Творческий путь и всемирная слава
До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Обучаясь в столице, Кузьма Иванович совершенствовал свою технику, вкладывая в нее опыт иконописца. Художник создал эскиз Богородицы с младенцем для медицинского института. Художник планировал перевести эскиз в керамику и специально для этого поехал в Англию на одну из фарфоровых мануфактур. Панно сохранилось до наших дней.
В возрасте 19 лет художник переезжает в Москву и становится студентом художественного училища под началом известного художника Валентина Серова.
Темой нашей статьи будет биография Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич — выдающийся российский художник, работавший на рубеже 19-20 веков. Он занимался не только живописью, но и графикой, театрально-декоративным и монументальным искусством. Кроме того, Петров-Водкин является создателем нескольких автобиографических повестей. Об этом выдающимся человеке и поговорим.
Как увидеть Пушкина
Мусакова отметила, что художник очень любил творчество Пушкина и часто обращался к нему, но «сам образ писателя в живописи почему-то ему не давался, и он очень этим мучился». Портрет «Пушкин в Болдине» действительно не похож на классические изображения поэта, но он представляет большой интерес для специалистов, изучающих и творчество Петрова-Водкина, и наследие Пушкина.
О портрете искусствоведы судят по сохранившейся фотографии этой картины, сделанной до того, как она была закрашена (фотография хранится в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге). Портрет Пушкина можно разглядеть также на электронной копии картины «Колхозницы», размещенной на сайте «Виртуальный Русский музей». При невооруженном взгляде на саму картину угадываются лишь некоторые очертания скрытого изображения.
Как рассказал ТАСС директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, он планирует провести переговоры с руководством Русского музея, чтобы организовать выставку об истории этой картины к 220-летию Пушкина, которое будет отмечаться в этом году. Музей Пушкина может показать на ней фотографию и фрагмент картины — кусок, отрезанный художником от нижней части портрета.
«Сможем ли мы с Русским музеем что-то выдвинуть на эту тему? Почему бы нет. Скажем, сделать мини-выставку, в этом году 220 лет Пушкину. Я переговорю с руководством Русского музея, и если им это покажется интересным, то можно историю одной картины представить в таком варианте», — сказал Некрасов.
Юноша снова дома
По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).
Живопись
В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.
В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом . В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.
С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.
Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство , Игорь Грабарь и .
Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.
В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.
В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».
Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.
Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».
Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям . По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.
Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.
Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.
За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.
Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.
Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.
Происхождение и детство
Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.
Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.
Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.
«Купание красного коня»
Вскоре Петров-Водкин смог разработать собственный стиль, гармонично пропитанный светом. Его монументальные композиции напоминали древнерусские фрески, которые были для него источником вдохновения. Яркие, логично завершенные и сбалансированные. В 1912 году на выставке «Мир искусства» художник представил свою картину «Купание красного коня», которая сразу же стала знаменитой. Одни современники считали полотно «гимном Аполлону», а другие — предвестием будущего катаклизма и обновления мира. И вторые оказались правы. Первая мировая война вспыхнула всего через два года, а русская революция наступила через пять. Картина была закончена в 1912 году, а к 1917 году красный цвет уже был известен как цвет революции.
«Купание красного коня» вполне может считаться главной картиной русской революции. Сам Петров-Водкин был неординарным персонажем: искателем приключений, который любил экспериментировать. Это потрясающая картина: тревожная, мощная, таинственная. Кажется, все очень просто: мальчик и лошадь. Но какая завораживающая у этих фигур интенсивность! Простой сюжет, округлые линии, доминирующие ярко-красные цвета на заднем плане, и, наконец, символический конь сделали эту работу иконой русского авангарда. Сам Петров-Водкин не был политическим человеком. Он никогда не принадлежал к политической партии. Когда его просили прокомментировать какую-то политическую ситуацию, он обычно говорил: «Не вмешивайтесь в этот адский беспорядок».
Вера в важность гуманизма, силу человеческого духа и торжество добра над злом подпитывали энтузиазм, с которым Петров-Водкин приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года. В своей знаменитой картине «1918 год в Петрограде», также известной как «Петроградская Мадонна», события революции трактуются как бескровные и гуманные
Эта форма идеализации была характерна для зрелых работ Петрова-Водкина.
1918 год в Петрограде
Аналогичная гуманность заметна и в его портрете знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, а в портрете Владимира Ленина. Одним из наиболее необычных аспектов стиля Петрова-Водкина было использование им сферической перспективы (сравнимой с объективом «рыбий глаз»). В этой технике он был выдающимся мастером.
izi.TRAVEL К.С. Петров-Водкин. Портрет Анны Андреевны Ахматовой
Смерть
В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы , Константин Федин и Вячеслав Шишков.
Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» . После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.
Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.
История граненого стакана
Стакану быть!
При этом Петр воскликнул: «Стакану быть!»… А тот возьми да и разбейся. Говорят, с того времени и повелось на Руси бить посуду на счастье. Несмотря на казус, гранчак быстро вошел в обиход, особенно на русском флоте, так как при качке, опрокидываясь, не скатывался по столу на пол. Да и сам государь, ценитель всего нового и прогрессивного, сменил привычку пить напитки с деревянных кружек и перешел на новомодные стаканы.
Однако, глядя на картину «Завтрак» Д.Веласкеса, написанную задолго до царствования Петра Великого, напрашивается вывод, что предположение о том, что родиной граненых стаканов является Россия — ошибочно. Хотя изображенный стеклянный сосуд отличается своими гранями от привычных нам вертикальных. Существует еще один неоспоримый факт, что те технологии, которые начали использовать при Советском Союзе, впервые были использованы американцами еще в 1820 годах. А в Россию эта техника пришла только в начале XX столетия. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что граненный стакан по своей природе — «иностранец».
И снова о Вере Мухиной
А вот и гранчак, который знакомый многим, кто родился и жил в стране Советов. Именно такие стаканы использовались в общепите, на железной дорогое, в автоматах для воды.
И в утверждении, что известный скульптор Вера Мухина является дизайнером граненного стакана все же есть доля правды. Это она дала ему «вторую» жизнь, придумав гладкий ободок, идущий по окружности края, что и отличало мухинский стакан от традиционного гранчака.
Ну и это не все… Некоторые исследователи утверждают, что эту идею она позаимствовала будучи в эвакуации на Урале у местного инженера Николая Славянова. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, — правда, он предлагал изготовить такой стакан из металла. Что с уверенностью на все сто можно утверждать, так это то, что Вера Мухина является автором дизайна классической пивной кружки — бокала. И это уже неоспоримый факт!
Пивной бокал Веры Мухиной.
Но как бы там ни было, на сегодняшний день гранчак является раритетом. Он верой и правдой отслужил не одно десятилетия советскому общепиту. Да и на кухне каждой рачительной хозяйки обязательно были припрятаны и стакан и 100-граммовая стопочка как мерный сосуд. А некоторые и по сей день хранят эти раритетные стаканчики…
Сейчас же эту «экзотику» на стекольном производстве делают только под заказ.
Подросток
В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.
Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.
Описание картины
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — выдающийся живописец России и Советского союза, деятель искусства.
Картина «Утренний натюрморт» славится во всем мире. На ней преобладают нежные оттенки: синий, жёлтый, розоватый. Думаю, что автор не случайно выбрал именно эти цвета для натюрморта. Картина приятна для восприятия глазу, ведь на ней нет ярких цветов, которые наверняка бы не смогли передать всю атмосферу утра на картине.
Натюрморт состоит из стоящей на деревянном столике вазы, наполненной прекрасными полевыми цветами: колокольчиками и одуванчиками, при виде которых хочется скорее вдохнуть природный свежий аромат пыльцы, такой красоты точно не купишь в городе. Рядом лежит перевёрнутый спичечный коробок, небольшой ручной фонарик, начищенный до зеркального блеска самовар, в котором отражаются лежащие рядом два куриных яйца, гранёный прозрачный стакан, стоящий на белоснежном блюдце, благодаря которому мы можем разглядеть ,что чай, налитый в него достаточно крепкий ,так как имеет темную окраску. Все эти предметы расставлены в хаотичном порядке по всему столу. Наверняка автор этого шедевра расположил их так не случайно. Ведь именно с этого ракурса виден весь стол и то, что лежит на нем. Благодаря этому ракурсу создаётся эффект присутствия. Зритель будто бы сам стоит возле этого стола.
Казалось бы, обычный натюрморт, ничем не привлекающий внимания, но стоит обратить свой взор влево, в верхний угол и зритель видит милейшую собаку с почему-то до боли жалостливым взглядом и печальными глазами. Как только наблюдатель замечает собаку, сразу появляется множество вопросов: «почему у собаки такие грустные глаза?», «куда она смотрит?», «чьи спички лежат на столе?», «кто автор столь прекрасного букета?» и многие другие вопросы. Может быть, хозяин собаки — это охотник, который совсем недавно пришел с утренней охоты уставший, но одухотворённый прекрасным началом дня. Когда он возвращался домой, он решил собрать букет полевых цветов и подарить его жене. Конечно, мы можем только предполагать и догадываться, ведь после просмотра картины «Утренний натюрморт» не захочется мечтать?
В заключении хотелось бы сказать, что художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин по праву является лучшим живописцем всех времён. Мало кому удавалось настолько реалистично изобразить натюрморты, при этом передать всю эстетическую красоту и атмосферу.
5, 6, 7 класс
Петрова-Водкина — Утренний натюрморт
Сейчас читают:
-
Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение
В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,
-
Сочинение Ижевск — мой город
Ижевск, является столицей Удмуртской Республики и основан 1760 году инженером А.Ф. Дерябкиным, который назвал его в честь реки Иж. В 1801 году на нём был построен оружейный завод «город ИЖ», функционирующий до сей поры времени.
-
Проблематика романа Герой нашего времени сочинение
Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
-
Сочинение Влияние природы на человека
Несмотря на окружающую нас загрязненную экологию, которая состоит из воздуха, воды, еды и др. Одаренные люди находили в природе вдохновение для своего творчества во все времена. В основном великие поэты и писатели в своих произведениях описывали
-
Сочинение Моя идеальная школа 7 класс
Значительная часть нашего детства проходит в школьных стенах. Здесь у нас появляются новые друзья и первая любовь. Наши первые успехи и неудачи тоже проходят в школе. Она становится для нас втором родным домом. Хочется,
-
Сочинение Курган — мой город
Про Курган можно говорить по-разному. С Кургана начинается Сибирь. Или. Курганом заканчивается Россия. Или Курган – это мой самый родной город. Потому, что лучший.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Кафе»
Картина была создана в 1907 году маслом на холсте.
Петров-Водкин – русский живописец, который создал много работ вошедших в культурное наследие страны. Его судьба складывалась достаточно счастливо. Родившись в семье обычного сапожника, ничто не предвещало необычного развития его судьбы. Но склонность к творчеству дала о себе и знать. Некогда простой парень из семьи сапожника стал учиться в лучших европейских мастерских у известных мастеров. Его работы заняли особое положение в искусстве нашей страны.
Петров-Водкин – это один из тех художников, работы которого не совпадали с общепринятым творчеством того времени. Но это не значит, что его полотна не воспринимали и были чужды. Творчество Петрова-Водкина дополняет культурное наследие нашей страны. Он автор известной каждому работы «Купание красного коня» и многих других. Он был мастером портретного жанра. Также Петров-Водкин писал литературные произведения.
В 1895 году уезжает из родного волжского подворья в Санкт-Петербург обучаться живописи. Окончил учебу он в 1904 году. Но за это время Петров-Водкин посетил несколько европейских стран, где подвергался влиянию символизма. После чего выходит ряд его полотен.
Одним из которых является «Кафе». На нем изображены знатные дамы, которые решили культурно провести досуг. Все они одеты в роскошные платья в соответствии с модными тенденциями того времени. Большего всего взор зрителя привлекают три из них.
В центре полотна расположена дама лет 35, она одета в строгое, но элегантное платье. Разбавить строгостью образа помогает ей пышная шляпка. В правой части расположена дама в более ярких и пышных одеждах, она что-то раздумывает.
В левой части полотна находится очень привлекательная, молоденькая и веселая девушка. Дамы беззаботно проводят время в кафе. На заднем плане фигуры видны не четко, но среди них выделяется одно лицо девушки, которая словно с завистью смотрит на местных красавец.
Работа написана в начале становления карьеры Петрова-Водкина, но по ней мы можем понять, насколько талантлив был начинающий художник.
Картина находится в частной коллекции.
Семья растёт, снова Париж
В октябре 1922 года Кузьма Сергеевич стал отцом. Спустя две недели он признался матери, что до появления дочери Елены был лишь «наполовину человеком». В 1924 году Академия художеств командировала живописца за границу, но за свой счёт – молодая республика средствами не разбрасывалась. С семьёй он едет во Францию, надеясь на заказы и сбыт картин. Мария Фёдоровна занимается дочерью и поправляет здоровье, в то время как муж усердно пишет. Но прошло полгода, а сдвига нет – Париж наводнён иностранцами, в мире серьёзный кризис. В начале 1925-го, продолжая делать афиши, художник продаёт несколько картин. Вывозились его работы и на выставки в Нью-Йорк и Токио. Но в целом живописец был разочарован заграничной поездкой и устремляется снова домой.
Последние годы жизни
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.
В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.
Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.