Биография
Семья художника была большой (восемь детей). Будучи шестнадцатилетним подростком, Казимир начал обучение в художественной школе, написал первую картину «Пейзаж маслом». Согласно легенде, картина понравилась друзьям юноши. Один из них забрал холст, втайне от автора продал полотно за пять рублей. Годом позднее семья переехала в Курск. Казимир продолжал свои творческие изыскания. Совмещать художественную деятельность приходилось с крайне скучной работой чертежником. Серая обыденность, рутина напрягала Казимира. Творчество стало настоящей отдушиной.
1899 г. – время встречи мастера с Казимирой Зглейц. Последняя станет его женой. Вместе они прожили пять лет. Мастер, влекомый жаждой творческого развития, уехал покорять Москву. Вскоре художнику пришлось вернуться: две попытки поступления провалились. Семейные размолвки усиливались. В результате испортившихся отношений, оставив детей, женщина уехала к любовнику. Художник, забирая детей, познакомился со второй женой – Софьей Рафалович.
1910 г. ознаменовался взлетом творческой карьеры Казимира. Художник сменил несколько городов: Москва, Витебск, Петроград. Женился третий (последний) раз на Наталье Манченко, стал директором Ленинградского Государственного института художественной культуры. Кончина настигла Малевича после продолжительной болезни 15 мая 1935-го. Согласно завещанию, был похоронен близ села Немчиновка Московской области.
Начало пути
Казимир Малевич родился в Киеве, в польской многодетной семье. У него было четыре брата и четыре сестры. Все его детство прошло в селе. В 1895 — 1896 годах он посещал занятия в Киевской рисовальной школе. Первая картина была написана художником в 16 лет, а затем продана в магазине одним из друзей за 5 рублей. Он неоднократно пытался поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, но все три попытки закончились неудачно. Каждый раз он вынужден был возвращаться и продолжать работу чертежником в управлении Курской железной дороги. В 1907 году Людвига Александровна, мать художника, снимает большую квартиру в Москве. Казимир Малевич получает возможность общаться с единомышленниками и создавать свои картины в столице.
Свой творческий путь художник начинает с натурализма. Но затем быстро увлекается импрессионизмом, футуризмом и кубизмом. Даже эти, весьма авангардные стили живописи, не дали Казимиру Малевичу возможности рассказать всему миру о переполнявших его философских размышлениях и мыслях о дальнейшем развитии современного искусства. Вскоре он понимает, что необходимо создать еще одно направление в живописи — супрематизм, в котором важны были лишь форма и цвет.
Слайд 33 «Гигантские войны, великие изобретения, победа над воздухом,
быстрота перемещения, телефоны, телеграфы, дредноуты — царство электричества. …
А наша
художественная молодежь пишет Неронов и римских полуголых воинов. … Каждая форма свободна и индивидуальна.
Каждая форма есть мир. …
Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка. …
Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас».К. Малевич
«… Не я ли новый земной череп, в мозгу которого творится новый расцвет, и не мой ли мозг образует собой плавильную фабрику, из которой бежит новый железный преображенный мир…»Из книги К.Малевича «О новых системах в искусстве, изданной в Витебске в 1919 г.
Слайд 28… Вот что говорили о главной идее оперы её оформители.
Мои соавторы – композитор Матюшин и художник Малевич сотруднику петербургской
газеты «День»: «Смысл её – ниспровержение одной из больших художественных ценностей – солнца в данном случае. … Существуют в сознании людей и определённые, установленные человеческой мыслью связи между ними.Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира, от этих связей, мыслимых в нём. Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбивать в куски и из этих кусков творить новые ценности.Алексей Кручёных, «Наш выход. К истории русского футуризма. Воспоминания. Материалы», 1932 г.
Подведя черту
Казимир Малевич, начиная с 1932 года, обратился снова к реализму, так как это было веянием и требованием того времени. Художник выполнил ряд реалистичных работ, но так и не успел закрепиться в этом стиле. Он скончался в 1935 году в полной нищете, абсолютно больной и непризнанный при жизни. Даже могила художника осталась затеряна в бескрайних полях Подмосковья, где теперь возвышаются новые микрорайоны Большой Москвы. Но памятником этому великому мастеру служит его всемирно известный «Чёрный квадрат».
За свою жизнь Малевич написал четыре «Чёрных квадрата». Все они находятся в ведущих музеях России — в Москве и Санкт-Петербурге. Оценочная стоимость одной картины до 30 миллионов долларов. Это настоящее признание гения абстрактного искусства. Most-beauty ждет ваших комментариев об этом художнике и его творчестве. Напишите нам какие картины Малевича произвели на вас наибольшее впечатление.
Слайд 51Александр Родченко(23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря
1956, Москва) Советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и
кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.
А.Родченко, «Для распространения произведений печати» Конкурсный проект киоска для Наркомпроса, 1919г.
А.Родченко, Необъективная композиция. 1917 г. 78 х 50,8 см. Ивановский художественный музей г. Иваново.
А.Родченко, Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание.
1918 г, холст, масло.
Третьяковская галерея, Москва.
Надменно и ренессансно
Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей
Еще один хрестоматийный автопортрет мастера изображает его в поздний период. Картина эта неожиданно реалистична, она отсылает к итальянским портретам эпохи Возрождения: Малевич не только оделся как венецианский дож, но и принял полную достоинства позу. Тут художник следует духу времени: в 1930-е годы живописцы стали писать в стиле неоклассицизма. Однако не забывает он и о своем супрематическом прошлом: в правом нижнем углу полотна можно найти подпись Малевича, только вместо автографа — крохотный черный квадрат. При прощании с художником после его смерти этот автопортрет висел в изголовье супрематического саркофага — разумеется, рядом с «Черным квадратом».
Кубофутуризм
В 1912 г. Малевич пишет картину, которая станет классикой русского кубофутуризма. Это картина «Точильщик» («Принцип мелькания»).
К. Малевич «Точильщик» (1912). Масло, холст. Картинная галерея Йельского университета (США) В повторе бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, в стальном серо-голубом колорите явственно ощущается «принцип мелькания» ритмично натачиваемого ножа. В дальнейшем Малевич начал создавать кубофутуристические портреты: портрет Клюна, Михаила Матюшина.
К. Малевич. Портрет Матюшина (1913). Масло, холст. 107 x 107 см Они воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое «лицо» было проекцией внутренних ощущений и впечатлений, в которых он стремился выразить суть личности. В 1913 г. Малевич был принят в члены общества «Союз молодёжи».
К. Малевич «Туалетная шкатулка» (1913). Масло, холст. 49 x 25 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
К. Малевич «Станция без остановки. Кунцево» (1913). Масло, дерево. 49 x 25 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Масло, дерево Догмы старого искусства Малевич решил разрушить при помощи контраста. Эту идею он воплотил в картине «Корова и скрипка». Об этом гласит авторская надписью на обороте картины: «Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич». Именно эта картина положила начало алогичным, заумным полотнам Малевича. На выставке «Союза молодежи» 1913 г. в Петербурге он объединил представленные работы в две группы: Заумный реализм и кубофутуристический реализм. В первую группу были помещены полотна первой крестьянской серии, кубофутуристические («Точильщик») и др. Во вторую – «Керосинка», «Стенные часы», «Лампа» и др.
Другие супрематические композиции
К. Малевич «Супрематическая композиция» (1916). Холст, масло. 88,5 × 71 см. Частная коллекция Их фоном всегда является белая среда. Сами композиции никого и ничего не представляют, они являются порождением свободной творческой воли. Об этом Малевич писал так: «Повешенная же плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя. Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвестном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение.
К. Малевич. Супрематизм с синим треугольником и черным четырёхугольником (1915)
К. Малевич. Супрематизм. Aвтопортрет в двух измерениях (1915) Итак, геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами и погруженные в «белую бездну» – это и есть изобретённый Малевичем супрематизм. Что означает термин «супрематизм», который он сочинил? Латинский корень «супрем» входит в польское «супрематия», что означает «превосходство», «главенство», «доминирование». У Малевича это значит: доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.
К. Малевич «Какая наглость!» (1915)
Чёрный супрематический квадрат (1915)
Абстрактное полотно написано маслом в стиле Супрематизма и имеет размеры 106 на 106 см. Это самое знаменитое произведение Малевича. Многие стараются увидеть в нём какие-то скрытые тайны мироздания. Но, прежде всего, художник искал формы и возможности композиции, её цветовое решение, ведь квадрат не имеет идеальной формы и его цвет абсолютно не чёрный, а смесь всевозможных цветовых оттенков. Это часть задуманного триптиха, состоящего из «Чёрного квадрата», «Чёрного креста» и «Чёрного круга». Две вторые картины менее знакомы зрителю. Именно «Чёрный квадрат занимает в этом трио почётное первое место.
4
Слайд 46Из протокола №1 Межотдельского собрания сотрудников Государственного Института художественной культуры.
16 июня 1926 года (Стенографическая запись доклада К.Малевича, Заведующего Отделом
Живописной Культуры):Первопричиной всех этих работ является теория прибавочного элемента… Витебск (где К.Малевич преподавал в художественном училище с 1919-1922) в моей жизни сыграл большую роль в этом деле. Передо мной была большая группа людей живописцев, которые были поражены разными направлениями, течениями художественной культуры Меня это заинтересовало, и я стал наблюдать за этой борьбой группировок, которая представлялась подобною с борьбою между брошенными в одну культуру целого ряда разных видов бактерий
Рассуждая насчет теории прибавочного элемента , я выяснил, что все живописные данные человека можно прекрасно выяснить после обследования холста каждого учащегося живописиПоэтому здесь, в Институте, мы положили немало труда в отыскании этих прямых и кривых в разных системах для окончательного выяснения. Эти формулы, изображенные в этих таблицах, характеризуют каждая какую-нибудь одну систему так же ясно и понятно, как H₂O. (В книге «Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика» Том 1. RA. Москва. 2004.. С. 508-514)
Девушки в поле (1932)
Здесь художник продолжает свои традиции. Женские фигуры, умело составленные из геометрических форм, изображены в цветовой гамме, похожей на радугу. Здесь есть место всем цветам, и даже чёрному цвету, который выделяет центральную фигуру. Малевич будто бы конструирует пейзаж и аккуратно вписывает в него изображения женщин. Градиент на фигурах выполнен с большой деликатностью, как бы преклоняясь перед труженицами. Яркие убранные поля и синее небо говорит об окончании полевых работ, а женские руки не расслаблены, а напряжены от работы. Эта красочная картина как бы подчёркивает праздничное значение сбора урожая.
8
Слайд 32«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового
искусства! Квадрат живой, царственный младенец.
Первый шаг чистого творчества в
искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры». К. Малевич, из брошюры «От кубизма – к супрематизму».
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – направление, основанное К.С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Слайд 3Шарлотта Дуглас:«Основным зримым элементом, объединявшим творчество этих художников (авангардистов), был
отказ от изображения предметов, которые в рамках их мировосприятия являлись
лишь временными сгустками или узлами энергии».
Психиатр, обладавший значительными познаниями в физике и биологии, с 1892 года обучался на факультете естественных наук Московского университета, в 1899 году получил диплом врача по специальности «психиатрия» в Харьковском университете.Идея всепроникающей энергетики Оствальда заставила Богданова взглянуть на мир как на динамичную совокупность взаимосвязанных процессов, действующих по физическим законам. Трехтомный труд Богданова «Тектология», два первых тома которого были опубликованы в 1913 и 1917 году, по сути явился программой создания общесистемной науки, основанной на поиске структурного сходства в фундаментальных процессах, происходящих в каждой дисциплине.
А.А. Малиновский (Богданов)
Казимир Малевич
Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.
Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.
Именно он создал «Черный квадрат», знаменитую картину, ставшей иконой абстракционизма.
Малевич был членом-экспонентом «Союза молодежи», объединения «Бубновый валет» (избирался его председателем), группы «Ослиный хвост», основателем группы «Супремус», которая, хотя и просуществовала недолго, дала высокие образцы абстрактной живописи и продолжает влиять не только на российское и украинское, но и на мировое искусство.
В автобиографических заметках, написанных на украинском языке, Малевич выступил как творец, имеющий тесные духовные связи с народными традициями Украины. Новаторским был его проект творческого сотрудничества членов супрематической группы и артели народных мастериц в селе Вербовка под Киевом. Малевич остро реагировал на голод в Украине, о чем свидетельствуют рисунки с изображением трагедии народа.
Одной из особенностей техники живописи Малевича было наложение красок с целью получения особых видов цветных пятен. Эта особенность позволяет специалистам по искусству отличать подделки от настоящих картин.
Попавший вместе с коллегами из Киевского художественного института Кричевским и Бойчуком под сталинскую «чистку», художник был вынужден уехать в Ленинград, где был арестован и подвергался дознаниям «с пристрастием». Много документов конфисковано и уничтожено.
Наследие художника сохранилось благодаря его пониманию ситуации – в 1927 г. он вывез архив и картины за границу.
Ключевые идеи:
— Согласно Малевичу, искусство уже отошло от необходимости простого отражения природы и копирования ее естественных форм
Неважно, насколько мы стремимся сохранить красоту природы, мы не сможем этого сделать, потому что природа всегда меняет свою форму
— Малевич сказал, что цель художника — работать одновременно с мировыми изобретениями, не игнорируя достижения науки и техники и принимать активное участие в создании современного мира.
— В концепции мастера красота чувств, изображаемых художником, — это требование к современному искусству.
— Малевич отработал свой творческий путь, впитывая новое и экспериментируя практически во всех стилях бурного на изобретения времени – начал с живописи в манере и духе передвижников, быстро перешел к импрессионизму, от него — к мистическому символизму, а далее отдал дань постимпрессионистическому примитиву.
— Позже пытался совместить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Декоративно-эмоциональные картины свидетельствовали об увлечении Гогеном и фовистами с учетом тенденций русского «сезаннизма» и внимания к лубочному наиву.
— Взявшись за разоблачение академических стереотипов, проявил яркий темперамент художника-полемиста и критика. В работах начала 1910-х годов, становившихся все более задорно-новаторскими и полуабстрактными, разрабатывал метод «заумного реализма» и алогичного гротеска («Англичанин в Москве», «Авиатор» и др.)
— Сценографическая работа над бурлеском-трагикомедией о крушении прежнего и зарождении нового миров («Победа над Солнцем», тексты Крученых и Хлебников) натолкнула на мысль о Черном квадрате как апокалиптическом занавесе после ухода всего старого. Одновременно он должен символизировать строительство будущего, которое увенчает предыдущие поиски авангарда. Так возникла, по одной из версий, идея супрематизма (supremus – лат. «высший»)
— Художник проанализировал язык современной абстрактной живописи, состоящий из геометрических форм
Он пришел к выводу, что новая сложность современного художественного пути — сознательное утверждение абстрактных геометрических средств, что важно для развития современных эстетических форм красоты
— Стремясь наметить и воплотить универсальный художественно-педагогический метод, Малевич решительно переоформлял взаимоотношения не только «человек и природа», «творец и его искусство», но и дилемму «художник-учитель и его воспитанник». Он изложил свои принципы в главном труде «Мир как беспредметность».
— Он утверждал: «Тот, кто чувствует живопись, чувствует предмет изображения меньше. Тот, кто думает об объекте, использует воображение в меньшей степени».
ПРОЙТИ ТЕСТ
Наконец, супрематизм
ХХ век принёс в искусство много новых идей и форм их воплощения. На Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» 1915 г. Малевич представил 16 работ: кубофутуристические заумные холсты «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина» и др.
К. Малевич «Композиция с Моной Лизой» (1914). Масло, холст. 62 x 49,5 см 17 декабря 1915 г. состоялась Последняя футуристическая выставка, на которой распространялась брошюра Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Но новые полотна Малевичу первоначально не разрешили назвать «супрематизмом». Он объявил супрематизм наследником футуризма. На этой же выставке он поместил и свой «Чёрный квадрат». Чёрный квадрат на белом. Чёрное – полное отсутствие света и цвета. Белое – одновременное присутствие всех цветов и света. Простая геометрическая форма. Она не связана ни с чем. К. Малевич своё искусство называл «новым реализмом».
К. Малевич «Чёрный квадрат» (1915). Холст, масло. 79,5 × 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) «Чёрный квадрат» – своеобразный живописный манифест супрематизма. По замыслу художника, эта картина была частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Картина «Чёрный квадрат» на выставке была помещена на самом видном месте (в «красном углу», где обычно вешают иконы). Это был знак того, что эта картина – стилеобразующий потенциал супрематизма, полного разрыва с предметностью. Чёрный квадрат – «первый шаг чистого творчества в целом». Малевич выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству». Понятие «нуль форм» (nihil, ничто) для эстетики русского футуризма уже служило «синонимом абсолюта и знаком отрицания – футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры». У Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич. Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль» потому, что он означал начало беспредметности, а также потому, что он означал конец традиционного предметного мышления художника.
К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н. Суетин «Чёрный круг» (1923). Холст, масло. 106 × 105,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
К. Малевич «Чёрный крест» (1915). Холст, масло. 79 × 79 см. Центр Помпиду (Париж) В теории супрематизма путём движения квадрат трансформировался в «чёрные крестовидные плоскости» – одну из трёх первофигур супрематизма. «Черный крест» знаменовал рождение из нуля форм другой, новой формы усложненного построения.
Три квадрата
Кроме чёрного, существуют ещё два супрематических квадрата Малевича – красный и белый. Три квадрата – художественно-философская триада Малевича. Картина «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» экспонировалась на той же выставке в 1915 г.
К. Малевич «Красный квадрат» (1915). Холст, масло. 53 × 53 см. Государственный Русский музей (Петербург) Сам художник объяснял, что эта картина – «как сигнал революции».
К. Малевич «Белый квадрат («Белое на белом») (1918). Холст, масло. 79,4 × 79,4 см. Нью-Йоркский музей современного искусства (Нью-Йорк) «Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». <…> Странная вещь – три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве» (К. Малевич). Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».
Слайд 17К. Малевич о «Руанском соборе» К. Моне:«Я наблюдал как-то в
собрании С. Щукина, что многие подходили к Пикассо, старались во
чтобы то ни стало увидеть предмет в его целом, в Сезанне находили недостатки «естественности», но определили, что он примитивно видит природу, грубо, неестественно расписывает. Подойдя к Руанскому собору Моне, тоже — щурились, хотели найти очертания собора, но расплывчатые пятна не выражали резко форм собора, и руководивший экскурсией заметил, что когда-то он видел картину и помнит, что она была яснее, очевидно, полиняла, при этом рассказал о прелестях и красотах собора. Было сделано оригинальное предложение повесить рядом фотографический снимок, ибо краски переданы художником, а рисунок может дать фотография, и иллюзия будет полная.Но никто не видал самой живописи, не видал того, как цветные пятна шевелятся, растут бесконечно, … на самом деле весь упор Моне был сведен к тому, чтобы вырастить живопись, растущую на стенах собора. Не свет и тень были главной его задачей, а живопись, находящаяся в тени и свету. Сезанн и Пикассо, Моне выбирали живописное как жемчужные раковины.
К.Моне. Руанский собор. 1894 г.
Ранние годы
Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.
До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).
В 1896 году Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.
«Дико» и дорого
Автопортрет. 1909–1910. Sotheby’s
Этот автопортрет Малевича написан уже после его знакомства с французскими фовистами (буквально — «дикарями», от фр. fauve — «дикий») — постимпрессионистами, которые позволяли себе совершенно эпатажное сочетание цветов, например они без смущения использовали для изображения человеческой кожи изумрудную краску. Цвета здесь бурлят, так же как и расплывчатые фигуры на заднем фоне.
Эта небольшая гуашь в 2020 году ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за 5,75 миллиона фунтов при начальной заявке 1–1,5 миллиона фунтов. При предыдущей продаже в 2004 году она стоила всего 163 тысячи фунтов, то есть за десять лет подорожала в несколько десятков раз. На сегодняшнем арт-рынке Малевич — один из самых дорогостоящих русских художников.
Слайд 2К середине 1890-х годов Оствальд сделал вывод, что только энергия
является единственной реальностью. Все, что происходит в мире, настаивал он,
есть ни что иное, как перемена состояния энергии. Вплоть до своей смерти в 1932 году, Оствальд развивал идею целостной, монистической науки, которая включила в себя не только все отрасли химии и физики, но также биологию, психологию и социологию. Следуя «энергетическому императиву», утверждал он, общество будет расточать намного меньше энергии и использовать ее преобразования на благо человеческих коллективов. Успехи в науке и технологии, предсказывал он, неизбежно приведут к возникновению новых, более развитых форм искусства.
ЭПОХА: СОБЫТИЯ И ИДЕИ
Влияние химика и исследователя энергетики Вильгельма Оствальда (1853-1932 гг.), лауреата Нобелевской премии в области химии в 1909 году.
Вильгельм Оствальд