Примечания
. См., например, письмо Г.Г. Мясоедова В.Г. Черткову . ЦГАЛИ, ф. 552, оп. 1, ед. хр. 2169, л. 7—8 об.
. «Мясоедов посмотрел на моего жизнерадостного старика и начал что-то переписывать… А это плохой признак: «перед смертью не надышишься» — вспоминал впоследствии Нестеров (М.В. Нестеров. Давние дни. М., 1959, стр. 155).
. Аналогичные явления можно проследить на протяжении XIX века в различные переходные исторические периоды. В 30-х годах такой кризис наступил в творчестве А.Г. Венецианова, а в 70-х его переживал В.Г. Перов. Это был и исторически обусловленный кризис определенного типа жанровой картины, отвечавшего требованиям своего времени и уровню развития искусства (поэтически ясной у Венецианова, односторонне обличительной у Перова, обобщающей, «хоровой» у передвижников).
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 272.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 25 марта 1880 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 2, стр. 39.
. Отдел рукописей, ф. С. Иванова, 82, ед. хр. 543, л. 1.
. Письмо П.А. Брюллову . ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 40 об.
. См.: Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959, стр. 309; ГТГ, отдел рукописей, ф. 9, ед. хр. 163, л. 3.
. Записка академика живописи Г.Г. Мясоедова. В кн.: «Мнения лиц, спрошенных по поводу пересмотра Устава императорской Академии художеств». I. Спб., 1891, стр. 76—83.
. В. Стасов. Выставки. «Новости и Биржевая газета», 1897, № 76, стр. 2.
. Письмо И.И. Толстому от 16 марта 1902 года. ЦГИА, ф. 789, оп. 14, д. 81-м, л. 81—83.
. Письмо В.В. Стасову от 6 марта 1898 года. ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 294, оп. 1, № 398, л. 21—22 об.
. Письмо П.А. Брюллову (1891 г.) ИРЛИ, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 1.
. Характерно, что на той же выставке появилась картина Ярошенко «Иуда», а Репин в 1901—1903 годах создает аллегорическое, малохудожественное произведение «Иди за мной, Сатано», замысел которого родился у него еще в конце 80-х годов.
. Письмо В.Г. Черткову . ЦГАЛИ, ф. 552, оп. 1, ед. хр. 2169, л. 12 об.
. По поводу одного из своих пейзажей начала 90-х годов Мясоедов признавался П.А. Брюллову: «Все лето я бился с пейзажем, в котором хотел передать природу в действии, и до того дописался, что пейзаж перестал на меня действовать, а желательное так и осталось в области пожеланий» (ИРЛИ, рукописный отдел, ф. 119, оп. 3, № 75, л. 32 и 32 об.).
. Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках, стр. 25.
. А.А. Киселев, как и Мясоедов, старался сохранить верность идеалам 60-х годов. Выступал в качестве художественного критика в журнале «Артист». Был непримиримым противником буржуазной эстетики. Человек образованный, доброжелательный, очень корректный, Киселев играл видную роль в жизни Товарищества в сложный период 90-х — начала 900-х годов.
. Письмо А.А. Киселеву (1906). Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII. 7, л. 2.
. Письмо А.А. Киселеву (1908). Там же, папка 5049, ед. хр. 45—6, л. 1 об.
. В те же годы Короленко, захваченный замыслом своей так и не оконченной повести «История моего современника», внимательно изучал события русской жизни 60—70-х годов, углубляясь и в более давние времена, связанные с выступлениями Пугачева, Разина, Булавина.
. Письмо А.А. Киселеву (январь 1906 года). Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII, 7, л. 2 об.
. Письмо А.А. Киселеву (1906). Там же.
. Среди опубликованных в газете подписей значится «П. Мясоедов», но, по-видимому, это опечатка, и надо иметь в виду Г. Мясоедова.
. Письмо Н.А. Белозерской . ЦГАЛИ, ф. 58, оп. 1, ед. хр. 56, л. 4 об.
. Письмо А.А. Киселеву . Всесоюзная библиотека им. В.И. Ленина, рукописный отдел, ф. 127, папка 6057, ед. хр. XVII, 7, л. 2.
. Этюды вообще преобладают в творчестве Мясоедова 1900-х годов. На это, в частности, слышится жалоба в одном из писем А. Киселева К. Савицкому: «…нападки на наше Товарищество, что оно стареет и отстает от искусства, найдут оправдание, тем более что наши старики… мало-помалу… перестают работать. Клодт, Максимов, Мясоедов, Лемох, Поленов почти отсутствуют. Репин ставит одни портреты. Мясоедов — пейзажные этюды, одни только пейзажисты заполняют выставку» (письмо от 1901 года. ГТГ, отдел рукописей, ф. 14. ед. хр. 129, л. 1—1 об.).
. К тому времени из старейших членов Товарищества остались лишь В.Е. Маковский и М.К. Клодт.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Биография Григория Мясоедова
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.
Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.
В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.
Примечания
. Письма Н.Н. Ге . ГТГ, отдел рукописей, ф. 69, ед. хр. 87, л. 1—1 об.
. Петербургские заметки. На «передвижной» выставке в Академии художеств. «Сын отечества», 1874, № 25, стр. 2.
. А.С. Шкляревский. В память 40-летия освобождения крестьян в России. «Чтение Положения 19 февраля 1861 г.», историческая картина Г.Г. Мясоедова. Киев, 1902. (Все последующие высказывания Мясоедова о картине даются по этой брошюре).
. А. Ки-левъ . Третья передвижная выставка картин в Харькове. «Харьковские губернские ведомости», 1875, № 260, стр. 3.
. Письмо И.Н. Крамского П.М. Третьякову от 19 апреля 1875 г. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 298.
. Такой прием не нов. Нередко подобные обозреватели передвижных выставок нарочито расхваливали то или иное произведение, совершенно искажая его смысл.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Новые стихотворения А.Н. Майкова. (Приложение к «Русскому вестнику» 1864 года). «Современник», т. С. (январь—февраль), 1864, стр. 270—271.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 23 февраля 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 234—235.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 25 декабря 1873 года, Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 217.
. Письмо П.М. Третьякову . Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870—1879, стр. 64. Это письмо ошибочно датируется 1872 г.
. В.Н. Бакшеев. Воспоминания. М., 1963, стр. 77—78.
. Письмо И.Н. Крамскому от 6 ноября Г1877]. ГРМ, секция рукописей, ф. 15, ед. хр. 16, л. 15.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 26 декабря 1877 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 436.
. Н.А. Некрасов. «Молебен». Полн. собр. стихотворений, т. 2. Спб., 1905, стр. 411.
. Н.А. Некрасов. «Утро». Там же, стр. 298.
. В. Стасов. Передвижная выставка. I. «Новое время», 1878, № 748, стр. 3.
. П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953, стр. 87.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 26 марта 1878 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 453.
. 25 апреля 1878 года Третьяков писал Крамскому о «Засухе» Мясоедова: «…не покупали картины его неудачные — это понятно, но эту хвалят все — и никто не покупает! Художник тут вправе впасть в апатию и не написать более ничего порядочного; вот тут, может быть, нужно приобрести, хотя прежде не рассчитывал» (Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков, 1869—1887. М., 1953, стр. 231).
. В. В. Стасов. Тормозы нового русского искусства. «Вестник Европы», 1885, кн. 3, стр. 243.
. Письмо И.Н. Крамского И.Е. Репину от 30 января 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 232.
. ЦГИА, ф. 789, оп. 10, д. 218, л. 42 .
. В. Гаршин. Вторая выставка «Общества выставок художественных произведений». В.М. Гаршин. Сочинения. М.—Л., 1960, стр. 310.
. А.П. Боткина. П.М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, стр. 94.
. Письмо А.Д. Чиркина Мясоедову от 15 декабря , Киев. ГТГ, отдел рукописей, ф. 69, ед. хр. 107, л. 1.
. Письмо И.Н. Крамскому . ГРМ, секция рукописей, ф. 15, ед. хр. 16, л. 6.
. Письмо И.Н. Крамского В.В. Стасову от 5 октября 1874 года. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи, т. 1, стр. 273.
. Н. Мурашко. Киевская рисовальная школа. 1875—1901. Воспоминания старого учителя. Киев, 1907, стр. 38.
. См. примечание 120, л. 7 об.
. Устав Общества русских аквафортистов был утвержден 3 февраля 1872 года. Первый параграф его гласил: общество «имеет целью упражнение в гравировании на металлах крепкой водкой и распространение в России познаний и любви в этом искусстве».
. Непосредственным толчком к созданию картины послужила работа Мясоедова в 1871 году по заказу комиссии севастопольского отдела Политехнической выставки над серией рисунков (так назывались произведения, исполненные жидким маслом по картону), посвященных севастопольской обороне. Они предназначались для Севастопольского альбома. Но работы Мясоедова так и не вошли в него.
. В.В. Стасов. Художественные выставки. «Новое время», 1876, № 17.
. -въ. Музеи и выставки. Передвижная художественная выставка. «Современные известия», 1879, № 98, стр. 2.
. Письмо М.П. Мусоргского В.В. Стасову от 10 сентября 1879 года. М.П. Мусоргский. Письма и документы. М.—Л., 1932, стр. 402.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Интересные факты из жизни художника
Внешность Мясоедова говорила сама за себя.
Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…
Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.
Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.
Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.
— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.
В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…