Пять знаменитых картин марка шагала о витебске

Витебский гений: марк шагал о родном городе  в живописи и в стихотворениях

Популярное за 7 дней

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09

Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32

Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43

30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16

26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13

Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59

Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08

Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04

Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17

«А любовь из них большая…»

В жизни Марка Шагала была любовь, большая, настоящая. И синий цвет в этих отношениях был своеобразным паролем, известным только им двоим: для Марка синева напоминала ощущение «воздуха», которым наполняла пространство рядом с собой его любимая, для Беллы синий цвет ассоциировался с синевой глаз Шагала.

С Беллой Розенфельд, девушкой из многодетной семьи богатого ювелира, Марк познакомился в Витебске в 1909 году в гостях у их общей подруги… и сразу понял, что это судьба: «С ней должен быть я – вдруг озаряет меня! Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». Девушка была прекрасно образована: знала 3 языка, разбиралась в философии, истории и поэзии, училась в студии Станиславского, написала две диссертации. Для Беллы это также была любовь с первого взгляда, хотя в глазах её родителей и окружающих чудаковатый неотмирный, никому неизвестный, бедный  художник, одержимый живописью, казался не лучшей партией для такой женщины. Но… Шагал пропал на целых 4 года – уехал в Париж. Однако любовь выдержала и испытание разлукой, и общением лишь в переписке. В  1915 году влюблённые поженились, через год у них родилась дочь Ида. Художник часто  изображал на картинах дочку в образе Ангела, оберегающего семью, а саму Беллу – парящей над городом, ведь для него самого этот брак был поистине окрыляющим. Впоследствии дочь создала архив с наследием отца. Вместе с Беллой он прожил в 29 лет… В 1944 году Париж был освобождён союзными войсками, семья собиралась вернуться из Америки во Францию. Но у Беллы неожиданно и очень стремительно начался сепсис – супруга  умерла. «Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело». Женщина могла сделать карьеру актрисы, учёного или писательницы, но она посвятила себя семье. «На ментальном уровне она стала тем непроницаемым кольцом энергии, которое обеспечило его душевную тишину для пробуждения и претворения в жизнь творческих решений», – писал об этой паре  В. В. Бадрак. Белла продолжала жить и спустя десятилетия после своей смерти на его картинах: её черты лица с огромными глазами угадывались и в изображениях Мадонны, и простых женщин, и даже в печальных мордах коров. Хотя Шагал пытался ещё несколько раз построить отношения и семью: сначала с молодой экономкой Вирджинией Хаггард-Макнейл, затем с дочерью сахарного магната Вавой Бродской, с которой прожил 30 лет в атмосфере не столько любви, сколько товарищества (до самой смерти). Лишь Белла  оставалась его музой, дарившей ощущение полётности ему самому и его живописи. Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе в возрасте 98 лет, – умер фактически также в своеобразном полете, находясь между этажами.

Марк Шагал, секреты картины «Прогулка»

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.

Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух». Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.

2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.

3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.

4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».

5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.

6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.

7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.

8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.

Дом на Покровской

Автобиография Шагала начинается с истории о том, как в день рождения будущего художника в Витебске случился сильный пожар. Мать и младенца прямо на кровати переносили в другую часть города, чтобы их не затронул огонь.

Постройка, в которой художник жил первые годы жизни, не сохранилась. Но когда Шагалу исполнилось 13 лет, семья переехала в новый дом на улице Покровской. Это здание пережило войны и сохранилось до нашего времени. Сегодня здесь расположен Дом-музей Марка Шагала, интерьеры в нем воссозданы по картинам и записям художника.

Мама Шагала была деловой и энергичной хозяйкой и позаботилась о том, чтобы замостить территорию возле дома. Во время раскопок вскрылась часть старой брусчатки, так что теперь в саду у дома-музея можно в прямом смысле походить по камням, по которым ступал Шагал.

Во дворике музея расположен памятник Шагалу «Витебская мелодия на французской скрипке». Художник играет смычком из кисточки, на самой скрипке изображен Витебск, а дека музыкального инструмента сделана в виде Эйфелевой башни.

Чуть дальше по улице Покровской — еще один памятник художнику. Здесь усталый Марк присел в кресло, а над ним парит его муза Белла.

7 июля этого года, в день рождения художника, жительница Витебска сделала музею подарок, высадила у дома на Покровской три куста роз. Их особенность в том, что это новый сорт, назанный в честь Шагала. Работники музея заверили, что во время «Славянского базара» «Марк Шагал» будет еще вовсю цвести.

В доме на Покровской Шагал много писал. Есть несколько картин, где изображено то, что он видел из окна именно этого дома.

Интересно, что сегодня появилось такое понятие как миф Витебска на картинах Шагала. Дело в том, что художник всегда изображал свой собственный Витебск. Жил он на окраине, поэтому на его полотнах — маленькие деревянные домики, немощеные улицы, огромные лужи. Таким и стали воспринимать Витебск начала XX века, а ведь на самом деле в то время это уже был достаточно крупный развивающийся город.

Шагала, бежала, летала улица Марка Шагала

До недавних времен в Витебске был лишь небольшой проезд, названный именем Шагала. Но в июне этого года улица Газеты «Правда» в центре города была переименована и стала носить имя художника. На ней также открыта мемориальная доска, на которой скульптор Сергей Сотников изобразил Шагала в годы, когда тот жил и творил в Витебске.

Но самая главная достопримечательность этой улицы еще ожидает своего часа — это здание народного художественного училища, организованного Шагалом в 1918 году. Постройка еще находится на реставрации, музей в ней, предположительно, откроется через полгода.

Шагаловский период в народном училище продлился недолго, буквально пару лет. Он успел собрать учеников, пригласить других именитых учителей. Это, например, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Мстислав Добужинский. Казимир Малевич трудился здесь над созданием теории нового искусства. Сейчас его картинами украсили несколько зданий на улице Шагала. Все же примеры супрематизма повторить на стене проще, чем авангардные картины Шагала.

Композиция

Композиционная идея картины не так проста, как кажется на первый взгляд. Если внимательно изучить полотно, можно заметить, что на нем присутствует две силы: земля, по которой идет мужчина, и небо, в котором парит женщина. Художник хотел передать, что любовь может поднимать нас над мирскими заботами и препятствиями, независимо от расстояния и местоположения.

Лица персонажей на картине выражают радость и счастье, они видят вокруг себя только прекрасное и возвышенное, так как смогли преодолеть законы земного притяжения благодаря своей любви.

Витебск

Витебск, где Марк Шагал провел свое детство и юность, стал важным образом в его творчестве. Художник изображал город во всех своих работах, включая плафон парижской оперы. Он говорил: «Не было картины, в которую я бы не вдохнул бы твой дух, не было краски такой, которая не светилась бы твоим светом». Но Витебск для Шагала не был просто местом с узнаваемыми деталями. Этот город был как Иерусалим — ключевой символ библейской Вселенной.

Интересно! Исследователи, отмечая двойственность образов Шагала, определяют его живопись как «бытовой символизм». Таким образом, для Шагала Витебск стал не только реальным местом, но и символическим образом, который он использовал для выражения своих идей и чувств.

Храм

Вдалеке на картинах можно заметить Спасо-Преображенскую церковь, которую Марк Шагал видел из окна своего дома, когда был маленьким ребенком. Церковь является центром заднего плана картины и в то же время сердцем города. Нежный розовый цвет, который она излучает, делает ее настоящим символом Витебска, который всегда был в сердце художника.

Белла

Главная героиня картин Марка Шагала — его жена Белла. Она изображена в полете, оторванная от земли. Это является символом наивысшей точки счастья, которого достигают влюбленные. Они наслаждаются присутствием друг друга, будучи выше всего земного и незначительного. Любовь является ключевым фактором, который помогает преодолеть земное тяготение и достичь высшего счастья.

Интересно! Шагал был евреем, и в идише есть слово «люфтменч», что означает «человек воздуха» или «тот, кто витает в облаках». На картинах Шагала любовь настолько переполняет его жену Беллу, что она буквально взлетает в небеса, как человек воздуха.

Художник

Шагал часто изображал себя как субъекта, восприятие которого преображает реальность, и делал это в разных манерах и вариантах, включая изображение себя в виде животных, таких как кошка в «Париже из окна» или бык в «Автопортрете с часами перед распятием».

На картине «Прогулка» он изображает себя как счастливого влюбленного, который готов оторваться от земли за летящей возлюбленной. Но искусствовед Дмитрий Сарабьянов замечает, что в этой картине, созданной в годы войны и революции, под поверхностью улыбки Шагала скрывается настоящая тревога.

Земля

Интересно! Шагал считал, что земля является символом материнства, и часто использовал ее в своих работах. Он даже любил уткнуться лицом в землю и говорить ей свои мысли и молитвы.

На картинах художника земля часто изображалась зеленой. Это был любимый цвет художника, символизирующий радость и любовь к жизни. На данной картине зеленые земля и дома, которые на ней стоят, что подчеркивает пасторальный характер и создает атмосферу уюта и домашнего тепла.

Графин и бокал с вином

На картине присутствует графин и бокал с вином, стоящие на узорчатой скатерти, что дополняет праздничную атмосферу произведения.

Пасущееся животное

В то время окраины Витебска мало чем отличались от деревенской местности, где люди занимались скотоводством. Лошади и коровы часто встречаются в творчестве Шагала, и на данной картине они используются для усиления пасторальной атмосферы.

Арт-центр Шагала. Дом с картины

Музей Марка Шагала в Витебске состоит из двух частей. И вторая — это Арт-центр, расположенный на противоположном от дома на Покровской берегу Двины. На одной из самых известных картин художника «Над городом» выделяется красный дом, Арт-центр находится именно в нем.

Это здание было построено в 1909 году, какое-то время в нем сдавались комнаты. В 1914–1918 годах красный дом попал на картину, где влюбленные и не зависимые от обыденности Марк и Белла летают над городом. А в 1992-м в постройке открылся Арт-центр, посвященный художнику. Именно здесь сегодня выставляются графические подлинники Шагала, всего их у музея около трехсот.

В 1989 году в Витебск приезжала группа немцев из Нинбурга, города вскоре стали побратимами. Именно тогда начинался процесс возвращения имени Шагала в Беларусь. И мэр Нинбурга из своей частной коллекции подарил Витебску подлинник Шагала 1985 года. Символично, что это была последняя графическая работа художника — и она стала первой, вернувшейся на родину Марка!

В настоящий момент в Арт-центре проходит выставка, посвященная вкладу Нинбурга в создание музея. Также сейчас здесь выставляются картины с библейскими мотивами из собрания музея и проходят показы нового мультфильма о Шагале, 13-минутной ленты «Беларусьфильма».

В Витебске проходят Шагаловские чтения, на которых зачитываются доклады о жизни и творчестве художника, работает научная библиотека с литературой о Шагале. В городе уже так детально изучили биографию авангардиста, что именно здесь внучка Марка Шагала время от времени предпочитает уточнять детали, связанные с его жизнью.

«Родом из детства…»

Мы слишком редуцируем представления о многих феноменах, мыслим упрощенчески, скажем, о детстве. А ведь если рассматривать его с одной только позиции психологии, то правым может оказаться мнение о человеке как заложнике своего детства (травм, родительских ценностных установок и пр.) и мнение о самом детстве как продукте постоянной реконструкции памяти человека. Последние исследования парамнезии (анализ ложных воспоминаний, например, Э. Ф. Лофтус) как раз подтверждают мнение, что прошлое в чистом виде фактически недоступно человеку – он каждый раз проигрывает в памяти его заново, исходя из текущей ситуации.

Эта двойственность влияния детства и его воспроизведения очень ярко прослеживается в судьбе и творчестве Марка Шагала. Мовша Хацкелевич (настоящее имя художника) родился на окраине Витебска  в бедной еврейской семье грузчика. Детство проходило в атмосфере материального выживания многодетной  семьи среди серости однообразных домиков и столбов, рядом с утомлённым трудом, угрюмым, пропахшим селёдкой, отцом. И хотя мать видела сына счетоводом или фотографом в будущем, в  17 лет мальчик стал учиться живописи у Иегуды Пэна, приятеля Ильи Репина, потом продолжил живописное образование в Санкт-Петербурге. Шагал вспоминал, что предваряла этот выбор долгая детская молитва и поиск своего пути. «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь». Само решение Шагала стать художником в местечковой среде евреев воспринималось странным: непрагматично, ибо неприбыльно, да и противоречило религиозным убеждениям иудеев, считавшим недопустимым изображать людей и всякие одушевлённые существа. Как вспоминал сам художник, даже родной дядя «боялся подавать ему руку».

Удивительно, но в памяти Шагала Витебск запечатлелся не удручающим бытом бедной семьи и серостью улиц, а, напротив, городом, полным красок, уличных празднеств с музыкой и пр. Всю жизнь, даже объехав полмира и пожив в красивейших городах типа Парижа или Нью-Йорка, художник вновь и вновь возвращался в своих картинах к своим истокам, к Витебску.

Самые дорогие картины Шагала

На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.

На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.

М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.

М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.

Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.

М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.

Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.

«Кому повем печаль мою…»

Одни из самых пронзительных образов Христа в светском искусстве XX века принадлежат кисти… нехристианина Шагала.  Как вспоминал сам мастер, он обращался к образу Христа, в частности Распятия, в самые грустные периоды своей жизни. Иисус представал в его творчестве в разных ипостасях : и как собирательный образ самого еврейского народа-изгоя («Белое распятие», «Желтое распятие» и пр.), и как Мессия («Лестница Иакова», «Принесение в жертву Исаака» и др.). Если работы первого типа, где Христос интерпретируется скорее как пророк, вполне вписывались в идеи либерального иудаизма, распространявшиеся на американской почве  как попытка сближения с либеральным протестантизмом еще с  конца XIX – начала ХХ веков, то вторые приближали живописца к христианству. Это был очень неожиданный и смелый жест для еврейского художника изображать Христа как Мессию. Однако само мессианство Шагал воспринимал очень своеобразно, сужая его кафолическое значение до национального. И здесь его  акцентирование еврейского контекста миссии Христа сближает его с позицией протестантской организации «Евреи за Иисуса», созданной в 1973 году в Сан-Франциско Мойше Розеном. Такое приятие евангельской идеи мессианства Христа (хотя в специфической неканонической интерпретации) у Шагала не всегда находило одобрение в еврейской среде, подчас осуждалось (например, С. Л. Шнайдерманом).

Известно, что Марк Шагал достаточно глубоко интересовался христианским богословием, в частности, дружил со знаменитым католическим французским теологом-неотомистом Жаком Маритеном. Последний вместе с Н. А. Бердяевым организовывал в Париже богословские встречи в формате богословских дискуссий , на которых присутствовали с православной стороны Г. Флоровский, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, В. Зеньковский, М. Лот-Бородина, с католической – Габриэль Марсель, Этьен Жильсон и др. Участвовал в этих встречах и Марк Шагал. Теология Ж. Маритена оказала влияние на Шагала, на его представления о миссии художника, да и не только на него одного: например, и на знаменитого фовиста Жоржа Руо, часто обращавшегося к евангельским сюжетам в своём творчестве.

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой. Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: