Бюст работы Михаила Герасимова
Автор реконструкции знаменитый советский скульптор и антрополог Михаил Герасимов разработал собственный метод восстановления облика человека по костям черепа до Великой Отечественной войны. Скульптурный портрет Ивана Грозного он выполнил в 1964 году, когда его метод уже приобрел большую известность. Эта самая зрелая и известная работа выдающегося антрополога.
Скульптор отмечал, что специально не собирал известные изображения Ивана IV, чтобы восстановление облика было непредвзятым. Кстати, химический анализ костей царя, сделанный тогда же, опроверг предположение, что Грозный мог быть отравлен: содержание в них мышьяка не превышало обычных норм. Щитовидный хрящ на горле также не был поврежден — этот факт сделал несостоятельной версию о том, что Грозный был задушен.
Увидеть гипсовую реконструкцию Грозного можно в постоянной экспозиции Музея Москвы «История Москвы для детей и взрослых».
Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей».
Сочинение по картине Васнецова Царь Иван Васильевич Грозный
Образ Ивана Васильевича Грозного, на портрете написанным великим художником Васнецовым, получился весьма величественным и могущим. Художник очень точно описывал в своих картинах исторические моменты, это касалось не только окружающий обстановки, но и лиц.
На картине изображен великий царь, который спускается по ступеням из своих палат. Царь как будто застыл на миг, чтобы рука художника запечатлела его.
Главный герой картины, обрисован в его повседневной жизни, образ очень похож на современную фотографию
Благодаря своим краскам и четким образам, картина привлекает к себе огромное внимание. Особенно выделено лица царя, на картине он кажется довольно строгим
Каждая морщинка, описанная на лице, говорит нам о том что человек всегда находится в тяжелых раздумьях, лицо его выглядит совсем не молодо, но и не старое. Даже недостаток сна и небольшая нервозность показана на картине, в виде синяков под глазами. Настолько точно и правдоподобно Ивана Грозного описывал художник.
Так же очень интересно художник обрисовал религиозные атрибуты в царской одежде. К примеру на шапке царя имеются иконы, которые наверняка служили ему хорошим оберегом. Четки, которые носят священнослужители, висят на его руках. Все это говорит о религиозной принадлежности Ивана Грозного. Он был действительно очень верующим человеком, и все свои деяния совершал исходя из своей веры. Несмотря на всю строгость и надменность царя, которой обладал огромной властью, он всегда помнил о том что существуют высшие вилы и ни когда не забывал о чувстве смирения перед Богом.
Взгляд царя невольно приковывает к себе внимание, он настолько пронзителен и подозрителен, что у зрителя возникает чувство неловкости, глядя на картину. Грозный изображен очень надменно, на всех своих слуг он смотрит, как на очередную жертву
Он был очень недоверчив и во всем своем окружении всегда искал врагов, от каждого их движения он ждал какого-то подвоха.
Васнецов уделил огромное внимание деталям картины, так например, в левом углу картины видно небольшое окошко, в котором виден яркий свет столицы. Город где жители проживают свою жизнь, а царь коротает время наедине со своими мыслями и чувствами
Эта картина была написана Васнецовым после посещения Киевского собора, где он принял участие в росписи стен во Владимирском храме. Ивана Грозного, Васнецов описал очень властным и грозным, владыкой Всея Руси.
Царевна Несмеяна
Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.
Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.
Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.
Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.
Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины
Описание картины Святослава Рериха «Царь Соломон» Картины художников
В начале 20-х годов XX века Святослав Рерих увлекся написанием картин на религиозную тематику. Одной из таких картин стала картина «Царь Соломон», написанная осенью 1923 года под впечатлением от визита в Италию.
Данная картина должна была стать частью некоей серии картин, посвященных духовному богатству всех земных цивилизаций. Написана она была не без вмешательства со стороны Николая Рериха — отца живописца, известного писателя и литературоведа. Влияние отца прослеживается, прежде всего, в облике мужчины на картине, черты лица царя Соломона в точности повторяют черты лица Николая Рериха.
На первом плане картины зритель видит большую чашу, которую держит в руках довольно пожилой человек с длинной, ниспадающей вниз бородой
Созданию этой бороды художник уделил особое внимание, прорисовывая мельчайшие детали так, как будто это был не рисунок, а скульптурная композиция
Те, кто хорошо знаком с легендой о Соломоне, знают, что представленная
чаша является чашей жизни, которую царь испил сполна, воздвигнув свой знаменитый храм на Горе Завета. Человек, держащий чашу, и есть сам Соломон. Глаза его полузакрыты, под ними виднеются десятки морщинок.
Царь одет в обычный, по всей видимости, шелковый, халат. На руке у царя — золотой перстень со Звездой Давида. Одежды царя пышно украшены, что позволяет сразу же понять, что перед зрителем не простой человек. Об этом же свидетельствует дорогой головной убор.
Задний план картины украшает Храм Соломона, прорисованный на фоне последних лучей заходящего солнца. В облике картины присутствует некая печаль и отдаленность, кажется, что легендарного царя ничего более не связывает с этой землей, кроме как чаша, которую он упорно продолжает держать в руках, несмотря на то, что она давным-давно опустела. Именно пустота чаши и становиться причиной для грусти, читающейся на изможденном морщинами царском лике.
На данный период времени картина находится в частной коллекции и не выставляется на всеобщее обозрение.
Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 22:18:39
Что Иван Грозный сделал для Руси
Иван Грозный сделал попытку не только упорядочить некоторые отношения между сословиями, но и пытался ограничить произвол власти. Это нашло отражение в судебнике 1550 года. Согласно записанным там постановлениям, крестьянским общинам предоставлялось право самоуправления. Кроме того, представители высших сословий не могли задерживать без оснований представителей низших сословий. Если последнее происходило, то «обесчещенные» могли потребовать уплату деньгами или кровью за нанесённый им ущерб. Если же доходило до крови, то любой желающий мог бросить обидчику вызов на любом из видов оружия. Единственным ограничением для своеобразных поединков было то, что их нельзя было проводить без участия местного воеводы, который должен был выступать в качестве свидетеля.
При Иване IV в русском войске появились задатки регулярной армии, что оказало впоследствии немалое влияние и на петровскую армию. Так, при Иване был реорганизован «наряд» или артиллерия. Пушки времен Иоанна, изготовленные мастером пушечных дел Андреем Чоховым, прослужили вплоть до воцарения Петра I и его военной реформы. При Иоанне IV начали формировать стрелецкие полки, которые не только не уступали воинским образованиям Европы, но в некотором отношении их превосходили.
Запад прибег к клевете
Не имея возможности уничтожить Русь военным путем, Запад прибег к клевете, назвал сыноубийцем и принялся всячески подрывать авторитет верховной государственной власти в России.
Первым одного из величайших русских самодержцев оклеветал папский шпион Антоний Поссевино. Монах-иезуит Поссевино приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Батори. Последний, как известно, в ходе Ливонской войны вторгся русские земли. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевино надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу…
Начатое итальянцем подхватил германский шпион Генрих Штаден. Он написал клеветнические записки, которые русский историк Николай Карамзин посчитал правдивыми, и которые позже были разоблачены историками. К примеру, Иван Полосин назвал их «повестью душегубства, разбоя, татьбы с поличным», причём отличающейся «неподражаемым цинизмом». По словам другого историка Степана Веселовского, «они представляли собой бессвязный рассказ едва грамотного, необразованного и некультурного авантюриста, содержащий много хвастовства и лжи».
А историк Иван Забелин и вовсе писал: «Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем… Вся наша история есть тёмное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей…»
Биография Ивана IV Грозного
16 января 1547 года Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Кремля.
Этот акт имел большое международное значение, поскольку в нем выражалось право Русского государства на одно из первых мест среди государств Европы.
В 1562 году царское достоинство было утверждено за русским царем константинопольским патриархом от имени его самого и Константинопольского собора.
Активное участие Ивана Грозного в государственной деятельности началось с создания из числа своих единомышленников своего рода совета, так называемой Избранной рады — фактического правительства Русского государства.
В 1549-1560 годах он осуществил реформы в области центрального и местного управления (оформляются важнейшие приказы, ликвидируется система «кормлений»), права (составляется общегосударственный кодекс — Судебник), армии (ограничивается местничество, создаются основы стрелецкого войска, налаживается сторожевая служба на границах Русского государства, выделяется артиллерия в самостоятельный род войск, появляется первый воинский устав — «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе») и др. После падения Избранной рады (1560) единолично проводил линию на укрепление самодержавной власти.
Борясь с властью и влиянием бояр, а также с остатками феодальной раздробленности в стране, Иван IV в 1565 году ввел особую форму правления — опричнину — систему репрессивных мер против боярства, направленных на укрепление единоличной власти царя. Основными методами борьбы с политическими противниками стали казни, ссылки, конфискация земли.
Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом, в ходе которого были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.
От кровавых расправ и массовых репрессий Ивана IV гибли и его политические противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Во время одной из вспышек гнева в 1582 году он нанес смертельные побои своему сыну Ивану. В народе Иван IV получил прозвище «Грозного», отразившее представление о нем как о царе-тиране.
Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня и введение заповедных лет).
Во внешней политике проводил курс на доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды, расширение территории государства на восток и овладение берегами Балтийского моря на запад. В результате военных походов Ивана IV в 1547-1552 годах было присоединено Казанское, в 1556 году — Астраханское ханство; в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигей (1555) и Большая Ногайская орда (1557). Однако Ливонская война (1558-1583) закончилась потерей части русских земель и не решила основной задачи — выхода к Балтийскому морю. С переменным успехом царь боролся с вторжениями Крымского ханства.
Как полководец Иван IV отличался смелостью стратегических замыслов и решительностью, лично руководил войсками в Казанских походах, походе на Полоцк (1563), Ливонских походах (1572 и 1577). В борьбе за крепости широко использовал артиллерию и инженерные (минно-подрывные) средства.
Иван IV развивал политические и торговые связи с Англией, Нидерландами, Кахетинским царством, Бухарским ханством, Кабардой и др.
Царь был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к князю Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Грозный способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Поддерживал летописание.
Умер Иван IV Грозный в Москве 18 марта 1584 года. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Иван Грозный был женат несколько раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родились два сына, Иван и Федор. Старшего сына и наследника Ивана, по одной из версий, царь случайно убил, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Второй сын — Федор, отличавшийся болезненностью, слабостью и умственной неполноценностью, стал царем после смерти Ивана Грозного. Третий сын царя — Дмитрий Иванович, родившийся в последнем браке с Марией Нагой, погиб в 1591 году в Угличе. Так как Федор умер бездетным, то с его смертью завершилось царствование династии Рюриковичей.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 г.г.)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Иван-царевич на Сером волке. Описание картины
Краткая биография В.М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево). Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).
Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.
История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»
Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.
В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.
Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.
Купить
Герои-беглецы
Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.
Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.
В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.
Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.
Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.
Репин не смог сам восстановить картину
После того как Балашов изрезал картину, художник Игорь Грабарь (будущий автор картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), служивший в те годы попечителем Третьяковской галереи, обратился к Репину. Тот тут же бросился спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло тридцать лет, и, очевидно, гений Репина (которому было уже почти семьдесят) уже начал угасать. По крайней мере, по воспоминаниям Грабаря, результат был далек от оригинала.
Затем Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, ничего не сказав Репину, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, — то ли не заметил, то ли сделал вид, что не заметил.
Портрет царя
Большое внимание созданию образов прошлого уделял Васнецов. «Иван Грозный» — это, пожалуй, наиболее известная работа в данном направлении
Это полотно было создано под впечатлением от поездки художника в Москву, где он пленился архитектурой города. По воспоминаниям его брата и друга, художник вернулся из поездки в воодушевлении, что и стало толчком к созданию известной картины. В центре внимания Васнецова — личность царя. Во второй половине 19 века в исторической науке его характеризовали как тирана. По иному пути пошел Васнецов. «Иван Грозный» — это портрет человека подозрительного, но волевого, сильного и умного. Общему замыслу соответствует и сама композиция картины, основное пространство которой занимает фигура правителя, что подчеркивает его мощь и величие.
Смотреть галерею
Акцент на внутренний мир этого человека делает картина «Царь Иван Грозный». Васнецов показывает его личностью незаурядной и выдающейся. Лицо правителя выражает непоколебимую волю и решительность, а взгляд — властность и сознание своего могущества. Этой же идее соответствует и одежда Ивана Грозного. Золотое парчовое одеяние подчеркивает его царственный статус, а посох, на который он опирается, как бы еще раз указывает на его силу.
Картина считалась антимонархической
После того как картина была представлена публике, многие усмотрели в ней подрыв монархических устоев государства. Обер-прокурор Синода Победоносцев в письме к Александру III указывал:
Через некоторое время власти в Москве по высочайшему указу запретили картину с указанием «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике». Павел Третьяков, купивший картину, поначалу повесил ее в отдельной комнате и показывал только близким друзьям, а домашние и слуги всегда крестились, проходя мимо запертой двери. К счастью, вскоре запрет был снят. Интересно, что спустя более чем сто лет, в октябре 2013 года, группа историков и православных активистов, вдохновленных давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации В.В. Бойко-Великим, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей.
Сочинение по картине Царь Иван Васильевич Грозный Васнецова
Одним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками. Поэтому его картины претендуют на высокую достоверность, и тут мы можем даже считать возможным детальное воспроизведение не только элементов интерьера, но и лица самого Грозного.
Композиционно перед нами как бы кадр из палат царя, который спускается по ступеням. Вероятнее всего тут какой-либо из залов Кремля или нечто подобное. Царь в регалиях и роскошной одежде отправляется для какого-то дела и как бы застыл на секунду для того чтобы посмотреть в сторону художника/зрителя.
На самом деле довольно интересное решение, которое существенным образом напоминает современную фотографию. Главный герой картины запечатлевается в один из моментов собственной повседневности.
Картина наполнена строгостью и приковывает внимание именно к лицу царя. Оно не молодое, но не дряхлое
Перед нами умудренный опытом и, судя по рисунку мимических морщин, тяжелыми раздумьями человек. Помимо этого синяки под глазами указывают на нервозность или отсутствие достаточного количества сна.
Если говорить в целом, то царь выглядит как человек, который много устает, напряженно размышляет и достаточно суров. Собственно, именно таким, вероятнее всего, Грозный видится большинству людей, и именно таким он, вероятно и был. Он стоит прямо, хотя одежды просторные, силуэт выдает гордую стать с крепкими и массивными плечами, выдающуюся вперед грудь.
Интересной деталью являются религиозные атрибуты. Мы не видим короны, но шапку с вшитыми иконами, которые служат своеобразным оберегом. Также мы видим в руке царя четки, такие как носят монахи или священники для начитывания молитв.
Эти детали выдают набожного человека, который, хотя и обладает властью, помнит о высшей справедливости и потребности иметь смирение перед Господом. Как известно, Иван Грозный действительно был человеком религиозным и много собственных поступков совершал, исходя из идеалов веры. В целом картина оставляет ощущение красоты и строгости, которые также дополняются чувством какой-то отрешенности от обыденного мира изображаемой фигуры.
Популярные сочинения
- Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика) В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.
- Сочинение Мой Чацкий (мое отношение к Чацкому) Александр Андреевич Чацкий в комедии «Горе от ума» способен располагать к себе людей, но в тоже время остается лишним человеком. На фоне окружающих он выглядит достаточно яркой личностью
- Сочинение-описание по картине Светлый день Млады Финогеновой (6 класс) Млада Константиновна Финогенова – представитель русской школы изобразительного искусства. Основными направлениями ее творчества были пейзажная живопись
Три царевны подземного царства, 1879 год
В самом конце 70-х годов мастеру были заказаны три картины для размещения в парадных залах здания железной дороги в городе Донецк. Одна из них особенно подчеркивает приверженность Васнецова русской фольклорной тематике. На этом полотне в красочной форме изображены три замечательные красавицы, как будто сошедшие со страниц русских народных сказок. Это: Золотая царевна, а также ее Медная и Каменная спутницы.
Обратите внимание: Последняя из этих девушек олицетворяет каменный уголь и неразрывно связана с тематикой железных дорог. Да и оставшиеся две царевны по сути своей – это символы богатства родного края, славящегося золотыми и медными рудниками
Да и оставшиеся две царевны по сути своей – это символы богатства родного края, славящегося золотыми и медными рудниками.
Недоказанное убийство
Во времена, когда Репин писал свою картину, версия о том, что Иван Грозный убил своего сына в порыве гнева, не подвергалась сомнению — об этом рассказывалось в трудах практически всех русских историков, начиная с Карамзина.
Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. В частности, многие исследователи указывают, что в летописях того времени не говорится, что смерть царевича была насильственной. Кроме того, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц Ивана Грозного и царевича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. С чем это было связано — неизвестно. К сожалению, череп царевича был в слишком плохом состоянии, чтобы определить, есть ли на нем следы травмы.
Мы изучаем — Сочинение по картине Е. М. Васнецова Царь Иван Васильевич Грозный. Подсказки школьнику
Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич! М. Ю
Лермонтов Как интересно порой складываются обстоятельства, выстраиваясь в логическую цепь, обращая наше внимание на взаимосвязанность вещей. В седьмом классе на уроках литературы, прочитав замечательную Песню про царя Ивана Васильевича… М
Ю. Лермонтова, я захотела побольше узнать о той страшной и кровавой эпохе русской истории. Под руки случайно попалась репродукция картины В. Васнецова Царь Иван Васильевич Грозный.
Я не верю в мистику, но все уж очень логически выстроилось. На картине В. Васнецова царь изображен в древнерусском наряде, в сафьяновых, шитых золотом сапожках, с тяжелым посохом, похожим на пику. Таким посохом…дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником.
Лицо царя хмурое, сосредоточенное, обращено к зрителю. Он надменно смотрит сверху вниз на своих подданных. Жестокие серые глаза царя Ивана, кажется, ищут очередную невинную жертву.
А пальцы правой руки перебирают четки. Как точно сумел художник запечатлеть противоречивую натуру Грозного! Это кровавый и ненасытный тиран, огнем и мечом укрепляющий свою власть и мощь России.
С другой стороны, богобоязненный ханжа, часто прячущийся за монастырскими стенами, пытающийся отмолить грехи, чтобы потом творить зло с новой силой. Художник поместил царя на дворцовой лестнице, стоящим над зрителями, подданными. У его ног небольшое оконце, в которое видна московская улица, там идет своя жизнь, кипят не менее сильные страсти. Но как они ничтожны для царя Ивана!
Он центр картины, России… почти Вселенной. Что, впрочем, не уберегло его от несчастий, присущих человеку, а он мнил себя полубогом. Гениальная картина В. Васнецова открывает внимательному зрителю трагедию несчастного, одинокого, но надменного и жестокого человека. Никому не признается царь Иван, что проливает слезы в тоске и муках совести, заставляющих на коленях вымаливать прощение у Господа.
Среди подданных же он горд, надменен, жесток. Ему льстит прозвище Грозный все лучше, чем безвольный, мягкосердечный. А в глазах сатанинский огонь.
Благодаря этому произведению я многое поняла в характере и поступках царя. Поистине гениальная картина!
Особое внимание царь уделял культуре
Годы правления Иоанна Грозного были ознаменованы, как сказано выше, бумом рождаемости. За годы его правления число подданных русского царя увеличилось с 8-9 млн до 12-13 млн. человек. И это благодаря тому, что Иоанн поднял уровень жизни народа. Достигнуто это было с развитием мещанских и крестьянских общин, на которые делилось почти всё общество низших сословий.
Особое внимание Иван Грозный уделял культуре и просветительству. При нём был возведён один из наиболее узнаваемых символов России – храм Василия Блаженного и для царской библиотеки в единственном экземпляре написан Лицевой летописный свод в 10 томах
В нём собраны события мировой и русской истории, охватывающие период от «сотворения мира» до 1567 года. Иван Грозный покровительствовал книгопечатанию и слыл даже в просвещённой Европе человеком выдающегося ума и эрудиции. Известно, что особую слабость царь питал к шахматам. Однако большинство потомков о нём знают только как об основателе опричнины, многоженце и сыноубийце.
Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины
1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»
Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.
Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.
Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.
Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.
Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.
Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера
Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.
Лучшие картины Васнецова В.М.