Ложное обвинение в грехе
В VI веке до нашей эры проживала в Вавилоне молодая, красивая и очень добродетельная женщина Сусанна, жена Иоакима. Есть версия, что ее муж был не абы кем, а сыном самого царя иудейского, которого тоже звали Иоакимом. Власть в Вавилоне в те годы принадлежала старейшинам и судьям – это были самые влиятельные люди.
Пинтуриккьо, Сусанна и старцы, Апартаменты Борджиа в музеях Ватикана, Рим, 1492
Двое высокопоставленных иудеев, которые как раз и были власть предержащими старейшинами (судьями), к несчастью Сусанны, так пленились ее красотой и молодостью, что не могли обуздать свои вспыхнувшие страсти. Они стали тайно и постоянно подглядывать за гуляющей в саду женщиной.
Рембрандт Ван Рейн, Сусанна и старики, 1647, Галерея живописи, Берлин
Однажды им «повезло» увидеть женщину нагой, купающейся у источника в ванной в саду в полном одиночестве: служанок она отослала закрыть ворота, принести ей масел и мыла. Похоть и вожделение так овладели почтенными старцами, что они стали в открытую домогаться красавицы.
Рембрандт, Сусанна и старцы, фрагмент
Старики стали шантажировать ее тем, что, если она откажет и начнет кричать, они расскажут всем, что застали ее в обнаженном виде с молодым мужчиной, якобы сбежавшим при их появлении. Старики поставили Сусанну в безвыходное положение. За прелюбодеяние в то время замужним женщинам грозила мучительная казнь: их забивали насмерть камнями.
Гвидо Рени, Сусанна и старики, 1629, Национальная галерея, Лондон
Богобоязненная и целомудренная Сусанна, поставленная старцами в безвыходное положение, все же делает выбор — лучше смерть, чем согрешить перед богом, изменив мужу со старцами. Для нее грехопадение страшнее людского осуждения и наказания. Она начинает кричать, звать слуг, сбегаются люди.
Пьетро Делла Велья, Сусанна и старцы, Национальный музей, Будапешт
За отказ Сусанны оскорбленные похотливые старцы осуществляют свою угрозу. Перед собравшимися людьми они оклеветали честную женщину, обвинив ее в греховной связи с чужим мужчиной.
Лицензирование
Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:
Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии. |
Легенда о Сусанне. Взгляд Рембрандта – Ярмарка Мастеров
Сусанна и старцы — очень популярный в живописи сюжет из библейских апокрифов. В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика (уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями), а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались уговорить её отдаться им. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту была спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.
На эту тему написано множество работ — в том числе великолепных, кисти, например, Тинторетто или Рубенса. Ими можно любоваться бесконечно:
Якопо Тинторетто
Питер Пауль Рубенс
Гвидо Рени
Себастьяно Риччи
Мы видим, что художники активно использовали сюжет легенды, чтобы показать красоту и соблазнительность женского тела, причём часто сюжет о целомудрии приобретал откровенно эротическую трактовку:
Алессандро Аллори
Теперь посмотрим, какова Сусанна на взгляд великого голландца.
Рембрандт «Купание Сусанны»
На примере этой картины можно видеть, насколько его трактовка сюжета могла отличаться от большинства работ на ту же тему. Юная Сусанна, почувствовав чьё-то недоброе присутствие, испуганно сжалась, судорожно пытаясь прикрыться первой подвернувшейся под руку тряпкой и не попадая ногой в туфлю. Она смотрит прямо в глаза зрителю. Этот тревожный взгляд больших тёмных глаз превращает нас в участников происходящего, вызывая смущение, сочувствие и желание защитить.
Пожалуй, никто до Рембрандта не переносил на холст простые человеческие чувства так честно, глубоко и нежно. Ему великолепно удавалось передать внутренний мир модели и драматизм события.
Рембрандт писал на исторические, библейские, бытовые темы, выполнил множество портретов и автопортретов. При жизни он познал и славу, и признание, но хватило на его долю также непонимания, зависти и забвения. Современные ему модные художники, имена которых теперь ничего нам не скажут, даже обвиняли Мастера в том, что он не умеет рисовать, поскольку манера его письма была далека от салонной живописи, и в то же время он не следовал слепо классическим эталонам. Рембрандт своенравно не желал потакать модным тенденциям, он следовал своим путём в искусстве. Главной темой его творчества был человек и его жизнь без приукрашенности и прилизанности — человек, как он есть. Благодаря любви к жизни и человечности, Рембрандт своим мастерством выводит нас за пределы внешней красивости. Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает их своим искусством. Скульптор Огюст Роден говорил: «Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворённостью».
Умер Мастер в бедности, и даже место его захоронения затерялось (в Амстердаме есть его «символическая могила»), но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт Харменс ван Рейн в полной мере воплощает слова, сказанные Леонардо да Винчи: «Хороший художник должен уметь писать две вещи — человека и душу».
Сюжет на века
В знаменитом библейском сюжете про Сусанну и старцев, суть, конечно, не в сексуальной истории. И это не про вожделение или безумную страсть, не о целомудрии и коварстве клеветы. А больше о торжестве правды над ложью.
В Средневековье живописцы в центр своих картин обычно ставили Даниила, совершившего правосудие. Более пикантно сюжет стал изображаться, начиная с эпохи развитого Возрождения, когда обнаженная женская фигура перестала восприниматься как вместилище греха и пороков.
Сусанна и старцы, Жирардо делла Нотте, 1655 , Галерея Боргезе, Рим. Здесь Сусанна похожа на симпатичного Юношу.
Истрия Сусанны и старцев запечатлена во многих полотнах итальянских живописцев: Доменико ди Микелино, Тинторетто, Алессандро Аллори, Гвидо Рени, Артемизии Джентилески, Себастьяно Риччи, Помпео Батони. Одной из лучших работ считается картина голландца Рембрандта, написанная в 1636 году, которая хранится в настоящее время в Берлинской картинной галерее.
Ну и сравните как красиво писали итальянские мастера своих «Сусанн» и как получилось не у итальянцев.
Якоб Джорданос, Сусанна и старики, 1690: Государственный музей Кинста, Копенгаген
У Рубенса: впрочем, Сусанна не лучше получилась. Я, когда не знала еще произведений Галереи Боргезе пришла в нее первый раз подумала, что Рубенс проститутку написал. Вот посмотрите сами…
Сусанна и Старики, Питер Пауль Рубенс, 1607, Галерея Боргезе, Рим
В историю православной церкви праведная Сусанна вошла как святая под именем Сусанна Вавилонская.
Ну а теперь, вишенка на торте, как говорится. Сусанна и старцы в современном искусстве!
Томас Харт Бертон
Бруно Чеккобелли, Сусанна и старцы
Владимир Верещагин
Не знаю Сусанну ли изображал Лев Котляров, но видно, что сюжет актуален и сейчас. Старичков уже трое. Наверно, собрались сообразить на троих, а тут Сусанна….
Лев Котляров
На одном форуме читатели насчитали 239 художников, писавших свои произведения на эту тему. Некоторые художники по два-три произведения создали на эту Сусанны и стариков.
Александр Гуревич
Глобальное использование файла
Данный файл используется в следующих вики:
- Использование в ar.wikipedia.org
- Использование в arz.wikipedia.org
- Использование в be.wikipedia.org
- Использование в bg.wikipedia.org
- Петер Паул Рубенс
- Галерия Боргезе
- Использование в br.wikipedia.org
- Suzana hag ar gozhidi
- Suzana hag ar gozhidi (Rubens)
- Использование в ca.wikipedia.org
- Использование в cs.wikipedia.org
- Использование в da.wikipedia.org
- Использование в en.wikipedia.org
- Susanna and the Elders (Rubens)
- User:Jane023/Paintings by Rubens
- Использование в eo.wikipedia.org
- Использование в fr.wikipedia.org
- Utilisateur:Louis-garden/protoencours
- 1607 en arts plastiques
- Suzanne et les Vieillards (Rubens)
- Использование в id.wikipedia.org
- Использование в it.wikipedia.org
- Использование в ja.wikipedia.org
- Использование в pl.wikipedia.org
- Использование в pt.wikipedia.org
- Использование в ru.wikipedia.org
- Галерея Боргезе
- Самсон и Далила (картина Рубенса)
- Использование в tr.wikipedia.org
- Использование в www.wikidata.org
- Q1134060
- Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Creator/Peter Paul Rubens
- Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Main subject/Susanna and the Elders
- Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Collection/Galleria Borghese
- Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Collection/Borghese Collection
- Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Catalog/Rubens catalogue raisonné, 1980
- Использование в zh.wikipedia.org
- 彼得·保罗·鲁本斯
- 博爾蓋塞美術館
Купание Сусанны Картина Якопо Тинторетто
Искусство Италии 16 века. Позднее Возрождение и Маньеризм.
Картина художника Якопо Тинторетто «Купание Сусанны». Размер картины 147 x 194 см, холст, масло.
Композиция картины «Купание Сусанны» построена по мотивам ветхозаветного библейского события. Картина имеет также и другое название «Сусанна и старцы».
Картина художника «Купание Сусанны» является одной из лучших картин Тинторетто из серии «поэзии». Чарующее волшебство этой композиции неотразимо. Во-первых, это одна из картин, в которых не чувствуется следов спешки, часто свойственной художнику Тинторетто. Она написана тонкой и точной виртуозной кистью. Вся атмосфера картины овеяна своеобразно нежной серебристо-голубоватой прохладой, придающей ей ощущение свежести и легкого холодка. Сусанна только что вышла из купальни. Ее левая нога еще погружена в холодную воду. Сияющее тело окутано легкими голубоватыми тенями, оно все как бы светится изнутри. Свечение ее нежно пышного и гибкого тела по контрасту оттенено более вязкой фактурой беспокойно смятых складок голубовато-зеленого в тенях полотенца.
Перед ней в темной оливковатой зелени шпалер горят розовато-фиолетовым цветом розы. На заднем фоне серебрится полоса ручья, а за ним, написанные в легком чуть сероватом, фисташковом тоне, высятся тонкие стволы небольших топольков. Серебристость тополей, холодное сияние роз, мерцание спокойных вод бассейна и ручья как бы подхватывают мотив сияния нагого тела Сусанны и, отталкиваясь от буровато-оливкового фона теней и земли, создают ту серебристо прохладную и мягко сияющую атмосферу, которая окутывает всю картину.
Сусанна вглядывается в поставленное перед ней на земле зеркало, любуясь своим отражением. Но зрителю не видно зеркального отражения нагого тела Сусанны. В зыбкой жемчужной поверхности поставленного под углом к зрителю зеркала отражена лишь золотая булавка и кружевной кончик полотенца, которым она вытирает свои ноги. Но этого достаточно — зритель угадывает то, чего не видит, следя взором за направлением взгляда чуть удивленной собственной красотой златовласой Сусанны.
История изобразительного искусства. Далее →
Легенда о Сусанне и старцах |
Сусанна (ивр. Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета. Она была дочерью Хелкия и женой Иоакима. (Считается, что это был Иоаким, сын царя Иудейского, помощник Навуходоносора)
Сказание рассказывает о том, как во время вавилонского пленения (с 598 по 539 до н. э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными развратными старцами, подсматривавшими за ней. Предположительно, двое этих старцев были еврейскими старейшинами (судьями бет-дина).
Однажды эта красивая женщина купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку: «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её».
Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства, они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником.
Она пренебрегает их шантажом: «Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Она начинает кричать, прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу.
Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причем женщина клянется, что ни в чём не виновата. В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (это будущий знаменитый пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила».
Он изолирует обоих свидетелей и допрашивает их по-раздельности, подвергая перекрестному допросу. Поскольку ни один из них не знает, что именно сказал другой, они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником.
Первый старец говорит, что это происходило под мастиковым деревом, второй — что под вечнозеленым дубом. Разница в показаниях обоих старцев становится очевидной для всех присутствующих. На смерть осуждают их, как лжесвидетелей «по закону Моисея», а добродетельная Сусанна торжествует: «и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».
Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».
Описание картины Рембрандта Харменса ванн Рейна «Сусанна и старцы»
Это древняя история, стара как мир, но теми не менее актуальна до сих пор. Красавица Сусанна была настолько очаровательна и прекрасна, что невольно соблазнила двух старцев. И вот однажды, когда красавица отправилась купаться двое старцев вышли из темноты и попытались заставить её отправится к ним на ложе. Но она конечно же на это не согласилась. Тогда старцы решили позвать стражу и лжесвидетельствовать на девушку. Но тут в это дело вмешался святой Даниил и не позволил им совершить своё подлое злодеяние.
Рембрандт не стал показывать на полотне концовку легенды, он показал именно тот момент, когда старцы решились на нападение. Один из них, как видим мы, даже успел сорвать белую накидку с девушки. Но сама девушка не обескуражена, скорее в гневе и немного озадачена, поскольку не знает, как избавиться от старых ухажёров так, чтобы потом было не стыдно.
Обратите внимание, что почти всё полотно тёмное – светлым пятно выделяется лишь фигура девушки и есть ещё одно яркое пятно – красная накидка или платье, которое расположено как раз за девушкой. Собственно там вся её одежда: нижнее бельё, платье, шлёпки
Да и сами старцы, хоть и очарованы девицей, да всё-таки бояться осрамиться, и потому всё же немного не решительны. Во всяком случае, второй старец не сильно спешит помочь первому, осторожничает. Хоть и сладок плод да не по зубам, потому и хочется и колется. Хотя если подумать, то могла бы уступить… Но тогда и легенды бы не получилось.
Полотно полно драматизма, собственно как и все полотна художника. Достаточно вспомнить как драматична его картина про блудного сына. Кстати, тоже библейский сюжет, как и в случае с Сусанной. Но если последнее спорно у верующих, то вот о блудном сыне как раз всё верно и до сих пор эта легенда весьма популярна.