Биография и картины аньоло бронзино

Портрет юноши с книгой (бронзино) -
portrait of a young man with a book (bronzino)

От фресок к портретам

Почти вся жизнь Аньоло Бронзино, возможно, получившего такое прозвище благодаря смуглому цвету кожи или же рыжим волосам, прошла во Флоренции. Он родился в 1503 году, поступил в обучение к художнику Раффаэллино, а затем – к Якопо Понтормо, одному из основоположников маньеризма. Бронзино был любимым учеником Понтормо, и в двадцатые годы XVI века они совместно трудились над росписью стен церквей, создавали алтарные картины и произведения религиозного и мифологического характера. Бронзино, разумеется, воспроизводил манеру учителя, поэтому в ряде случаев искусствоведы даже затрудняются с точной атрибуцией произведений.

А. Бронзино. Портрет молодого человека с книгой

А в 1532 году Аньоло Бронзино довелось написать портрет урбинского герцога Франческо I делла Ровере, и с этого времени художник работал главным образом как портретист. Вскоре выработался и стал узнаваемым его стиль: лица на портретах сохраняли особенное, отстраненное выражение, но, тем не менее, оставляли возможность увидеть характер, за внешней холодностью разглядеть тревогу, отчаяние, твердость или обреченность.

А. Бронзино. Портрет герцога Козимо I Медичи

В конце тридцатых художник уже состоял на службе у герцога Козимо I Медичи, на десятилетия не только оказавшись связанным рабочими и творческими отношениями с его домом, но и погрузившись в интриги, тайны и драмы флорентийской аристократии, что нашло свое отражение и на портретах. Из-под кисти Бронзино выходили один за другим изображения членов семьи Медичи и приближенных герцога. Удивительно, но несмотря на то, что живописные образы аристократов создавались по заказу, Бронзино не покидали музы и вдохновение при написании этих картин: по всей видимости, сама жизнь при дворе создавала благоприятную творческую атмосферу. Достаточно сказать, что многие члены правящего семейства и приближенные к нему отправлялись на тот свет по причинам никак от них не зависящим и зачастую преждевременно. Создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и, судя по всему, ему это удавалось.

День рождения. Аньоло Бронзино — ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

Аньоло Бронзино. Венера, Купидон и сатир. Рим, Палаццо КолоннаПонравился портрет! Allegorical Portrait of Dante.

Portrait of Lucrezia Panciatichi.Лукреция Панчиатики, в девичестве Пучии, жена Бартоломео Панчиатики, известного флорентийского политика.

Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста. 1542-1545. Дерево, масло. Фрагмент.

Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио

Портрет Лодовико Каппони. Коллекция Фрика.Каппони (итал. Capponi) — знаменитый флорентийский род, оказавший большие услуги государству и науке.Козимо I Медичи в латах, 1545.

Автопортрет Бронзино, 1569. Сан Лоренцо, Флоренция.Автопортрет был выполнен фрагментарно на фреске «Умерщвление святого Лаврентия» для обители Сан Лоренцо во Флоренции. Размер автопортрета на фреске очень мал, художник изобразил себя среди публики, наблюдающей за казнью святого. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/447/Бронзиноhttp://www.artap.ru/bronzino.htm

Бронзино, портрет Элеоноры Толедской с сыном

Поначалу молодая герцогиня-иностранка не пользовалась любовью флорентийцев. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Кроме того, «Переход через Красное море» – одно из самых масштабных творений мастера в этом жанре.

За Элеонору также дали огромное приданое. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. У Элеоноры и Козимо было одиннадцать детей, включая пять сыновей, достигших абсолютнолетия (Франческо, Джованни, Гарция, Фердинандо и Пьетро). Холодный свет, окутывающий эту странную сцену и сглаженная красочная поверхность картины составляют характерные черты стиля художника.

В 1530 г. он стал придворным художником герцога Урбино Франческо I Мария делла Ровере. 146 x 116 см.

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи 1545. Во время своего пребывания в Риме в 1546 – 1547 гг. Художник верно уловил черты характера супруги герцога Медичи. Во втором издании своих «Жизнеописаний знаменитых художников» (1568) Джорджа Вазари назвал картину «Воскресший Христос» «несравненной по красоте», однако уже в 1584 году другой флорентийский критик, Рафаэлло Борджини, отозвался об этой работе Бронзино с явным пренебрежением, что было граничит с общей переоценкой маньеризма. Ни одно из существующих объяснений не является достаточно убедительным.

Элеонора Толедская с сыном Джованни ди Медичи

Но, в любом случае, перед нами – одна из лучших работ Бронзино. Они должны были представлять четыре различных «типа» святости – от наиболее близкого к Вседержителю архангела Михаила, через апостола Иоанна и одного из отцов церкви (Иеронима) к «современному» святому Франциску Ассизскому. Поворот лица в фас скрадывает некоторые характерные его черты, к тому же Бронзино сообщает его овалу идеальную правильность, лепит формы очень обобщенно. Но пухлый малыш, которого Элеонора прижимает к себе, заставляет забыть о ее титуле и увидеть, что перед нами, в первую очередь, мать (она родила одиннадцать детей), любящая своего ребенка и переживающая за него. Национальная галерея.

Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. До этого династии Медичи угрожало угасание из-за отсутствия наследников. Ревность сжимает руками голову, а сверху на все это смотрит фигура в маске.

И ее платье и головной убор богато расшиты крупными жемчужинами. На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. Лондон.

Мария, дочь Франческо, впоследствии стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха IV. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564 – 1565 гг.

Бронзино, Аньоло — WiKi

Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии.

Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.

Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 год под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. В 1530 году он стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино.

В 1533 г. Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 г. он вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 г., которые однако не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции.

В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых.

В 1540—1555 гг. Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них — 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов для шпалер создавали свои творения Джованни Рост и Николас Кархер.

В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.

Бронзино — дядя Алессандро Аллори, который также называл себя иногда Алессандро Бронзино.

Похороны Бронзино были скромными. В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»

Основные произведения

  • Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
  • Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
  • Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.

Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера. Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю. В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.

Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло. Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.

Пьета, около 1530. Дерево, масло. Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.

Портреты Бронзино

Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь.

Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.

Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.

Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.

Обличение наслаждения

Картина обнажает перед нами губительные пороки неразумной любви. Но были ли эти пороки свойственны королю Франции, Франциску I?

Оказывается, да. Франциск I (1494-1547 гг.) был настоящим эротоманом. Помимо жены и одной-двух фавориток, у него ещё был своего рода гарем. На случай, если ему захочется провести ночь с несколькими женщинами одновременно.

Насилия над женщиной он не приветствовал. Добивался дам, как истинный дипломат. Дарил высокие посты их мужьям и братьям. Самим дамам писал стихи и обольщал страстными речами.

Но съедаемый постоянным сексуальным желанием, был на грани того, чтобы стать извращенцем. Обеды с обнаженными дамами и многолюдные оргии – самое безобидное из его сексуальных причуд.

Возможно, поэтому Бронзино в центре своей картины поместил сцену извращённой любви. Амур – сын Венеры. Их поцелуй – олицетворение всего самого извращённого в погоне за телесным наслаждением.

Потеря времени и внутренняя пустота

На заднем плане картины мы видим Бога времени, Хроноса. Здесь он явно не случаен. Для предающихся страсти время теряет значение, они забывают обо всем на свете.

Художник как бы намекает, не слишком ли это серьёзная растрата для правителя целой страны? Так много нужно сделать. А тут все время уходит на сладострастие.

Я могу предположить, что женщина-маска рядом с Хроносом может олицетворять внутреннюю пустоту. Её глазницы пусты. Под маской тоже ничего нет.

Под влиянием плотских страстей люди “пустеют”. В их головах ничему другому не остаётся места. Ни подвигам, ни великим свершениям.

Взгляды с портретов

А. Бронзино. Портрет Лукреции Медичи

Бронзино любил писать портреты детей и подростков, в первую очередь, сыновей и дочерей герцога Медичи, которому служил. В период с 1555 по 1565 годы был создан портрет Лукреции. После смерти ее старшей сестры, убитой, как считается, отцом в припадке ярости, она получила от той «в наследство» помолвку с герцогом Альфонсо II д’Эсте, за которого и вышла замуж в тринадцать лет. Спустя три года Лукреция умерла, скончавшись не то от яда, не то от туберкулеза.Создается впечатление, что жизнь вообще была сурова с членами этого аристократического семейства, особенно с детьми. Младшая сестра Изабеллы была задушена ревнивым мужем, а брат, в свою очередь, сам расправился с неверной или же оклеветанной женой. Интересно, что ответственность за расправу никто не понес, Франческо I, новый герцог, объявил, что в обоих случаях наказание было заслуженным.

А. Бронзино. Биа Медичи

В 1545 году Бронзино написал портрет еще одной дочери Медичи, внебрачной и незаконной, по имени Биа (Бьянка). Она была рождена еще до брака, а кто была мать, так и осталось неизвестным. Девочка прожила всего пять лет и тоже скоропостижно скончалась. Бронзино получил заказ написать портрет Бьянки уже после ее смерти. На картине изображен драгоценный медальон с портретом в профиль отца девочки – герцога Козимо I Медичи.Помимо портретов в их классическом виде, Аньоло Бронзино создавал и множество аллегорических образов тех, кому служил, и тех, кем вдохновлялся и восхищался. Ориентиром для художника было творчество Микеланджело – это прослеживается в работах Бронзино, в частности, в знаменитом «Святом семействе с младенцем Иоанном Крестителем», где образы Девы Марии, Иосифа и Христа написаны с явным стремлением показать их сходство с семьей герцога.

А. Бронзино. Портрет Данте

Портреты кисти Бронзино замечательны тем, что лица на них как будто сами предлагают или даже просят увидеть их историю. Иногда, как в случае с известными представителями аристократии, это сделать нетрудно, иногда же все остается на совести зрителя, которому открывается широкий простор для догадок и предположений.Аньоло Бронзино снискал славу выдающегося художника и блестящего портретиста еще при жизни; он стал одним из основателей Флорентийской академии искусств. Последние годы жизни он провел в доме своего племянника и любимого ученика Алессандро Аллори, тоже великолепного портретиста.

Алессандро Аллори. Автопортрет

Agnolo Bronzino (1503-1572, Italian painter.)

Портреты Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано(1503-1572) — итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма , Флорентийская школа, придворный художник Медичи.  Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии. Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.  Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 год под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. В 1530 году он стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино.

Придворный художник Медичи В 1533 г. Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 г. он вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 г., которые однако не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции.

В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых.

В 1540—1555 гг. Бронзино рисовал эскизы для гобеленовых мастерских во Флоренции, среди них — 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов создавали свои творения гобеленщики Джованни Рост и Николас Кархер.

 В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.

Портрет знатной дамы Элеоноры Толедской.

Portrait of a Young Man.

Козимо ди Мариано) (1503–1572)

 Портрет девушки с книгой.

 Портрет Лаудомии Медичи.

  Francesco I de` Medici, Grand Duke of Tuscany 

Portrait Of Lucrezia Panciatichi

  Portrait of Pope Clement VII (c.1566)»Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I»

: Портрет Бартоломео Панчиатики.

«Портрет Лукреции Панциатичи»

  «Портрет Лауры Баттифери»  «Портрет Лукреции Медичи» 

 Портрет молодой женщины с сыном.

Portrait of a Young Man

Реакция Франциска I на подарок

Картину Франциск I получил буквально за год до смерти. Она не была пророчеством. Она не была предупреждением. Она была подведением итогов его жизни.

Был ли Франциск I оскорблён этим посланием? Судя по сведениям современников, он не был злопамятным и обидчивым. Скорее этаким экстравертным балагуром. К тому же ценителем искусства.

Недаром он покровительствовал Леонардо да Винчи. Именно благодаря ему Франция заполучила главный портрет всех времен, Мону Лизу.

А такой поклонник искусства вряд ли бы стал обижаться из-за картины. Даже если она обличает твои пороки. Возможно, он лишь горько усмехнулся.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

«Живые» и безмолвные портреты

А. Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики

Уже около 1540 года, вскоре после получения звания придворного портретиста, Бронзино создал парные изображения одного из высокопоставленных чиновников и его жены. Лукреция Панчатики, супруга посла герцога во Франции, производит впечатление твердой и решительной женщины, не склонной, впрочем, раскрывать свои тайны. Поза модели напряженная, а в выражении ее лица видны даже следы некоторой одержимости. Шею украшает медальон с надписью на французском языке, гласящей «Любовь длится бесконечно».Супруги Панчатики, живя во Франции, поменяли свое отношение к христианскому вероисповеданию и стали гугенотами. В Италии ничего хорошего их не ждало, чету подвергла преследованию Святая инквизиция. В итоге Панчатики публично отреклись от своей новой веры.

А. Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном

В мастерской Бронзино неоднократно создавались портреты жены и детей Медичи. Одним из самых трогательных стал, пожалуй, портрет Элеоноры Толедской с ее сыном Джованни. Элеонора, дочь Неаполитанского вице-короля, стала женой Козимо I Медичи и родила в браке с ним одиннадцать детей. Джованни, второй сын, изображен на портрете рядом с матерью, она обнимает ребенка, но видно, что мальчику это не приносит чувства безопасности.На Элеоноре – украшения из ее любимого жемчуга, платье из тяжелой и дорогой ткани, украшенное причудливой вышивкой. Насчет этого платья среди искусствоведов развернулась целая дискуссия – одни утверждали, что после появления на свет портрета герцогиня особенно полюбила этот наряд и даже распорядилась похоронить ее в этом одеянии, а по другому мнению, Бронзино выдумал и платье, и узор, добившись такой потрясающей достоверности лишь благодаря своему непревзойденному умению быть точным в деталях.Лицо Элеоноры выглядит спокойным – как и все модели на холстах художника, но не ошибется тот, кто заметит в ее глазах тревогу и напряженность. Элеоноре было суждено потерять сына и самой умереть вскоре после него. Эти скоропостижные кончины породили разные слухи – та эпоха была веком ядов и политических интриг, однако современные исследования позволили установить, что мать и сын умерли о малярии. Странно, но на портрете, написанном задолго до этого печального события, задний фон украшает болото.

Основные произведения

  • Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
  • Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
  • Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.

Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера. Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю. В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.

Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло. Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.

Пьета, около 1530. Дерево, масло. Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.

Портреты Бронзино

Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь.

Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.

Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.

Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.

Обман и двуличие

Милая девушка с розовыми щеками в зеленом платье протягивает к Венере руку с медовыми сотами. Но присмотритесь. Вы увидите, что платье никак не может прикрыть её страшное тело с чешуей. Её ноги – это лапы волка. Ещё у неё хвост змеи. А в другой руке она держит жало с ядом.

Складывается ощущение, что это прямой намёк художника на двуличие и лицемерие его главной фаворитки, графини д’Этамп. Она была очень красивой. Но в умении плести интриги ей не было равных.

В своей власти она держала короля последние 16 лет его жизни. Он слепо следовал её советам. Чтобы добиться высоких постов, шли сначала на поклон к графини. На всех важнейших постах были люди, преданные в первую очередь ей.

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром (деталь). 1545. Национальная галерея Лондона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: