Мане эдуард портрет эмиля золя

Библиография

  • Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
  • Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
  • Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
  • Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impres-paint.ru, , 

Эдуард Мане: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.6/5 — (5 голосов)

История[ | ]

Эмиль Золя впервые увидел картины Эдуара Мане во время «Салона отверженных» 1863 года и с тех пор стал горячим поклонником творчества художника, которое отвергалось многими критиками того времени. В 1860-х годах Золя написал несколько статей о Мане, в которых, в частности, защищал его от несправедливой (с его точки зрения) критики.

Золя и Мане познакомились в мае 1866 года. Через некоторое время в знак своей благодарности Мане предложил написать портрет писателя. Мане работал над этим портретом в 1868 году в своей мастерской на улице Гийо. Картина была представлена публике на Парижском салоне 1868 года.

После окончания работы над картиной Мане подарил её Эмилю Золя. После смерти Золя, последовавшей в 1902 году, картина оставалась у его вдовы. В 1918 году она подарила портрет Лувру с условием, чтобы он оставался у неё до конца её жизни, так что картина попала в Лувр только в 1925 году. В 1986 году она была передана из Лувра в музей Орсе.

Эдуард Мане(1832-1883)

Эдуард Мане. Портрет
Эмиля Золя. 1868г. Музей Орсе, Париж.

В
этом направлении, расцветшем в тени гигантов Возрождения, случались и мастера,
полагавшие не столь безнадежным делом играть по ранее установленным правилам.
И здесь, вне зависимости от нашей оценки таких позиций, придется признать успешность
некоторых основанных на них опытов. Характерный пример — статуя Меркурия, посланца
богов (илл. 235), работы фламандского скульптора Жана де Булоня (1529 — 1608),
которого итальянцы называли Джованни да Болонья, или Джамболонья. Художнику удалось
решить труднейшую задачу — создать впечатление, что бронзовая фигура, преодолевая
тяжесть материи, взмывает вверх. Его Меркурий лишь кончиком стопы касается земли,
точнее — даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской Южного ветра. Статуя
так умело сбалансирована, что кажется то ли зависающей в пространстве, то ли рассекающей
воздух в стремительном полете. Для Микеланджело такой подход был бы неприемлем
— ведь, согласно классическим нормам, в статуе должен ощущаться материал, из которого
она выполнена, но Джамболонья, как и Пармиджанино, предпочитал сильные эффекты
хорошо проверенным нормам.

Самый крупный мастер второй половины XVI века
— Якопо Робусти, по прозванию Тинторетто (1518 — 1594). Воспитанник венецианской
школы, он также охладел к преподнесенным ею урокам классической

гармонии,
но за его неудовлетворенностью скрывалось нечто большее, чем желание удивлять.
Он словно ощущал, что несравненная манера Тициана, пленявшая глаз красотой, была
бессильна передать волнующий драматизм библейских историй и жизнеописаний святых.
Во всяком случае, в своей живописи на религиозные темы Тинторетто выработал собственную
систему приемов, вовлекающих зрителя в ход событий, пробуждающих в нем сильный
эмоциональный отклик. В этом нетрудно убедиться, обратившись к илл. 236. Нас сразу
поразит царящее в картине смятение. В отличие от рафаэлевских композиций с их
мерным чередованием планов и фигур здесь пространство разверзается в глубину стремительными
сокращениями сводов. Слева — фигура высокого человека в мерцающем ореоле, он поднял
руку, словно намереваясь остановить то, что происходит по другую сторону зала.
Переведя взгляд в указанном им направлении, мы замечаем группу людей: двое мужчин
спускают труп из вскрытой гробницы, третий, в тюрбане, принимает его. В некотором
отдалении человек в костюме дворянина, подняв свечу, читает надпись на другой
гробнице. Похоже, что идет разграбление катакомб. Один мертвец лежит на ковре,
пятками к зрителю, рядом стоит на коленях благородного вида старик в богатой мантии.
На переднем плане справа — еще одна группа людей, очевидно потрясенных какой-то
неожиданностью; все они в сильном волнении смотрят на стоящего напротив человека.
По нимбу и книге под рукой мы догадываемся, что это — евангелист Марк, покровитель
Венеции. Какие же события отражены в картине? Когда-то останки евангелиста Марка
были перевезены из Александрии, города «неверных» мусульман, в Венецию, где их
поместили в соборе Святого Марка, в специально изготовленной и ныне знаменитой
раке. Тело Марка, епископа Александрии, прежде было захоронено в александрийских
катакомбах. Когда венецианцы в благочестивом рвении проникли в них, они не знали,
в которой из гробниц находятся святые мощи. Но как только они вскрыли ее, явился
сам Святой Марк, указав на свои останки. Этот момент и представил Тинторетто.
Святой повелевает прекратить поиски. Найденное тело лежит у его ног и, озаренное
светом, уже творит чудеса: из бесноватого со струйкой выдыхаемого воздуха выходит
злой дух. Коленопреклоненный старик — донатор, член религиозного братства, заказавшего
картину. Современников такое полотно не могло не поразить своей эксцентричностью.
Резкие контрасты света и тени, стремительное схождение перспективных линий, возбужденная
жестикуляция персонажей -все это на первых порах вызывало шок. Однако со временем
пришло понимание, что привычными средствами Тинторетто не смог бы создать впечатление
мистического чуда, раскрывающегося перед нашими глазами. Во имя этого он отказался
даже от величайшего богатства

236 Тинторетто

Обретение тела Святого
Марка
Около 1562

Холст, масло 405 X 405 см Милан, Пинакотека Брера

Построение
чертежа

Балкон 1868–1869

В то время было модно рисовать сцены буржуазной жизни, но «Балкон» бросил вызов условностям своим загадочным повествованием и необычной перспективой. Берта Моризо, художница-импрессионистка и близкая подруга Мане, сидит на переднем плане. Позади нее художник Жан Батист Антуан Гийеме, а справа скрипачка Фанни Клаус. На заднем плане наполовину скрыта еще одна неопознанная мужская фигура. “Балкон” не был хорошо принят после показа в Салоне 1869 года, поскольку картина считалась формально отталкивающей. Один критик писал: «Мане опустился до уровня конкуренции с малярами строительного дела», а другой заметил: «Закройте ставни!» Мане при жизни отказывался продавать картину. После его смерти в 1883 году картина была куплена художником-импрессионистом Гюставом Кайботтом, который завещал картину французскому правительству в 1894 году.

Эдуард Мане, Портрет Эмиля Золя, 1868 г.

Поворот к импрессионизму

В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).

В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.

Картины Эдуарда Мане:

«За стаканом абсента» (1858)

«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)

«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)

«Олимпия» — (1863)

«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)

«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)

Балкон — (1869)

В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Железная — (1873)

Лола из Валенсии — (1862)

Натюрморт с цветами — (1880)

Портрет Эмиля Золя — (1868)

Расстрел Императора Максимилиана — (1868)

Цветы в хрустальной вазе — (1882)

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.


Писатель Эмиль Золя

Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.


Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века

Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.


Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» – семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.


Писатель Эмиль Золя

Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса. Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Описание[ | ]

Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха, или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. В левой части полотна изображена японская ширма.

Портрет Эмиля Золя 1868

Эмиль Золя, известный французский критик и романист, был одним из первых поклонников импрессионистов и Мане в частности («Будущее принадлежит ему», — написал Золя после просмотра «Завтрака на траве»). В 1866 году он написал лестную рецензию на работы Мане и снова защитил его в следующем году на независимой выставке Эдуарда Мане, организованной за пределами Всемирной выставки (Exposition Universelle). В благодарность Мане предложил Золя написать его портрет. Он заполнен предметами, представляющими профессию и личность Золя, такими как журналы, чернильница и перья. Мане даже нарисовал маленькую версию Олимпии, которую писатель считал шедевром художника, на стене позади Золя. Также на стене висит гравюра Веласкеса, которого Мане считал «величайшим художником из всех когда-либо существовавших».

Эдуард Мане, Берта Моризо с букетом фиалок, 1872 г.

Берта Моризо с букетом фиалок 1872

Мане начал расширять свою цветовую палитру под влиянием пастельных пейзажей импрессионистов, но он никогда полностью не отказывался от своей тяги к черному, что проиллюстрировано здесь в портрете его близкой подруги, художницы Берты Моризо. В отличие от других его картин, которые в основном написаны при равномерном освещении, Мане решил осветить здесь только половину лица Моризо, создав драматическую игру света и тени. Она держит букет фиалок, которые сливаются с темной складкой ее платья. Почитатели творчества художника считали эту работу шедевром, и французский писатель Поль Валери в своем предисловии к каталогу ретроспективы Мане 1932 года в Музее Оранжери (Musée de l’Orangerie) написал: «Я не ставлю ничего в творчестве Мане выше, чем портрет Берты Моризо, датированный 1872 годом. . »

Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.

“Олимпия” 1863

«Олимпия» Мане была принята Салоном 1865 года, где вызвала резкую критику. На картине изображена обнаженная женщина (та же модель, что и в “Завтраке”, Викторина Мёран), лежащая на кровати, в то время как слуга ухаживает за ней. Взяв за основу картину Тициана “Венера Урбинская”, Мане запечатлел ряд деталей, которые позволили определить женщину как секс-работницу: декоративные тапочки, орхидею, заправленную за ухо, браслет и жемчуг на подвязке, а также предложенный букет, который можно интерпретировать как подарок от своего покровителя. По краю кровати крадется черная кошка. Мане снова отказывается от ренессансной традиции плавного перехода в пользу быстрых мазков и резкого освещения, что еще больше очеловечивает объект. Картина была сочтена оскорбительной во время своего дебюта, хотя его друг Моне в конце концов убедил кураторов показать ее в Люксембургском музее. Сейчас она принадлежит Музею Орсе (Musée d’Orsay) в Париже. 

Эдуард Мане, Коррида, 1865–1866 гг.

Примечания[ | ]

  1. Edouard Manet — Emile Zola (неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 4 марта 2020.
  2. 12 Edouard Manet — Emile Zola(неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 4 марта 2020.
  3. 1234 Шедевры Музея Орсе — каталог-альбом / Татьяна Карпова, Екатерина Селезнёва. — Москва: СканРус, 2006. — С. 76-77. — 184 с. — ISBN 5-93221-096-6.
  4. Impressionism: A Centenary Exhibition, the Metropolitan Museum of Art, December 12, 1974 — February 10, 1975 / Michel Hoog, Charles S. Moffett. — New York: Metropolitan Museum of Art, 1974. — С. 115-118. — 219 с. — ISBN 9780870990977.
  5. Т. М. Котельникова. Импрессионизм. — Москва: ОЛМА Пресс, 2004. — С. 59. — 128 с. — (Художественные направления и стили). — ISBN 9785948493282.

Едуард Мане. Портрет Золя


Едуард Мане. Портрет Золя

К середине 1860-х годов творчество Эдуарда Мане стало широко известно в среде французской интеллигенции. Во второй половине 1860-х годов он возглавил объединение художников, так называемую, «Батиньольскую школу». В группу этого движения входили Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Берта Моризо, Фридерик Базиль, а кроме того ряд писателей. Встречи «Батиньольской школы» проходили в кафе «Гербуа», где не прекращались споры об искусстве. Постепенно к группе стали присоединятся всё новые и новые участники, среди них оказались Поль Сезанн, Камиль Писсаро, Эмиль Золя и многие другие.

К периоду участия Мане в художественном объединении относится созданный им «Портрет Эмиля Золя», который он пишет в 1868 году. Картина принадлежит художественным коллекциям Музея д`Орсе в Париже.

Сочинитель Золя сосредоточен, сдержан, его прямой, отчётливый профиль ясен и выразителен. Эмилю Золя здесь сорок восемь лет.

Писатель изображён сидящим в собственном кабинете, который напоминает больше творческую мастерскую художника. Освещение в картине приглушено, поскольку фигура Эмиля Золя помещена на фоне тёмной мебели и стен. Чёрный пиджак Золя почти сливается с тёмным фоном. Писатель держит в одной руке раскрытую, отсвечивающую белым, книгу. На пиджаке закреплены очки. Его правая рука опирается на скрещенные ноги в серых брюках. Писатель погружён в свои размышления, его взгляд твёрд и ясен, направлен куда-то в сторону. Видно, что писатель над чем-то раздумывает, возможно, он озабочен новой идеей или новым художественным замыслом. Писатель изображён с прямой спиной, слегка поддавшись вперёд. Рабочий стол Золя пестрит книгами с разноцветными «адвокатскими» переплётами, журналами и брошюрами, меньшими по объёму изданиями с разной обложкой. На столе среди прочего выделяется чернильница, которая скорее похожа на шкатулку. В чернильницу забыто перо, лишь на время оставленное писателем. Кажется, что его правая рука вот-вот возьмёт перо и писатель примется что-то выводить или подчёркивать в раскрытой перед ним книге.

Пёстрая обшивка кресла, на котором сидит писатель, поддерживается пестротой книжных корешков на рабочем столе Золя. Ещё одним цветовым пятном, которое притягивает взгляд и разбавляет общую затенённую тональность являются картины. В кабинете писателя висят изображения восточной живописи и эскиз картины Эдуарда Мане «Олимпия. Эти рисунки образуют подобие «коллажного изображения». Чёрная рамка, оформляющая коллаж, как бы «съедается» тёмным тоном кабинетных стен.

Цветовые вкрапления оттеняют общее контрастное решение живописного полотна. Перо в чернильнице перекликается с изображением ласточки на светлом фоне — это те же вкрапления цвета, только чёрного. Резковатые чернильные оттенки задают общий колорит. Чёрный цвет символичен, потому что это и цвет чернил, и цвет полиграфского шрифта на белых книжных листах, это и цвет восточного искусства каллиграфии. Колористическим «лейтмотивом» можно также назвать россыпь охристо-рыжего и серого цветов, который присутствует и в обивке мебели, и в расцветке томов книг, и в прорисовке элементов коллажного изображения на стене.

Многие произведения Мане этого периода трудно определить по жанру. Это, в большинстве случаев связано с тем, что художник в одном полотне мог объединить жанровые сцены и пейзаж. Например, «Портрет Эмиля Золя» удачно сочетает портрет и натюрморт. Картина «Портрет Эмиля Золя» можно уподобить случайно сделанной фотографии. Колорит полотна построен на сочетании тёмно-коричневых, серых, чёрных тонов. При этом яркие охристо-рыжеватые, зелёные акценты организуют всё пространство холста. Картина не отличается красочным разнообразием. Между тем используя небольшое число оттенков цвета, художник фиксирует тончайшие эффекты света, создавая перед нами не просто портрет, а портрет художника словесного искусства, портрет писателя. Едуард Мане. Портрет Золя

Ссылки[ | ]

  • Manet, Émile Zola (англ.), Khan Academy — www.khanacademy.org
  • Эдуард Мане — Портрет Эмиля Золя, impressionism.su
Работы Эдуарда Мане
  • Огюст и Эжени Мане, родители художника (1860)
  • Испанский гитарист (1860)
  • Музыка в Тюильри (1861)
  • Лола из Валенсии (1862)
  • Старый музыкант (1862)
  • Завтрак на траве (1863)
  • Олимпия (1863)
  • Флейтист (1866)
  • Расстрел императора Максимилиана (1867—1869)
  • Портрет Эмиля Золя (1868)
  • Портрет Леона Леенхоффа (1868)
  • Балкон (1868—1869)
  • Берта Моризо с букетом фиалок (1872)
  • Железная дорога (1873)
  • В лодке (1874)
  • Сливовица (1877)
  • В оранжерее (1878—1879)
  • Портрет мадам Гийеме (1880)
  • Кролик (1881)
  • Бар в «Фоли-Бержер» (1882)

Бар в «Фоли-Бержер» 1882

Эта масштабная картина была последней крупной работой Эдуарда Мане, завершенной перед его смертью в 1883 году, и дебютировала в Парижском Салоне 1882 года. С тех пор зрители пытаются решить загадку ее композиции, поскольку барменша стоит перед зеркальной стеной, которая отражает не ее зрителя — как того требует реальность — а шумную толпу. И вопреки всей логике отражения официантки и джентльмена, с которым она общается, смещены вправо. Фоли-Бержер был известным местом в Париже, где выступали артисты цирка и балерины, которые тогда считались неприличными. Современные ученые также предполагают, что и его буфетчицы были секс-работницами. Из всех его картин «Бар в Фоли-Бержер», пожалуй, самая внушительная из нововведений Мане, основанная на банальных образах, предлагающих сложные эксперименты.

“Завтрак на траве” 1863

Мане дебютировал в “Салоне Отверженных” (the Salon des Refusés), выставке работ, отклоненных консервативной коллегией судей из официального Парижского Салона. Последовал скандал, вызвавший возмущение и смех толпы, заполнившей Елисейский Дворец, чтобы увидеть картину. Подрывную роль имела не нагота модели — Мане в значительной степени опирался на любимый Тицианом «Пасторальный концерт» 1509 года, а ее размещение в мирской обстановке рядом с одетыми мужчинами. Композиция была интерпретирована как отсылка к широко распространенной, но малоизвестной секс-работе во французских парках. Современная аудитория может только предположить, что Мане задумал подрывную деятельность, как он писал в письме писателю Антонину Прусту в 1862 году: «Итак, они бы предпочли, чтобы я был обнаженным, не так ли? Хорошо, я покажу их обнаженными … Тогда я полагаю, они действительно разорвут меня на куски».

Эдуард Мане, Олимпия , 1863 г.

Коррида 1865–1866

Мане посетил Испанию в 1865 году, и хотя поездка длилась немногим дольше недели, она произвела глубокое впечатление на художника, испанское искусство XVII века вызвало сильный эмоциональный отклик. Живые сцены испанской жизни начали появляться в его картинах, в том числе в серии о корриде, которую он описал своему другу Бодлеру как «одно из самых прекрасных, самых любопытных и самых ужасных зрелищ, которые только можно увидеть». В “Корриде” он изображает напряженный момент перед действием, когда бык и тореро сталкиваются лицом к лицу. Рядом с ними лежит убитая быком лошадь. В сочетании со смелыми мазками, из которых состоит голодная толпа, Мане создает ощутимое напряжение — тишину, предшествующую безумию.

Эдуард Мане, Балкон, 1868–1869 гг

Биография Эдуарда Мане

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: