***
Это практически точное описание одной из
ключевых последующих западных иконографических традиций
– концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса
смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В
качестве примера можно привести работы немецкого мастера
Матиаса Грюневальда (1470 или 1475-1528).
Распятие Христа. Маттиас Грюневальд. Начало XVI
века. Германия
А это уже более современные Распятия,
распространенные в Испании и бывших испанских колониях:
Здесь хочется вспомнить Ф.М.
Достоевского, который путешествовал по городам Германии
и Швейцарии, где впервые знакомится со знаменитыми
иконами великого немецкого живописца XVI в. Ханса
Хольбейна Младшего (1497 – 1543). Писатель был глубоко
потрясен впечатлением от «Мертвого Христа» Хольбейна,
выставленном в местном публичном музее. Достоевская А.Г.
в своих воспоминаниях пишет: «Более двадцати минут он
стоял перед картиной «как прикованный». Эти минуты
духовного напряжения чуть было не разрешились
эпилептическим припадком. Ему захотелось перед уходом из
музея «ещё раз зайти посмотреть на столь поразившую
картину».
Мертвый Христос. Ханс Хольбейн Младший, XVI в.
Федор Михайлович, стоя перед «Мертвым Христом» в
публичном музее Базеля, сказал жене, «что от такой
картины вера может пропасть».
- Святые Отцы против учения о непорочном зачатии Богородицы — Католикам о Православии
- Феодор Студит о Петре и Римской церкви — Католикам о Православии
- Был ли сторонником Filioque преподобный Анастасий Синаит? — Вячеслав Мицук
А вот как рассуждает о западном
искусстве религиовед, доцент кафедры философии
Брянского университета Константин Матаков:
«..Я смотрю на картину Дуччо «Маэста», и
не могу придти в себя – красота непреодолимая..
«Греческая манера», как называли это стиль в то время
итальянцы.. Да, действительно, форма живописи –
византийская.. Что в ней смущает? Что в ней не так, как
это было в византийской иконе? Пожалуй, глаза, как и
лики в целом – по форме это православная икона, но глаза
— уже нет, они не православны, глубина благодати
покинула их, монашеский подвиг, моление в красках –
начинают уходить из этой культуры. Чувственность во всем
облике, живоподобие мира сего – уже проявляются, начиная
свой далекий путь от позднего средневековья к
Ренессансу. Еще можно было бы сказать, что перед нами –
Дева, — быть может, даже Приснодева; но вот, возникают
сомнения – может ли она родить Слово Божье? Тот, кого
она держит – действительно ли Бог? Или все же это
младенец, увиденный 700 лет назад как прообраз Сына
Божьего? Этак картина изображает Богоматерь с Младенцем,
но не дает причастности: событие Рождества не происходит
здесь и сейчас, воплощение Бога не может завершиться, и
мы не приобщаемся к нему, а, значит – и к Самому
Христу.. Предвечный отблеск Рождества пал на эту картину
и частично вошел в ее плоть – но не до конца; это
как «полупричаститься» Телу и Крови Христовым.. Образ
Рождества есть, воспоминание о нем есть – а вот
Евхаристия все более отдаляется, и дальнейшее развитие
западного искусства пойдет по этому сценарию: там все
меньше будет Богоявления, и все больше – ярчайший намек
красками на историческое событие, — как его могли бы
видеть и неверующие люди – красивая девушка держит
маленького мальчика – все это умиляет, но причастности
Божеству тут нет; его можно вообразить, написать
красивую поэму, но это не спасает душу, соединяя ее с
Иисусом…»
Маэста (фрагмент) — алтарный образ, созданный в
1308-1311 годах для кафедрального собора по заказу
города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья
Три гвоздя
Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам Папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием Пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.
Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV–XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства
Живопись Грюневальд (Нитхардт Матис), «Распятие», описание картины
Живопись XV-XVI вв.
Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге (Бавария), Зелигёнштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего – величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», являются неотъемлемой частью наследия немецкого Возрождения.
Невероятно, но факт: целых триста лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом его ошибочно назвал один из биографов XVII в.
Несмотря на то что Грюневальд и Дюрер жили и работали в одно время, их живописная манера и приемы разительно отличаются. Лишь специалисты способны определить, что их такие разные на первый взгляд полотна написаны в одно время и представителями одной национальной культуры. В отличие от интеллектуальности, сдержанности в выражении чувств, свойственных Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален. Если язык Дюрера является по преимуществу языком линий, то Грюневальд «говорит» языком цвета.
Можно выявить отдаленное сходство метода немецкого художника с манерой венецианцев, однако строем образов он на них абсолютно не похож. Грюневальд жесток. Мертвец на картине «Распятие» – центральной части Изенгеймского алтаря – страшен своей реалистичностью. Фигуры по обе стороны креста, расположенные в одной пространственной плоскости с распятым, кажутся меньшими, чем должны быть. Эта несогласованность масштабов делает картину похожей на эпизод кошмарного сна: тело распятого словно движется из глубины на замершего от ужаса зрителя.
Впечатление кошмара усиливается такими элементами, как скрюченные, торчащие кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Одетый в багряницу Иоанн Креститель держит в левой руке книгу, а пальцем правой указывает на тело Христа. Креститель смотрит в никуда; латинская фраза, начертанная Грюневальдом между десницей и лицом Иоанна, гласящая: «Illum oportet crescere, mе autem minui» («Он должен возрастать, я должен сокращаться»), содержит основной смысл его учения. Агнец у ног Иоанна Крестителя чудесным образом удерживает правым копытом маленький крест. Рядом с ним находится чаша — Святой Грааль. Агнец символизирует дух Христа, кротко взирающий на бренные останки своей земной обители. В левой части полотна, как будто поделенного Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на колени, простирает ко Христу молитвенно соединенные руки. Позади нее Богородица с мертвенно-бледным от неизбывного горя лицом падает без чувств на руки Иоанна Евангелиста, лицо которого отражает и боль утраты любимого Учителя, и сострадание горю Матери.
Мистицизм и визионерство
Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа
Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: …когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах
Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…
Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475–1528).
Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства
В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь – образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т. д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.
Дмитрий Марченко
Маттиас Грюневальд: картины, биография художника
Особенности творчества Маттиаса Грюневальда: писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Значительную часть своей жизни был придворным художником архиепископа города Майнца.
Известные картины Маттиаса Грюневальда: сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа — «Изенгеймский алтарь», а также «Осмеяние Христа», «Встреча святых Эразма и Маврикия», «Штуппахская мадонна».
Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.
После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.
Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя — Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.
Картины Маттиаса Грюневальда
Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.
Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд — «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции. Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09
Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43
30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16
26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13
Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59
Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08
Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04
Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17
Описание картины Матиаса Грюневальда «Распятие»
На картине мы видим традиционный религиозный сюжет – распятый Иисус и собравшиеся вокруг него близкие. Если попытаться охарактеризовать впечатление, которое оставляет данное творение, одним словом, то это будет отчаяние.
Мы наблюдаем изувеченную, болезненно-худую мужскую фигуру с истинно мученическим выражением лица на черном фоне. Цвета очень насыщенные, и светлая фигура ярко выделяется на темном. Выражения лиц невероятно эмоциональны.
Следует отметить, что людские фигуры по сравнению с Иисусом гораздо меньше по размеру, что подчеркивает его святость и дополнительно выделяет его на фоне остальных. Этот прием характерен для средневековой живописи: размеры фигур определяет не стремление отразить реальность, а стремление показать, какая из них несет большую значимость, чем остальные.
Картина в чем-то напоминает страшный сон, отпечатывается в мозгу. Руки Христа непропорционально длинные, а пальцы искривлены и скрючены, будто их сжимает последняя предсмертная судорога, все тело изуродовано пытками, в него тут и там впиваются шипы терновника. Позы Марии Магдалины и Иоанна Крестителя усиливают впечатление ночного кошмара. Держащий что-то вроде тряпки в правой руке Иоанн как бы показывает на тело Иисуса, его взгляд направлен в неизвестность. Мария Магдалина, стоя на коленях и сложив руки как при молитве, протягивает их к Иисусу.
Окровавленная фигура смотрит на сочувствующих сверху вниз с приоткрытым ртом с пустым отрешенным взглядом. Кажется, что он уже вот-вот испустит дух и отойдет в мир иной.
Очень большое внимание художник уделяет рукам, они служат для него инструментом передачи эмоций: у женщин прекрасные, белые и тонкие пальцы, переплетенные в молитве, пальцы Иисуса – мученические, кривые, пугающе-страшные, пронизанные болью
История создания
Орден антонитов
Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым», или «антониевым огнём». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.
Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному. В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной» («quasi medicina»), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями.
Алтарь Орлиако
В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». В закрытом виде на двух его внешних створках была изображена сцена Благовещения: на левой створке — ангел, на правой — Дева Мария. На внутренних створках были изображены сцена поклонения младенцу с одной стороны и св. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean d’Orliaco), — с другой. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475 г. художником Мартином Шонгауэром. В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Однако уже к 1485 г. настоятель Орлиако заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Когда и почему именно Грюневальду была поручена роспись алтаря для этого вогезского монастыря, осталось неизвестным.
История создания
Св. Антоний, покровитель ордена антонитов. Створка первой развёртки алтаря
Орден антонитов
Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым
», или «антониевым огнём ». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.
Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному. В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной
» («quasi medicina »), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями.
Алтарь Орлиако
В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». В закрытом виде на двух его внешних створках была изображена сцена Благовещения: на левой створке — ангел, на правой — Дева Мария. На внутренних створках были изображены сцена поклонения младенцу с одной стороны и св. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако
(Jean d’Orliaco ), — с другой. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475 г. художником Мартином Шонгауэром. В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Однако уже к 1485 г. настоятель Орлиако заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Когда и почему именно Грюневальду была поручена роспись алтаря для этого вогезского монастыря, осталось неизвестным.
Изенгеймский алтарь
Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.
На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.
Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.
Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.
Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.
Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.
Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.
Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.
Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.
Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.
Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.
История создания
Орден антонитов
Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым», или «антониевым огнём». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.
Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному. В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной» («quasi medicina»), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями.
Алтарь Орлиако
В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». В закрытом виде на двух его внешних створках была изображена сцена Благовещения: на левой створке — ангел, на правой — Дева Мария. На внутренних створках были изображены сцена поклонения младенцу с одной стороны и св. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean d’Orliaco), — с другой. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475 г. художником Мартином Шонгауэром. В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Однако уже к 1485 г. настоятель Орлиако заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Когда и почему именно Грюневальду была поручена роспись алтаря для этого вогезского монастыря, осталось неизвестным.
Вывод
Как видно, католические иконы
отличаются от православных не просто набором каких-то
деталей, а коренным образом в духовном своем содержании.
На примере, изображения распятия Христа, мы видим не образ
Спасителя, который «во гробе
плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с
разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и
Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника
Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная
молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация
на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество
гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык
надписания и т.д., отличает католическое видение
страстей Христовых от православного.
Католикам о Православии