Скандал
В 1921 году Ряжский вместе с друзьями покидает Самару. Причина — на Волге начинается голод. В Москве они проводят единственную выставку объединения, которая должна была открыться 19 ноября в Центральном доме работников просвещения в Леонтьевском переулке, но тут случился скандал.
Президиум работников просвещения осмотрел выставку до открытия и возмутился. В итоге экспозицию запретили демонстрировать из-за «контрреволюционного содержания и сатиры на революцию… считая содержание этих картин могущим оказать вредное влияние на психику масс».
Однако художники, не взирая на обрушившееся испытание, не сдались. 22 ноября по их требованию собирается специальная комиссия, которая после долгих обсуждений приходит к выводу: никакой контрреволюции в творчестве «НОЖа» нет. Однако президиум Наркомпроса не успокаивается и требует собрать комиссию из партработников. Тогда художники пишут письмо Луначарскому. Он приходит и даже пишет отзыв в газету «Известия» и выставку всё-таки открывают. Но реакция на «НОЖ» остаётся негативной. И общество, которое планировало везти выставку в Петроград, очень быстро распадается.
А сам Ряжский навсегда расстается с авангардом и становится художником социалистического реализма.
Г. Ряжский / Н. М. Щекотов. — Ленинград : Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935. — 112, [4] с., 8 вкл. л. крас. ил., портр. : ил. — (Библиотека журнала „Искусство“. Советские художники / под редакцией Ос. М. Бескина).
Автор книги: Николай Михайлович Щёкотов (1884—1945) — русский и советский художник, искусствовед и музейный деятель.
ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ РЯЖСКИЙ родился в 1895 г. Отец его был сначала картузником, а потом швейцаром. По окончании начальной школы с 14 лет работал мальчиком в архиве банка.
С 1910 г. он посещает Пречистенские вечерние курсы, открытые в Москве для рабочих и учится здесь до 1914 г., т. е. до начала мировой войны. Там же в 1913 г. Ряжский впервые начал заниматься по субботам и воскресеньям в классе рисования.
Дальше в 1915 г. призыв в царскую армию. Запасной полк, Югозападный фронт, эвакуация по болезни и демобилизация в ноябре 1917 г.
По окончании войны Ряжский, продолжая свое художественное образование, работал зиму 1918 г. в московском Пролеткульте и в Вхутемасе у худ. Малевича.
С 1919 по 1921 год Ряжский работает в Самаре в политотделах Красной армии и в Самарском Пролеткульте. Им и его товарищами, молодыми художниками — Адливанкиным, Н. Поповым, К. Михайловым, выполняется бесчисленное количество агитплакатов и всякого рода иных художественных оформлений. Здесь же в Самаре Ряжский с товарищами замышляет организацию нового объединения, в Москве в 1923 г. названного „НОЖ“ — Новое общество живописцев. „НОЖ“у были свойственны тенденции освободиться от механистического приятия современной западноевропейской художественной культуры и найти новые „народные“ начала советской живописи. Малое еще знание жизни и малый опыт в работе живописца, однако, не позволили этой группе молодняка стать на правильный четкий путь реализма. Общество очень скоро распалось, а Ряжский нашел более правильную программу деятельности в Ассоциации художников революции (АХР), куда вступил в 1924 г
Здесь его творчество начало разворачиваться и расти более уверенно, здесь, на выставках этой организации, он выступил с той первой серией женских портретов, которая обратила на него внимание широкой советской общественности.
С 1930 г. Ряжский член РАПХа — „Российской Ассоциации пролетарских художников“, в ее организации принимал активное участие, будучи членом секретариата.
<…>
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Автопортрет. Масло. 1928 г. 35
Автопортрет. Масло. 1932 г. Перед 1
Венеция, канал. Акварель. 1928 г. 1
Венеция, балкон на лагуну. Акварель. 1928 г. 43
Восстановление моста красноармейцами. 1928 г. 31
Голова тракториста. Масло. 1930 г. 67
Делегатка. Масло. 1928 г. 25
Доменный цех. Завод им. Петровского. Масло. 1930 г. 65
Женский портрет. Масло. 1934 г. 101
Капри. Акварель. 1928 г. 45
Колхозница-бригадир. Масло. 1932 г. Против 88
Крах банка. Масло. 1931 г. 61
Лыжница. Масло. 1933 г. 93
Мещанский портрет. Масло. 1922 г. 11
Молотьба. Эскиз. Масло. 1931 г. 71
Натюрморт. Масло. 1929 г. 53
Натюрморт. Масло. 1932 г. 77
Нацменка. Масло. 1933 г. Против 82
Пейзаж Масловки. Москва. Масло. 1934 г. 107
Пейзаж Абрамцево. Масло. 1934 г. 109
Печатница. Масло. 1925. г. 17
Политбеседа. Масло. 1933 г. Против 96
Портрет в шубе. Масло. 1934 г. Против 104
Портрет девочки. Масло. 1929 г. 55
Портрет командира Евгеньева. Масло. 1934 г. 99
Председательница. Масло. 1928 г. Против 2
Пригородный пейзаж. Масло. 1930 г. 47
Рабфаковка. Масло. 1925 г. 93
Рабфаковка. Масло. 1925 г. 21
Сванетия. Масло. 1934 г. 113
Спящая. Масло. 1918 г. 5
Урал. Масло. 1925 г. 13
Фабрика на Яузе. Масло. 1922 г. 9
Физкультурница. Масло. 1928 г. 37
Ханжа. Масло. 1927 г. 27
Цветы. Масло. 1929 г. 51
Цветы. Масло. 1930 г. 75
Чувашка. Масло. 1932 г. Против 80
Чувашка. Масло. 1932 г. 85
Ученик Ряжский
Георгий, или Юрий, Ряжский родился в 1895 году в подмосковном селе Игнатьево в простой крестьянской семье. Задумав стать художником, поначалу он учился на курсах у Николая Комаровского, о котором Валентин Серов снисходительно отозвался: «любитель, но не пошлый». Однако, педагогом он всё же был неплохим и его курсы уважительно называли «народной академией художеств». От него Ряжский перешёл к Михаилу Леблану. Тот был учеником не только Валентина Серова и Константина Коровина, но и Анри Матисса.
Однако обучение прерывает серьезное испытание — Первая мировая война. Георгия Ряжского призывают в действующую армию и он несколько лет проводит на фронте. Только в 1917 году, уже после Великой Октябрьской революции, он возвращается в Москву и продолжает учёбу у скульптура Анны Голубкиной.
В 1918 году Ряжский вновь меняет мастера, поступив в ученики к Казимиру Малевичу во ВХУТЕМАС. Именно отсюда снова отправляется на фронт — на этот раз Гражданской войны — в политотдел армии Михаила Фрунзе…
Ряжский Георгий Георгиевич
12.02.1895 – 20.10.1952
Георгий Георгиевич Ряжский – российский живописец, заслуженный деятель искусств России, действительный член АХ СССР, член Ассоциации художников революционной России.
Родился в семье крестьянина в селе Игнатьеве Московской губернии. Первоначальное художественное образование получил в классе рисования Московских Пречистенских вечерних курсов для рабочих. Среди художников эти курсы назывались народной Академией художеств, так как давали возможность юношам и девушкам из простого народа стать работниками искусства.
В первую мировую войну Ряжский был призван в армию. После демобилизации Г. Ряжский работал в частях Красной Армии, писал плакаты, оформлял революционные празднества. Некоторое время он учился у К. Малевича в Государственных свободных художественных мастерских, реорганизованных во ВХУТЕМАС.
В 1923 году Ряжский вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР; с 1928 г.– АХР: Ассоциация художников революции). Художник принял активное в борьбе за реализацию лозунга Ассоциации «Искусство — в массы!». Как художник-коммунист, как принципиальный общественный деятель, он пользовался большим авторитетом. Его лучшие произведения, созданные на рубеже 1920-30-х годов, вошли в историю советского искусства как исторические документы эпохи.
Более всего талант Г. Ряжского проявился в портретном жанре. Основной темой его творчества стала советская женщина как активный строитель социализма. Благодаря его работам: «Рабфаковка», «Печатница», «Делегатка», «Председательница», «Трактористка», «Учительница», «Лыжница», «Железнодорожница», в историю советского искусства вошел новый образ советской женщины-общественницы. Во всех этих картинах-портретах художник показан характер советской женщины, ее активная роль в общественной жизни страны.
А.Е. Архипов, внимательно следивший за успехами молодежи, неоднократно отмечал женские портреты Ряжского, говоря при этом:«Я вижу по-своему, да и задачи у меня другие, а Ряжский-то прав. У него женщины современные».
Георгий Ряжский принял участие в ряде международных выставок. В 1938 году его картины «Делегатка» и «Председательница» удостоились почетной награды – большой золотой медали на Международной выставке в Париже.
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ростовском музее изобразительных искусств, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и других собраниях.
Женские портреты
В середине 20-х годов Георгий Ряжский, который к тому времени становится членом Ассоциации художников революционной России, наконец, определяется со своим стилем и начинает писать женские портреты в присущей только ему манере. Они смотрятся нарисованными наспех, что впрочем, очень созвучно эпохе. Его коллега по творческому цеху Абрам Архипов с завистью пишет о том, что портреты Ряжского «хоть и небрежные, но современные».
Одной из его первых работ стала «Рабфаковка», написанная в 1926 году. Потом женщины «пошли потоком: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928), «Колхозница-бригадир» (1932).
Работы Ряжского получили признание не только в Советском Союзе. Их можно было увидеть в советском павильоне на венецианском биеннале. За «Делегатку» и «Председательницу» в 1938 году он и вовсе получает Большую золотую медаль в Париже. Именно советские женщины, портреты которых прошли все испытания, сделали его академиком и знаменитостью.