Утеряные “Сливы” Эдуарда Мане
Так же просто, без лишних деталей Мане изобразил и свои сливы. Но перед вами натюрморт, нарисованный повторно в 1880 году. Впервые же он их нарисовал в 60х годах 19 века и подарил своему другу Эдгару Дега.
Однако через некоторое время друзья поссорились из-за неблаговидного поступка Мане. Дега подарил ему картину “Портрет Эдуарда Мане с женой”, а вскоре обнаружил, что герой картины оторвал треть полотна. Об этом интересном случае я писала в статье “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Конечно, Дега был очень расстроен и в сердцах отправил своему другу его подарок “Сливы”, мол, раз вы так поступаете с моими картинами, то ваши мне тоже не нужны.
Когда друзья помирились, Дега, конечно, пожалел о том, что вернул картину “Сливы”. Он попросил её у Мане обратно. Но было поздно – художник видимо также на эмоциях, не подумав её быстро продал.
В результате картина была утеряна. Возможно, этого бы не случилось, если бы картина осталась у Дега. Ведь известно, что он был страстным поклонником таланта Мане и коллекционировал его картины. О том, какие картины Эдуарда Мане принадлежали Дега, я также писала в посте “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Видимо, картина была утеряна ещё при жизни Мане. Иначе как объяснить то, что Мане решил написать в 1880 году её копию, которая и сохранилась до наших дней.
описание
За мраморным столом сидит молодая женщина. Она держит верхнюю часть тела слегка наклоненной вперед и кладет голову тыльной стороной правой руки. Левая рука безвольно лежит на столе, между средним и указательным пальцами держит еще не зажженную сигарету. Перед женщиной стоит стеклянный кубок с коричневой сливой. Взгляд женщины мечтательно скользит влево за пределы кадра, как будто он не улавливает ничего, что пробуждает его интерес
Черты ее лица кажутся усталыми и расслабленными, как будто у нее был тяжелый день, в котором она не встретила ничего важного. Женщина носит розовое платье с белыми оборками на груди, которое гармонирует с розовым цветом ее лица
Под таблицей видно, что платье закрыто белыми пуговицами. Голова покрыта черной шляпой с короткими полями, вероятно, украшенной белым искусственным пером. На заднем плане картины видна обивка, на которой сидит женщина, красно-коричневая обложка которой примыкает к обшитой панелями стене. В стену врезана кованая решетка с голубовато-бирюзовым отливом, хотя невозможно сказать, открывается ли за ней окно или это чисто орнамент.
Библиография
- Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
- Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
- Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
- Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impres-paint.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.6/5 — (5 голосов)
Картинные галереи и художники — Эдуард Мане
Эдуард Мане (1832-1883) родился в состоятельной семье Огюста Мане, руководителя департамента Министерства юстиции.К неудовольствию родителей, считавших, что их сын должен строить карьеру в области права или военно-морской службы, Эдуард с детских лет увлекся живописью. Это увлечение всячески поощрял его дядя, Чарльз Фурнье и в 1845 г., следуя его совету, Эдуард Мане стал заниматься на курсах рисования.В 1848 г. после окончания колледжа, по настоянию родителей, Эдуард Мане попытался поступить в Мореходную школу, но провалился на вступительных экзаменах. Чтобы подготовиться к повторной сдаче экзаменов, он отправился в учебное плавание на паруснике «Гавр и Гваделупа». Однако и повторная попытка закончилась неудачей. Только после этого отец Мане уступил желанию сына и позволил ему продолжать художественное образование.В 1850 г. Эдуард поступает в школу изящных искусств художника Тома Кутюра. Во время учебы, он много путешествует, посещая музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии.В 1856 г. Эдуард Мане открывает собственную студию. Его стиль в этот период характеризовался свободными мазки, упрощенными деталями и слабо выраженными переходными тонами.К первым значительным произведениям художника относятся картины и «Портрет родителей» (Portrait of Monsieur and Madame Manet, 1860).В 1861 г. после строгого отбора две картины Мане «Портрет родителей» и выставляются в Парижском салоне. И публика и критики весьма благосклонно приняли творения молодого художника.В 1863 г. Мане пишет картину и под названием «Купание» выставляет в Салоне отверженных
Полотно было жестко раскритиковано, но привлекло к художнику еще большее внимание и добавило ему популярности, хотя и скандальной. В 1882 г
художник, наконец, получил официальное признание: он стал кавалером ордена Почетного Легиона.Скончался Эдуард Мане 30 апреля 1883 года.Работы живописца есть в самых известных музеях мира: Музее Орсе, Лондонской Национальной галерее, Галерее Института Курто, Новой глипотеке Карлсберга, Метрополитен-музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Чикагском художественном институте, Художественном музее Цинциннати, ГМИИ им. Пушкина (2 картины). В четырех разделах коллекции представлено 224 работы Эдуарда Мане, созданные с 1854 г. по 1883 г.Раздел 1. Произведения, созданные с 1854 г. по 1867г.Раздел 2. Произведения, созданные с 1867 г. по 1877 г.Раздел 3. Произведения, созданные с 1877 г. по 1883 г.Раздел 4. Произведения, проданные на аукционах Sotheby’s и Christie’s
Причины некрасивого поступка Мане
Современники характеризовали Мане как оптимистичного, общительного и умного человека. Что так могло разозлить его, что он совершил акт вандализма над картиной человека, которого считал своим другом?
По словам Джеффри Майерса, члена Королевского Литературного сообщества, автора многих статей о жизни и творчестве художников, Мане приукрасил внешность своей жены на своей картине.
Эдуард Мане. Мадам Мане за пианино. 1868 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Дело в том, что он был далеко не в восторге от возрастных изменений своей жены-иностранки (Сюзанна родом из Голландии), особенно от её полноты. Он женился на Сюзанне рано, при этом слыл дамским угодником.
Думаю, если бы общественное мнение в 19 веке не оказывало бы на людей такого давления, Мане давно бы расстался со своей супругой. К тому же он был достаточно равнодушен к музыке и поэтому то, что Сюзанна была хорошей пианисткой, никак не улучшало его отношения к ней.
По мнению того же Майерса именно такое отношение к жене и изобразил Дега на своей картине. Он правдиво написал внешность Сюзанны. А отношение Мане к жене и её музицированию подчеркнул его небрежной и вальяжной позой обывателя и филистера.
Мане не мог снести этой правды и порвав картину, на самом деле показал, насколько его личная жизнь его не устраивает.
Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.
Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.
Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.
Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.
До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.
В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.
Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.
“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.
Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org
В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
Ирония судьбы или еще одна порванная картина
Уже после смерти Мане его сын (рождён до брака с Сюзанной, так и не был признан отцом официально) разрезал на несколько частей его картину “Казнь Максимилиана”. Ему показалось, что так фрагменты можно выгоднее продать.
Дега выкупил все уцелевшие фрагменты и бережно хранил их до самой смерти в 1917 году. Часть фрагментов утеряна. Отпрыск мастера растапливал ими камин.
Сейчас картина хранится в Лондонской национальной галереи, которая приобрела её сразу после смерти Дега в 1918 году.
Эдуард Мане. Казнь Максимилиана. 1868 гг. Лондонская национальная галерея.
Вот такой неожиданный сюжетный поворот! Порвав однажды чужую картину, вряд ли Мане предполагал, что его собственное произведение порежут на куски (по иронии судьбы созданное в том же году, что и “Портрет Эдуарда Мане с женой”).
Но Дега не стал злорадствовать, а, наоборот, совершил благородный поступок, сделав все, чтобы сохранить очередной шедевр своего друга.
Ещё об одной дружбе художников, Клода Моне и Огюста Ренуара, читайте в статье “Моне и Ренуар. Рассвет импрессионизма и загадочный портрет”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
Творчество Мане
С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.
Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.
Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.
В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.
За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».
В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.
Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати. Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.
В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.
Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.
В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х—80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.
В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.
Ссора двух друзей
Художники познакомились в 1861 году в самом очевидном месте – в музее, а точнее в Лувре. Дега копировал картину Веласкеса, когда мимо проходил Мане и прокомментировал его работу. Так что на момент их ссоры они тесно общались уже 7 лет.
В 1868 году Дега написал портрет Мане с его женой Сюзанной и подарил ему эту картину. Каково же было его изумление, когда посетив своего друга, он увидел свою работу повреждённой – одна треть картины была оторвана (с изображением Сюзанны)! В расстроенных чувствах, даже не попрощавшись, Дега выбежал из дома Мане.
Придя домой, он написал письмо Мане о своём возмущении его поступком и просьбой в таком случае забрать обратно свой подарок – картину “Сливы”.
К сожалению, эта картина была утеряна. В музее Хьюстона хранится её более поздняя версия (1880 г.). О невероятной истории, связанной именно с этим натюрмортом, я писала в статье “Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”.
Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века.
Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г.
Сальвадор Дали. Портрет миссис Вудворд (Woodward). 1953 г. Мурохаши музей современного искусства, Фукусима, Япония.
Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.
Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.
Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.
Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.
Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства. На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания. В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.
Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Олимпия. 1863 г.
Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.
Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.
Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.
Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.
Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.
Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.
О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Слива Мане и абсент Дега
Эдгар Дега: Абсент (1876), Музей Орсе
За два года до создания картины Мане « Слива» Дега работал над аналогичной темой. На своей картине «Абсент» он изобразил пару, сидящую рядом друг с другом в кофейне и пьющую абсент . Впервые его показали публике на выставке импрессионистов в 1877 году. Впоследствии картина Мане часто рассматривалась как ответ на указания Дега, как если бы он хотел подкрепить обвинение в подражании Дега. Помимо параллелей, которые особенно очевидны в предмете, в произведениях есть различия. В то время как любители абсента в «Дега» производят явно унылое впечатление и сидят на краю (общества?) В композиции коричневатой картины картина Мане явно светлее. Молодая женщина не только занимает центральное место в картине, но и вовсе не выглядит так, как будто ее жизнь уже разрушена. В отличие от главных героев Дега, чье одиночество выходит на первый план из-за их безмолвного сосуществования, жена Мане остается одна перед кувшином со сливой. Если к ней подходил очаровательный молодой человек, то скука могла превратиться в радость. Хотя жизнь любителей абсента на самом деле закончилась, жизнь женщины со сливой могла только начаться. Соответственно, их сервировка стола состоит из маринованной сливы, которая явно менее разрушительна, чем пресловутый абсент. И, соответственно, Дюхтинг выражает сомнения относительно того, может ли быть подтверждена интерпретация Пьером Куртионом картины как выражения безнадежного уныния , как сгоревшего … человека , испытывающего отвращение . Скорее, Дюхтинг обращается к тонкой красочности и яркости картины и к ее сбалансированной композиции. В картине Мане все компоненты взаимосвязаны. В случае с Дега отсутствие связи между двумя людьми отражается отсутствием связи между неопределенными объектами, которые можно увидеть на переднем плане картины в левом нижнем углу.
Описание картины Эдуарда Мане «Художник»
Портрет необычного человека в полный рост – это нетипичная для Мане работа, выполнена в несвойственной ему реалистической манере, уникальная в своем роде. Два художника, Мане и Марселен Дебутен познакомились однажды в кафе «Новые Афины». Их связала истинная дружба. Марселен награвировал портрет Мане в технике сухой иглы, а Мане написал своего друга, увековечив его немного странный облик.
На картине Мане мы видим высокого человека, одетого в серое, длинное, местами заметно износившееся пальто. Черной фетровой шляпой небрежно прикрыта его черная, пышная, кудрявая шевелюра, лицо обрамлено несколько неухоженной бородой. Но все это – лишь декорации, несущественные детали внешнего облика, свидетельствующие лишь о невысоком материальном доходе вольного художника.
Главное в портрете, как и полагается, смуглое лицо и черные, печальные глаза, устало глядящие из-под тяжелых век. Под внешней неряшливостью виден истинный аристократ, человек высокого духовного статуса, культурный и образованный. Мане подчеркивает это неожиданно белоснежным платком на шее художника
Еще один яркий, привлекающий внимание акцент – руки. А вот большая, белая собака в ярком свете на довольно мрачном и темном фоне, очевидно, несет дополнительную смысловую нагрузку, понятную только автору
Марселен Дебутен некоторое время жил во Флоренции, унаследовав огромный замок, был гостеприимен и щедр. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворные драмы, с удовольствием и профессионально делал великолепные копии с картин знаменитых художников. Как-то незаметно для самого себя, он разорился, приехал в Париж, занял бывшую мастерскую водопроводчика, поселился в ужасных, непригодных для жилья условиях грязного барака для рабочих.
Загружая себя, как вьючное животное, работал много, но за гроши. Жил, как нищий. В эту пору и встретились два художника.
Биография Эдуарда Мане
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.
В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.
Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Почему Дега простил Мане
Дега через какое-то время простил Мане, даже признался общему приятелю, что Мане прав относительно изображения его жены.
Почему же такой вспыльчивый, прямолинейный по отношению к другим, Дега простил такой некрасивый поступок своему другу Мане?
Как писал сам Дега, “невозможно долго злиться на Мане”. Видимо он имел в виду его душевные качества и большой талант.
Вообще Дега восхищался работами Мане и коллекционировал их. Так, просыпаясь каждое утро, Дега в первую очередь видел два натюрморта Мане – “Окорок” и “Груши”.
О том, почему Мане создавал такие замечательные, но небольшие натюрморты, я уже писала в статье “Для чего Мане написал натюрморт со стеблем спаржи”.
Натюрморты Эдуарда Мане. Слева: Окорок. 1875 г. Коллекция Баррелля, Глазго, Шотландия. Справа: Груши. 1880 г. Вашингтонская национальная галерея, США.
Когда дружеские отношения между Дега и Мане восстановились, Дега попросил своего друга вернуть ему натюрморт “Сливы”.
Однако выяснилось, что Мане их продал. Как я уже писала, картина так и не дошла до потомков. Зная о том, как бережно Дега хранил картины Мане, наверняка бы картина осталась цела, если бы осталась у него.