Изенгеймский алтарь

Кит Томпсон

Кит Томпсон — скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан». Его работы выполнены в технике, которую скорее ожидаешь увидеть на картах «Magic: The Gathering», чем в музее.

Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история — он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.

«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.

Композиция алтаря

В течение литургического года створки алтаря открывались по определённым датам, раскрывая картины, соответствующие религиозному событию. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки, у большинства створчатых алтарей их только две. Основу алтаря составляет деревянный короб. Венчает алтарь филигранная позолоченная ажурная резьба.

Известно, что Штуппахскую мадонну Грюневальд писал под впечатлением описаний видений св. Бригитты Шведской. В Изенгеймском алтаре чувствуется влияние на художника трудов монахини Хильдегарды Бингенской.

Первая развёртка

В адвент и пост алтарь находился в закрытом состоянии. Перед взглядом молящихся в эти дни представала трагическая сцена распятия Христа с образами св. Антония и св. Себастьяна на боковых створках и пределла с изображением сцены оплакивания Христа (называемая иногда «Положением во гроб»). Такой вид алтаря называется первой развёрткой.

Картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см является самым крупным произведением на этот сюжет в истории европейской живописи. Слегка смещённый от центра вправо, на ней доминирует крест. Дугообразная линия перекладины креста направлена к фигурам святых на створках; эллипс в композиции картины замыкает фигура Христа в пределле, приподнятого на руках Иоанна.

Расположение створок со святыми относительно центральной части алтаря имеет свою историю. В соответствии с описанием, данным в первой публикации о творчестве Грюневальда Генрихом Альфредом Шмидом в 1911 г., вплоть до 60-х гг. XX в. св. Антоний традиционно размещался с левой стороны от «Распятия» по отношению к зрителю, а св. Себастьян — с правой (как на иллюстрации справа). Колонны на створках при таком расположении обрамляли центральную часть; а обе фигуры при таком расположении были развёрнуты к центральной сцене распятия.

С 1965 г. первая развёртка Изенгеймского алтаря демонстрируется в Музее Унтерлинден с обратным расположением створок. О правильности такого расположения створок свидетельствуют в первую очередь имеющиеся элементы крепления, а также сохранившееся подробное описание алтаря, составленное в 1781 г. Францем Христианом Лерзе. Хотя фигуры святых в таком расположении развёрнуты в стороны от центральной картины, но светлое пятно окна на створке Себастьяна и маленькое окошко с бесёнком больше не находятся в непосредственной близости от тёмного «Распятия».

Вторая развёртка

Пределла со сценой оплакивания Христа остаётся видна, если открыть первые створки алтаря с изображением Распятия. Второй развёрткой Изенгеймского алтаря монахи могли любоваться в рождественские дни. Даже в светлые праздничные дни пределла служила напоминанием о том, что за радостью рождения последует горечь потери.

Фигуры святых на створках первой развёртки полностью скрываются за следующей парой створок

Всё внимание зрителя сосредоточено на центральной части алтаря, так называемом «Ангельском концерте» и «Воплощении Христа». Разделение центральной части алтаря на две картины становится практически незаметным с некоторого отдаления

Одна сцена плавно перетекает в другую сквозь соединяющий сюжеты чёрный занавес. Рождественская картина обрамлена с двух сторон створками с иконографически необычными изображениями «Благовещения» и «Воскресения».

Третья развёртка

За третьей парой створок скрывается главная картина алтаря — деревянный короб алтаря с многофигурной скульптурной композицией, выполненной, как предполагается, резчиком по дереву Николасом Хагенауэром. Это фигуры святых Антония, Августина и Иеронима. Слева расположен Августин, которому антониты обязаны своим уставом. У ног Августина — коленопреклонённая фигура заказчика алтаря Иоанна Орлиако. В центре на троне восседает св. Антоний. Бородатый горожанин преподносит святому петуха, а крестьянин — свинью. (В те времена в каждой деревне для антонитских монастырей специально откармливали свиней для оплаты лечения больных в монастырских больницах). Св. Иеронима справа от Антония сопровождает верный ему лев, которого святой согласно популярной притче излечил, вынув занозу из его лапы.

В пределле третьей развёртки находятся скульптурные изображения Христа и апостолов. Эта развёртка полностью посвящена св. Антонию — о жизни святого повествуют боковые створки алтаря. Слева изображена сцена посещения св. Антонием Павла Отшельника, правая створка описывает искушения св. Антония, на которые намекает бесёнок за спиной св. Антония ещё на самой первой створке алтаря. Фигура слева в нижней части правой створки — больной «антониевым огнём».

Изенгеймский алтарь раскрывался на третьей развёртке только 17 января, в день св. Антония.

Еще один вариант «Подсолнухов»

Винсента ван Гога современники не понимали. В искусствоведческой среде даже есть такое выражение: «купить ухо ван Гога» (оно означает – приобрести картину неизвестного широким массам автора в надежде, что его признают гением, а полотно – шедевром). Сейчас с творчеством ван Гога все в порядке – его работы уходят за бешеные деньги и являются гордостью коллекций. Но все же некоторые картины голландца кажутся… не слишком красивыми – да простят нас его поклонники. Художник любил рисовать подсолнухи, подтверждение тому – несколько картин и их вариаций, принадлежащих музеям. «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», проданная за 39,7 млн. долларов в 1987-м году, долго считалась подделкой, потом ее признали подлинной. Сейчас она висит в Мемориальном музее современного искусства в Токио.

Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

«Крик» Эдварда Мунка

Как написал в своём личном дневнике сам художник, он изобразил на своей картине те чувства, которые некогда испытал. «Крик», несомненно, входит в список «Самые страшные картины». Художественная галерея, которая хранит в своих стенах это жуткое полотно, находится в городе Осло (Норвегия) и носит название Национальная Галерея.

Многие учёные придерживаются мнения, что Мунк был психически неуравновешенной личностью, ибо изображать подобное может только человек с серьёзными заболеваниями нервной системы. Автор создавал картины одной и той же тематики, которая, как он сам утверждал, мучила его на протяжении многих лет.

Многие считают, что самая страшная в мире картинка — это прототип «Крика». Мало кто знает, что оригинал этого знаменитого полотна стал причиной многих смертей. Владельцы этой жуткой картины якобы переносили тяжёлые болезни или становились жертвами страшных катастроф.

Недореставрированный да Винчи

Если вам сказать, что картина Леонардо да Винчи была куплена на аукционе, вы наверняка решили бы, что за сумасшедшие деньги. И вы правы! Творчество мастера такого масштаба, чьи работы украшают самые знаменитые музеи мира, бесценно. Однако картину «Спаситель мира» нельзя считать вершиной его творчества, и в этом нет вины художника. Вероятно, это связано с тем, что картина на долгое время исчезла их поля зрения искусствоведов, но нашлась и была отреставрирована в 2011-м году. Работы по восстановлению оказались не очень действенными. Несмотря на это, в 2013-м году полотно продали за 127,5 млн. долларов.

Могильные Товары: Джефф Кристенсен

Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.

Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.

Древесная плита с метафизикой

Когда мы говорим о детских рисунках и картинах, похожих на них, то на ум приходят работы Джексона Поллока. Его картина «№5» 1948 года представляла собой древесноволокнистую плиту, на которую распылили краску серого, коричневого и желтого цветов. Вся композиция напоминала затейливое птичье гнездо. «№5» продали за 1500 долларов. Однако плита была ужасно повреждена во время транспортировки. Поллок повторил свой опыт, полагая, что покупатель не заметит разницы. Но тот пришел в полный восторг, назвав «№5» прекрасным вторым шансом художника, который «усилил метафизическую концепцию картины». Вероятно, эти слова возымели магическое действие. Иначе, как объяснить, что в 2005-м году картина была продана владельцем за 140 млн. долларов?

Джошуа Хоффин

Джошуа Хоффин родился в 1973-м году в Эмпории, штат Канзас. Он делает ужасающие фотографии, на которых знакомые с детства сказки обретают страшные черты — историю, конечно, можно узнать, но при этом её смысл сильно искажается.

Многие его работы выглядят слишком постановочными и неестественными, чтобы по-настоящему пугать. Но есть и серии фотографий вроде «Шедевров Пикмана» — это дань одному из персонажей Лавкрафта художнику Пикману.

На фотографиях 2008-го года, которые вы можете здесь увидеть, — его дочь Хлоя. Лицо девочки почти не выражает эмоций, и она почти не смотрит в сторону зрителей. Пугает контраст: семейное фото на прикроватной тумбочке, девочка в розовой пижамке — и огромные тараканы.

Дадо

Югославец Дадо родился в 1933-м году и умер в 2010-м. На первый взгляд его работы могут показаться совершенно обыкновенными или даже приятными — это из-за выбора цветовой гаммы: многие хоррор-художники выбирают чёрный или красный, а Дадо любил пастельные оттенки.

Но присмотритесь к таким картинам, как «Большая ферма» 1963-го или «Футблолист» 1964-го года, и вы увидите на них гротескных существ. Их лица полны боли или страдания, на телах видны опухоли или лишние органы, или же тела просто неправильной формы. На самом деле картины вроде «Большой фермы» пугают куда больше, чем явный ужас — именно из-за того, что с первого взгляда ничего ужасного в них не замечаешь.

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Монстр-скат с крысиной мордой

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Дариуш Завадский

Завадский родился в 1958-м году. Как и Бексиньский, он работает в стиле жуткого фантастического реализма. Его учителя в художественной школе сказали Завадскому, что у него не слишком хорошее зрение и плохой глазомер, так что художником ему не стать. Ну, с выводами они явно поторопились.

В работах Завадского присутствуют элементы стимпанка: он часто рисует похожих на роботов существ, под искусственной кожей которых видны работающие механизмы. Для примера взгляните на картину маслом 2007-го года «Гнездо». Позы птиц — такие же, какие бывают у живых, а вот каркас явно металлический, едва прикрытый клочками кожи. Картина может вызвать отвращение, но при этом притягивает взгляд — хочется рассмотреть все детали.

Здислав Бексиньский

Если художник заявляет: «Я не могу представить себе, что значит разумность в живописи», скорее всего, он рисует не котят.

Польский живописец Здислав Бексиньский родился в 1929-м году. На протяжении десятилетий он создавал кошмарные образы в жанре фантастического реализма вплоть до своей ужасной кончины в 2005-м году (его 17 раз пырнули ножом). Наиболее плодотворный период в его творчестве приходился на 1960 — 1980 годы: тогда он создавал высоко детализированные изображения, называемые им самим «фотографиями его мечты».

По словам Бексиньского, значение той или иной картины его не волновало, но некоторые из его работ явно что-то символизируют. Например, в 1985-м году он создал картину «Trollforgatok». Художник вырос в опустошённой Второй Мировой войной стране, поэтому черные фигуры на картине могут олицетворять польских граждан, а голова — некий безжалостный орган власти.

Сам художник утверждал, что ничего подобного не имел в виду. На самом деле Бексиньский говорил об этой картине, что её стоит воспринимать, как шутку — вот что значит по-настоящему чёрный юмор.

Тецуя Исида

На акриловых картинах Исиды люди часто превращаются в такие объекты, как упаковка, конвейерные ленты, писсуары или даже подушки для геморроя. У него есть и визуально приятные картины, на которых люди сливаются с природой или убегают в волшебную страну своего воображения. Но такие работы куда тусклее картин, на которых работники ресторанов превращаются в манекенов, закачивающих в клиентов еду так, как будто они обслуживают автомобили на АЗС.

Независимо от мнения по поводу точности и проницательности художника или яркости его метафор нельзя отрицать, что стиль у его работ жуткий. Любой юмор у Исиды идёт рука об руку с отвращением и страхом. Его карьера подошла к концу в 2005-м году — 31-летнего Исиду сбил поезд, и почти наверняка это было самоубийство. Оставленные им работы оцениваются в сотни тысяч долларов.

Изенгеймский алтарь

Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.

На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.

Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.

Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.

Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.

Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.

Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.

Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.

Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.

Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.

Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.

Искушение или мучение?

При именовании образов не всегда проводится правильное различие между искушениями и мучениями, которые пришлось претерпеть святому. В Житии Антония Афанасия (ок. 300–373 гг.) И в других источниках говорится о различных фактах:

  • Искушения, в которых искуситель (то есть сатана ) Антоний симулирует иллюзии, которые напоминают святому о радостях жизни, которые он потерял из-за своего аскетического образа жизни, таких как безопасность семьи, деревенское веселье, сексуальные радости и процветание.
  • Муки и мучения, в которых сатана выпускает своих демонов на Антония, который безудержно истязает и бьет святого и, таким образом, причиняет ему почти невыносимую физическую боль.

Существуют также живописные изображения, которые нельзя должным образом отнести к тому или иному жанру, которые тогда обычно называют соблазнами.

Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

Уэйн Барлоу

Тысячи художников пытались изобразить Ад, но Уэйн Барлоу в этом явно преуспел. Даже если вы не слышали его имени, то работы наверняка видели. Он принимал участие в работе над такими фильмами, как «Аватар» Джеймса Кэмерона (режиссёр лично его похвалил), «Тихоокеанский рубеж», «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гарри Поттер и Кубок Огня». Но одной из самых выдающихся его работ можно назвать вышедшую в 1998-м году книгу под названием «Инферно».

Ад у него — не просто застенки с демоническими лордами и армиями. Барлоу говорил: «Ад — это полное безразличие к человеческим страданиям». Его демоны часто проявляют интерес к человеческим телам и душам и ведут себя скорее как экспериментаторы — игнорируют чужую боль. Люди для его демонов — вовсе не объекты ненависти, а просто средство для праздного развлечения, не более того.

обзор

картина

Иероним Босх : Искушение святого Антония , Лиссабон

После первых фресковых изображений в 10 веке произошло первое скопление изображений этого предмета в книжной живописи, а затем в высокой печати в позднем средневековье . Вскоре после 1500 г. возникли великие, хорошо известные эксперименты Антония, прежде всего эксперименты Иеронима Босха (около 1450–1516 гг.) В Лиссабоне ( Национальный музей искусства Антига ) и Маттиаса Грюневальда (около 1475–1528 гг.) В Кольмаре ( Музей Унтерлинден ). . В более позднем искусстве особенно примечательны изображения Макса Эрнста (1891–1976) и Сальвадора Дали (1904–1989), созданные в 1946 году в рамках конкурса Bel Ami . Даже сегодня многие молодые художники, особенно находящиеся под влиянием сюрреализма , вдохновляются жизнью Святого Антония.

литература

Искушения святого Антония также рассматривались в литературе, например , Э.А. Гофманом (1776–1822, «Эликсиры дьявола» , 1815/16). Самым известным литературным произведением является живописный роман «Искушение святого Антуана» (La tentation de Saint Antoine) французского писателя Гюстава Флобера (1821–1880), который долго работал над этой темой, вплоть до 1874 года. называется версия Definitive , окончательный вариант романа была опубликована и переведена на многие языки.

Вильгельм Буш также написал иллюстрированный «балет» к иллюстрированному рассказу « Святой Антоний Падуанский» под названием «Искушение святого Антония» .

Музыка

С музыкальной точки зрения, произведение немецкого композитора Вернера Эгка (1901–1983) « La tentation de Saint Antoine d’après des airs et des vers du 18e siècle» для альта, струнного квартета и струнного оркестра (1952; как балет 1969) должно быть упомянутым. Даже Пауль Хиндемит (1895-1963) искушения Антония положил на музыку в своей симфонии «Матис дер Малер» (1934). В 2003 году американский писатель и режиссер Роберт Уилсон (р. 1941) представил на сцену мюзикл «Искушение святого Антония» по текстам Гюстава Флобера вместе с певицей и композитором Бернис Джонсон Ригон в лондонском театре Сэдлерс-Уэллс .

«Плачущий мальчик»

Картина «Плачущий мальчик» написана Джованни Браголина. Многие люди, просматривающие изображение в сети Интернет, утверждают, что это самая страшная картинка планеты, которую они когда-либо видели.

Существует несколько версий написания этой картины. Первая гласит о том, что у художника был маленький сынишка 4-летнего возраста. Мальчик сильно боялся огня и всёго, что с ним связано. Поговаривают, якобы Джованни специально поджигал спичку и подносил к лицу малыша, чтобы более правдоподобно запечатлеть весь его гнев и страх. Ходят слухи, что малыш из-за этого настолько возненавидел своего жестокого отца, что от души пожелал ему сгореть. Через некоторое время мальчик умер от воспаления лёгких, а позже внезапно в мастерской его отца возник пожар. Огонь испепелил всё на своём пути. Нетронутым осталось лишь полотно. Немудрено, что «Плачущий мальчик» — это самая страшная в мире картинка, при виде которой у многих содрогается сердце.

Позже по всей Англии прошла неожиданная череда пожаров, в которых погибали люди. Как бы это странно ни звучало, но во всех помещениях находились произведения Джованни, которые оставались абсолютно нетронутыми. Люди решили, что призрак обиженного мальчика, вселившийся в полотно, решил отомстить всему миру. Известно, что самая страшная в мире картинка до сих пор будоражит подсознания многих. Тот страх, который отражается в глазах маленького, ни в чём не повинного мальчика, не забудется никогда. Оригинал «Плачущего мальчика» так и не найден.

История создания

Орден антонитов

Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым», или «антониевым огнём». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.

Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному. В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной» («quasi medicina»), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями.

Алтарь Орлиако

В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». В закрытом виде на двух его внешних створках была изображена сцена Благовещения: на левой створке — ангел, на правой — Дева Мария. На внутренних створках были изображены сцена поклонения младенцу с одной стороны и св. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean d’Orliaco), — с другой. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475 г. художником Мартином Шонгауэром. В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Однако уже к 1485 г. настоятель Орлиако заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Когда и почему именно Грюневальду была поручена роспись алтаря для этого вогезского монастыря, осталось неизвестным.

Джунджи Ито

К вопросу о коммерческих художниках: некоторые из них рисуют комиксы. В деле хоррор-комиксов Джунджи Ито — чемпион. Его монстры не просто гротескны: художник тщательно прорисовывает каждую морщинку, каждую складку на теле тварей. Именно это пугает людей, а вовсе не иррациональность монстров.

Например, в его комиксе «Загадка Амигары Фолт» он раздевает людей и отправляет их в человекообразное отверстие в твёрдой скале — чем ближе мы видим это отверстие, тем страшнее, но даже «издали» оно кажется пугающим.

В его серии комиксов «Узумаки» («Спираль») есть одержимый спиралями парень. Сначала его одержимость кажется смешной, а потом уже страшной. Причём страшно становится ещё до того, как одержимость героя становится магией, с помощью которой он превращает человека в нечто нечеловеческое, но при этом живое.

Работы Ито выделяются среди всей японской манги — его «нормальные» персонажи выглядят необыкновенно реалистичными и даже милыми, и чудовища на их фоне кажутся ещё более жуткими.

Заключение

Картина, подобно губке, впитывает в себя все положительные и отрицательные эмоции художника. Испытываемый страх, злость, негатив — всё это непременно отражается на полотне. Так произошло и в случае со всеми картинами, перечисленными в нашей статье. Посмотрев на них, мы понимаем, какая нелёгкая судьба преследовала каждого художника.

Когда речь заходит о живописи, воображение, как правило, рисует пасторали и величественные портреты. Но на самом деле изобразительное искусство многогранно. Бывало, что и из-под кисти великих художников выходили весьма неоднозначные картины, которые вряд ли кто-то захочет повесить у себя дома. В нашем обзоре 10 самых страшных картин известных художников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: