1580–1594
Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти — Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло — Лендинара ( Румыния ).
- Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти , около 1580 года, Лендинара ( Ровиго ), Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло
- Видение святого Николая , ок. 1582 г., собор Ново Место , Словения
- Портрет Винченцо Морозини , 1581-1582, 84,5 × 51,5 см, Национальная галерея, Лондон
- Крещение Христа , 1581-1582, 169 × 251,4 см, Кливлендский музей искусств , Кливленд , Огайо ,
- Картины для Сала-дель-Сенато, 1581-1584 гг., Палаццо Дукале, Венеция
- Триумф Венеции в роли королевы морей , 810 × 420 см
- Дож Пьетро Лоредан перед Мадонной , 380 × 360 см
- Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами и почитаемый дожами Пьетро Ландо и Маркантонио Тревизаном , 295 × 910 см
- Картины для Sala Inferiore, 1582-1587, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
- Благовещение , 422 × 545 см
- Поклонение волхвов , 425 × 544 см
- Бегство в Египет , 422 × 580 см
- Избиение младенцев , 422 × 546 см
- Святая Мария Магдалина , 425 × 209 см
- Святая Мария Египетская , 425 × 211 см
- Обрезание Христа , 440 × 482 см
- Успение Богородицы , 425 × 587 см
- Посещение , около 1588 г., 151 x 230 см
- Автопортрет , около 1588 г., 63 × 52 см, Лувр , Париж
- Поклонение волхвов , 1587, Санта-Мария-делле-Верджини, Мачерата
- Мученичество Святого Лаврентия , 1588, 126 × 191 см, Картинная галерея Крайст-Черч , Оксфорд
- Рай , 1588-1592, 700 × 2500 см, Палаццо Дукале, Венеция
-
Жизнь Святой Екатерины , 1590-1592, Галерея Академии, Венеция
- Святая Екатерина объясняет Максентию причины отказа поклоняться идолам , 160 × 225 см
- Святая Екатерина диспут с врачами Александрийскими , 160 × 228 см
- Святая Екатерина Взбитая , 161 × 230 см
- Святая Екатерина в тюрьме при содействии ангелов , 162 × 246 см
- Мученичество Святой Екатерины , 160 × 244 см
- Святая Екатерина привела к месту казни , 160 × 245 см
- Тайная вечеря , собор Сан-Мартино, Лукка
- Картины для Сан-Джорджо Маджоре 1592-1594 гг., Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
- Собирая манну , 377 × 576 см
- Тайная вечеря , 365 × 568 см
- Положение Христа , 288 × 166 см
Описание
Деталь
Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы. «Сусанна и старцы» — произведение Тинторетто, которое совсем не кажется выполненным в спешке (в чем художника часто упрекают). Оно написано тонко и виртуозно, будто овеянное нежной и серебристо-голубой прохладой, отражает свежесть и легкий холодок.
Сценография полотна построена вокруг лирического эпизода, когда Сусанна погружена в созерцание неоскверненной природы. Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду. Свет придает фигуре яркость, выделяя ее во всей блистательности, подчеркивая сложную пышную прическу, сережку, сверкающего в ухе, браслеты на запястье, драгоценности и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны контрастирует с почти карикатурной неуклюжестью двух старцев, подглядывающих за ней. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один — ближе, на переднем плане в нижнем левом углу, другой — вдали).
Главный герой полотна — это свет: художник использует зеркало перед Сусанной, чтобы усилить лучи света, разливающиеся по белому телу. Кроме этого, с помощью зеркала Тинторетто создает искусную игру контрастов света и тени. Антураж задуман как настоящая театральная сцена: углубление перспективы придает композиции динамизм. Кулисы в виде деревьев и ограждения на самом деле ограничивают пространство сцены, на которой разворачивается действо. Тинторетто тщательно изображает многочисленные детали сцены, такие как ценные предметы туалета Сусанны: гребень, заколку для волос, вазочку для крема, нитку жемчуга и кольца. Перед зрителем представлен лишь эпизод старозаветной истории, однако знание ее результата создает особый эмоциональный контекст для восприятия картины.
Тинторетто – маркетолог
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Спасение невинной
Это событие имело место в период так называемого вавилонского плена, когда народ иудейский лишился политической самостоятельности. Он был пленен вавилонянами и находился в пленении 70 лет.
Жизнью иудеев управляли старейшины и судьи. Их власть была так велика, что хотя Сусанну и знали как женщину честную, богобоязненную, но оболгавшим ее клеветникам все же поверили: так силен был их авторитет.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, Национальная галерея Пармы
Напрасно рыдающая Сусанна клялась, что она ни в чем не виновата. Ее осудили по закону Моисея (7-я заповедь) и повели на казнь. Тогда она стала горячо молиться богу, прося защиты у него, больше помощи ей не от кого было ждать. Господь внял голосу невинно оклеветанной женщины. И послал ей на помощь молодого юношу, которому он открыл правду о виновности Сусанны. Им оказался будущий пророк Даниил. Именно он смог остановить толпу людей, ведущих Сусанну на смертную казнь.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, 1617, музей Прадо, Мадрид
А дальше происходило то, что сегодня в следственной практике называется перекрестным допросом, успешно применяемым по настоящее время для выяснения истины.
Людовик Караччи, Сусанна и старцы, Коллекция банка Емилия Романья, Модена
Мудрый юноша Даниил разделяет старцев-клеветников и опрашивает каждого в отдельности, задавая обоим один и тот же вопрос: «Под каким именно деревом они увидели совокупление Сусанны и ее любовника?».
Людовик Караччи, Святая Сусанна, 1616, национальная галерея, Лондон
Тут старцы и прокололись. Один сказал, что под мастиковым деревом, а второй – под дубом. Когда лжесвидетельство выяснилось, уже самих клеветников по закону Моисея (9-я заповедь) ожидала смертная казнь. И насмерть камнями забили не Сусанну, а двоих похотливых грязных стариков, жаждавших убить невинную женщину.
Тинторетто – маркетолог
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Сюжет на века
В знаменитом библейском сюжете про Сусанну и старцев, суть, конечно, не в сексуальной истории. И это не про вожделение или безумную страсть, не о целомудрии и коварстве клеветы. А больше о торжестве правды над ложью.
В Средневековье живописцы в центр своих картин обычно ставили Даниила, совершившего правосудие. Более пикантно сюжет стал изображаться, начиная с эпохи развитого Возрождения, когда обнаженная женская фигура перестала восприниматься как вместилище греха и пороков.
Сусанна и старцы, Жирардо делла Нотте, 1655 , Галерея Боргезе, Рим. Здесь Сусанна похожа на симпатичного Юношу.
Истрия Сусанны и старцев запечатлена во многих полотнах итальянских живописцев: Доменико ди Микелино, Тинторетто, Алессандро Аллори, Гвидо Рени, Артемизии Джентилески, Себастьяно Риччи, Помпео Батони. Одной из лучших работ считается картина голландца Рембрандта, написанная в 1636 году, которая хранится в настоящее время в Берлинской картинной галерее.
Ну и сравните как красиво писали итальянские мастера своих «Сусанн» и как получилось не у итальянцев.
Якоб Джорданос, Сусанна и старики, 1690: Государственный музей Кинста, Копенгаген
У Рубенса: впрочем, Сусанна не лучше получилась. Я, когда не знала еще произведений Галереи Боргезе пришла в нее первый раз подумала, что Рубенс проститутку написал. Вот посмотрите сами…
Сусанна и Старики, Питер Пауль Рубенс, 1607, Галерея Боргезе, Рим
В историю православной церкви праведная Сусанна вошла как святая под именем Сусанна Вавилонская.
Ну а теперь, вишенка на торте, как говорится. Сусанна и старцы в современном искусстве!
Томас Харт Бертон
Бруно Чеккобелли, Сусанна и старцы
Владимир Верещагин
Не знаю Сусанну ли изображал Лев Котляров, но видно, что сюжет актуален и сейчас. Старичков уже трое. Наверно, собрались сообразить на троих, а тут Сусанна….
Лев Котляров
На одном форуме читатели насчитали 239 художников, писавших свои произведения на эту тему. Некоторые художники по два-три произведения создали на эту Сусанны и стариков.
Александр Гуревич
Живопись
Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к Тинторетто новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным в Венеции. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Тинторетто нового кумира.
Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art
В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.
По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.
Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin
Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.
К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.
Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art
Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы»
Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам
Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».
Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.
Тинторетто напористый
Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.
Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.
Спасение невинной
Это событие имело место в период так называемого вавилонского плена, когда народ иудейский лишился политической самостоятельности. Он был пленен вавилонянами и находился в пленении 70 лет.
Жизнью иудеев управляли старейшины и судьи. Их власть была так велика, что хотя Сусанну и знали как женщину честную, богобоязненную, но оболгавшим ее клеветникам все же поверили: так силен был их авторитет.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, Национальная галерея Пармы
Напрасно рыдающая Сусанна клялась, что она ни в чем не виновата. Ее осудили по закону Моисея (7-я заповедь) и повели на казнь. Тогда она стала горячо молиться богу, прося защиты у него, больше помощи ей не от кого было ждать. Господь внял голосу невинно оклеветанной женщины. И послал ей на помощь молодого юношу, которому он открыл правду о виновности Сусанны. Им оказался будущий пророк Даниил. Именно он смог остановить толпу людей, ведущих Сусанну на смертную казнь.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, 1617, музей Прадо, Мадрид
А дальше происходило то, что сегодня в следственной практике называется перекрестным допросом, успешно применяемым по настоящее время для выяснения истины.
Людовик Караччи, Сусанна и старцы, Коллекция банка Емилия Романья, Модена
Мудрый юноша Даниил разделяет старцев-клеветников и опрашивает каждого в отдельности, задавая обоим один и тот же вопрос: «Под каким именно деревом они увидели совокупление Сусанны и ее любовника?».
Людовик Караччи, Святая Сусанна, 1616, национальная галерея, Лондон
Тут старцы и прокололись. Один сказал, что под мастиковым деревом, а второй – под дубом. Когда лжесвидетельство выяснилось, уже самих клеветников по закону Моисея (9-я заповедь) ожидала смертная казнь. И насмерть камнями забили не Сусанну, а двоих похотливых грязных стариков, жаждавших убить невинную женщину.
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Тинторетто: «Рождество» или «Распятие»?ARTinvestment.RU 28 декабря 2008
Работники Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Art, MFA) недавно сделали удивительное открытие. Для подготовки к предстоящей выставке был проведен рентгеноструктурный анализ картины итальянского ренессансного художника Якопо Тинторетто «Рождество», в результате которого выяснилось, что данное произведение представляет собой нечто вроде «паззла», составленного из нескольких фрагментов совершенно другой работы. Полотно, которое сейчас расположено горизонтально и изображает сцену Рождества, первоначально было вертикальным и изображало сцену… Распятия! Судя по всему, художник решил изменить тему, вырезал и переставил фрагменты холста, которые ему не понравились. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал совершенно новую композицию. «Не так уж редко случается, что при помощи рентгена мы обнаруживаем под верхним красочным слоем картину на совершенно другую тему. Однако растерзать собственную картину — в европейском искусстве это все-таки нечастое явление», — рассказал Фредерик Илчмен (Frederick Ilchman), ассистент куратора, который занимается подготовкой выставки в MFA, посвященной Тициану, Тинторетто и Веронезе. По его словам, эта работа, композиция которой раньше казалась несколько неуклюжей, теперь предстала в новом свете.
Даже неискушенный зритель может заметить, что в этой картине, шириной почти 4 метра, что-то не так. Святая Анна, которая простерла руки, словно в порыве отчаяния, смотрит на ягненка, а не на младенца. Взгляд пастуха с бородой, чье присутствие в сцене Рождества вообще довольно странно, устремлен куда-то ввысь. Фигура сидящей Марии слишком крупная, и если представить, что она встала в полный рост, кажется, что она просто вывалится за пределы полотна. А фигура Иосифа, наоборот, слишком плоская и как будто сжатая.
Работники музея были буквально шокированы, когда при помощи сканирования рентгеновскими лучами увидели, что картина сшита из пяти частей, а некоторые фрагменты, включая пастухов и волхвов, были написаны позднее и другой рукой — возможно, помощниками из мастерской художника. Под верхним слоем краски, над головой Девы Марии они увидели две ступни и нечто напоминающее вертикальную деревянную доску. Тогда стало ясно, что сшитые фрагменты первоначально были написаны для «Распятия». При помощи компьютера специалисты соединили их и получили практически завершенную симметричную композицию. Остается непонятным только одно: где находится недостающая часть картины с изображением Иисуса на кресте? Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста, и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей.
Что же касается причин, побудивших художника столь радикально «трансформировать» свое произведение, то теорий на этот счет у Илчмена множество. Возможно, клиент Тинторетто отказался от заказа или не стал за него платить. Возможно, законченное полотно было повреждено. А возможно, автору картина просто не понравилась, и он решил переделать ее, чтобы заработать на этом деньги.
С удивительными результатами этого исследования можно будет ознакомиться на выставке «Тициан, Тинторетто, Веронезе: соперники в Венеции эпохи Ренессанса», которая откроется в Бостонском музее изящных искусств 15 марта 2009 года.
Материал подготовила Екатерина Онучина
Постоянный адрес статьи: https://artinvestment.ru/news/artnews/20081228_tintoretto_nativity.html https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081228_tintoretto_nativity.html При цитировании ссылка на обязательна
, 2020
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Последняя версия
Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.
Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.
Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи. Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда. С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.
Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу