Удивительная страсть к морю: самые известные маринистические картины айвазовского

Описание картин айвазовского кратко

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.

Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).

Практическая информация

Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.

График работы: с 10:00 до 20:00; вторник с 10:00 до 14:00.

Выходные дни: среда.

Руководитель галереи: Гайдук Татьяна Викторовна.

Телефон: 3-02-79 (дежурный), 3-09-29 (директор), 3-00-06 (зам.), 3-51-30 (хоз. служба).

Сайт: http://aivazovsky.euro.ru/

Цена билета с экскурсионным обслуживанием 1 корпуса летом:

  • 250 руб. взрослый
  • 125 руб. детский

    (в стоимость входит посещение 1 и 2 корпуса).

    Стоимость посещения особой кладовой:

  • 200 руб. взрослый
  • 100 руб. детский

    Эксклюзивная выставка «На смерть Александра III»:

  • На группу 10 человек — 2 000 руб.
  • Если группа меньше, то 2 000 руб. делится на количество участников.

Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.

График работы:

с 10:00 до 20:00.

вторник с 10:00 до 14:00.

Выходные дни: среда.

-0

Добавить отзыв

Примечания

. О В.Э. Дембовецком (1883—1944) см. очерк Д. Лосева «Счастье — в кочующих звуках» и подборку стихов поэта (Крымский альбом 1998. С. 190—211).

. Фанштейн Э.Б. В мире открытки. М.: Планета, 1976. С. 14. Формат первой «карточки для корреспонденции» — 123×83 мм. На ней была отпечатана марка лимонного цвета достоинством в 2 крейцера.

. На открытке напечатана эмблема почт, ведомства (состояла из двух соединенных почтовых рожков, помещенных под гербом России). Письма печатались на плотной серо-белой бумаге форматом 125—128×90—95 мм. На городское письмо клеилась марка достоинством 3 коп, на иногородние — 5 коп.

. Комболин Ю.И. Поздравительная открытка в России. СПб.: Торговый дом Константин, 1994. С. 5—6.

. Забочень М.С. Филокартия. М.: Связь, 1982. С. 36.

. Телеш В.М. Первые рижские открытки. / Наука и техника (Изд. ЦК КП Латвии), 1984. С. 22.

. Белецкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. М.: Радио и связь, 1986. С. 3.

. Самуйликович С.И. Петербург-Петроград-Ленинград в открытках 1895—1945 гг. Введение к историко-библиографическому описанию. Л.: Наука, 1985. С. 4.

. Там же. С. 6.

. Была названа в честь императора Александра III, памятник которому был воздвигнут здесь же.

. Ныне часть ул. Горького.

. «Крымские рассказы» А. Седых (1902—1993) и о самом литераторе см.: Крымский альбом 1997 (С. 168—187), Крымский альбом 1998 (С. 212—228).

. Стихи М.Н. Сарандинаки (1874—1917) и очерк о нем см.: Крымский альбом 2000. С. 160—170.

. Волошин М.А. Коктебельские берега. Симферополь: Таврия, 1990. С. 217.

. Коломийченко Юрий Федорович (1915—1995), архитектор, почетный гражданин Феодосии. Как главный архитектор города вместе с женой Анной Зосимовной Коломийченко восстановил много зданий, разрушенных во время войны. Собрал самую представительную коллекцию старых открыток с видами Феодосии; в 2000 г. А.З. Коломийченко передала значительную ее часть в дар Феодосийскому краеведческому музею. В газете «Феодосийский альбом» Ю.Ф. Коломийченко вел рубрику «Феодосия на старых открытках». См. сб. «Феодосия, мой древний град» (Издат. дом «Коктебель», 1997). С. 26—29, 110—112, 194.

. Коломийченко Ю. Феодосия на старых открытках // жур. Коллекционер, № 30, 1995.

. Порт возведен в 1891—1895 г.г. под руководством известного русского инженера А.Л. Бертье-Делагарда.

. Строительство железной дороги было завершено весной 1894 г. прокладкой линии к центру города, устройством пристанционных путей и строений, а также открытием станции «Феодосия-город» с временным деревянным вокзалом.

. Ныне на месте женской гимназии кинотеатр «Крым».

. Феодосия, мой древний град. Феодосия, 1997. С. 27—28.

. Там же. С. 29.

. А.С. Суворин (1834—1912) был известен к тому же как крупный книгоиздатель. К началу XX в. он выпустил около 1000 книг (в т.ч. соч. русских и иностранных писателей, науч. лит.).

. Дневник Алексея Сергеевича Суворина / Подг. текста Д. Рейфилда и О. Макаровой. Изд. 2-е. Лондон; М., 2000. С. 454.

. Письмо И.Л. Леонтьеву-Щеглеву.

. Дом сохранился — один из немногих на когда-то главной улице города; ныне — ул. Горького, 28.

. Путеводитель-справочник по Крыму. Одесса, 1910.

. Коломийченко Ю. Неожиданный издатель // газ. Феодосийский альбом, № 9, 1993, 24 июля. С. 1.

. Крымский альбом 1997. С. 185—186.

. О В.Д. Геймане см. статью В. Купченко «Летописец Феодосии» в сб. «Феодосия, мой древний град» (Феодосия, 1997). С. 90—101.

. Такое же написание названия города («Feodosia») встречается на открытках, выпущенных до 1905 г. неизвестным издателем. В моей коллекции имеются открытки № 65 (памятник Александру III), № 66 (башня св. Константина), № 67 (порт), № 68 (фонтан Айвазовского), № 69 (музей древностей).

. Редлих Эрнст Морицевич (1858-ок. 1923/ 25), художник, фотограф. Его дача на ул. Анненской (ныне ул. Шмидта, 14) сохранилась, на доме установлена мемориальная доска о пребывании здесь М. Цветаевой.

. Лихотворик Р.С. Феодосия конца XIX — начала XX ст.: Путешествие со старой открыткой. Феодосия: Б.и., 2001. С. 4.

. Об о. Анатолии (1903—1950), О.Н. Ворониной и ее мемуарные очерки см.: сб. Феодосия, мой древний град (Феодосия, 1997. С. 62—69); газ. «Феодосийский альбом», № 15 (1994, 18 января), № 16 (1994, 31 марта), № 17 (1994, 21 апреля), № 19 (1994, 14 июля), № 20 (1994, (9 августа), № 32 (1996, 27 января: Д. Лосев «Я слушаю. Я в памяти смотрю»).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Галерея сегодня

Помещения выставочных залов хорошо освещаются – в здании много окон, с потолков свешиваются старинные люстры. Экскурсия проходит в основном зале, мастерской художника, в корпусе дома сестры.

Уже давно, музей-галерея Айвазовского нуждается в хорошем ремонте и восстановлении – здание имеет не очень презентабельный вид, протекает крыша, элементы декора отваливаются, как и штукатурка.

В 2016-2017 гг. на ремонт и реставрационные работы было выделено около 32 млн. рублей. Эта сумма, несомненно, помогла прихорошить галерею к 200-летию И. Айвазовского, но эксперты говорят, что на капитальный ремонт не хватило еще 250 млн. рублей.

Ранее в СМИ появлялась информация о том, что капитальный ремонт галереи запланирован на 2020 года в рамках ФЦП. Однако по последним данным, это будет нечто более грандиозное. А именно — на базе галереи Айвазовского в Феодосии будет создан музейный квартал.

Этот проект будет реализовываться с 2019 по 2023 год. Что запланировано и каким будет данный проект мы писали тут.

Девятый вал. 1850 г.

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж , г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Наиболее дорогие картины Коровина

Живопись Константина Коровина высоко ценят на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ в период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. За обозначенный период было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов. Если говорить об обороте за последний год, то он составляет 3,9 млн долларов за 26 проданных холстов (восьмая позиция среди русских живописцев). Помимо этого, рассмотрим и наиболее дорогие продажи его картин.

Рекордная цена принадлежит картине «Вид с терассы. Гурзуф». Гурзуф был особенным местом для Коровина, где, по его словам, излечивался любой, включая и его самого. Именно здесь художник построил себе дачу по совету А. Чехова и обустроил в ней очередную мастерскую. Дачу посещали многие известные люди, например, художники Репин и Суриков, певец Шаляпин, писатель Горький и многие другие. Сам Коровин любил здесь работать и нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.

В результате чуткого наблюдения и большого трудолюбия на свет появилась целая серия картин о Гурзуфе, среди которых и упомянутый «Вид с террасы». Это произведение написано в характерной для художника импрессионистской манере, с морем цветов, ярких красок и солнечного света. И оно не осталось незамеченным на торгах Sotheby’s в 2008 году и было продано за 1,3 млн фунтов (2,95 млн долларов) при эстимейте 600-800 тысяч фунтов стерлингов.

К. Коровин. «Вид с террасы. Гурзуф». 1912 г.

Еще один крупный уход состоялся в 2020 году на аукционе Christie’s. Здесь была выставлена очередная солнечная картина художника под названием «В саду». В 1920-е годы художник бывал в Берлине, который в то время фактически стал культурным центром для русских иммигрантов. Такая яркая личность, как Коровин, с его самобытным импрессионизмом, не мог остаться незамеченным. В 1923 году он принял участие сразу в нескольких художественных выставках Берлина, среди которых была и его персональная выставка

Мероприятия привлекли широкое внимание общественности, о них писали различные издания, включая и журнал «Жар-птица», который выходил в Берлине и Париже на русском языке. Журнал посвятил Коровину отдельную статью и напечатал в ней репродукцию картины «В саду», как одного из показательных произведений его живописи

Картина вызвала такой интерес на аукционе, что с первоначальной стоимости в 200-300 тысяч фунтов цена взлетела до 1,2 млн фунтов.

К. Коровин. «В саду». 1923 г.

Также отметим другие произведения, стоимость которых приближается к миллиону фунтов. Это работы «Розы и яблоки» (продана на Christie’s в 2010 году за 937 тыс. фунтов), «Дама в белом сидит в саду» (продана на Christie’s в 2010 году за 892 тыс. фунтов), «На веранде» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 894 тыс. фунтов), «Натюрморт с розами и фруктами» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 804 тыс. фунтов) и многие другие. Если посмотреть продажи на отмеченных аукционах, то среди них будет довольно много уходов по ценам, превышающим полмиллиона фунтов стерлингов.

К. Коровин. «Розы и яблоки». Выполнена в Гурзуфе. 1917 г.

Как мы видим, сегодня живопись известного русского художника Константина Коровина оценена по достоинству. Его картины украшают крупные музеи, они являются желанными для коллекционеров и продолжают волновать умы художников и зрителей разных возрастов. В этой статье мы рассказали лишь о некоторых значительных произведениях мастера, которыми вовсе не ограничивается его масштабное творчество. И каждый сумеет найти в нем множество не менее замечательных картин.

История

Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен ещё один, спроектированный художником, выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану», имеющее размер 212 на 708 см.

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены.

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было.

С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь».

Феодосийская картинная галерея Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника Выставочный зал в галерее в 2008 году Памятник Айвазовскому перед галереей

История создания

Уже в старости Айвазовский старался переосмыслить сразу два направления – религию, и мифы. Все свою жизнь художник не был набожным человеком, однако, большинство решений он принимал именно с точки зрения опоры на мнение церкви. Так вышло, что бог всегда был рядом с ним, хотя сам он и не признавал этого. И уже в старости, когда никто не ждал от художника никаких прорывов, а у гражданского общества были свои внутренние проблемы, Айвазовский ушел в созидание. И стал переосмыслять многие аспекты. Впервые взял в руки перо, и начал писать мемуары, стараясь объяснить, куда же идет живопись в Российской Империи. И попутно с этим, создавались ключевые работы, которые даже, относят к отдельному циклу.

Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

  • Парламентский кризис и угроза фашизма франция кратко

      

  • Описание соцветия кисть кратко

      

  • История теплохода александр суворов кратко

      

  • Назовите самые крупные объекты рельефа южной америки 7 класс кратко

      

  • Органы дознания это кратко

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе

На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

Маринист И. К. Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Айвазяна. Айвазяны переехали сюда когда-то из Польши, так что и фамилию писали по-польски – Гайвазовские.

Он был крещен в церкви св. Сергия. Эта церковь построена еще в 1330 году, сохранилась до наших дней и является одной из достопримечательностей Феодосии. Айвазовский здесь крестился и венчался, он расписывал эту церковь (к сожалению, от фресок почти ничего не осталось) и здесь же он похоронен. Она украшена каменной резьбой и вмурованными в стены плитами с вырезанными на них крестами – хачкарами.

Мальчик с детства любил рисовать. Талант проявился настолько ярко, что в 1833 году он был принят в Императорскую Академию художеств и уехал из Крыма учиться в Санкт-Петербург. Там он сразу стал специализироваться на пейзажной живописи. Он учился в пейзажном классе М. Воробьева. М. Воробьев был не только хорошим художником, но и талантливым педагогом – в свое время у него учились Л. Логорио, И. Шишкин, М. Клодт и другие. С 1835 года Айвазовский учится у Ф. Таннера. Это был самый известный маринист того времени. Он прибыл в Россию по личному приглашению Николая I, для того, чтобы создать серию картин, изображающих важнейшие военные порты Российской империи. Отношения у учителя и ученика не сложились и в следующем году разразился скандал: Айвазовский вместо того, чтобы учиться, помогать и находиться в тени великого мастера, представил несколько собственных пейзажей на выставку. Картины по распоряжению Николая I были сняты, а художник переведен в другой класс живописи.

В 1839 году он получает диплом об окончании Академии и предпринимает путешествие в Италию. Италия для русских художников в те времена была совершенной обязательной для посещения. Каждый культурный человек должен был осмотреть итальянские достопримечательности и написать несколько итальянских пейзажей. В те годы в Италии жил Н. Гоголь, и они познакомились. Четыре года Айвазовский путешествует по Европе. К нему приходит известность. О нем положительного отзывается критика, его картины на религиозные темы покупает папа римский, он получает медаль Парижской академии художеств.

По возвращении Айвазовский становится официальным государственным живописцем при Главном морском штабе. Его задача – прославлять русский флот и писать картины о морских сражениях. Впрочем, он пишет много на самые разные темы. В советские годы это не афишировалось, но Айвазовский был верующим человеком и довольно много писал на библейские сюжеты. Но и для них темы он выбирает связанные с водой. Например, это «Сотворение мира», описывающее создание воды, или «Хождение по водам», изображающее Христа, идущего по Генисаретскому озеру.

Несмотря на то, что он специализируется на морском южном пейзаже, у него есть и картины, посвященные пейзажу среднерусскому, а также портреты. Он много путешествует и пишет классические достопримечательности: египетские пирамиды, Ниагарский водопад и другие. Ему делают заказы царствующие особы – например, турецкий султан заказывает картины с видами Константинополя и принимает у себя во дворце, Николай I покупает его полотна. Всего за свою жизнь художник написал более шести тысяч картин и устроил больше ста выставок, часть из которых была благотворительной. В 1877 году по столицам и Крыму проехала выставка его картин в пользу терпящих нужду участников русско-турецкой войны, потом были выставки в пользу Красного Креста и т. д.

Айвазовский был дважды женат. От первого брака у него было четыре дочери. Но с женой они разошлись – она хотела светской столичной жизни, а Айвазовского совершенно устраивала его Феодосия.

Второй его женой стала юная армянка Анна Бурназян, вдова феодосийского купца. Она была красавицей. Художник, который был старше её на сорок лет, постоянно ревновал. Она пережила его очень надолго и умерла уже в Великую Отечественную войну в оккупации.

Описание картин Айвазовского о море

Художник армянского происхождения жил возле моря, не удивительно, что в нем зародилась любовь к океанским водам. Им написано 6 тысяч полотен на разные тематики, попробуем сегодня познакомиться с некоторыми.

  1. Картина Айвазовского Черное море — как и все остальные труды художника, обладает уникальными свойствами. Глядя на полотно, возникает ощущение реальности, будто ты сейчас окажешься в пучине морских вод. Картина разделена на две равные части. В верхней мастер изобразил небесный свод, нижнюю заполнил океаническими водами. На светлом небе виднеются облака, но в правой части полотна заметно сгущение туч. Воды бассейна Атлантического океана изображены в одном из своих стихийных проявлений. Можно заметить, что на гребнях волнующейся воды, отражаются облака, проплывающие сверху. В описаниях картины Айвазовского Черное море сказано, что, если присмотреться, можно заметить островок суши, рядом с которой еле виднеется одинокий парусник.
  2. Интересной работой Айвазовского является Лунная ночь на море. Она выполнена в синих тонах, когда на нее смотришь, кажется, что на ней изображен дождь, но это ощущение обманчиво. Мы видим, как несколько людей плывут по воде в небольшой лодке. Нельзя сказать, что вода спокойная, под светом луны заметно переливание волн. Датой создания произведения является 1895 год, работа выполнена маслом на холсте.
  3. Картина Айвазовского Посейдон, несущийся по морю заслуживает особого внимания. Ее главным героем является бог моря Посейдон, он, был так же красив, как его брат Зевс. По задумке живописца он мчится по воде на золотой колеснице, а рядом с ним жена Амфитрита. Посейдон держит в руках трезубец, с помощью которого он вздымает морские волны. В центральной части полотна художник попытался отразить все величие шествия повелителя морских вод. Нельзя сказать, что у него что-то не получилось.

Талант художника буквально спас его от нищеты, он научился хорошо зарабатывать, трудясь на протяжении всей жизни, не покладая рук — писал картины, организовывал выставки. Описание картин Айвазовского о море до сих пор проводится, так как они пользуются популярностью. В наше современное время трудно найти человека, незнакомого с творчеством Ованнеса.


Картина 1894 года Путешествие Посейдона по морю

История картинной галереи

Как уже упоминалось, основание феодосийской Картинной галереи, было одним из деяний художника, направленное на развитие родного города. По его завещанию все галерейные площади после смерти художника переходили городу, и долгое время были сердцем его культурного развития.

Картинная галерея на проспекте Айвазовского ждет посетителей

После Гражданской войны галерея стала государственной собственностью в ходе национализации и стала быстро пополняться произведениями отечественных и западноевропейских авторов. Пополнялись музейные фонды и непосредственно картинами И.Айвазовского.

В начале наступления фашистских войск на Крымский полуостров, вся галерейная коллекция заблаговременно была эвакуирована в Ереван и не попала на оккупированную территорию, благодаря чему она оказалась полностью сохраненной. После войны коллекция вернулась в чудом уцелевший особняк И.Айвазовского, и после его реконструкции музей снова распахнул двери для посетителей.

Музейные экспонаты Картинной галереи

В начале 21 столетия эта художественная галерея официально была признана Национальной. Только работ самого Айвазовского в музейных фондах насчитывается более четырехсот.

В залах Картинной галерее находится множество полотен Айвазовского

А всего за всю жизнь художник создал более шестисот полотен. Хотя для многих Айвазовский – это признанный живописец моря, тем не менее, он создавал множество картин на абсолютно не морские тематики. Из-под его кисти вышли изображения крымских городов, портреты близких и знакомых людей, библейские и исторические сюжеты. 

Также его полотна сохранили изображения мест всех его многочисленных путешествий – от Египетских пирамид до Ниагарского водопада. Многие из малоизвестных работ известного художника можно увидеть сегодня в музейной галерее.

Портреты, выполненные Айвазовским, также представлены в экспозиции

Но, конечно, изображение моря в различных его состояниях и военно-морских баталий с летописными битвами российской флотилии – это непревзойденная творческая вершина мастерства художника-мариниста.

Морская тематика — излюбленное направление творчества мастера

Символично, что и последние жизненные часы художника были наполнены работой – он начал писать картину «Взрыв турецкого корабля». Как и предыдущие работы, этот сюжет создавался не с натуры, а в кабинете, что было известным своеобразием в работе мастера. Эта незаконченная работа так и осталась на мольберте, создавая ощущение незримого присутствия художника, который скоро вернется и вновь возьмет в руку кисть.

Мольберт и кисти мастера около его последней начатой работы

Есть в музейной экспозиции и работы западных художников-маринистов – Л.Лагорио, М.Латри, А.Фесслера и других. В залах музейной галереи можно увидеть живопись современников художника и полотна его последователей, таких как художники М.Волошин, К.Богаевский, Н.Барсамов и т.д.

Художественными экспонатами сегодня заняты два здания, оба являющиеся архитектурными достопримечательностями 19 столетия – непосредственно Дом художника, так называемая «Вилла маэстро» и соседнее строение, принадлежавшее ранее его сестре, так и называемый «Домом сестры».

Около «Виллы маэстро» с 1930 года находится Памятник Айвазовскому (автор И.Гинцбург), с очень лаконичным посвящением, находящимся на постаменте, которое гласит: «Феодосия – Айвазовскому».

Памятник Айвазовскому около «Виллы маэстро»

Галерею можно посетить ежедневно, кроме среды. Все дни музей работает с 10.00 до 17.00, а по вторникам – до 14.00. Кстати, последний вторник каждого месяца является санитарным днем. Стоимость билетов на 2019 год составляет 150-300 рублей, в зависимости от наличия льгот.

Есть в музее и выставка одной картины, расположенная в отдельном тайном помещении. Эта несколько мистическая картина, никогда не выставляемая для публичного просмотра, называется «На смерть Александра Третьего». Увидеть ее можно только за отдельную плату.

Сегодня Картинная галерея проводит персональные и тематические выставочные экспозиции, музыкально-камерные вечера и творческие встречи.

Экспонаты Картинной галереи в Феодосии

На 2019 год Картинная галерея Айвазовского запланировала проведение передвижных выставок с работами И.Айвазовского во многих городах нашей страны.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: