Сошлись волна и камень: как создавалась картина «прощание пушкина с морем»

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Когда мы большевики, олигархи – лохи 
(5/1)

А Ванечка остался дураком? «Пригожин решает еврейский вопрос» 
(5/5)

80 лет Курской битве 
(5/1)

Когда мы большевики, олигархи – лохи 
(5/1)

У нас деревне — пятая колонна!? Физически-магические смыслы происходящего 
(4.75/4)

Онкология сама не отмирает, а нам жить надо! 
(4.33/6)

Как работает экономика Сталина сегодня? 
(3/2)

Опендосивание Росии продолжается 
(5/6)

Худруки и Бич Божий 
(5/5)

А Ванечка остался дураком? «Пригожин решает еврейский вопрос» 
(5/5)

ОГАС или проект интернета СССР 
(5/5)

Чурбаньё 
(5/4)

Кащей против вредителей и терпил 
(5/4)

И принесли к московским куполам! 
(5/4)

31 декабря  
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Айвазовский написал Пушкина с самого себя?


Степан Рымаренко. «Портрет Ивана Константиновича Айвазовского», 1846 год, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва Public domain

Все созданные Айвазовским картины с Пушкиным написаны им по памяти либо по прижизненным изображениям поэта: написать Александра Сергеевича с натуры маринист просто не успел. При этом Иван Константинович при изображении поэта вполне мог использовать собственную внешность: современники не раз подмечали его сходство с поэтом.
Пётр Вяземский так писал товарищу перед приездом Айвазовского в Москву:
«Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…»

Кто нарисовал Пушкина на картине Айвазовского


Иван Айвазовский, Илья Репин. «Прощание Пушкина с морем», 1877 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург Public domain

Маринист Айвазовский великолепно рисовал море, но не был мастером в части изображения людей. Задумав монументальное полотно с фигурой поэта на первом плане, он попросил изобразить Пушкина своего друга Илью Репина. «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — вспоминал Репин. Свою подпись портретист поставил прямо под ногами поэта, а в правом нижнем углу расписался Айвазовский.


Илья Репин. «Пушкин Александр Сергеевич», без авторской даты, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург Public domain

Среди волн и ветра поэт гордо стоит с непокрытой головой, вглядываясь вдаль и словно отдавая последний поклон стихии. Бурное море бьется о камни, обрушиваясь грохотом волн на берег, порывы ветра вырывают шляпу из рук, но не склоняется фигура поэта. Со временем картина стала восприниматься как иллюстрация к пушкинскому стихотворению 1824 года «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В трактовке Айвазовского Пушкин по масштабу равняется его любимой стихии — бурному морю. Сам Айвазовский признавался: «Сюжет картин слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта». Так в одной картине спустя полвека после гибели великого поэта соединились гениальные живопись и литература.
Часто достаточно внимательно вглядеться в картину, чтобы она открыла свои секреты. Приходите в картинные галереи, чтобы увидеть шедевры и открыть для себя новые детали, сюжеты и истории, казалось бы, знакомых произведений. Многие работы Ивана Айвазовского можно увидеть в петербургских Русском музее и Всероссийском музее А. С. Пушкина. Банк ВТБ сотрудничает с этими культурными институциями и поддерживает их проекты.

Описание картины Ивана Айвазовского «Закат на море» Картины художников

Картина написана в 1866 году

Картина написана в 1856 году.

Многие художники писали море. Но одному лишь Айвазовскому удалось с невероятной, поистине волшебной точностью изобразить эту необузданную стихию. Живописец невероятно любил море, именно поэтому он смог так верно передать его особенное дыхание и постоянное движение. Даже, когда полный штиль, ощущается некое движение, мастерски переданное Айвазовским.

Эти необыкновенной красоты пейзажи изображают великолепный закат на море. Картины поистине волшебные. Солнце на море садится очень быстро. Лишь мастер может так точно уловить все особенности моря и неба в этот момент. Зритель не только в полной мере ощущает легкий ветерок или достаточно сильные порывы ветра, но и движение парусника, слегка покачивающегося на волнах.

Сколько всевозможных оттенков соединилось

в небе. Оказывается, оно далеко не просто синее, как некоторые привыкли традиционно считать. Оно и темно-синее, и голубоватое, и сиреневатое, и почти черное. Солнце уже практически село. Оно на картинах не изображено. Его свет проходит сквозь облака, озаряет небо и море. Сами облака поистине великолепны. Они словно светятся изнутри необыкновенным золотистым светом, исходящим от солнца .

На первом полотне море абсолютно спокойное, а на втором бурное (изображен практически шторм). Оно далеко не синее. Сколько оттенков соединено здесь. Почти черный, темно-синий, голубой и золотистый.

Поистине грандиозная картина предстает перед зрителями. Ни одному другому живописцу не удалось с такой точностью изображать море. Каждый пейзаж живой, словно это не картина, а реальная природа.

Удивительно то, что каждый раз закат другой. Двух одинаковых просто не бывает. Природа всегда другая, и в этом подлинное ее очарование и мощь. Айвазовский не только чувствовал это, но и смог передать в своих картинах.

Прислал: DarK_Knigt . 2017-10-08 21:46:20

Айвазовский и Пушкин

Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.

Морской берег, 1840

Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.

А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886

И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни

Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.

Поэт, как вспоминал художник:

Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.

Ничего из той давней беседы не забыл живописец:

Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.

«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887

И вновь признание самого Ивана Константиновича:

Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!

Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880

И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.

И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие

Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:

А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.

На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной

Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно

Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях

Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:

Прощание Пушкина с морем

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черное море. Это иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.

Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.

На картинке состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.

Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.

Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.

Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно

Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре

Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.

Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему.


А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год.

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Описание картины Ивана Айвазовского «Черное море» Картины художников

Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море» обладает удивительным свойством, как и все шедевры художника. Глядя на изображённый перед нашими взорами пейзаж, возникает ощущение присутствия в гуще безбрежных просторов Чёрного моря.

Композиция гармонична разделена на две равные части, где верхняя половина холста является небом, а нижняя — непосредственно морем. Две этих половины, разделённые линией горизонта, напоминают некие отражения противоположностей. На небе мы видим облака, а ближе к правой стороне холста они темнеют, превращаясь в тучи. Море предстаёт перед нами в своём могущественном стихийном проявлении, а на массивных гребнях волнующейся воды отражаются белые облака небесные, перемежаясь со вспененными морскими гребнями.

Глядя вглубь картины, мы видим прямо под тучами, ближе к левому краю полотна, зыбкую, едва уловимую вдалеке,

сушу. Рядом с далёкой прибрежной линией, мы едва различаем смутную фигуру, напоминающую нам одинокий парусник, стремящийся к родному дому.

Море выполнено в иссиня-зеленоватых тонах, напоминающих истинный цвет морской волны. На небе присутствует целая палитра различных оттенков, включающих в себя нежно-молочно белый, матово-розовый, голубой, бирюзовый, пурпурный и даже серо-синеватый тон.

Облака движутся, как и морские волнения, справа налево, отгоняя непогоду, раскрывая в небе чистый простор, а водную пучину, преображая в сказочное, местами фосфоресцирующее небесным белым светом — море. Облака и тучи образуют некий клин, если рассматривать их в горизонтальной плоскости. Нижняя часть клина напоминает расширяющееся к левой стороне, торнадо.

Верхняя часть клина более мягко расширяется к центру картины. Таким образом, щель между грозовыми тучами и кучевыми облаками образует светлое пространство над далёким от нас и близким к берегам своего дома, кораблём.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:35:25

Биография автора

Ованес Геворкович Айвазян, более известный как Иван Константинович Айвазовский, родился на Крымском полуострове, в Феодосии, летом 1817 г. Отец его был состоятельным купцом, но разорился после чумы 1812 г. Айвазовский рано проявил интерес к живописи. Первые картины он начал писать под руководством Якова Коха. Айвазовский окончил феодосийское училище, поступил в гимназию Симферополя. В 1833 г. юный живописец, благодаря протекции градоначальника Казначеева, поступил в столичную Академию художеств, которую закончил с отличием раньше срока, в 1837 г.

Художник много ездил по России, наблюдает морские сражения и пишет по ним картины, занимается общественной деятельностью в пользу родной Феодосии. Айвазовский писал не только пейзажи, но и портреты, батальные сцены и исторические сюжеты. Известны и его произведения, посвященные выдающимся исторических личностей, такие как «Пушкин на берегу Черного моря». Скончался Айвазовский в своем доме в Феодосии, в 1900 г.

Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

История полотна

Картина «Пушкин на берегу Черного моря» написана в 1887 г. – дату ее создания Айвазовский приурочил к 50-летию смерти поэта. Жанр произведения – историческая живопись. С Александром Сергеевичем художник познакомился в 1836 г. в Санкт-Петербурге, во время выставки Академии художеств. Айвазовский был представлен прославленному писателю, как золотой медалист и выдающийся ученик Академии.

Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский сразу после написания отдал в дар Академии художеств, в которой выучился и одно время работал преподавателем. В свою очередь, руководство Академии после смерти автора распродало его коллекцию, в том числе и холст «Пушкин на берегу Черного моря» в Париж. В конце концов полотно было продано в г. Николаев, и отправилось в музей им. В.В. Верещагина. Там картина хранится и сегодня. После Великой Отечественной войны обнаружилось, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» значительно пострадало. Восстановление картины заняло больше полувека, занимались им реставраторы Невкрытый и Титов.

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе

На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

Как познакомились поэт и художник


Пётр Соколов. «Русский поэт и писатель Александр Пушкин», 1836 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург Public domain

В 1880–1890-е годы знаменитый маринист Иван Айвазовский был одним из немногих людей в России, лично знакомых, пусть и мимолетно, с Александром Пушкиным. Знакомство поэта с тогда еще начинающим художником состоялось в сентябре 1836 года, когда Александр Сергеевич с Натальей Николаевной посетили выставку в Академии художеств. Получившего золотую медаль Айвазовского представили дорогим гостям: дружеская беседа длилась недолго, но запомнилась маринисту на всю жизнь. Айвазовский так писал о встрече:
«Наш инспектор… представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень меня ласково встретил, спросил, где мои картины. <…> С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»
Затем была еще одна случайная встреча на улице, а потом — черный день в истории России, роковое 10 февраля 1837 года. Гибель Пушкина поразила девятнадцатилетнего Айвазовского, как и всю образованную часть империи.
После гибели Пушкина художник поддерживал отношения со вдовой поэта: присылал ей картины к праздникам, бывал на даче и даже планировал проиллюстрировать собрание сочинений. Увы, этим планам не было суждено сбыться, но много лет спустя Айвазовский напишет картину, ставшую иллюстрацией к бессмертным пушкинским строкам.

Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией

По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.

Ночной Константинополь, 1886

Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:

Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.

Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.

Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:

Погром армян в Трапезунде, 1895

Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.

Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897

Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.

Далее он пишет:

Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год

А Малютин в своём дневнике отмечает:

Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:

А письмо к Католикосу он заканчивал словами:

Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.

«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.

Наполеон на острове св. Елены, 1897

Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».

Взрыв турецкого корабля, 1900

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: