Museo Correr
www.correr.visitmuve.it
В Городском музее Коррер можно узнать о венецианской культуре последнего периода существования Венецианской республики. Музей был основан в 1830 году на основе собрания венецианского патриция Теодоро Коррера, завещавшего городу свою ценнейшую коллекцию живописи и декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем музей оброс еще двумя коллекциями — картинной галереей и Музеем Рисорджименто. Из коллекции Коррера в музее исторические виды Венеции, документы, ведуты школы Каналетто, одежда, монеты и печати, а также историческое оружие. Среди шедевров картинной галереи — «Две венецианки» Карпаччо. Временные выставки в институции часто посвящают искусству XX–XXI веков.
История
В течение нескольких веков Дворец Дожей был одним из главных зданий Венеции — кроме покоев дожа, в нем также заседало правительство Венеции, находился Верховный Суд, канцелярский офис, тайная полиция, морское ведомство и другие организации.
Произошло множество событий перед тем, как Дворец Дожей приобрел свой настоящий вид: в IX на месте Дворца находилась обычная, ничем не примечательная крепость. Через 100 лет произошло восстание, и постройка была сожжена; на её месте возвели новый форт, который тоже сгорел в 1106 году. На его месте построили здание, которое не было крепостью и стояло, пока не обветшало. Наконец, на этом месте разрешили возвести новую постройку — Дворец дожей. И снова спустя век в пожаре было уничтожено крыло дворца, и его отстраивали заново.
Именно в это время в архитектуре менялись стили: происходил переход от готики к более гармоничным направлениям эпохи Возрождения, поэтому можно заметить некоторую эклектичность в формах и оформлении Дворца.
С балкона на основном фасаде правитель Республики выступал во время больших торжеств — например, с этого балкона в XIX веке объявили, что будет происходить объединение Венеции и Италии.
Во дворе, на мраморной Лестнице гигантов короновали дожей. В Зале большого совета патриции обговаривали государственные вопросы, в Зале Выборов — публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры.
На самом последнем этаже находились тюремные камеры.
История
Дворец Дожей, рисунок 14 век
Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.
Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.
Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.
Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.
Порта делла Карта — «Бумажная дверь»
Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.
В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.
Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)
Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.
В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Мост Вздохов и стена Дворца Дожей
Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.
Мост Вздохов
К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.
Дворец Дожей, детали
Билеты и экскурсии во дворец Дожей
Стоимость билета при оформлении онлайн составляет 25 евро, при покупке в кассе — 30 евро. Пройти по билету можно не только в Дворец Дожей, но также ещё в несколько музеев: городской музей Коррера, Национальный археологический музей, залы Национальной библиотеки Марчиана.
Льготный билет онлайн стоит 13 евро, в кассе — 15 евро и доступен для следующих категорий посетителей:
- Дети от 6 до 14 лет
- Студенты от 15 до 25 лет
- Персонал Министерства культурного наследия
- Посетители старше 65 лет
- Держатели карты ISIC
Свободное посещение предусмотрено для следующих категорий:
- Студенты и резиденты Венеции
- Дети от 0 до 5
- Люди с ограниченными возможностями с сопровождающим
- Гиды для группы от 15 человек (с предварительным бронированием экскурсии)
- Учителя групп школьников (до 2 учителей на группу)
- Члены I.C.O.M.
- Держатели карты MUVE Friend Card
При желании, можно арендовать аудиогид. Стоимость: 5 евро для одного человека.
Во Дворце проводятся экскурсии с гидами: как по самому Дворцу, так и по временным экспозициям. Средняя длительность экскурсий — 2 часа, проводятся на итальянском, английском, французском языке. О времени проведения экскурсий сообщается на официальном сайте Дворца Дожей.
Стоимость полного билета составляет 32 евро, льготного — 20 евро.
Ca’ Pesaro
www.capesaro.visitmuve.it
Ка-Пезаро — одна из старейших галерей современного искусства в Венеции, где хранится коллекция европейского искусства XIX–XX веков. Дворец был построен в XVII веке знаменитым архитектором барокко Бальдассаре Лонгеной, также возведшим церковь Сан-Салюте и дворец Ка-Реццонико. Международная галерея современного искусства открылась в 1902 году, со временем к ней присоединился Музей восточного искусства с коллекцией из Японии. Здесь также хранятся избранные работы, приобретенные на Венецианской биеннале с самого начала до 1950-х годов. Среди топов коллекции — работы Густава Климта, Василия Кандинского, Пьера Боннара, Марка Шагала, Джорджо де Кирико, Джорджо Моранди, Ива Танги, Жоана Миро и даже нашего Филиппа Малявина.
Palazzo Fortuny
www.fortuny.visitmuve.it
За скромными стенами Палаццо Фортуни скрывается фантастический мир. Дворец, принадлежавший дизайнеру ХХ века Мариано Фортуни, — одно из самых удивительных мест в мире. Здесь хранится наследие самого Фортуни, блестящего фантазера и изобретателя, здесь же проходили выставки, организованные современным дизайнером и антикваром Акселем Вервордтом, с ловкостью жонглера смешивающего стили и эпохи. В постоянной экспозиции — картины Фортуни, текстильный и театральный дизайн, новаторская фотография. Среди изобретений Фортуни — плиссированный шелк, набивной бархат по рисункам тканей Возрождения, абажуры из шелка, украшенные бусинами и шелковыми шнурами. Дизайнер изобрел и систему смены театральных декораций, «панорамный купол Фортуни», которую использовали в постановках театра Ла Скала в Милане.
Золотая лестница и внутренний дворик
Лестница Гигантов
С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции — работа Якопо Сансовино.
На верхней площадке Лестницы Гигантов XV в. работы Антонио Риццо совершалась церемония коронации дожей шапкой дожа.
Дворец Дожей, внутренний двор
Золотая лестница (Скала д’Оро), спроектированная Якопо Сансовино, ведет на верхние этажи дворца. Название лестнице дала изысканная позолоченная лепнина на своде, созданная Алессандро Витториа (1554-1558).
Золотая лестница (Скала д’Оро)
Архитектурные особенности
У здания особенный вид. Мастера Пьетро Базейо, Филиппо Календарио создали дворец в изящном готическом стиле с византийской пышностью, соединив различные архитектурные направления. При взгляде на эклектичную архитектуру вначале кажется нелогичным то, что массивная часть стоит на легких ажурных арках: дворец напоминает перевернутое судно.
Наружные стены трехэтажного здания построены П-образно. Дворец возвели из красного кирпича и отделали белым, розовым, серым мрамором, выложенным геометрическим узором. Детали архитектурного комплекса гармонично сочетаются друг с другом.
От Зала Совета Десяти к Оружейной палате
Зал Компаса
Зал Совета Десяти служил местом заседаний могущественного Совета Десяти, основанного в 1310 г. для обеспечения государственной безопасности. Потолок зала украшают два чудесных произведения Веронезе — Старость и Юность и Юнона, дарующая Венеции герцогскую корону (оба 1553-1554).
В Зале делла Буссола (Зал Компаса) подсудимые ожидали приговора перед лицом Совета Десяти. В «бокка ди леоне» («пасть льва»), одно из нескольких во дворце, опускались тайные доносы.
«Львиная пасть» — почтовый ящик для анонимных доносов во Дворце дожей (Венеция, Италия). Перевод надписи: «Тайные обвинения против любого, кто скрывает милости или услуги, или тайно сговорился, чтобы утаить истинный доход от них».
Оружейная палата (Армерия)
Отсюда деревянная дверь ведет в Зал государственных инквизиторов, а затем в камеру пыток и тюрьму. Оружейная палата (Армерия) с одной из лучших коллекций в Европе занимает последующие залы.
От Зала Четырех Дверей к Залу Сената
Второй пролет Золотой лестницы ведет к Залу Четырех Дверей, потолок которого спроектировал Палладио и расписал Тинторетто.
Похищение Европы, Веронезе (1580)
Дальняя стена следующего Зала Антиколлегии украшена мифологическими сценами Тинторетто, а шедевр Похищение Европы, Веронезе (1580), напротив окна — одно из самых драматичных произведений во дворце.
В примыкающем Зале Коллегии, дож и его советники принимали послов и обсуждали государственные дела. Великолепный потолок обрамляют 11 аллегорических полотен Веронезе.
Зал Четырех Дверей
В следующей комнате, Зале Сената, расписанном Тинторетто и его учениками, дож и около 200 сенаторов занимались международными делами.
Зал Сената
Ранний период творчестав Паоло Веронезе.
Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом. Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте. В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.
В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах. В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.
К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице. В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие. В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.
Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле. Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело. Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.
Ca’ Rezzonico
www.carezzonico.visitmuve.it
Дворец Ка-Реццонико — образец роскошной венецианской архитектуры барокко, главным сокровищем которого стали фрески Джамбаттисты Тьеполо. Проект дворца по заказу патриция Филиппо Бона был создан именитым архитектором Бальдессаре Лонгеной на пороге XVII–XVIII веков, а закончен Джорджо Масари в 1745 году. В 1751-м дворец приобрел состоятельный предприниматель Джамбаттиста Реццонико, отец папы Климента XIII. По его заказу непревзойденный мастер оптической иллюзии Тьеполо расписал потолок нескольких залов в честь свадьбы Лудовико Реццонико. Головокружительные ракурсы Тьеполо, на долгие годы вышедшие из моды, вновь вызывают восхищение. Колесницы, путти и прекрасные юноши и девушки будто спускаются с небес, за что теперь рокайльные истории Тьеполо принято сравнивать с 3D картинами. Помимо фресок Тьеполо во дворце хранится коллекция живописи художников XVIII века, среди которых Франческо Гварди, Пьетро Лонги.
Scuola Grande di San Rocco
www.scuolagrandesanrocco.org
Скуолу Сан-Рокко (Святого Роха) можно считать музеем Тинторетто: здесь сохранились его работы, которые он писал в течение 23 лет. Скуола была основана в 1549 году для оказания помощи больным: Святого Роха почитали как защитника от чумы — кстати, его мощи хранятся в церкви прямо напротив скуолы. Строительство здания началось в 1515 году по проекту Бартоломео Бона, а закончено было в 1549 году архитектором Антонио дель Аббонди (Скарпаньино). Тинторетто выиграл конкурс на роспись скуолы, представив свою картину «Святой Рох во славе», которая теперь украшает потолок в зале Альберго. Живописный цикл на нижнем этаже посвящен Богоматери. На стенах лестницы — огромные живописные истории, написанные Пьетро Негри и Антонио Санки, со сценами ужасов эпидемии чумы в Венеции 1630 года. Однако самой известной картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие» Тинторетто — 5 м длиной, на котором можно отыскать и его автопортрет.
Покорение Венеции Паоло Веронезе.
В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции, и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Он создает цикл картин и расписывает плафоны в трех залах Совета Десяти в новом крыле дворца на протяжении трех лет работы.
Первым был закончен Зал Приемов. Для него, помимо нескольких одноцветных композиций, Веронезе создал четыре масштабных полотна. «Юпитер, изгоняющий Пороки» (вывезена французами, находится в Лувре), «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость» и «Свобода» и отдельно «Святой Марк венчающий христианские добродетели».
Это картины высочайшего художественного качества. Насыщенный цвет, исключительная яркость живых красок с эффектом мерцания, световые блики сообщающие фигурам на полотнах необыкновенную легкость и создают иллюзию глубины. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.
В Зале Трех Дворца дожей главной темой оформления стали триумфы добродетельного правления. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».
По завершение работ во Дворце дожей Веронезе был приглашен для оформления грандиозной декорации в новой церкви Святого Себастьяна в районе Дорсудоро. Росписи этой церкви Паоло Веронезе посвятил, с перерывами, более двух десятилетий своей жизни. Кисти Веронезе в церкви Святого Себастьяна принадлежат картины, потолочные холсты и фрески в нефе и на алтарной стене, а так же часть росписи ризницы, хоров, органа и алтаря.
В 1555 году была расписана сакристия, кисти Веронезе принадлежат «Коронация Богоматери» и «Евангелисты». В 1556 году на потолочном нефе Веронезе завершил несколько картин с изображениями эпизодов из книги «Эсфирь» — «Изгнание царицы Астинь», «Коронация Эсфири», «Триумф Мардохея (Мордехая)». Затем были созданы картины позади хоров иллюстрирующие житие святого Себастьяна.
В 1560-м году Веронезе украсил створки органа — при закрытых ставнях органа мы видим «Сретение Господне», при открытых «Христос, исцеляющий больных». Завершают декорацию органа сцена «Рождество», размещенная на внешней стороне балкона, а также два изображения Добродетелей и образы Святого Франциска и Святого Иеронима. Подобную роспись Веронезе делал и для органа церкви Сан Джеминьяно, которая была разрушена, картины попали в Галерею «Эстенсе» в Модене.
Так же Веронезе написал на куполе церкви полотно «Успение Пресвятой Богородицы», но в XVIII веке роспись была уничтожена. Последней работой Веронезе для церкви Святого Себастьяна в 1570 году., стала картина позади высокого алтаря — «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми». Картина заключена в цветную мраморную раму, выполненную самим художником.
V-A-C Foundation, Palazzo delle Zattere
www.v-a-c.ru
Фонд V-A-C, основанный Леонидом Михельсоном, — единственное российское частное пространство культуры в Венеции, органично вписавшееся в пеструю карту венецианских художественных фондов. Четырехэтажное здания Фонда в Венеции открылось 11 мая 2017 года выставкой «Пространство, сила, конструкция», представляющей советское искусство 1920–30-х годов. Сегодня здесь меняют выставки дважды в год, на которых собирают вариативные произведения художников XX–XXI веков как из коллекции самого Фонда, так и из собраний других институций.
Photo: Andrea Avezzù
Photo: Delfino Sisto Legnani and Marco Cappelletti
Архитектурные особенности Дворца Дожей
Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:
- 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
- 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
- 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.
Вид на Дворец Дожей с кампанилы собора Святого Марка
Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, — всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.
Центральный балкон на южном фасаде Дворца Дожей
Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:
- «Суд Соломона»;
- «Ева, Адам и змей-искуситель»;
- «Опьянение Ноя».
Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.
Порта делла Карта — «Бумажная дверь»
Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.
Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта — «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.
Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец
Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).
Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.
Вид на мост Вздохов
Зал Большого Совета
Если подняться на второй этаж по Лестнице Цензоров и пройти мимо Зала Гвариенто и статуй Адама и Евы (1480-е) Антонио Риццо, попадаешь в великолепный Зал Большого Совета. Этот просторный зал использовался для заседаний Большого Совета и проведения государственных банкетов.
Зал Большого Совета
К середине XVI в. Большой Совет насчитывал более 2000 членов. Любой венецианец знатного происхождения, достигший 25 лет, имел право принимать участие в заседаниях, если не женился на простолюдинке. Восточная стена зала полностью покрыта живописным полотном Тинторетто «Рай» (1587-1590), площадью 7,45×24,65 м, это самое монументальное полотно в мире.
Тинторетто «Рай» (1587-1590)
Ca d’Oro
www.cadoro.org
«Золотой дом», как переводится название дворца, — шедевр готической архитектуры, внутри которого спрятана прекрасная коллекция ренессансной живописи. Дворец был построен в XV веке по проекту архитекторов Джованни и Бартоломео Бон. Изначально кружевной фасад был украшен сусальным золотом, вермильоном и ультрамарином — к сожалению, в результате варварской реконструкции XIX века золото с фасада исчезло. Последний владелец дворца барон Франкетти собрал великолепную коллекцию живописи Возрождения, и после его смерти в 1927 году дворец превратился в галерею, названную в его честь. Для главной жемчужины своей коллекции — «Святого Себастьяна» Мантеньи — барон построил капеллу, отделанную мрамором. Триптих, посвященный Деве Марии, Карпаччо, «Портрет Николо Приули» Тинторетто, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Портрет Марчелло Дураццо» Ван Дейка — картины, достойные лучших музеев мира, можно увидеть здесь, помимо других ренессансных раритетов.
Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)
Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»
Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.
Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле. Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко). Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.
В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными росписями. В них в аллегорической форме, с привлечением образов античной мифологии прославлялась республика Венеция, ее богатство и военные победы. Плафоны и панно исполнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную силу проявились особенности жизнелюбивого таланта Веронезе. С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков. Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, исполненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Венеции» (1580—1585).
Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веронезе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палаццо Маньядоле около Ла-мотта (1572). Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии. В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и мифологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.
Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, придавая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и персонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).
Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григория» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила причиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.
Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина характеристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц. Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого султана, английскую королеву и многих знатных венецианцев. А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.
В некоторых поздних произведениях Веронезе нарастают чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакивание Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.
Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в создании ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в частности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.
Картины во дворце Дожей
В залах музея собраны картины и статуи известных итальянских мастеров. В «Зале большого совета», который посетители видят первым, находятся картина «Рай» авторства живописца Якопа Тинторетто и его сына Доменико и полотно «Триумф Венеции», написанное Паоло Веронезе.
В следующем зале — «Зале выборов» — расположены 3 овальные картины, 2 квадрата и 12 треугольников, в которых находятся сюжеты, написанные художником Алессандро Варотари (или Падованино).
В «Зале Компаса» потолок составлен из трех больших овалов и 12 четырехугольников. Потолок был расписан Паоло Веронезе: на первом овале изображена богиня в облаках, окруженная фигурами Славы, Силы, Богатства — она олицетворяет собой Венецию (картина называется «Триумф Венеции»).
«Зал совета десяти» также украшен произведениями Веронезе. Однако сейчас в зале остались только «Старик, сидящий у ног женщины» и несколько других. Лучшие полотна были увезены в Лувр.
Наиболее грандиозно отделан «Посольский зал». В нем находятся 4 картины Якопа Тинторетто: «Дож Андрей Гритри, преклоненный перед Святой Девой, ангелами и святыми», «Обручение Святой Екатерины», «Святая Дева в вечной славе» и «Дож Мочениго перед явившимся ему Спасителем». А на главной стене зала находится полотно «Дож Велье, Венеция, Святая Жиуста и аллегория Веры, преклоненные, взирают на явление Спасителя в его славе, окруженного сонмом святых, ангелов и архангелов».
Константин