Франс халс или о манере

Халс, франс - trenfo

Франц хальс золотой век голандской живописи франц

ФРАНЦ ХАЛЬС ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ

Франц Халс • Халс родился приблизительно в 15821583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

• Ван Гог о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…»

• «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о • точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.

Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. Кузнецов).

• Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

• «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики.

Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике.

• «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, • что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.

Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630),

«Мальчикрыбак» (1630)

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.

– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет.

В чем своеобразие портретов Хальса? Видимо, прежде всего, в том, что он отказался от статичности в изображении людей, к которой тяготели его предшественники» .

«Цыганка» Лувр, Париж

• Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились» .

Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса).

дальнейшее чтение

  • Сеймур Слайв: Франс Хальс, 3 тома ( каталог произведений ), Нью-Йорк / Лондон, 1970–1974 гг .
  • Франс Хальс ( каталог выставки Вашингтон/Лондон/Харлем , 1989.
  • Клаус Гримм опубликовал своего Франса Хальса. Das Gesamtwerk в 1989 г. (Штутгарт/Цюрих; также переведен на голландский и английский языки).
  • Н. Мидделькоп и А. ван Гревенштейн, Франс Хальс. Leven, werk, restauratie ( Жизнь, работа и реставрация ) (Харлем, Амстердам, 1988). Эта работа дает отчет о реставрации стрелков, но также дает представление о жизни и работе Хальса.
  • Антун Эрфтемейер (2004): Франс Хальс в музее Хет Франса Хальса , Амстердам / Гент (на голландском, английском и французском языках), в котором различные главы посвящены жизни Хальса, его предшественникам, портретной живописи в Золотой век, живописной технике Хальса и другие предметы. Многие фотографии крупным планом в этой книге показывают работы Хальса в мельчайших деталях.
  • Кристофер Д.М. Аткинс (2004): Виртуозная кисть Франса Хальса , Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek 2003, Зволле, стр. 281–309).

Части этой статьи представляют собой выдержки из музея Франса Хальса, Харлем, июль 2005 г. Антуна Эрфтемейера, куратора музея Франса Хальса.

Генри Р. Лью (2018): «Образ мира», Hybrid Publishers, глава 9, Франс Хальс.

Судьба художника

В 1889 году в голландском городе Девентере в семье Хендрикуса ван Меегерена, местного учителя, родился сын Хенрикус (Хан). От матери он унаследовал чувствительность и художественный вкус, с 8 лет начал рисовать, что совершенно не устраивало его отца. Хендрикус был человеком прямым и строгим — увлечение сына казалось ему просто причудой. На своё счастье мальчик встретил понимание у школьного учителя рисования Бартуса Кортилинга

Он обратил внимание на талантливого ученика и помогал ему развить способности. И конечно, оказывал на него влияние

В частности, именно любовь Кортилинга к старым голландским мастерам и неприятие модернистов передались ван Меегерену. И сыграли в его судьбе огромную роль.

После школы Хан выбрал профессию архитектора. Правда, выпускной экзамен он провалил, но зато принял участие в художественном конкурсе, на котором выставил работу, написанную в классической манере. «Собор Святого Лаврентия» пришёлся по душе жюри, и ван Меегерен получил первую премию. Архитектура была забыта, он решил стать живописцем. Первые, правда, скромные успехи не заставили себя ждать.

Хан много работал, тем более что к тому моменту у него уже была семья и дети. Устраивал персональные выставки, его картины продавались, он брал коммерческие заказы на афиши, открытки, и всё шло хорошо до тех пор, пока в его жизни не возник художественный критик Абрахам Бредиус.

В первой половине 1920-х гг. ван Меегерен подружился с художником Тео ван Вейнгарденом. Вейнгарден занимался реставрацией и продажей произведений искусства, но иногда баловался подделками. В частности, два его «Вермеера» уехали в Америку. Ван Меегерен начал работать с ним, занимаясь восстановлением картин.

Как-то раз Вейнгарден нашёл картину в ужасном состоянии, вместе с компаньоном отреставрировал её, и эксперты пришли к выводу, что это творение Франса Хальса — известного художника «Золотого» голландского века. Реставраторы уже нашли покупателя, но тут своё мнение высказал Абрахам Бредиус. Он счёл, что никакой это не Хальс, а обычная подделка, своё мнение он основывал на качестве красок. Аргументы реставраторов приняты не были, сделка сорвалась.

Вейнгарден отомстил Бредиусу быстро: написал нового «Рембрандта», эксперт подтвердил его подлинность, а художник над ним посмеялся. Правда, репутации Бредиуса это не повредило — он сказал, что осматривал картину в спешке. А ван Меегерен затаил обиду и тоже решил отомстить. Выбор пал на Вермеера.

↑ Биографические сведения

К сожалению, точная дата рождения выдающегося портретиста, представителя «Золотого Века» голландской живописи Франса Хальса не известно. Историки склоняются к тому, что Франс Хальс появился на свет то ли в 1582-ом году, то ли в 1583-ем. Однако доподлинно известно, что родился он в семье обыкновенного ткача по имени Франсуа Франс Хальс ванн Мехелен от его второго брака с женщиной по имени Адриантье в городе Антверпене.

После того, как в 1585 году Антверпен пал, семья вынуждена была бежать в город Харлем, где, собственно, будущий художник и прожил всю жизнь. Три года, с 1600 по 1603, Франс Хальс обучался искусству живописи у Карела ванн Мандера. В 1610-ом он стал трудиться в городском муниципалитете реставратором, вступив при этом в гильдию Святого Луки. Был женат. Забавно, но пятеро его сыновей пошли по стопам отца, став художниками-портретистами.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм. Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме. Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Свадебные портреты

Единственным свидетельством его творчества в первое десятилетие его самостоятельной деятельности является гравюра Яна ван де Вельде , скопированная с утраченного портрета министра Йоханнеса Богардуса . Ранние работы Хальса показывают его как тщательного рисовальщика, способного к великолепной отделке, но энергичного, например, « Два поющих мальчика с лютней и нотной книгой» и « Банкет офицеров ополчения Святого Георгия» (1616 г.). Плоть, которую он нарисовал, пастозная и полированная, менее ясная, чем она стала впоследствии. Позже он стал более эффективным, проявлял большую свободу действий и большее владение эффектом.

Шут с лютней , 1620–1625, холст, Лувр , Париж.

В этот период он написал портрет мадам ван Берестейн в полный рост ( Лувр ) и портрет Виллема ван Хейтуйзена в полный рост, опирающегося на шпагу. Обе эти картины равны другому Банкету офицеров ополчения Святого Георгия (с разными портретами) и того же ополчения в 1627 году и Банкету офицеров ополчения Святого Адриана 1633 года . Аналогичная картина с датой 1639 года предполагает некоторое изучение шедевров Рембрандта, и подобное влияние очевидно в групповом портрете 1641 года, изображающем регентов Святой Елизаветы Гастуис , и в его портрете Марии Фогт 1639 года в Амстердаме.

С 1620 по 1640 год он написал множество двойных портретов супружеских пар на отдельных панелях, мужчину на левой панели и его жену на правой панели. Лишь однажды Хальс изобразил пару на одном полотне: Пара в саду: Свадебный портрет Исаака Абрахамса. Масса и Беатрикс ван дер Лаан ( ок.  1622 , Рейксмузеум Амстердам ).

Его стиль менялся на протяжении всей жизни. Картины ярких цветов постепенно сменялись произведениями, в которых преобладал один цвет: черный. Вероятно, это произошло из-за скромной одежды его протестантских натурщиков, а не из-за каких-либо личных предпочтений. Один простой способ наблюдать за этим изменением — посмотреть на все портреты, которые он рисовал на протяжении многих лет, с его фирменной позой, склонившейся над спинкой стула:

Постоянный: прежде всего портретист

Поэтому Хальс наиболее известен своими портретами, в основном состоятельных горожан, таких как Питер ван ден Брокке и Исаак Масса, которых он писал трижды, а также крупноформатными групповыми портретами, многие из которых изображают гражданских гвардейцев. Как художник эпохи барокко, он исповедовал интимный реализм с радикально свободным подходом. На его картинах изображены различные слои общества: банкеты или собрания офицеров, стрелков, членов гильдий, адмиралов, генералов, бургомистров, купцов, адвокатов и клерков, странствующих музыкантов и певцов, представителей высшего общества, рыботорговцев и героев таверн.

В своих групповых портретах, таких как портреты лучников из Сент-Адриана, Хальс запечатлевает каждого персонажа по-своему. Лица не идеализированы и хорошо узнаваемы; личности раскрываются через серию поз и мимику.

Согласно имеющимся источникам, он был подмастерьем у художника и искусствоведа Карела ван Мандера (Хальс владел несколькими картинами ван Мандера, которые были частью лота, проданного в 1652 году для погашения долгов пекарни). Вскоре он усовершенствовал свое искусство настолько, что оно превзошло работы его предшественников, таких как Ян ван Скорел и Антонио Моро, и постепенно освободился от традиционных условностей портретной живописи.

В то время как Рембрандт использует эффекты золотого блеска, основанные на искусственных контрастах, Хальс предпочитает дневной свет и серебряные отражения. Они оба — художники прикосновения, но ноты, которые они создают, имеют разный цвет: Рембрандт — бас, а Хальс — сопрано. Обладая редкой интуицией, Хальс сумел запечатлеть момент из жизни своих подопечных. Он с большой тщательностью передает то, что природа показывает в этот момент, используя тонкую градацию цветов и овладевая всеми формами выражения. Он приобрел такое мастерство, что нескольких резких, плавных мазков кисти достаточно, чтобы добиться точности тона, света и тени.

Библиография

  • Гальс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сененко М. С. Франс Хальс. М., 1965;
  • Линник И. Франс Хальс. Л., 1967;
  • Лазарев В. Н. Франс Гальс. в книге «Старые европейские мастера». М., 1974, с. 119 — 55.

Франс Халс: картины художника

Malle Babbe — Франс Халс

Shrovetide Revellers (The Merry Company) — Франс Халс

St. Luke — Франс Халс

Paulus van Beresteyn — Франс Халс

A Kitchen Interior with a Maid and a Lady Preparing Game — Франс Халс

Regents of the St. Elisabeth’s Hospital, Haarlem — Франс Халс

Франс Халс — все картины

Творчество. Свобода. Живопись.

Франс Халс: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

использованная литература

  • Руди Эккарт  и Квентин Бювело (редакторы), Голландские портреты, Эпоха Рембрандта и Франса Хальса, 2007, Маурицхейс / Национальная галерея / Waanders Publishers, Зволле, ISBN  978-1-85709-362-9
  • Ингамеллс, Джон, Коллекция Уоллеса, Каталог картин, Том IV, на голландском и фламандском языках, Коллекция Уоллеса, 1992, ISBN  0-900785-37-3
  • Мидделкоп, Норберт; Ван Гревенштейн-Круз, Анна, Франс Хальс: жизнь, работа, восстановление, 1989, Uniepers / Frans Halsmuseum / Alan Sutton Publishing, ISBN  0-86299-699-6
  • Сеймур Слайв, Голландская живопись, 1600–1800 гг., Йельский университет, 1995 г., ISBN  0-300-07451-4

Влияние

Смеющийся кавалер , 1624 г., холст, перекладка, (В) 83 см x (Ш) 67 см, Коллекция Уоллеса , Лондон.

Мальчик с лютней c.  1625 Метрополитен-музей.

Франс оказал влияние на своего брата Дирка Хальса (родился в Харлеме, 1591–1656), который также был художником. Кроме того, пятеро его сыновей стали художниками:

  • Хармен Хальс (1611–1669)
  • Франс Хальс Младший (1618–1669)
  • Ян Хальс (1620–1654)
  • Ренье Хальс (1627–1672)
  • Николаес Хальс (1628–1686)

Хотя большинство его сыновей стали портретистами, некоторые из них занялись натюрмортом или архитектурными исследованиями и пейзажами. Однако натюрморты, ранее приписываемые его сыну Францу II, с тех пор были повторно приписаны другим художникам. Хальс нарисовал молодую женщину, тянущуюся к корзине, в сцене на рынке натюрморта Класа ван Хойссена .

Другими современными художниками, которые черпали вдохновение у Хальса, были следующие основные города, в которых они жили:

  • Ян Миенсе Моленар (1609–1668), Харлем и Амстердам
  • Джудит Лейстер (жена Моленаера, 1609–1660), Харлем и Амстердам
  • Адриан ван Остаде (1610–1685), Харлем
  • Адриан Брауэр (1605–1638), в основном Антверпен.
  • Йоханнес Корнелис Верспронк (1597–1662), Харлем
  • Бартоломеус ван дер Хелст (1613–1670), Амстердам
  • Корнелис де Би (1621–1664) , Амстердам

У Халса была большая мастерская в Харлеме и много учеников, хотя биографы 19 века задавали вопросы некоторым из его учеников, поскольку их стили рисования были так непохожи на Халса. В своем De Groote Schouburgh (1718–1721) Арнольд Хубракен упоминает Филипса Ваувермана , Адриана Брауэра , Питера Герритса ван Ростратена , Адриана ван Остаде и Дирка ван Делена как студентов. Винсент Лоуренс ван дер Винн также был студентом, согласно его дневнику с заметками, оставленными его сыном Лоренсом Винсентом ван дер Винне. Рестратен был не только студентом (в архивах Харлема есть нотариально заверенный документ, подтверждающий этот факт), но и стал зятем Хальса, когда женился на его дочери Адриантье. Харлемский художник-портретист Йоханнес Верспронк , один из примерно 10 конкурирующих портретистов в Харлеме в то время, возможно, некоторое время учился у Хальса.

По стилю ближе всего к творчеству Хальса несколько картин, приписываемых Джудит Лейстер , которые она часто подписывала. Она также «квалифицирована» как возможная ученица, как и ее муж, художник Ян Миенсе Моленар .

В 19 веке его техника повлияла на работу импрессионистов и реалистов , включая Клода Моне , Эдуарда Мане , Шарля-Франсуа Добиньи , Макса Либермана , Джеймса Эббота Макнейла Уистлера , Гюстава Курбе , а в Нидерландах — Якоба ван Лоя и Исаака Исраэлса . Ловис Коринт назвал Хальса своим самым большим влиянием.

Художник -постимпрессионист Винсент Ван Гог писал своему брату Тео: «Какое удовольствие видеть Франса Хальса, как это отличается от картин — их так много, — где все тщательно сглажено в той же манере. ‘ Хальс решил не придавать своей картине гладкости, как это делали большинство его современников, а имитировать жизненную силу своего предмета, используя мазки, линии, пятна, большие цветовые пятна и почти никаких деталей.

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах…

↑ Индивидуальный портрет

Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.

Вся портретная живопись Хальса обладает внутренним единством. Ее можно назвать собирательным образом современного ему голландца. На портретах может быть показано самодовольство, самоуверенность, ограниченность, но и одновременно – энергия, жизнелюбие, жизненная хватка, некая удаль

И именно на этих качествах личности художник концентрирует внимание, а какие-то малопривлекательные черты моделей как бы отодвигаются на второстепенную роль

В более поздних портретах Хальса (30 – 40 годы) появились грусть и задумчивость, иногда художник слегка иронизировал над своими персонажами. Из его живописи постепенно уходило радостное восприятие человека, свойственное ему в предыдущие годы.В 50 – 60 годах портреты Хальса стали более углубленными, наполненными внутренним смыслом. Портрет неизвестного на картине, хранящейся в Эрмитаже, демонстрирует силу, жизненный потенциал, но радости и веры в нем уже нет. И хотя изображен он в импозантном развороте, с насмешливым, чуть презрительным взглядом, в нем видится скепсис и усталость.

В другом мужском портрете (Кассельская галерея), вместо привычных самоутверждения и бравады, читается апатия, печать и отсутствие внутренней энергии.Мужской портрет, хранящийся в Нью-Йоркском Метрополитен – музее (1650 – 52 гг.), — это вершина портретной живописи Хальса. В нем сразу бросается в глаза, что изображаемая личность «масштабна», значительна. Осанка, упирающаяся в бок рука, плотно сомкнутые губы – все говорит о холодной властности, о высокомерном презрении, о безмерном честолюбии. Но сквозь его волю и упорство, сквозь бесчеловечность и подчеркнутую элегантность ощущается пресыщение, духовная опустошенность, разочарование в жизни. Это подчеркивается и новой для Хальса цветовой гаммой портрета: на темно-оливковом фоне – сочетание черного, серебристо-серого, белого и телесного тонов, вместо прежних ярких, мажорных.

За последние два года жизни Хальс написал несколько портретов попечителей приюта для стариков в Харлеме, где он вынужден был жить на старости лет. В их образах он видел разочарование и покорную обреченность, душевную опустошенность и отсутствие смысла жизни.До конца жизни Хальс проявлял в своем творчестве драматическую силу и психологическую тонкость. В этом и есть уникальность талантливого художника-портретиста Франса Хальса.

Умер художник в августе 1666г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: