Читать онлайн «рябушкин» автора артемов владислав владимирович

А п рябушкин биография кратко

Рябушкин Андрей Петрович1861–1904

17 октября 1861 (село Станичная слобода около Борисоглебска Тамбовской губернии) — 27 апреля 1904 (имение Дидвино Новгородской губернии)

Живописец, график, художник-монументалист.

Родился в крестьянской семье, в которой помимо прочего занимались иконописным ремеслом. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1875 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина.

По окончании курса переехал в Петербурге, поступил в ИАХ, занимался под руководством П. П. Чистякова. В 1887 за этюд натурщика удостоен большой серебряной медали, в 1889 за программную картину «Ангел выводит апостола Петра из темницы» — малой золотой медали. Годом позже выступил соискателем большой золотой медали с картиной «Голгофа», но за отступление от первоначального эскиза не был награжден. Выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.

В 1891 поселился в имении И. Ф. Тюменева Приволье Новгородской губернии. Тогда же начал участвовать в выставках ТПХВ. В конце 1880-х — 1890-х много путешествовал по городам средней полосы России. В 1890-х писал иконы, создал эскизы мозаик и росписи для соборов в Новороссийске и Варшаве, храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, большого и малого залов, а также церкви петербургской консерватории. Работал в области книжной графики.

В 1895–1898 экспонировал свои картины на выставках Общества художников исторической живописи.

В 1900 за картины «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви» отмечен почетным дипломом на Всемирной выставке в Париже. В том же году переехал в имение художника В. В. Беляева Дидвино. В 1901–1903 принимал участие в выставках «Мира искусства», а также в первой выставке Союза русских художников в 1903. В том же году для лечения выезжал в Швейцарию, посетил Дрезден и Мюнхен.

Мемориальные выставки произведений Рябушкина были организованы в 1912–1913 в Петербурге и Москве. Ретроспективы мастера прошли в 1961 в Москве и Ленинграде, в 1962–1963 — в Минске, Киеве, Львове.

Андрей Рябушкин — один из ведущих русских живописцев рубежа XIX — XX веков. Несмотря на сравнительно небольшой период активной творческой деятельности, всего около пятнадцати лет, художественное наследие Рябушкина достаточно велико: десятки картин, сотни этюдов и рисунков; известно, что только для картины «Голгофа» было написано более пятидесяти подготовительных живописных эскизов и этюдов.

Работал преимущественно в историческо-бытовом жанре. Предметом интереса мастера была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого являются яркие звучные цвета и декоративность. Значительную роль в своих картинах отводил пейзажным мотивам.

Произведения Рябушкина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Литература

  • Алпатов М. В. Андрей Рябушкин — поэт русской старины // Художник. — 1965. — № 8. — С. 30—39.
  • Артёмов В. В. Рябушкин. — М.: Белый город, 2008. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-0812-8.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Власова Р. И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество / . — М.: Аватар, 2014. — 224 с. — ISBN 978-5-903781-08-9.
  • Манин В. С. Русская живопись XIX века. — М.: СоюзДизайн, 2005. — 312 с. — ISBN 5-900230-62-7.
  • Андрей Петрович Рябушкин. — М.: Искусство, 1966. — 120 с.
  • Машковцев Н. Г. Андрей Петрович Рябушкин. — М.: Изобразительное искусство, 1976. — 60 с. — (Русские художники).
  • Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-7370-0166-0.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. — М.: Издание И. Н. Кнебеля, 1913. — 96 с.
  • Савинов А. Н. Рябушкин. — Л.: Аврора, 1973. — 164 с. — (Русские художники).
  • Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. — М.: Искусство, 1970. — 294 с.
  • Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. — М.: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2017. — Т. 7: Живопись второй половины XIX века (Н—Я). — 248 с. — ISBN 978-3-906917-17-7.

Примечания

. Нива. 1885, № 45. (Кат. ЖИ 16, ил.)

. Тюменев И.Ф. Материалы для истории хора при Императорской Академии художеств. 1883—1892. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 67. Л. 67 об.

. Вероятно, сюжет был навеян спектаклем «Юлий Цезарь» по пьесе В. Шекспира, который в 1885 г. в Петербурге играла немецкая труппа из Мейнингена. В своих дневниках Тюменев описывает этот спектакль, в том числе и сцену шествующего в цирк Цезаря со свитой. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 29 об., 30 об.

. Программы музыкальных вечеров учеников Академии художеств… — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 14—15. (Кат. ОР 294, ил. — см. Приложение I, с. 157)

. Альбом хранится в ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 781. (Кат. ОР 1—3)

. Следует иметь в виду, во избежание путаницы, что помимо компоновальных вечеров в Академии художеств небольшая группа учеников составила свой кружок, члены которого собирались по очереди друг у друга. В состав этого кружка, кроме Рябушкина, входили А.Е. Архипов, В.П. Павлов, И.Ф. Тюменев и рано умерший В.В. Топорков. Композиции здесь сочиняли каждый на свой сюжет, а исполненные рисунки становились собственностью того, у кого проходило собрание. От этих вечеров у Тюменева сохранились несколько рисунков Рябушкина, в том числе сцена из «Боярина Орши» М.Ю. Лермонтова, «Свидание». (Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 268).

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 6 ноября 1888 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 268.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 28 июня 1889 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 295 об., 296.

. Там же. Л. 296.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 29 ноября 1889 г. — Там же. Л. 301 об.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 14 марта 1890 г. — Там же. Л. 307 об.

. Картина Рябушкина в его дипломе называется «Снятие с креста», в каталоге посмертной выставки и в списке произведений, приведенном в монографии А.К. Воскресенского, — «Распятие». В каталоге Третьяковской галереи и в каталоге выставки 1961 г. она имеет название «Голгофа», в каталоге Н.В. Масалиной — «Снятие с креста (Голгофа)». (Прим. ред.)

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 14 марта 1890 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 307 об.

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 271.

. И.Ф. Тюменев вспоминал, как он, «стоя на высокой скамье <…> сняв с плеч рубашку, позировал ему верхней частью фигуры, подняв руки, как на распятии, все это при освещении последними лучами заходящего против нас солнца. При этом же освещении я позировал для тона драпировки Иосифа Аримафейского, накинув на плечи бархатную салфетку со стола гостиной, отличавшуюся очень приятным глубоким пунцовым тоном». (ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 315.)

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 23 декабря 1890 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 353. В приведенной цитате Тюменев упоминает профессора Академии художеств К.Б. Венига.

. Там же.

. «В те дни появилась и наделала немало шума программа Рябушкина «Голгофа». Ее приобрел Третьяков, что было первым случаем. До этого ни одна академическая программа в галерею не попадала, оставаясь в музее Академии художеств». (Нестеров М.В. Воспоминания. М., 1985. С. 149.) (Прим. ред.)

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 28.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. 23 декабря 1890 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 352 об., 353.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)

Хрупкий и болезненный, «словно носящий в себе
какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых
страстей» (М. В. Нестеров),
А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со
свойственным ему природным чувством декоративности представил быт
Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца.
Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные
способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю,
он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя,
В. Г. Перова, Рябушкин
продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

Работы его неизменно отмечались наградами, однако
за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил
большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально
утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже
намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и
использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М.
Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир
Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных
средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную
поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

И Рябушкин отправился по старым городам России.
Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем
посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов,
Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует
фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях
старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает
литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это
интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время
подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных
иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней
Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни
(журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно
признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за
собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой
жизни. Этим редким даром он напоминает
В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от
станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь
в специально для него построенном доме с мастерской он начинает
самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание
новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической
композиции «Потешные в кружале» (1892; изображены солдаты потешных
полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще
по-передвижнически темная. Но появляется новое — отсутствие
развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу
Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты
на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец
нашел себя, — яркое, красочное «Сидение царя Михаила Федоровича с
боярами в его государевой комнате» (1893) — передвижники взять
отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее,
все действие заключается в бездействии — в «думании» о
государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы
обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.
Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных
стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой
люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: