Художник борис кустодиев (1878

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Картина Бориса Кустодиева «Ярмарка»

Ярмарки всегда были центральным местом для времяпровождения многих деревенских жителей. На ярмарках можно было сделать полезные покупки, зачастую только на ярмарках можно было произвести некоторые вещи. Помимо этого, ярмарка – место развлечений, различных конкурсов, общения. Именно такая ярмарка изображена на картине.

Ни у одного посетителя ярмарки зритель не может рассмотреть лица. Все посетители ярмарки надели свои лучшие праздничные одежды – а как иначе, ведь ярмарки для них были поистине праздничным событием. У женщин нарядные платья, узорные платки, у мужчин – новые лапти и красивые кафтаны.

Двое пожилых мужчин на переднем плане что-то яростно обсуждают. Скорее всего, они говорят о предыдущих ярмарках. Дети по привычке заглядываются на сладкое и игрушки. Тут и девочка, сжимающая новую куклу в руке, и мальчик, жующий сахар.Большинство женщин выбирают и меряют красивые узорные платки. Две барышни обсуждают товар на прилавке между собой.С другой стороны полотна новоявленные показатели выбирают пригодные в хозяйстве вещи – грабли, лопаты и деревянные ведра. Женщина пытается сторговаться с продавцом грабель.

Молодые парни выбирают музыкальные инструменты. Выбор их пал на губную гармошку. Они не спешат покупать ее, прежде пробуют звук нового музыкального инструмента.

Повсюду идет, кипит яркая жизнь. Все посетители ярмарки оживленные и веселые, разговаривают, обсуждают все происходящее вокруг, обсуждают привезенный товар, советуются, торгуются.

А позади ярмарочной площади раскинулась деревня. Серые дома, покосившиеся крыши, церковь и серое, мрачное, низко нависшее небо. Совсем скоро яркий ярмарочный день закончится, и все покупатели вновь вернутся в свои старые дома, вернутся к старой, размеренной и серой жизни.

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Источник фото

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Источник

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.

Диалог картин, музеев и городов через столетие

Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.

В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.


Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/

Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей. Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде. О времени создания двух версий идут споры. Стрелки часов на курантах вряд ли могут дать подсказку: в обеих версиях на главных часах страны примерно 26 минут четвертого, хотя часовая стрелка несколько ближе к 4 часам, чем должно быть при таком положении минутной стрелки. Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).


Борис Кустодиев (1878-1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 70,5х89 см. Нижегородский художественный музей Источник https://www.wikiart.org/

Таким образом, две версии картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» позволяют нам вступить в диалог с москвичами через столетие, а двум замечательным российским музеям из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – в диалог через Красную площадь Москвы.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

«Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Кустодиев Б.М. «Масленица»

Зал 44.

Мир Бориса Кустодиева – это мир солнца, русской жизни, русского быта и русской души, а любимая тема в творчестве художника – народные праздники. В 1916 году Борис Кустодиев написал картину «Масленица», посвященную этой веселой, шумной и хлебосольной неделе перед Великим постом.

Масленица – это еще и проводы холодов, стужи и встреча весны, праздник, заканчивающийся сжиганием соломенного чучела, символа зимы.

На картине мы видим один из подмосковных городов в праздничный день. Происходящее представлено с высокой точки, холма — так мастеру удается показать одновременно красоту зимнего пейзажа и широкую панораму народного праздника.

День подходит к концу и солнце почти у горизонта. Небо окрасилось золотисто-розовым цветом (таким оно часто бывает весной). Стая грачей, взметнувшаяся ввысь, с нетерпением ожидает тепла. Храмы и дома еще укрыты снегом, а деревья и кусты, словно в сказке, покрыты инеем.

Люди радуются долгожданной встрече весны. Из сундуков они достали цветастые платки, нарядные шапки и узорчатые варежки. Нарядившись в лучшую одежду, народ веселится. Кто-то спешит на ярмарку, дети резвятся на горках, здесь же карусель и перетягивание каната. А самое главное развлечение взрослых – масленичное катание на санях, с азартом, весельем и с музыкой. Повозки красочно расписаны, возницы одеты в яркие наряды.

В центре картины – нарядные сани с парой лошадей. Кучер в синем кафтане и малиновой папахе. Видимо, идет соревнование, кто быстрее и удалее пронесется по заснеженным холмам. Вот извозчик оглянулся, не догоняют ли его другие сани, лихо поднимающиеся в гору.

Трудно представить, что самые известные свои картины художник писал в трудное время, когда в стране шла война, а сам он был тяжело болен. Кустодиев перенес несколько операций на позвоночник, а после одной из них, ему пришлось возвращаться из Германии поездом в компании с тремя собаками – пуделем, терьером и бульдогом. В то время вагоны не были приспособлены для инвалидов в колясках и приехать на родину он мог только в вагоне для животных. Но и в этом художник нашел положительное – всю дорогу он рисовал собак и говорил: «Хорошо, делай, что хочешь, — никто не мешает!»

Художник мечтал о России без драм и борьбы, без «Грозы» и Кабанихи. Картина Бориса Кустодиева «Масленица» — выражает радость и бодрость, восхищение жизнью и ее поэзией. Можно сказать, что его работы — это наказ каждому из нас — быть оптимистом и любить жизнь.

БОРИС КУСТОДИЕВ. ЕГО КАРТИНЫ – ЭТО РУССКАЯ ЯРМАРКА

Ещё в молодые годы художник прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя гимназии. Некоторое время учился живописи у известного художника П.А. Власова, который на счастье начинающего художника проживал в Астрахани.

В 1896 году Борис Михайлович поступил в Петербургскую Академию Живописи. Его «самым главным» учителем был великий И.Е. Репин. В 1903 году Кустодиев заканчивает академию с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку по России и Европе.

Потом была поезда по Европе, поступление в студию Рене Менара.

Художник путешествовал по Европе полгода, и вернулся в Россию, в Костромскую губернию, где начал серию картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

С 1905 по 1907 годы художник работает карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел», потом в журналах «Адская почта» и «Искры», преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Нужно сказать, что ещё в 1909 году у Кустодиева обнаружили опухоль спинного мозга. Врачи провели несколько операций, но последние 15 лет своей жизни Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу. И все свои картины он писал лежа. Именно в этот страшный период жизни художника и появились на свет самые яркие, самые позитивные полотна.

Умер Борис Кустодиев в городе Ленинграде, в 1927 году.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о  творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.

А теперь включайте музыку

***

***

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА КУСТОДИЕВА

Масленица

Встреча

Без названия

Осенние гулянья

Провинция

Зима. Масленичное катание

Балаганы

Без названия

Ярмарка

Без названия

Без названия

Без названия

Весна

Лыжники

Купчиха, пьющая чай

Летний день

Без названия

Троицын день

Купчиха

Русская Венера

Купчиха на балконе

Без названия

Без названия

https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/boris-mixajlovich-kustodiev-ego-kartiny-eto-russkaya-yarmarka.html

Описание

«Картина отражает зрелищность и красоту популярного праздника Масленица , символизирующего окончание долгой русской зимы. Ярмарки, ярмарки, народные шоу привлекали Кустодиева как проявление народной творческой энергии. Получившаяся картина — плод богатой фантазии художника. Он поразительным образом объединяет в себе огромное панорамное пространство и мелкие детали, богатые цветом и точные. Картина задумана одновременно как живая сцена, видимая в реальности и одновременно как украшение лакированной шкатулки. Чтобы отразить колорит фестиваля, художник составляет декор, близкий к популярному искусству. В стране снега и сказок все находится в движении: гонки троек , маленькие цветные пятна на одежде, разнообразные оттенки снега. Также Кустодиев любит изображать церковные шпили, полотна карусельных палаток и все, что воплощает мечты в жизни людей. Энергия, движение, радость жизни спешат прогнать холодное зимнее царство. Однако радость неотделима от ощущения, что это возвращение в прошлый мир — иллюзия. »

Веник и интимное место

Реставрация породила мифы о картине. Дело в том, что при обследовании полотна применяли рентгеновские лучи, и с их помощью установили: оказывается, веник, которым Венера прикрывает интимное место (кстати, прикрывает не полностью) нарисован позже, чем вся картина.

В связи с этим в сети писали, что Кустодиев целый год думал, прикрывать героине полотна лобок, или нет. И что жена настояла на том, что прикрыть — надо. И художник смирился.

Но версия эта, скорее всего, миф. Во-первых, на «Красавице», другой знаменитой картине Кустодиева, написанной на десять лет раньше, никого это место не смущало (правда, растительность там не была прорисована). А во-вторых, если веник не планировался, то положение правой руки Венеры выглядело бы очень странно.

Но в книге Алексеевой, которую мы уже не раз вспоминали, есть несколько строчек, которые полностью проясняют историю дорисованного веника.

Вот и всё, самое логичное объяснение, и никакой конспирологии с цензурой от жены.

История

Тема масленицы, по словам биографа Кустодиева, в настоящее время оценивается художником по личным для него причинам. По этому поводу в письме матери говорится: «23 года на Масленице отмечают ваше рождение. Ведь вы родились в карнавальный четверг и, наверное, поэтому так любите блины ».

Полотна « Масленица» , « Московский трактир» , « Девушка на Волге» , портрет Л. Б. Боргмана, « Урожай» и др. Были подарены Кустодиевым в дар.28 февраля 1916 г.на выставке » Мир искусства » . (Художник не смог посетить его сам из-за обострения болезни и близости даты хирургической операции). Комиссия по закупке картин для музея Академии художеств очень оценила полотно Масленицы и приобрела его за 1750 рублей вместе с полотном Игоря Грабаря « Груши» . Однако это вызывает конфликт: один из членов комиссии, художник Ричард Александрович Берггольц, выступает против приобретения картин Грабаря и Кустодиева. В знак протеста к нему присоединились вышедшие из комиссии Эжен Лансере и Дмитрий Кардовский . В22 марта 1916 г.С.П. Кратчковский, напротив, пишет Кустодиеву: «  Илья Репин писал мне, что он в восторге от вашей Масленицы  ».

Варианты

Таблица празднование Масленицы окрашено Кустодиева в 1916 году и хранятся в Русском музее (и п о  4358) , начиная с 1923 года, от Академии изящных искусств. Уменьшенная версия автора, в том же году, подвергается воздействию Третьяковке (Inventory п O  11891, размер 62,7 × 125,2  см ), с 1929 года, из Русского музея.

«Променад а ля Масленица» (1916) был продан на аукционе Christie’s в Лондоне за  91 750 фунтов стерлингов .

Ярмарка (картина Кустодиева) — Википедия

The Fair (Kustodiev).jpg

Борис Кустодиев

Ярмарка. 1906 год

Бумага на картоне, темпера. 66,5 × 88,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Ярмарка» — картина российского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1906 году.

Описание

Картина, изображающая в лубочном стиле оживлённую ярмарку на торговой площади одного из купеческих городов, была написана Кустодиевым в 1906 году и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Ссылки

Ярмарка. Государственная Третьяковская галерея.

  • Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка (1906)
  • Ярмарка (1906)
  • Чтение манифеста (1909)
  • Автопортрет (1912)
  • Красавица (1915)
  • Масленица (1916)
  • Московский трактир (1916)
  • Купчиха за чаем (1918)
  • Групповой портрет художников общества «Мир искусства» (1920)
  • Большевик (1920)
  • Портрет Ф. И. Шаляпина (1922)
  • Русская Венера (1926)

Натурщица для Венеры — родная дочь?

Тип «кустодиевской» женщины подразумевает пышные формы. Кстати, героиня «Венеры» ещё относительно стройная, если сравнить её, например, с «Красавицей», написанной Кустодиевым в 1915 году.Супруга художника, Юлия Евстафьевна, пышными формами не обладала, имея от природы худощавую фигуру. Кустодиев писал её портреты, но натурщицей для его любимых дородных героинь она быть не могла.

Портрет Юлии Кустодиевой (Прошинской). 1903

А вот у дочери Ирины была совсем другая стать. Адель Алексеева в книге «Солнце в морозный день», посвящённой Кустодиеву, писала:

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)

Натурщицей для отца Ирина стала буквально с рождения — Кустодиев через несколько часов после родов сразу начал делать наброски. И с тех пор многократно писал портреты Ирины, изображая разные периоды жизни растущей дочери.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (1907)

Судя по книге Алексеевой, для «Венеры» позировала именно дочь. Так что по иронии судьбы на двойной картине — два изображения Ирины в разные периоды жизни. С одной стороны «На террасе» — маленькая девочка. С другой стороны «Русская Венера» — уже совсем взрослая девушка.

После «Венеры» Борис Михайлович успел сделать ещё один портрет дочери, в синем платье, и это последнее из известных её изображений.

Портрет И.Б.Кустодиевой (1926)

Но рыжая купальщица на картине не была точной копией Ирины, образ получался собирательный. Например, черты лица — уже не её.

Из книги А.Алексеевой:

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног

Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Двойная картина — доступна для посетителей

Главная картина «Русская Венера» находится в Нижегородском государственном художественном музее. Однажды музей был затоплен, и полотно пострадало. Восстановил картину Павел Иванович Баранов, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. При реставрации использовался механический метод, а также растворители. Был изготовлен новый, стеклянный подрамник, причём установили его перпендикулярно стене. Благодаря этому посетители музея могут увидеть обе работы Кустодиева — и «На террасе», и «Русскую Венеру».

Нижегородский государственный художественный музей Источник фото

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»
  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
  • «Морозный день» (1913)

С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие

Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», которое было создано ещё в 1906 году и изображало совместное чаепитие всей семьи художника.

«На террасе» (1906)

И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.

Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год

Натурщица — поэтесса?

В некоторых источниках информация о натурщице для «Русской Венеры» — совсем другая, что позировала Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986), профессиональная натурщица (ещё и поэтесса), в 20-30-е годы работавшая в Академии Художеств. Другая известная работа, писавшаяся с неё — «Женщина с гитарой» Владимира Лебедева.

В.Лебедев. «Женщина с гитарой» (1930)

Как видно по картине, между «Женщиной с гитарой» и «Русской Венерой» практически ничего общего, не очень похоже, чтобы у них была одна натурщица… В сети есть несколько фотографий Николаевой. На снимке в молодости она больше похожа на героиню Лебедева, чем Кустодиева.

Елена Николаева (Михайлова)

А вот на фотографии, сделанной в зрелости, лицо Елены всё же имеет сходство с «Русской Венерой». Похоже, что информация о её участии в шедевре Кустодиева — небеспочвенна.

Елена Николаева (Михайлова)

Художница Галина Шулепина, общавшаяся с Михайловой, писала в своём дневнике (источник):

Учитывая, что это всё со слов уже немолодой Михайловой, которые, в свою очередь, воспроизвела Шулепина, то это вряд ли стопроцентная истина. К тому же сомнительно, чтобы художник, у которого на тот момент даже не было холста большого размера, давал деньги натурщице на поездку к югу…

Наиболее правдоподобна версия, описанная в книге А.Кудри «Кустодиев».

Наиболее вероятно, что позировала всё же Ирина. А вот черты лица, возможно, взяты от Елены… А кого имел в виду Кирилл, когда рассказывал о пышной девушке с хорошей фигурой для эскиза, Елену или нет — уже, наверное, и не узнать…Во всяком случае, похожа Венера больше всего именно на Ирину…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: