Биография художника Филонова:
Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием.
В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
После этого он начинает успешную карьеру художника. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.
У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.
В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.
Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.
Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.
Новая эра
С 1916 по 1918 годы Филонов провел на фронтах Первой мировой
войны, где втянулся в революционную деятельность и едва не вошел в ряды
зарождающейся номенклатуры. Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские
таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение
у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от
искусства».
Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в
Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем
дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины,
входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись
«Мать» и «Победитель города».
«Мать» 1916
В 1919 году, хлопотами друзей Павлу Николаевичу удалось
получить небольшую комнату в общежитии литераторов. В ней художник прожил до
самой смерти.
В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную
художественную школу – МАИ (школа мастеров аналитического искусства). За
преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг
мастера сплотился дружный коллектив верных последователей. Все были переполнены
новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел
Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова».
«Формула весны» 1929
«Живая голова» 1926
Но уже в конце двадцатых годов живопись Филонова и его
аналитический метод были заклеймены советской властью как буржуазные, отсталые
и вредные для молодой страны, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только
как пример упрямого художника-формалиста. Планируемая персональная выставка Павла
Николаевича в 1929 году не состоялась. Руководство Русского музея побоялось показывать
столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром.
Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование
подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные
полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот
достигал его свободный дух.
Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой
он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением
легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью. Досок, чтобы
соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий
художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной
картиной «Пир королей».
«Пир королей» 1913
Полное забвение продлилось и после смерти Павла Николаевича.
Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском
Академгородке стараниями ученых-генетиков. Они увидели в Филонове своего
собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к
постоянному саморазвитию. Да он и был ученым, открывшим объективные законы
неведомой реальности.
Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском
вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он
назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки. Филонов
дерзал открыть глобальные законы развития Космоса.
«Формула Вселенной» 1922
Творчество Филонова
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.
В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Проповедь о поросли мировой» и начал разрабатывать художественные теории: «Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности».
В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павла Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.
Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.
В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.
Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для х
удожественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.
В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.
Художник — исследователь Павел Филонов.
19 января 2023
ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания «Союза молодежи» (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.
Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. Если бы не возраст, он пошёл бы добровольцем на фронт.
Павел Николаевич Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище. «Лики» — одна из последних его работ.
Экскурсия по выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ —РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895–2019)». Рассказ о работах Павла Филонова.
Три фильма о Павле Филонове можно посмотреть на Медиапортале Русского музея с 18 января по 19 февраля.
«Павел Филонов. Дневники» (фильм из цикла «Век Русского музея)Павел Николаевич Филонов (1882-1941) — живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Филонов не продавал своих картин. В 1931 году художник писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству».Все произведения мастера были сохранены его сестрой и впоследствии переданы в Русский музей.В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов — одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника.
«Павел Филонов. Возвращение блудных рисунков» из цикла «Век Русского музея» Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е.Н. Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы.К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи.Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея.О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В.А. Гусев.
Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В.А. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.
Павел Филонов считал художественную форму инструментом для познания мира. Он считал своё искусство аналитическим, заявляя, что «кисть – микроскоп, вход в дверь мироздания». Он считал, что художник должен писать не красивые события, а реальные события окружающего мира. На выставке экспозиция работ художника сопровождается звукорядом. Таким образом, мы можем слышать его своеобразную, ни на что не похожую мелодию в искусстве.
Филонов с женой Екатериной Серебряковой.
Художник-исследователь
Павел Филонов – один из лидеров русского авангарда, представитель его символистского направления, основатель и теоретик аналитического искусства. В его работах отразилось философское ощущение реальности начала 20 века. Символизм многих картин Филонова связан с религиозным мировоззрением. Отличительная черта произведений художника – оригинальный аналитический метод письма, проработка изображения маленькой кистью.
Жизнь художника можно с полным основанием назвать подвижнической. Он бесплатно занимался с учениками, отвергая предложения официально преподавать в Академии художеств; создавал неимоверно трудоемкие произведения; добровольно выбрал аскетический образ жизни. Мечтал о создании в будущем Музея аналитического искусства и завещал государству свои работы. Картины Филонова были переданы родственниками в Русский музей, который сегодня является держателем почти полной коллекции наследия художника.
Павел Филонов – трагическая фигура в русском авангардном искусстве XX в. У него была трудная жизнь; он сам, его творчество и ученики подвергались травле.
Он считается одним из лидеров русского авангарда. Сам себя он считал художником-исследователем. П. Филонов основал новое направление в живописи и графике в первой половине XX в. – аналитическое искусство.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09
Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43
30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16
26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13
Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59
Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08
Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04
Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17
Становление
Родился Павел Николаевич Филонов в московской небогатой
мещанской семье, 27 декабря 1882 года (по ст. с.) или 8 января 1883 года (по
н.с.) и происхождение имел сугубо рабоче-крестьянское, что ему очень
пригодилось после революции. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов,
родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой.
В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую
школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения
художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника
Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных
работах – оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа
для начинающих художников из бедных семей.
В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и
далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу
наблюдений и впечатлений на последующие годы. Именно тогда в голове мастера
начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему
статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный
мессианский пафос литературы XIX
века.
Так в будущем и вышло – в начале ХХ века русское мессианство
проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича,
Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной
сущности, влияющей на основные постулаты бытия.
В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по
истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом
возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.
В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги,
смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в
покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские
сюжеты – в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов».
Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы
проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону
веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда.
«Волхвы» 1914
По приезду из паломничества Павел Николаевич сделал две
попытки поступить в Петербургскую Академию художеств, но оба раза у него это не
получилось. И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя.
Но учеба не задалась – Филонов, уже тогда друживший с петербургскими
авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и
пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди
преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами
развращал соратников. В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич
покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи».
Принципы аналитического искусства
Постижение природы он считал главной задачей художника. Но природа постоянно изменяется, следовательно, постичь её можно только путём анализа отдельных элементов.
В его творчестве странно сочетаются животные, люди и растения. Но сам он в таком сочетании не видел странности, т.к. считал себя художником-исследователем. Филонов в своих картинах рассказывал о постижении им Вселенной, в которой одновременно существует живое и мёртвое, человек и животное, звери и растения.
Он интересовался сутью явлений, а не только тем, что видит и охватывает глаз. Но для проникновения в суть необходимы знания, которые он самостоятельно приобретал всю жизнь. Он много читал, путешествовал, искал себя в разных жанрах, в том числе в театрально-декорационном искусстве – создавал декорации к спектаклям.
Трагический уход
Пир королей. Художник Павел Филонов.
Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.
ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКАХоть жизнь человечья и вправду пустяк,но, даже и чудом не тронув,Чюрленис и Врубель у всех на устах,а где же художник Филонов?Над черным провалом летел, как Дедал,питался как птица Господня,а как он работал и что он видал,никто не узнает сегодня.В бездомную дудку дудил, как Дедал,аж зубы стучали с мороза,и полдень померкнул, и свет одичал,и стала шиповником роза.О, сможет сказать ли, кому и про чтотех снов размалеванный парус?Наполнилось время тоской и враждой,и Вечность на клочья распалась.На сердце мучительно, тупо, нищо,на свете пустынно и плохо.Кустодиев, Нестеров, кто там еще —какая былая эпоха!Ничей не наставник, ничей не вассал,насытившись корочкой хлеба,он русскую смуту по-русски писали веровал в русское небо.Он с голоду тонок, а судьи толсты,и так тяжела его зрячесть,что насмерть сыреют хмельные холсты,от глаз сопричастников прячась.А слава не сахар, а воля не мед,и, солью до глаз ополоскан,кто мог бы попасть под один переплетс Платоновым и Заболоцким.Он умер в блокаду — и нету его:он был и при жизни бесплотен.Никто не расскажет о нем ничего,и друг не увидит полотен…Я вою в потемках, как пес на луну,зову над зарытой могилой……Помилуй, о Боже, родную страну,Россию спаси и помилуй.«Вася – Русский сувенир»
Биография Павела Филонова
Павел Николаевич Филонов появился на свет в семье крестьянина Тульской губернии, села Раневка 8 января 1883 года. Несмотря на обыденное занятие (отец был извозчиком, а мать — прачкой), родители поддерживали стремление сына к творчеству.
В Академию художеств его не взяли дважды. Недостаток образования пришлось восполнять копированием картин и частными уроками. В этот период Павел Филонов устроил себе путешествие по Волге, Кавказу и Иерусалиму. Он много трудился, делал наброски, но даже с третьего раза ему удалось попасть в Академию лишь вольнослушателем.
Павел Филонов горячо поддержал революционные изменения, председательствовал в военно-революционном комитете. Через два года женился на революционерке Екатерине Серебряковой, которая была старше его на 21 год.
Началась Великая Отечественная война и блокада, ставшего родным Ленинграда. 3 декабря 1941 года Павел Филонов умер от недоедания и был погребён на Серафимовском кладбище. Несмотря на трудности блокадного времени, сёстры мастера смогли сохранить для потомков триста его работ.
В семидесятые годы прошлого столетия картины Павла Филонова стали объектом наживы криминальных элементов. Часть исчезла из музеев, объявившись у частных коллекционеров во Франции. Всего несколько работ удалось вернуть в Россию.
Первая выставка наследия Павла Филонова состоялась лишь в 1988 году.
Школа Филонова
Но он не сдавался и продолжал работать, и школа его сохранилась, он бесплатно преподавал, сам при этом голодая. От голода он и умер в блокаду Ленинграда в декабре 1941 г.
Павел Филонов – художник уникального дарования. Он шёл в искусстве собственным путём, был бескорыстным и искренним человеком. Стремился открыть законы жизни и творчества, а затем свои открытия воплотить в искусстве. Он считал, что будущее – за аналитическим искусством и мыслящим человеком. Главной темой его творчества всегда был человек.
Свои работы Филонов никогда не продавал (за редким исключением), мечтая о безвозмездной передаче их государству. И эта мечта исполнилась: после смерти художника его работы унаследовали сёстры Мария и Евдокия Филоновы, а позже передали их в дар Русскому музею.
-
Шуман симфонические этюды кратко
-
В г распутин женский разговор проблема любви и целомудрия две героини две судьбы кратко
-
Архивная реформа рф кратко
-
Торговля преображает мир 8 класс кратко
- Судебная реформа суть реформы кратко таблица
Дочка
Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова
стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.
Павел Филонов с женой. Фото: Кадр youtube.com
Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.
Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.
Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».
После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».
Союз молодежи
«Союз молодежи» – первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. На выставках «Союза», которые устраивались ежегодно с 1910 по 1914 год, принимали участие самые именитые новаторы тех лет от живописи: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Илья Машков, Варвара Бубнова и другие.
В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до
1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей»,
«Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи
будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко
сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства – «от частного
к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических
принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил
закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих
свободный поиск творческой личности.
«Головы» 1910
«Мужчина и женщина» 1913
«Крестьянская семья» 1914
В начале десятых годов Филонов познакомился, а затем и
сильно сблизился с поэтом Велимиром Хлебниковым
Два таких разных гения имели в
своей глубине нечто общее – духовно близкое понимание архиважности первооснов
для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы
Хлебникова и литературные опыты Филонова
В то время Павел Николаевич написал
портрет Хлебникова (ныне утерянный), иллюстрировал его книгу «Изборник» и
создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный
литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе
«Ка».
В своей единственной поэме Филонов искал все те же
первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные
неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из
бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его
аналитический метод.
Филонов и Хлебников, несмотря на их колоссальный размах и
безудержную глубину, так навсегда и остались чудаковатыми маргиналами. Они
стали маяками не для широких масс, а для избранных, свободных духом искателей
настоящего живого творчества. Хлебников стал поэтом для поэтов, Филонов –
художником для художников.
В начале 1914 года Павел Николаевич со своими соратниками
инициировал выход манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
«Сделанные картины»». В этой декларации Филонов развил идеи аналитического
искусства и довел их до завершенного концепта. Суть его метода выражалась в пронзительном
взгляде внутрь, в самую суть вещей. По замыслу Филонова, художник должен был
четко изображать каждый атом и органично вводить в него цвет, точно также как
тепло входит в тело. Ведь именно так действует природа, выращивая мельчайшую частичку
клетчатки и наделяя ее своим цветом.
Удивительно, но Филонов, презрительно относившийся к
академическому искусству, так и не влился в ряды авангардистов. Его отличала
тяга к жесткому экспрессионизму немецкого образца, жутковатый трагизм и
рефлексия, тогда как авангардисты равнялись на французский фовизм, кубизм и
импрессионизм. Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост».
В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину
«Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но
не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия.
Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение
только цвет.
«Цветы мирового расцвета» 1915
И хотя на поле беспредметности уже успешно работали Василий
Кандинский и Михаил Ларионов, Филонов внес в беспредметность иное, новое
понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.