Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
Композиционный план:
1. Иван Крамской – реформатор в области искусства середины XIX века, идейный вдохновитель художников того времени. Он сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России как мастер портретной, исторической и жанровой живописи, прекрасный критик, педагог, организатор артели и странник. Крамской получил наибольшую известность как портретист. Необычайная одухотворенность, полное сходство характеров и удивительная человечность отмечались знатоками живописи в его произведениях. Мастеру удалось передать внутренний мир природы, характер и душевный свет.
2. Картина «Сказитель былин» предположительно написана художником в 1878 году. Это портрет Василия Щеголенкова, крестьянина и сказочника. Этот человек обладал природным талантом рассказчика былин, его знали и уважали многие деятели культуры того времени. Репин и Поленов также написали его портрет. Это было в период небывалого интереса интеллигенции к жизни простых людей и устному народному творчеству.
3. На портрете изображен пожилой, мудрый, уставший мужчина. Его внешний вид говорит о том, что он прожил непростую жизнь, полную труда и забот. Однако внутренняя культура, духовность и достоинство человека читаются замаскированными.
4. Грустное лицо рассказчика испещрено морщинами. Вокруг рта образовались глубокие скорбные складки. Верхние веки нависли над его глазами, скрывая вид умных и грустных карих глаз. Загорелая кожа, широкий нос, нечесаные седые волосы и борода выдают в герое крестьянина, жизнь которого была полна испытаний, лишений и ограничений. Это лицо человека, который много знает, постиг народную мудрость. Рассказчик эпоса пронзительно смотрит прямо на зрителя и словно видит человека до глубины души.
5. Одежда портретного героя говорит о его крайней бедности. Простое пальто, затертое до дыр и черноты. Лишь воротник белой рубашки свидетельствует о том, что человек по-прежнему чист и следит за собой. Это одежда бедного человека, который в жизни больше заботится о духовном, чем о материальном. Выразительна и фигура старика. Крайняя усталость и одиночество читаются в сгорбленных плечах рассказчика.
6. Центром композиции картины является лицо Щеголенкова. Фигура рассказчика намеренно смещена вправо. Взгляд зрителя не останавливается на середине, а свободно скользит, останавливаясь на самой яркой точке полотна – лице. Художник подчеркнул его цветовым акцентом, как композиционный и в то же время идейный центр картины
Внимание зрителя невольно зависает на нем, ведь фон и одежда темны и однообразны. Акцентировал внимание мастер и на глазах, расположив их по композиционному правилу третей — в верхней трети изображения
Живописец словно приглашает найти в них отражение мудрой души, отражение многострадальной жизни.
7. В цветовой гамме преобладают темно-коричневые оттенки и чернота. Слишком уж ясен контраст двух тональностей — светлого лица Щеголенкова и темного фона. Цвета имеют слегка тревожное и грустное звучание. Однако оно уравновешивается глубоким спокойствием во внешности рассказчика. Не случайно лицо старика написано теплыми, мягкими красками. Он словно наполнен светом добра и знаний.
8. Крамской свободно владел художественным языком, что позволяет зрителю понять характер и внутренний мир человека через образ, созданный художником. В картине «Портрет былинного сказителя» мастер хотел показать простого крестьянина с неповторимой харизмой. Он представил зрителю неповторимую личность рассказчика.
9. Я восхищаюсь в картине тем, что живописец смог уместить в одном человеке большой объем информации о личности человека. Портрет Крамского свидетельствует о гордой простоте, достоинстве и одухотворенности сказочника былины Щеголенкова.
Сочинение по картине Портрет сказителя былин Крамского
Вариант 1. Кратко для 6 класса
Что вы можете рассказать о жизни человека, которого видите на этой картине? Составьте небольшой текст, описывая лицо, одежду сказителя.
План сочинения:
1. Роль устного народного творчества.
2. Образ сказителя.
3. Выбор оттенков для передачи настроения.
4. Изображение простого человека, прошедшего тяжёлый путь.
Портрет как отражение души.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, поскольку они знакомят с историей и традициями народа, а также акцентируют внимание на богатстве родного языка. Былины повествуют о героических событиях и подвигах богатырей, которые демонстрировали стойкость духа и преданность
Сказители былин отличались манерой исполнения, помогающей пробудить светлые чувства. Художников и писателей 19 века вдохновляли способности простых людей восстанавливать события прошлого, чтобы показать взаимосвязь с настоящим. Известный живописец И. Н. Крамской представил портрет Василия Щеголенкова – сказителя былин, который передавал настроение эпохи и характеры персонажей.
На картине «Портрет сказителя былин» перед нами предстаёт образ уставшего мужчины преклонных лет, чей взгляд способен рассказать о сложной, но наполненной смыслом жизни. О непростом существовании свидетельствуют сюртук с заплатами, неопрятная причёска и неаккуратно подстриженная седая борода. Несмотря на бедность, сказитель продолжал заниматься творчеством и делиться историями со слушателями. Морщины на лбу и глаза, наполненные грустью, указывают на мудрого человека, который прошёл через испытания и остался преданным своему делу. Если тень улыбки едва коснётся его губ, то доброта и спокойствие воцарятся повсюду.
Для создания фона живописец использовал тёмно-коричневые оттенки, которые не вызывают тревогу, поскольку внимание сфокусировано на смуглом лице сказителя. В правом углу можно заметить освещённый участок стены, служащий для контраста
Мягкие тона переносят в атмосферу уюта и готовят к погружению в волшебный мир устного народного творчества.
Иван Николаевич Крамской обладал уникальным талантом передавать настроение и характер людей с помощью портретов. Он изображал простых людей, которые сохранили индивидуальность, а также позаботились о духовном развитии народа. Глядя на картину «Портрет сказителя былин», мы знакомимся с человеком, чья жизнь была посвящена тяжёлому труду и увлекательным историям о богатырях. Его портрет – напоминание о силе искусства.
Вариант 2.
План сочинения:
1. Краткая история полотна.
2. Портрет сказителя.
3. Описание обстановки.
4. Настроение картины.
Мудрый сказитель былин на картине И. Н. Крамского.
Во второй половине 19 века в русском обществе возрос интерес к народному творчеству – фольклору. Писатели, композиторы, историки, живописцы начали активно изучать былины, старинные сказания, древние песни. В 1878 году художник И. Н. Крамской написал картину «Портрет сказителя былин». На полотне изображен бедный сапожник и простой земледелец – Василий Щеголенок, который был известен своим необычным искусством рассказа былин.
Крамской нарисовал старика по пояс, показав крупным планом его лицо и часть верхней одежды. В первую очередь, зрителя привлекают его глаза – небольшие, но умные, проницательные и немного насмешливые. Художник особо выделил его выпуклый лоб, положив на него светлые, бело-желтые мазки, которые подчеркивают мудрость, опыт и хорошую память Щеголенка. Жидкие седые волосы и негустая борода оттеняют усталое, но твердое, уверенное, спокойное выражение его лица. Тонкие губы и широкий нос дополняют простой облик этого человека из народа, который познал как его тяготы, так и радость.
Старик одет бедно. На нем рубашка, потертый черный кафтан, наполовину изодранный в лохмотья, наполовину покрытый заплатами. Видно, что он всю жизнь трудился не покладая рук и едва сводил концы с концами.
Теплый, коричневый фон картины создает ощущение уюта и тонкой грусти. Правый угол ярко освещен: очевидно, рассказчик после тяжелой работы находится у домашнего очага, приготовившись к неторопливому повествованию перед нетерпеливыми слушателями.
Слайд 7
Советы для подготовительной работы 1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.8. Составьте план сочинения.
Слайд 3Интерес к русскому народному творчеству В конце XIX века возник
особенный интерес к народному творчеству
Наконец, высшие слои общества обратили внимание на самобытность и уникальность народной традиции. В это время начинают активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы осуществляют первые фольклорные экспедиции, стремясь сохранить то, что веками передавалось лишь из уст в уста
Появились и новые культурные герои, которые являлись трансляторами народного творчества.К таким исключительным людям из народа причислялись и сказители былин, и одним из известных личностей был Василий Петрович Щеголёнок (Щеголёнков). Но вернёмся к герою. Монотонную работу, такую как сапожное ремесло, Василий Петрович пытался разнообразить, рассказывая нараспев былины. Этому он научился у своего отца и дяди-инвалида, у них же позаимствовал и репертуар. Обладая феноменальной памятью, Щеголёнок знал множество сказок и баллад, героями которых были богатыри, Садко, Иван Грозный, Хотен Блудович. Многие собиратели фольклора считали его варианты былин вкупе с исполнением (тихий спокойный голос, отвлечённый от чёткого метроритмического размера) лучшим среди всех сказителей былин.
Слайд 5Каким мы видим героя на портрете? Каким же видим
мы его на портрете Крамского? Без сомнения, это очень работящий человек, чью жизнь лёгкой не назовёшь. Бедная одежда, требующая починки, неаккуратно подстриженная борода подчёркивают нищету героя. Действительно, сказители былин по сути занимались попрошайничеством, путешествую по деревням со своими историями. Как обычно, живописец выделяет лицо своего героя – именно его должны рассматривать зрители. А между тем, взгляд от лица сказителя действительно невозможно отвести. Морщинистый лоб выдаёт в нём ум, глаза хоть грустны, но в них читается и мудрость, и достоинство. Губы героя, кажется, могут выразить любую эмоцию – ещё мгновения и кончики поползут вверх, превратив морщинистое лицо в приветливое и доброжелательное, или же, наоборот, старик ещё больше насупится и нахмурится, чтобы рассказать о чём-то драматическом и напряжённом.
Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2
В первой публикации на тему Новгородских былин я подобрала иллюстрации о славном купце Садко. А что же второй новгородский герой — Василий Буслаев? Да и герой ли он в нашем теперешнем понимании? Этот богатырь, идеал молодецкой безграничной удали, стал героем иллюстраций и фильмов благодаря своему необузданному нраву.
Огромная сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не так, как известные воины.
Юный Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Он набирает себе в дружину воинов, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими «горынычам». Они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту с вольными новгородцами. Там, где Васька, всегда потеха и трагедия. Силой он и завоевал себе власть и славу.
А теперь поподробнее рассмотрим иллюстрации к былине и их создателей. Художники разных эпох и направлений брались за эту тему. Проследим за их творчеством, следуя сюжету.
Известный художник-иллюстратор русских былин Раиса Алексеевна Смирнова /Член Союза художников РСФСР с 1971 года. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских, занималась миниатюрой в ювелирном искусстве. Оформляла книги. В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Тематика произведений: фольклор, история, литература, революционная, жанровые сцены. Умерла в 1996 года, похоронена в Палехе/
представила нам Василия Буслаева в таком вот варианте:
Русский известный художник Андрей Петрович Рябушкин
/(1861г.) работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают московский быт времён 17 века, в 1895 году иллюстрировал книгу «Русские былинные богатыри»/
видел Василия Буслаева таким задиристым и самодовольным:
Самый излюбленный иллюстраторами эпизод в былине — как Василий пришибает святого старца и своего крестного, спрятавшегося под Софийский церковный колокол. Экий поворот — святотатство, насмешка над христианством. Язычество с боем уходило из Новгорода и эта сцена тому подтверждение.
Николай Каразин, 1885 год
Павел Соколов-Скаля, 1954 год
Согласно другой былине, после победы над «мужиками новгородскими» уже взрослый посадник Василий Буслаев отправляется в плавание в святую землю, в «Ерусалим», вместе со своей вооруженной дружиной, вроде как каяться совершенными в молодости грехам.
На иллюстрации Владимира Перцова (1985 год) видно, с каким «кротким» настроением Василий отправился на покаяние «по морю Каспицкому»:
Следующая иллюстрация художников Калериия и Борис Кукулиевых (1974 год).
Я о них в предыдущей публикации рассказывала подробнее, они родом из села Палех и прославляли роспись в своих миниатюрах и картинах.
По пути наш герой братается с «казаками» на некоем острове, видимо, общается и с другими разбойниками, затем натыкается на «бел-горюч камень» и на мертвую голову, которая пророчит ему смерть. Но ведь он не хочет слушать никакие предсказания. «Наш Василей тому не верует, Ни в сон, ни в чох».
Вот таким упрямым и уверенным в своих силах видит его художник Константин Васильев (1974 год):
4 стр., 1839 слов
«Мой любимый былинный герой», 7 класс
… деяния. Вопрос: сочинение на тему мой любимый былинный герой илья муромец Ответы: Мой любимый былинный герой – это … гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). Мир, изображенный … былинный мир. Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, …
Василий Буслаев продолжает странствие, попадает в Иерусалим, но там учиняет очередное кощунство, голым купаясь в «Ердань-реке». На обратном пути вновь посещает остров с мертвой головой и камнем, а на том камне надпись: «А кто де у камня станет тешиться, А и тешиться‑забавлятися, Вдоль скакать по каменю, — Сломить будет буйну голову».
И Василий опять испытывает судьбу — прыгает через камень, вопреки предупреждению, и гибнет. Какая-то нелепая смерть, опять же, из-за беспутного характера и излишней самоуверенности.
Тип Василия Буслаева очень мало разработан в научной литературе, большинство историков литературы считают его олицетворением могущества Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением богатства славного города.
А что касается памяти о нем в современном Новгороде, то, в отличие от Садко, никаких упоминаний об этом веселом бунтаре мы не найдем: ни в сувенирах, ни в названиях этот яркий образ не отображается. А может зря? Приезжайте, поищем вместе.