«колорит»: вечное распятие. символика в картинах м.шагала

Известные картины марка шагала | artrue

Особенности творчества Марка Шагала

М. Шагал «Летящая повозка»

Об ирреальности мы уже сказали. Но откуда такая фантасмагория на его картинах, такой оптимистический колорит, такой необычный темперамент? На эти вопросы отвечает сам художник: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Итак, основной направляющий элемент творчества Марка Шагала – его национальное еврейское самоощущение. Национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя, а художественные приёмы основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Персонажи его картин – это его собственный духовный мир, поэтому они не подчиняются законам мира физического. Даже в изображение христианских сюжетов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации.

М. Шагал «Белое распятие» (1938). Холст, масло. 154,3 × 139,7 см. Институт искусств (Чикаго)На этой картине изображено не распятие евреями Христа, а общее страдание Иисуса и евреев. Картина была написана после событий трагической Хрустальной ночи (еврейский погром по всей нацистской Германии, части Австрии и в Судетской области 9-10 ноября 1938 г., осуществлённый военизированными отрядами СА и гражданскими лицами). Картина «Белое распятие» – аллегория на эти события. Она подчёркивает страдания Иисуса и евреев. По сторонам изображены различные насильственные действия: сжигание синагог, домов и захват евреев. В центре – распятие Иисуса, одетого в талес вместо тернового венца и саван – символ того, что он еврей. В верхней части картины – ветхозаветные персонажи, которые плачут, увидев, что происходит внизу. На переднем плане мы видим зеленую фигуру с мешком за плечами – символ бездомности евреев. Лодка в центре – символ надежды на спасение от нацистов.В верхней правой части картины показан флаг Литвы, которая в то время была еще независимым государством. В верхней левой части картины видны красные флаги коммунизма, которые намекают на антисемитизм.

М. Шагал «Слушая петуха» (1944). Холст, масло. 92,5 × 74,5 см. Художественный институт Чикаго (США)В искусстве Шагала есть нечто сказочное, но в то же время это сказочное является реальным – этому помогает его умный символизм. На его картинах разворачивается настоящая мистерия жизни, в которой участвуют люди, ангелы, животные. Несмотря на то, что картины часто изображают и зло, добро всегда побеждает – в этом жизнеутверждающая сила его творчества.

М. Шагал. Иллюстрация к «Мёртвым душам Н. Гоголя. «Ноздрев» (1923-1927). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Шагал постоянно работал и в графике. Он создал замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта к «Мертвым душам» Гоголя, Библии, сказкам Лафонтена и «1001 ночи», «Дафнису и Хлое» Лонга и др.

М. Шагал. Иллюстрация к Библии (1956). «Моисей получает Десять Заповедей»Художник создал свой собственный мир, в котором главными составляющими были его трепетно-ностальгические воспоминания о родине, восхищенная любовь к Белле и национальная духовность.

М. Шагал «Ангел над Витебском» (1977). Холст, масло. 81 × 100 см. Частная коллекция

М. Шагал «Сельская мадонна» (1942). Холст, масло. 102.5×98 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Шагал на протяжении всей жизни занимался литературным творчеством: писал стихи, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Многие из них переведены на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Марк Шагал

Я сын Твой, ползатьрожденный на земле.Ты дал мне краски в руки,дал мне кисть,а как Тебя изображать — не знаю.Вот это небо? Землю? Свое сердце?Руины городов? Горящих братьев?Глаза слезами полнятся — не вижу,куда бежать, к кому лететь.Ведь кто-то есть, кто нам даруетжизнь.Ведь кто-то есть, кто нам назначилсмерть.Ведь Он бы мог помочь мне, чтоб картинамоя светилась радостью…

(Перевод с идиша Льва Беринского)

Война и мир

В августе 1914 года первая мировая война расстроила планы Марка вернуться в Париж. Однако, это не помешало творческим планам, и была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений. Яркими представителями этих работ являются эпический монументальный типажный портрет «Зеленый еврей» (1914) и символичная картина «Над городом» (1914-1918). На его картинах, этого периода, также время от времени появлялись изображения влияния войны на регион, как, например, «Раненый солдат» (1914). Несмотря на жизненные трудности и войну, для Шагала это был период гармонии и счастья. В июле 1915 года он женится на любимой Белле. А 1916 год ознаменован радостным событием — рождением обожаемой дочери Иды, которая во взрослой жизни станет биографом и будет изучать творчество всемирно известного отца. Эти события повлияли на появление картин «День рождения» (1915), «Белла и Ида у окна» (1917) и дают представление об острове домашнего счастья Шагала среди всемирного хаоса.

Чтобы избежать военной службы и остаться с семьей, Марк в сентябре 1915 года уезжает в Петроград и поступает на службу в Военно-промышленный комитет. Там он начинает работать над автобиографией и погружается в местную художественную жизнь, подружившись с писателем Борисом Пастернаком, среди прочих. Он также выставлял свои работы в городе и вскоре получил значительное признание. После русской революции 1917 года его назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и он занимается продвижением различных проектов, например открывает Витебское художественное училище. Несмотря на эти усилия различия между ним и его коллегами побуждают Шагала оставить свою должность в 1920 году и переехать в Москву с семьей.

Там его ждет новая работа и он создает декорации и костюмы для различных постановок в Московском Еврейском камерном театре, под руководством Алексея Грановского, где он также нарисовал серию фресок «Введение в еврейский театр». Однако к 1922 году он осознает, что его искусство перестало пользоваться популярностью, и в поисках новых горизонтов он навсегда покидает Россию.

После недолгого пребывания в Берлине, где он безуспешно пытался восстановить работы, выставленные в Der Sturm до войны, художник переехал со своей семьей в Париж в сентябре 1923 года. Вскоре после их приезда, французский меценат, предприниматель и издатель Амбруаз Воллар, заказывает Марку иллюстрации к роману Николая Гоголя «Мертвые души». С 1923 по 1925 года художник изготавливает с помощью гравировки 107 досок, используя сложнейшую технику офорта.

Два года спустя Шагал начал работу над иллюстрированным изданием «Басней» Жана де Лафонтена, а на протяжении 1930-1940 годов он создает офорты для иллюстрированного издания Ветхого Завета, для чего он посещает Палестину с целью проведения исследований.

Работа Шагала в этот период принесла ему новый успех и позволила путешествовать по Европе. Марк также опубликовал свою документальную автобиографию «Моя жизнь», а в 1933 году организовал ретроспективу в Кунстхалле, Базеле (Швейцария). Популярность Марка Шагала распространяется и как угроза, фашизму и нацизму. Во время культурной «чистки», предпринятой нацистами в Германии, работы Шагала были удалены из музеев. Несколько произведений были впоследствии сожжены, а другие были представлены на выставке «Дегенеративного искусства», состоявшейся в 1937 году в Мюнхене. Тревога Шагала по поводу этих тревожных событий и преследования евреев в целом отразилась на картине 1938 года «Белое распятие».

Биография

Марк Шагал родился в небольшой хасидской общине, на окраине Витебска, Беларусь, 7 июля 1887 года. Его отец был торговцем рыбой, а мать управляла небольшим магазином в деревне. В детстве он получил традиционное еврейское образование обучаясь дома, где изучил иврит и Библию, а затем учился в первом Витебском четырёхклассном училище. В это же время изучал основы рисования и впитал в себя мир вокруг него, храня образы и темы, которые будут в основном отражены в большей части его более поздних работ. В 19 лет юноша поступил в частную еврейскую художественную школу и начал свое формальное образование в области живописи, кратко обучаясь у художника Юделя Пэна.

Однако он покинул школу через несколько месяцев и переехал в Петербург в 1907 году, чтобы учиться в «Школе Общества поощрения художеств». На следующий год молодое дарование поступает в частную художественную школу Званцевой У.Н., где обучается у знаменитого сценографа Леона Бакста, чьи работы представлены в «Русских балетах» Сергея Дягилева.

Несмотря на формальное наставление и широкую популярность реализма в России, на тот момент, начинающий художник уже определил свой личный стиль, он сильно отличался сказочной нереальностью и образами, которые были близки его сердцу. Некоторыми примерами этого периода являются его «Окно. Витебск» (1908) и «Моя невеста в черных перчатках» (1909), на картинах изображена Белла Розенфельд, с которой он был обручен.

Несмотря на его роман с Беллой, в 1911 году стипендия от члена российского парламента и мецената Максима Винавера, позволила Шагалу переехать во Францию. Поселившись ненадолго в районе на юге Парижа Монпарнас, Марк переехал дальше в колонию художников, известную как «Улей», где он начал работать с такими известными художниками, как Амедео Модильяни и Фернан Леже, а также познакомился с поэтами — авангардистами Г. Аполлинер, с супругами Делоне. Под влиянием дико популярного фовизма и кубизма Шагал все больше, в своем стиле, отказывался от реализма. «Я и деревня» (1911) и «Посвящение Аполлинеру» (1912) относятся к числу его ранних парижских произведений, которые считаются наиболее успешным и представительным периодом.

В Париже он впервые начал использовать имя Марк. Хотя работы стилистически отличались от его кубистических современников, с 1912 по 1914 год художник выставил несколько картин на ежегодной выставке Салон независимых художников, где работы таких художников, как Хуан Грис, Марсель Дюшан и Робер Делоне, вызвали ажиотаж в парижском мире искусства. В начале 1913года  организована первая выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой». Популярность Шагала вырывается за пределы «Улия». В мае 1914 года он едет в Берлин, чтобы помочь организовать свою персональную выставку в галерее «Der Sturm». Возвращаясь летом этого же года в Витебск он и не догадывается о грядущих судьбоносных событиях.

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

«Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.

Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.

Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,

— писал художник в книге «Моя жизнь».

Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.

В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.

Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

Кругосветное путешествие

Первая поездка в Париж состоялась в 1911 году благодаря полученной стипендии. В эмиграции впервые стал подписывать свои работы как Марк Шагал. Знакомства с художниками авангардистами, писателями, поэтами, сказочная атмосфера Франции вдохновляла Шагала. Он во всем видел прекрасное.

Прогулки по Парижу, посещение выставок и галерей помогали в формировании чувства меры, ясности ума, живописности. Шагал не вступал в объединения, считая свое творчество вне направлений.

В 1913 году принимает участие в немецком осеннем сезоне, а через год состоялась персональная выставка в Берлине. Работы художника высоко оценила публика и критики, у живописи Шагала появились последователи.

Первая мировая война разрушила планы художника, мечтая о Париже, вынужден был вернуться в Витебск, где организовал художественное училище. Разногласия в коллективе заставили переехать в Москву, в столице учил подростков рисованию в колонии для беспризорников.

В 1922 году отправляется на выставку в Литву, затем Берлин, куда в скором времени перевез и семью. А через год по приглашению влиятельного торговца произведениями искусства возвращается в Париж.

В 1931 году супруги отправляются в Палестину. В 1934 году картины Шагала, хранившиеся в Берлине, публично сожгли по приказу Гитлера. В 1941 году переезжает с семьей в Нью-Йорк, а в 1944 году планирует вернуться в освобожденную от нацистов Францию, смерть жены заставила остаться в США.

В 60-х писал фрески, делал витражи соборов во Франции, синагог в Израиле. В 1973 году художник провел выставку работ в Третьяковской галерее.

В 1977 в Лувре прошла персональная выставка Шагала, в этом же году удостоился высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона.

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – «Я и деревня», «Посвящение моей невесте», «Памяти Аполлинера», «Голгофа», «Вид Парижа из окна», «День рождения», «Над городом», «Синий домик», «Прогулка», «Одиночество», «Белое распятие», «Свадебные огни», «Исход», «Мосты через Сену», «Война»… Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах. В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация. Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье, а в 1966-м создал панно «Триумф музыки» и «Источники музыки» для нью-йоркской «Метрополитен-опера». 

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций. В 1940-50-х годах он вместе с Леоном Бакстом работал над постановками из легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, балетами «Алеко», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса», позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе: поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала «Моя жизнь».

Популярное за 7 дней

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09

Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32

Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43

30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16

26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13

Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59

Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08

Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04

Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17

«Библейское послание»

«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.

К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.

Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.

Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Символ распятия в творчестве Шагала

Марк Шагал использует распятие сразу в нескольких картинах, поэтому важно понимать, что вкладывает художник в этот образ. В иудейской религии крест не используется как символ

Главной эмблемой иудаизма считается звезда Давида — шестиконечная звезда, в которой два треугольника наложены друг на друга. Несмотря на это Марк Шагал пишет в своих полотнах распятого Иисуса, который страдал и мучился за всё человечество, невзирая на религию. Распятие в данном случае — это символ прощения, веры и бесконечных страданий

В иудейской религии крест не используется как символ. Главной эмблемой иудаизма считается звезда Давида — шестиконечная звезда, в которой два треугольника наложены друг на друга. Несмотря на это Марк Шагал пишет в своих полотнах распятого Иисуса, который страдал и мучился за всё человечество, невзирая на религию. Распятие в данном случае — это символ прощения, веры и бесконечных страданий.

Образ Христа художник несет зрителю в картинах «Белое распятие», «Исход», «Желтое распятие» и других. При этом трактовка спасителя в данных полотнах не совпадает с евангельской. Здесь это не вочеловечевшийся Бог, который приносит себя в жертву. Иисус у Шагала образ собирательный — это целый еврейский народ, обреченный на страдания. Это становится логичным исходя из сюжета картин — везде изображены еврейские погромы и гонения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: