Джотто ди бондоне (1267

Художники эпохи возрождения. 6 великих итальянских мастеров

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска

Данте – родоначальник итальянской литературы, впервые начавший писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте. Джотто – реформатор живописи. Примерно за столетие до них жил в Италии и еще один человек, в корне преобразовавший свою сферу деятельности, – Франциск Ассизский. Будущий святой Франциск бросил богатую и разгульную жизнь, выбрав путь нищенствования и покаяния. Он обличал развращенную церковь, излечивал прокажённых, обретал стигматы и проповедовал птицам, обозначив новую эпоху в истории католицизма.

Город Ассизи в Умбрии – родина Франциска. В конце XIV века в память о нём здесь был построен грандиозный храм. Джованни ди Муро делла Марка, возглавлявший в то время францисканский орден, пригласил для росписи церкви признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя – его талантливого ученика Джотто.

Именно в Ассизи произойдёт неизбежное: живопись Джотто затмит творчество его учителя. Ведутся споры, кто из них исполнил какую часть росписей. Считается, что потолок трансепта расписал Чимабуэ, а большинство из 28 фресок, рассказывающих о жизни и подвигах Франциска, принадлежат Джотто, ведь и в дальнейшем в его творчестве будут использоваться ассизские находки: реалистические детали, написанные с натуры, и последовательное «покадровое» повествование, благодаря которому Джотто в шутку назовут хроникёром святого Франциска.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Виды современных фресок

В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.

Наиболее востребованы такие виды современной фрески:

  1. Роспись на эластичной штукатурке. Техника её исполнения больше всего похожа на классическую фреску, однако вместо традиционной известковой штукатурки используются специальные готовые составы, которые наносятся на стену с помощью монтажной сетки.
  2. Изображение на холсте. В этом случае на холст наносят грунтовку, а уже на ней создают изображение. Поверх него наносят прозрачный слой воска, поскольку такую фреску нельзя чистить щётками – она очень хрупкая. Обычно изображение искусственно состаривают, чтобы добиться естественного эффекта.
  3. Фреска на флизелиновой основе. Это относительно недорогой продукт массового производства, техника создания его проста. Для изготовления такой «росписи» на флизелин нужно нанести тонкий слой штукатурки, а затем создать на нём рисунок с помощью принтера для фотообоев. Такую фреску можно клеить, как обычные обои, только полотно получается большим и широким, благодаря чему не образует стыков.

Капелла Скровеньи, Падуя, новаторство

В начале 1300-х Джотто приступает к новому заказу. Это только что построенная церковь Скровеньи (фамилия богача, построившего здание) или дель Арена в Падуе. Художник приехал с множеством помощников (у него уже была своя мастерская) и работа, сделавшая впоследствии имя Джотто широко известным по всей Италии и не только, началась.

Именно здесь живописец впервые применит собственную идею по оформлению церковного зала: не менее 38 фресок покроют все стены и плафон в несколько рядов, расположенных параллельно. Евангельская история – череда последовательных кадров-эпизодов, словно иллюстраций Библии для детей или неграмотных взрослых. Это было ново и смело. Кроме того, художник заменит золотой фон, характерный для византийских икон и привычный для его учителя Чимабуэ, на натуральный пейзаж. Впервые в европейской живописи библейские события будут написаны на фоне природы или строений архитектуры

Джотто вырос в отважного и решительного творца

Другим революционным открытием живописца стал ракурс подачи события: в разрез предписанным правилам византийского иконописного канона, который не менялся веками, Джотто изображал события так, будто сам был их свидетелем и теперь делится со зрителями.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто

Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!

Еще 30 выдающихся имен!

51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова

Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:

Денис Корсаков

Заказать сейчас

— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!

«Великие художники». Джотто

Заказать сейчас

Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте

Новаторство в технике

Джотто произвел переворот в итальянской живописи, и только через 100 лет великие мастера эпохи Ренессанса сумели поднять планку реалистичности ещё выше. Но даже несмотря на усовершенствования формы и техники, в философском анализе никто из них не пошёл дальше Джотто.

Что касается техники, то и здесь Джотто был новатором. Разработанные им приёмы тонального светотеневого моделирования путём постепенного высветления базового красочного тона позволяют придавать формам близкую к скульптурной объёмность и в то же время сохранять сияющую чистоту оттенков и их декоративные функции.

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Леонардо да Винчи (1452—1519).

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

Национальность: голландец

Иероним Босх

Иероним Босх был первым художником, который изобразил инновационные существа и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный — это ум, который всегда использует изобретения других и сам ничего не изобретает». Его искусство известно тем, что в нем содержатся гротескные люди, животные, монстры и фантастические существа, неизвестные людям. Наиболее известные картины Босха часто изображают детальное и символическое исполнение Небес и Ада через библейские тематические пейзажи. Среди выдающихся тем в его искусстве — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. В течение долгого времени произведения Босха не ценились и не рассматривались «Часто менее приятные, чем ужасные». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых дальновидных гениев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и глубочайшие страхи человечества.

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Сад земных наслаждений (1515)

Другие известные работы: —

  • Триптих Хейвейн (1516)
  • Страшный суд (1482)

Описание

Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.

У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.

Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.

Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.

Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.

Этапы создания фрески

Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.

Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.

Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.

Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.

Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.

Средневековое искусство

На протяжении всего средневековья итальянское искусство главным образом включало в себя архитектурные украшения (фрески и мозаики). Византийское искусство в Италии представляло собой очень формальное и изысканное декорирование со стандартизированной каллиграфией и поражающим использованием цвета и золота. До XIII века искусство в Италии было почти полностью региональным, оно попадало под влияние внешних европейских и восточных течений. После прим. 1250 г. искусство различных регионов выработало общие характеристики, поэтому наблюдалось определенное единство и глубокая оригинальность.

Византийское искусство

После падения своей западной столицы Римская империя просуществовала еще 1000 лет под руководством Константинополя. Византийские мастера были задействованы в важных проектах по всей Италии, и византийские стили в живописи наблюдаются вплоть до XIV века.

Готическое искусство

Готический период знаменует собой переход от средневекового искусства к Возрождению, он характеризуется стилями и взглядами, развивавшимися под влиянием доминиканского и францисканского монашеских орденов, основанных святым Домиником и святым Франциском Ассизским соответственно.

Это было время религиозных споров внутри церкви. Ордена францисканцев и доминиканцев были основаны как попытка решить эти споры и вернуть католическую церковь обратно к основам. Ранние годы францисканцев особенно запомнились милосердием святого Франциска, а доминиканцев помнят как орден, на котором лежит наибольшая ответственность за возникновение инквизиции.

Готическая архитектура зародилась в северной Европе и распространилась на юг в Италию.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей
поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в
три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни
Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа.
Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как
самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и
заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники
фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на
стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от
пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров.
Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса
воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в
пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального
стенного панно, которое затем становится главной
декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуэ и Арнольфо ди Камбьо, которые
руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного
пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто,
уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного
достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,-
вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства
(ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но
перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на
фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия
всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами,
напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие
колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что
действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или
иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит
пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких
подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски,
гладкая фактура

Опуская второстепенные детали, он концентрирует
внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым
выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных
сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои
Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты,
широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым
подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды
простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные
складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя
складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо
писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут
говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать
и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи)
у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа,
стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус,
художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он
наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже
Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто
эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески

Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.

Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.

Джотто

Продолжительность жизни: 1267 — 8 января 1337

Национальность: итальянец

Джотто

Джотто был самым важным итальянским художником 14-го века, периода, который подпадает под ранний Ренессанс. Джотто произвел революцию в западном искусстве до такой степени, что он почитался как отец европейской живописи на протяжении почти семи веков. Первый из великих художников эпохи Возрождения, Джотто положил начало решительному разрыву с преобладанием византийского стиля и вместо этого вновь ввел «технику рисования точно из жизни, которой пренебрегали более двухсот лет». Картины Джотто известны тем, что они первыми мастерски запечатлели жесты, лица, печали и радости людей и были верны природе. Его цикл фресок в часовне Скровеньи считается высшим достижением эпохи Возрождения и одним из важнейших шедевров западного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что никто никогда не рисовал лучше Джотто, и лишь немногие сравнимы с ним.

Шедевр: поцелуй Иуды (1306)

поцелуй Иуды (1306)

Другие известные работы: —

  • Огниссанти Мадонна (1310)
  • Оплакивание (Траур Христа) (1306)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: