Сочинение-описание картины «купчиха за чаем», кустодиев (2 варианта — кратко и подробно)

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьёт чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Её сахарные плечи — ещё одна сладость на этом празднике жизни. За её спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в 19-м веке нашёл отражение в героинях Островского и Лескова. Движения её плавны и неторопливы — в таком же ритме живёт и провинциальный город.


«Купчиха за чаем», 1918. (Wikimedia Commons)

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Второстепенные образы и символы картины

Сложно сказать, где находится героиня картины. Она сидит за столом на каком-то балконе или террасе. В каком городе происходит действие, так и остаётся загадкой. Это может быть как небольшой провинциальный городок, так и Петербург. Судя по платью и украшениям женщины, дело происходит приблизительно в середине XIX века.

Интересно, что предметы, окружающие героиню, словно бы повторяют её формы и внешность. Так, к примеру, самовар является олицетворением округлых черт лица женщины. Розовые облака словно бы отражают румянец, горящий на щеках купчихи, а синее небо – её глаза.

Ещё одним, не менее интересным персонажем, является кот. На мой взгляд, он олицетворяет благожелательность и удовлетворение жизнью, но искусствоведы считаю, что всё гораздо сложнее. В старину кота считали  неким «гонцом» от нечистой силы. Если животное появлялось за левым плечом (что мы и видим на картине) – это могло значить только одно: нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину. А теперь взгляните на лицо купчихи и взгляд кота. Несомненно, сама героиня полотна Кустодиева не против поддаться соблазну.

Если посмотреть на стол перед купчихой, то здесь обилие угощений (а особенно фруктов и ягод) может показаться излишеством. Но Кустодиев не просто так изобразил такой «натюрморт». Согласно старинным купеческим традициям, чай было принято пить вместе с ягодами. А вот для охлаждения после чаепития отрезали кусочек арбуза.

Искусствоведы считают, что с помощью кота нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину

Картина «Купчиха за чаем» – отражение прежней России, далёких лет, которым уже не суждено было вернуться. Борис Кустодиев очень ярко и точно изобразил красоту и колорит той поры. Кроме того, даже сама купчиха на его картине кажется неким олицетворением России прошлых веков – красивая, уверенная, сытая. Хотя, как мне кажется, это была лишь «парадная» сторона жизни купцов, да и вообще русских людей.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой его шедевров.


Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921. (Wikimedia Commons)

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Купчиха за чаем. 1918

Кустодиев Б.М.Холст, масло120 x 120

Русский музей

Аннотация

Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Как справедливо отмечали исследователи, а прежде всего сам художник, у него была „чудесная страна воспоминаний“.
То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. „Купчиха за чаем“ — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой и, кажется, неизбывной жизни с ее мерным укладом. В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.

Биография автора

Кустодиев Б.М.

Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В

Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости»

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

http://pikabu.ru/story/zagadka_samoy_izvestnoy_kartinyi_kustodieva_kem_na_samom_dele_byila_kupchikha_za_chaem_4629660http://umbra.media/arhiv/kupchiha-za-chaem-borisa-kustodieva/http://kulturologia.ru/blogs/191116/32299/

голоса

Рейтинг статьи

О художнике

Борис Кустодиев с ранних лет знал, каким является купеческое общество. Он родился в Астрахани. Отец рано умер, а мать иногда играла на рояле для представителей местной купеческой знати. Маленький Боря с интересом наблюдал за шумными праздниками купцов, общением людей, подмечал особенности их нарядов и даже гастрономические предпочтения. Атмосфера радости, развлечений и беззаботности была связана с этим миром. А через некоторое время Кустодиев понял, что его стиль – это яркость красок, причём показать жизнь купцов он хотел именно так.

В 1896 году Борис Кустодиев уже стал обучаться живописи профессионально. Ещё в пору студенчества он зарекомендовал себя как прекрасный портретист. Со временем эти навыки развились, и уже совсем скоро вся столица рассказывала о талантливом живописце, у которого получаются «живые» портреты. Кроме того, полотна Кустодиева переносили зрителей в прошлое России, во времена патриархальных устоев, которых не хватало многим современникам мастера.

Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет», 1912 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

«Купчиха за чаем», Кустодиев

Год написания: 1918Размер: 120 × 120 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 98 слов

Моделью для картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» стала баронесса Галина Адеркас. На полотне женщина изображена на террасе своего дома. Оттуда открывается живописный вид на залитые солнцем улицы города и светлое летнее небо.

Героиня сидит за покрытой белой скатертью столом. На нём стоит серебряный самовар, лежат сочные фрукты и свежая выпечка. Сама женщина держит в правой руке блюдечко с чаем.

Пышнотелая статная купчиха одета в синее платье с открытыми плечами и большой круглой брошью на груди. Голову женщины покрывает схожего оттенка платок. Справа от женщины изображён стоящий на перилах террасы полосатый кот, который нежно трётся о плечо хозяйки.

Вариант 2 — Подробно

18 предложений/ 243 слова

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» стала одной из серии работ художника, посвящённых представительницам этого сословия. На полотне изображена пышнотелая белокожая женщина средних лет, расположившаяся на террасе своего дома, чтобы отдохнуть и выпить чаю тёплым летним днём.

Интересно, что моделью для картины послужила вовсе не купчиха, а некая баронесса Галина Адеркас — соседка Кустодиевых. Эта статная темноволосая женщина стала для художника настоящим олицетворением старого патриархального уклада, разрушившегося с приходом революции.

Героиня одета в роскошное синее платье с открытыми плечами, белыми кружевами на вороте и большой круглой брошью на груди. Голову купчихи покрывает синий платок, испод которого выглядывает аккуратная кудрявая чёлка. В ушах женщины блестят золотые кольца серёг. В правой руке героиня держит наполненное чаем блюдечко. На столе перед женщиной расположились сочные фрукты: арбуз, яблоки и виноград. Слева стоит большой серебряный самовар, тут же на широком блюде, покрытом белым полотенцем, лежит свежая выпечка.

Рядом с хозяйкой по коричневым перилам террасы бродит полосатый кот, который нежно трётся о плечо женщины в надежде получить угощения с её стола. За спиной героини раскинулся живописный городской пейзаж.

По залитой солнцем мостовой движутся люди и скачут лошади. Чуть поодаль стоят жилые дома, а на заднем плане видны купола церквей. Дополняют картину зелёные ветви деревьев и светлое голубое небо с мирно плывущими по нему облаками.

Настроение картины светлое и радостное. Чувствуется любовь автора к порядкам старой Руси и тоска художника по безвозвратно ушедшему прошлому. Тем не менее в образе купчихи, несмотря на всю его притягательность, слышны нотки иронии и гротеска.

см. также:Все сочинения-описания картин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: