, редактирует карты, составляемые в процессе, инициирует расширение территории поиска раритетов с вовлечением соседних губерний.

В 1899 году впервые уезжает далеко от дома. Во время пути на пароходе от Санкт-Петербурга до Новгорода Рерих мысленно переносился во времени далеко назад, представляя, как это делали в своё время варяги. Эти яркие впечатления разбудили в молодом и деятельном художнике страсть к путешествиям и не раз отражались в творчестве Николая Рериха. С первых картин, созданных в историческом жанре, вырисовывается почерк Рериха-живописца: размах композиции, чистые и ясные цвета и линии, лаконичная простота и историческая правдивость. Произведения Николая Константиновича Рериха обретают индивидуальность, в основе которой серьёзный багаж знаний и приверженность истории.

Но не только живопись занимает художника. Понимая, что административная работа позволяет быть ближе к важным решениям и как-то влиять на них, он стремится к соответствующим постам: в 24 года – помощник директора музея, помощник редактора художественного журнала, затем – секретарь общества художников.

Зрелые годы

Путешествия станут важными вехами творческого развития Николая Рериха. В Париже он учился у художника-приверженца исторических сюжетов Фернана Кормона. После свадьбы отправляется в поездки-исследования по России вместе с женой. Они посетили десятки городов, имеющих богатую историю. В результате родилась обширная серия картин, на которую художника вдохновила уникальная архитектура.

В 1903 году художник опубликовал внушительную статью «По старине», своеобразный отчёт о своих поездках, где с горечью описывает грубые проявления забвения древних крепостей и соборов, какие пришлось наблюдать на «Московщине, Смоленщине» и т.д

Отметив, что всё же есть в глубинке люди, озабоченные сохранением старины, Рерих делает вывод, что их единицы, и государству совершенно необходимо обратить на проблему особое внимание

Параллельно занимается организацией выставок (в 1903-м на персональной выставке представлено около 200 работ), возглавляет Рисовальную школу, объединение художников «Мир искусства» (до 1913-го), организует Кружок имени Куинджи, любимого учителя. В 1904 году отправляет свои работы на выставку-продажу в США (город Сент-Луис), где отмечается серебряной медалью. Вследствие исторических событий они вернулись на родину только через 70 лет. Персональные выставки в Германии, Австрии, Чехии, Италии прошли с большим успехом (и с этого времени стали проводиться регулярно), а награда, полученная в Милане, Почётный диплом, имела вес больший, чем золотая медаль. Не забывает об археологии – отправляет на Международный конгресс во Францию своё собрание предметов каменного века.

В 1906 году путешествует по Швейцарии и Италии, в Париже избран членом Осеннего салона (в числе 15 художников из России), в Реймсе входит в состав Национальной Академии. Живопись Николая Рериха постепенно трансформируется. Кроме экспериментов с составом красок, способами их наложения и оттенками живописец ведёт поиски гармонии в сплетении реализма и символизма, появляются восточные мотивы. Дореволюционные работы отличаются воспеванием живой природы, деревень и небольших городков, их простых жителей. Темами для картин становятся русские сказки и былины. Кроме того, в эти годы Рерих – театральный декоратор (постановки спектаклей «Снегурочка», «Псковитянка», «Князь Игорь» – известных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, «Пер Гюнт» – МХТ), художник-оформитель церквей, храмов (буддийского в Санкт-Петербурге) и интерьеров общественных зданий (Казанского вокзала в Москве, который начал строиться в 1913-м) …

Биография Николая Рериха – бешеный круговорот событий, в череде которых есть место как получению чина статского советника, так и членству в жюри конкурса моделей современной женской одежды (1916).

Последние статьи

  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами сегодня, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33

Все статьи

Годы революции

Небесный бой 1912 г.

В марте 1917-го Николай Рерих на квартире Горького в Петрограде в числе прочих обсуждал меры по охране культуры, но от должности министра изящных искусств, предложенной Временным правительством, отказался. Состояние здоровья вынудило деятельного художника уехать с семьёй в Карелию (г. Сердоболь). Снимает здесь дом, пишет картины, обдумывает реорганизационные планы Рисовальной школы, пару раз выезжал на короткое время в Петроград. В 1918 году город Сердоболь оказывается отрезанным от Родины в связи с отделением Финляндии и закрытием границы. Осенью художник перевозит семью в Выборг, самый интернациональный город Финляндии, в котором как раз к осени после кровопролитных военных действий наступил мир.

С конца 1918 года Рерих как признанный именитый художник работает в Художественном обществе Финляндии, регулярно выставляется, пишет эскизы к театральным постановкам, вместе с семьёй совершает поездки в Швецию, Норвегию и Лондон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: