Бронзино, портрет Элеоноры Толедской с сыном
Поначалу молодая герцогиня-иностранка не пользовалась любовью флорентийцев. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Кроме того, «Переход через Красное море» – одно из самых масштабных творений мастера в этом жанре.
За Элеонору также дали огромное приданое. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. У Элеоноры и Козимо было одиннадцать детей, включая пять сыновей, достигших абсолютнолетия (Франческо, Джованни, Гарция, Фердинандо и Пьетро). Холодный свет, окутывающий эту странную сцену и сглаженная красочная поверхность картины составляют характерные черты стиля художника.
В 1530 г. он стал придворным художником герцога Урбино Франческо I Мария делла Ровере. 146 x 116 см.
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи 1545. Во время своего пребывания в Риме в 1546 – 1547 гг. Художник верно уловил черты характера супруги герцога Медичи. Во втором издании своих «Жизнеописаний знаменитых художников» (1568) Джорджа Вазари назвал картину «Воскресший Христос» «несравненной по красоте», однако уже в 1584 году другой флорентийский критик, Рафаэлло Борджини, отозвался об этой работе Бронзино с явным пренебрежением, что было граничит с общей переоценкой маньеризма. Ни одно из существующих объяснений не является достаточно убедительным.
Элеонора Толедская с сыном Джованни ди Медичи
Но, в любом случае, перед нами – одна из лучших работ Бронзино. Они должны были представлять четыре различных «типа» святости – от наиболее близкого к Вседержителю архангела Михаила, через апостола Иоанна и одного из отцов церкви (Иеронима) к «современному» святому Франциску Ассизскому. Поворот лица в фас скрадывает некоторые характерные его черты, к тому же Бронзино сообщает его овалу идеальную правильность, лепит формы очень обобщенно. Но пухлый малыш, которого Элеонора прижимает к себе, заставляет забыть о ее титуле и увидеть, что перед нами, в первую очередь, мать (она родила одиннадцать детей), любящая своего ребенка и переживающая за него. Национальная галерея.
Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. До этого династии Медичи угрожало угасание из-за отсутствия наследников. Ревность сжимает руками голову, а сверху на все это смотрит фигура в маске.
И ее платье и головной убор богато расшиты крупными жемчужинами. На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. Лондон.
Мария, дочь Франческо, впоследствии стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха IV. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564 – 1565 гг.
Описание
На картине изображена Eleonora Толедо , жены Козимо I — го Медичи, великий герцог Тосканы , сидит, положив руку на плечо одного из его сына. Этот жест, а также узоры на ее платье указывают на ее роль матери. Элеонора носит очень тяжелое платье из черной парчи , украшенное арабесками . В этой позе она изображена как идеальная женщина эпохи Возрождения . Картина является первым известным портретом наследника, заказанным государством. В том числе детей, Козимо I — й хотел означает , что его линия , чтобы принести стабильность Дач.
Ребенком по-разному называли сына Элеоноры, Франсуа (родился в 1541 году), Джованни (родился в 1543 году) или Гарции (родился в 1547 году). Если речь идет о последнем, портрет должен быть датирован примерно 1550-53 годами, но теперь эта дата обычно приписывается 1545 году, основываясь на исследовании эволюции стиля Бронзино; следовательно, это будет Джованни.
Портрет был описан как «холодный», отражающий трезвость Элеоноры, уроженки испанского двора, без тепла, обычно ожидаемого от портрета матери и ребенка. Такое дистанцирование характерно для школы маньеризма, отвергающей натурализм. И наоборот, платье воспроизводится в мельчайших подробностях. Краска может быть опорой для шелковой промышленности флорентийской, которая снизилась популярность в первые годы XVI — го века и был возрожден под господством Козимо I ст . Драгоценный золотой пояс, украшенный драгоценностями и жемчугом с кисточкой , возможно, был изготовлен ювелиром Бенвенуто Челлини .
Биография и картины Аньоло Бронзино — Artrue
Краткая биография и описание известных произведений художника.
Жизнь и творчество
Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро. По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.
На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов. Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур. Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.
Основные произведения
- Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
- Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
- Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.
Жизнь и творчество
Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро. По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.
На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов. Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур. Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.
Элеонора Толедская
Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, вышла замуж за девятнадцатилетнего герцога Козимо в 1539 году в возрасте семнадцати лет. У пары было девять детей, большинство из которых умерли в детстве или юности.
Бронзино несколько раз писал Элеонору Толедскую. Ученые-искусствоведы неизменно признают три портрета написанными от руки, кроме этого двойного портрета также две отдельные картины в Праге (с 1543 г.) и Берлине (сделанные между 1555 и 1560 гг.), В то время как другие картины являются репликами и студенческими копиями из мастерской Бронзино. Копирование государственных портретов было обычной практикой в то время, так как картины иногда раздавались в дипломатических целях.
Рекомендации
- Джо А. Томас , « Ткань и платье в портрете Элеоноры Толедо и сына Джованни Бронзино », Zeitschrift für Kunstgeschichte , vol. 57, п о 21994 г., стр. 262–67 ( JSTOR )
- (требуется подписка)
- Мишель Теплис , Идеальная женщина за портретом , Атлантический государственный университет Армстронга ,2011 г.
- Шири Билык , Женщины, Постановлено , Мичиганский университет ,весна 2002 г.
- Моннас (2012), стр. 20
- Арнольд (1985), стр. 102
- Ландини (2005), стр. 70-74 .
Источники
- Джанет Арнольд , Образцы моды 3: Крой и построение одежды для мужчин и женщин, c. 1560-1620 , Лондон, Нью-Йорк, книга драмы Macmillan,1985 г.( ISBN 0-89676-083-9 )
- Сусанна Бутикки , La Grande Storia dell’Arte. Чинквеченто , Флоренция
- Роберта Орси Ландини и Никкола Бруна , Мода и Флоренция 1540-1580: Lo style di Eleonora di Toledo e la sua influenza , Италия, Мауро Пальяи,2005 г.
- ( фр ) Лиза Моннас , Renaissance Velvets , Лондон, Нью-Йорк, V&A Pub. Распространено в Северной Америке Гарри Н. Абрамсом,2012 г., 159 с. ( ISBN 978-1-85177-656-6 )
Одежда
Деталь из бархатной парчи.
Элеонора одета в платье поверх льняной рубашки или блузки, отороченное узкими полосками вышивки на вырезе и рукавах с оборками. Бронзино прекрасно изображает шелк и бархатную парчу , ткань платья с золотыми пряжками, обернутыми нитками, и эти черные арабески, контрастирующие с белым атласом. Одежда сделана из дорогих тканей, предназначенных для официальных мероприятий, и не является репрезентативной для повседневного гардероба Элеоноры, в котором были яркие платья из бархата и атласа.
Когда тело было извлечено Элеонору в 19 — м веке, был сделан вывод о том , что она была похоронена в том же платье, что и портрет. Почти идентичная сетка могла быть причиной этой путаницы. Но новое исследование показывает, что она была похоронена в гораздо более простом платье из белого атласа поверх темно-красного бархатного корсажа (и, возможно, нижней юбки, которая не сохранилась). После долгой и сложной реставрации оригинальная одежда была сохранена, а подробные реконструкции представлены в Галерее костюмов Палаццо Питти во Флоренции. Оригинальная одежда слишком хрупкая, чтобы быть представленной публике.
Парадный репрезентативный портрет
При всем великолепии драгоценностей и облачения, царской роскоши парчи, приглушённой прохладными тонами чёрного, белоснежного и бронзового, портрет Элеоноры испускает сдержанность, достоинство и размеренную уверенность авторитетного дома Медичи в собственной силе.
Щедрое внедрение лазури, ценного красочного материала, практически натюрмортная точность в изображении драгоценного облачения с приковывающим взор гранатовым узором по центру, этим древним эмблемой полноты жизни и плодородия, и, в конце концов, присутствие мальчугана на полотне — все это очевидные и сокрытые намёки на достояние, благополучие и власть семьи Медичи во Флоренции.
Козимо I, супруг Элеоноры, всё время собственного правления был обязан обосновывать своё право на власть, а из-за войн и страстного увлечения культурой и искусством его экономическое положение было никак не радужным, но это уже совершенно другая история.
Элеонора в возрасте 23-х лет, 1543, Прага
Элеонора в возрасте сорока лет, 1560, Берлин
Джованни Медичи, 1545, Уффици, Флоренция
Джованни Медичи в виде Иоанна Крестителя, галерея Боргезе, Ватикан
Описание
На портрете в три четверти Элеонора изображена сидя, несколько повернувшись на лево, но взор её ориентирован прямо на зрителя. Её левая рука лежит на складках тяжёлого платьица, правой она обымает за плечи собственного малеханького трёхлетнего отпрыска, смотрящего мечтательно-отсутствующим взором. Джованни одет в обычное детское платьице без украшений из тёмно-синего с золотом шелка, из-под которого выглядывают расшитый золотом воротничок и складки на рукавах его нижней рубахи.
Его мама, напротив, одета в шикарное платьице из парчи, увенчанное жемчугом, которое красиво оттеняется лазуревым фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и преобразуется в подобие светящегося ореола, который добавляет возвышенности её великодушному лику. Тёмные волосы дамы уложены в строгую причёску с пробором в центре и удерживаются жемчужной сетью. В ушах у Элеоноры серёжки тоже из жемчуга, только каплевидной формы.
Платьице Элеоноры из белоснежного шелка с арабесковым узором из бархата и необыкновенным гранатовым узором из золотой парчи плотно охватывает высшую часть её тела
Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами завлекает внимание к полосы плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сетью в волосах герцогини
На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных колье: одно опускается до середины груди, а другое, куцее, украшено кулоном из большого обработанного топаза и каплевидной жемчужины. Ткань для платьица была сделана по испанским образчикам на мануфактуре Медичи во Флоренции. Так, вроде бы меж иным, красиво демонстрируются способности местной текстильной индустрии.
Лицо Элеоноры полностью пропорциональное и идеальное, как и цвет её кожи. Жёсткое платьице прячет формы тела женщины, но также как и форма лица приближена к овалу, так и высшая часть тела стремится к геометричности форм. В духе маньеризма пропорции тела несколько удлинены. Разумеется, что смысл парадного портрета заключался в изображении безупречного вида, а не в четком портретном сходстве.
Картина как государственный портрет
Несмотря на все дорогие украшения и одежду, в которых королевское великолепие парчи приглушено холодными черными, белыми и золотисто-коричневыми цветами, Элеонора источает сдержанность, достоинство и уверенность в ранге и значении семьи Медичи.
Щедрое использование лазурита , самого дорогого материала для рисования, почти натюрмортный вид драгоценного предмета одежды с центральной приманкой для глаз — гранат, древний символ изобилия жизни и плодородия, и, наконец, присутствие мальчика на картине — все это скрытые ключи к богатству и благосостоянию. экономическая эффективность Медичи и их надежное правление во Флоренции.
Тот факт, что Козимо приходилось снова и снова обеспечивать свое правление на протяжении всего своего правления и что экономическая ситуация была совсем не радужной из-за военных расходов и культурных амбиций герцога, — это другой вопрос.
Элеонора Толедская
Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, была выдана замуж за девятнадцатилетнего герцога Козимо в 1539 г. в возрасте семнадцати лет. У них было одиннадцать детей, большинство которых умерли в детском или юношеском возрасте.
Художник написал несколько портретов Элеоноры. Искусствоведы однозначно признают авторство Бронзино за тремя из них: помимо этого двойного портрета два одиночных портрета Элеоноры находятся в Праге (1543) и Берлине (1555—1560). Остальные портреты считаются копиями, выполненными учениками из мастерской Аньоло Бронзино. В то время копировать парадные портреты было обычным делом, иногда их передавали в подарок в дипломатических целях.
Основные произведения
- Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
- Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
- Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.
Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера. Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю. В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.
Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло. Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.
Пьета, около 1530. Дерево, масло. Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.
Портреты Бронзино
Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь.
Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.
Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.
Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.