Alib.ru > название книги: рябушкин андрей петрович

Примечания

. См. Приложение II, раздел «Выставки, на которых экспонировались произведения А.П. Рябушкина при его жизни», прим. 3.

. Масалина Н.В. Указ. соч. С. 17.

. См. Приложение II, раздел «Выставки…», прим. 4.

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 264.

. Эта иллюстрация воспроизведена также в книге: Записки княгини Наталии Борисовны Долгорукой. СПб., 1889.

. Рябушкин неоднократно исполнял иллюстрации, посвященные театральным и музыкальным событиям. В Санкт-Петербургском гос. музее театрального и музыкального искусства хранятся семь его рисунков 1886 года, изображающих актеров Русского частного театра в ролях в спектаклях «Гамлет» (6 рисунков) и «Князь Серебряный». Рисунки, несомненно, были предназначены для создания иллюстрации, но она либо не была исполнена, либо не обнаружена.

. Об этом рисунке Рябушкин писал Тюменеву 29 ноября 1889 г.: «Недавно, а именно 22, был на юбилейном балу Рубинштейна и нарисовал этот бал для Иллюстрации. Конечно, ей же был и послан на этот бал. Был в таком виде: ». — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 302 об., 303. (Кат. ОР 277, ил.)

. ВИ. 1890, т. 44. С. 457.

. Рязанский областной художественный музей. Каталог. Живопись. Скульптура. Графика. Рязань, 1957. С. 30.

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 276.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. V. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 445. Стихотворение Тюменева «Песня спета» — там же. Л. 445 об.

. Каптана — возок.

. Масалина Н.В. Указ. соч. С. 24.

. Горьковский государственный художественный музей. Каталог экспозиции отделов русского и советского изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Горький, 1957. С. 56; Андрей Петрович Рябушкин. Каталог выставки. К столетию со дня рождения. 1861—1961. М., 1961. С. 31.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VI. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 229 об. — 230; Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 271; Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 25 сентября 1893 года. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 62 об.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 11 сентября 1893 года. — ОРРНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 61. Авенариуса (Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. Составил В.П. Авенариус. СПб., 1885) Рябушкин купил в 1891 г. (Там же. Л. 24).

. Горьковский государственный художественный музей. Каталог экспозиции отделов русского и советского изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Горький, 1957. С. 70

. Шедевры из старого города. Русская и западноевропейская графика и декоративно-прикладное искусство XIX — начала XX вв. из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. М., 2004. С. 31.

. Посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Андрея Петровича Рябушкина. . С. 4.

. Каталог посмертной выставки картин, эскизов, этюдов и рисунков художника Андрея Петровича Рябушкина в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1912. Включенный в каталог «Альбом рисунков «Русские былинные богатыри»», скорее всего, представлял собой печатный экземпляр приложения к журналу «Всемирная иллюстрация».

. В каталог Масалиной включен еще один рисунок (эскиз) для журнала «Всемирная иллюстрация»: Состязание велосипедистов на Марсовом поле. (1880-е. Част. собр.). Этот рисунок не был опубликован; на тот же сюжет в журнале помещена иллюстрация Г. Броулинга «Состязание велосипедистов на Царицыном лугу 23 сентября 1884 г.» (ВИ. 1884, т. 32. С. 292).

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 9 августа 1888 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 261, 261 об.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 21 апреля 1893 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 59.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 23 марта . — Там же. Л. 67, 68.

. Перечень живописного и картинного материала… библиотеки Тюменевых. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 10.

. На эту тему во «Всемирной иллюстрации» был помещен рисунок К. Брожа: «Балет «Приказ короля» на сцене Мариинского театра» (композиция из 6 сюжетов) — ВИ. 1888, т. 39. С. 12.

. Вариант одноименной композиции 1881 года (ГРМ).

. Масалина Н.В. Указ. соч. С. 90.

. Следует, однако, иметь ввиду, что когда для воспроизведения рисунков в журналах применялось гравирование, оно всегда в меньшей или большей степени — в зависимости от мастерства гравера — изменяло оригиналы, иногда значительно огрубляя их.

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 14—15.

. Маковский С.К. Указ. соч. С. 71.

  К оглавлению Следующая страница

Примечания

. В.Г. Перов умер 29 мая 1882 г. М.В. Нестеров, вспоминая о похоронах, писал: «Венок нашего натурного класса несли самые младшие из учеников Перова — Рябушкин и я». (Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1941. С. 12.) (Прим. ред.)

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 4 июня 1886 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 1 об.

. В каталогах выставки 1961 года и Н.В. Масалиной указаны три этюда (1886; ГРМ, ГТГ и частн. собр.).

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 7 октября 1887 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 203 об.

. Указатель выставки Императорской Академии художеств в 1888 году. СПБ., 1888. С. 29, № 306.

. В 1886 г. вышли два тома капитального труда К. Случевского «По северу России. Путешествие Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны в 1884—1885 годах». Рябушкин и Архипов иллюстрировали его вместе с соучениками А. Шильдером, В. Поляковым, Н. Хохряковым, Н. Самокишем, В. Менком, В. Навозовым, Г. Гриценко, А. Каменским. [Художники, конечно, не могли участвовать в этом путешествии, цель которого, как пишет К. Случевский, «заключалась в подробном и всестороннем ознакомлении с современным состоянием войск <…> Свита Великого князя была очень невелика, всего трое…» (Т. I. С. 1). Вероятно, иллюстрации выполнялись по фотографиям. Из 132 рисунков в двух томах Рябушкину принадлежат семь. (Прим. ред.)]

. Надпись на обороте рисунка 1884 г. поясняет, что он был исполнен для иллюстрированного журнала «Ласточка», выходившего в Петербурге в 1884—1885 гг. В этом журнале рисунок не был опубликован. Рябушкин варьировал композицию для январского номера «Исторического вестника» 1885 г. (Кат. ЖИ 6, ил. — ссылка на Каталог журнальных иллюстраций в Приложении I и помещенную там иллюстрацию.)

. Такова авторская надпись на эскизе. Она явно ошибочна. Иван Грозный имел в супругах Марфу не Долгорукову, а Собакину, и он не умерщвлял ее.

. Рисунок воспроизведен в январском номере «Исторического вестника» за 1886 г. (Кат. ЖИ 23)

. Рябушкин сделал несколько рисунков на эту тему. Три (две акварели и сепия) входят в список рисунков Рябушкина, находившихся в коллекции Тюменевых (ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 8, 10). Сейчас в ОР РНБ хранится рисунок, исполненный сепией; в каталогах выставки 1961 года и Н.В. Масалиной указаны две акварели с названием «Царевна София Алексеевна в день стрелецкого бунта 15 мая 1682 года», принадлежавшие семье Тюменевых, Ленинград.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 4 июля 1886 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 2 об.

. На основе этого эскиза Рябушкин исполнил рисунок для журнала «Всемирная иллюстрация». 1890, т. 44. № 26. (Кат. ЖИ 57, ил.)

. Этот рисунок не окончен. На его основе Рябушкин создал оригинал иллюстрации «В тереме», помещенной в журнале «Север», 1892, № 4. (Кат. ЖИ 59). Оригинал хранится в Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина. В каталоге Н.В. Масалиной он называется «В тереме. Искушение», неоконченный вариант — «В тереме»; оба рисунка датированы 1889 г. (Прим. ред.)

. Ширинка — полотнище, полотенце, платок. [На основе этого рисунка была исполнена иллюстрация для журнала. (Кат. ЖИ 53) — Прим. ред.]

. В изданиях последних лет эта картина имеет название «Воскресный день». (Прим. ред.)

. В письме И.Ф. Тюменеву от 6 ноября 1888 г. Рябушкин сообщает, что медали он не получил и одновременно просит сфотографировать для его картины идущую по улице девицу со старухой и несколько фигур крестьян. (ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 268 об. — 269.)

. Первоначальный набросок к этой картине содержится в упомянутом письме Рябушкина от 6 ноября 1888 г. (Прим. ред.)

. Возможно, ее прообразом послужила дочь Григория Зарубина Александра из деревни Кородыня, частая модель художника. На фотографии, снятой, правда, уже в 1905 г., она так же степенна и нетороплива, как и девица на картине, даже положение рук, очевидно, ей привычное, похоже: одна опущена, другая согнута в локте.

. Перечень живописного и картинного материала… библиотеки Тюменевых. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 10. № 35.

. Ранее все рисунки находились в собрании И.Ф. Тюменева (ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 10. № 36—47). Сам Тюменев исполнил к роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» 73 иллюстрации в 1884—1887 гг. (ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 53). (Прим. ред.)

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века

А.П. Рябушкин. Едут! Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века. 1901 г

А.П. Рябушкин. «Пожалован шубой с царского плеча». 1902

А ещё Рябушкин обладал редчайшим для художника исторического жанра юмором, причём добрым, необидным для наших предков. Стоит только посмотреть на его картину «Московская улица XVII века» или на полотно «Пожалован шубой с царского плеча!» чтобы ощутить эту разлитую по его картинам улыбку. Как тут не вспомнить известный шутливый разговор императора Павла I с Фёдором Ростопчиным, выходцем из татарских мурз, будущим генерал-губернатором Москвы 1812 г. Царь однажды спросил, почему Ростопчины не князья, как например Юсуповы. На это остроумный Ростопчин отвечал, что в древности был принят такой обычай: когда татарский мурза выезжал из Орды на Русь летом, то государь жаловал его княжеским титулом, а когда зимой – то шубой с царского плеча. Мои предки, – сказал Ростопчин, – увы, приехали на Русь зимой! Вот мы и видим на картине Рябушкина такого счастливца, а уж взгляды окружающих комментария не требуют.

Приезды иностранных послов в Москву были в то время большой редкостью, становились всенародным зрелищем. Ритуал въезда посольства тщательно регламентировался, был предметом переговоров и даже споров послов с приставами (комиссарами) – приставленными к ним знатными служилыми людьми, которые в сопровождении переводчика-толмача и обычно небольшого войска въезжали в столицу. Войско это было составлено из дворян и стрельцов, которых называли «встречники». Правда, турецкого посла однажды встречали с 16-тысячным войском, чтобы показать ему несметную рать «белого царя». За город, в «останочный ям», где при въезде в Москву останавливалось посольство, посылали запряженные отборными конями золочёные кареты и верховых лошадей из царской конюшни. Их сёдла и чепраки были украшены золотом и жемчугами, лошадей сопровождали одетые в яркие кафтаны конюхи. Часто к поводьям и ногам лошадей привешивались серебряные цепочки с широкими звеньями, которые мелодично звенели при движении. Вот как описывается въезд в Москву 29 апреля 1698 года «цысарского», то есть австрийского, посольства Игнатия Христофора Гвариента его секретарь Корб. Возможно, именно это посольство конца XVII века имел в виду Рябушкин на своей картине. Впереди процессии шёл отряд из 400 нарядно одетых воинов во главе с посольским дьяком, за ними следовал конюший посла с четырьмя верховыми лошадьми, которых вели слуги. «Лошади, – пишет Корб, – были покрыты разноцветными попонами, большая часть которых была вышита шёлком. Потом на царских лошадях, в одеждах, блиставших золотом и серебром, и в шляпах, богато украшенных разноцветными перьями, ехали чиновники господина посла. К ним присоединилось много царских дворян. Господин посол с царским комиссаром и толмачом ехали в вызолоченной карете, запряжённой шестью белыми лошадями… Шесть красивых карих лошадей везли собственную карету посла, великолепно изукрашенную живописью, золотом и разноцветными шелками. По обеим сторонам её шло восемь пешеходов, одетых в платье прекрасных цветов и весьма богато убранных». Далее ехали экипажи с чиновниками посольства, наконец, поезд замыкали 400 воинов в полном вооружении. И дальше Корб описывает то, что возвращает нас к картине Рябушкина: «По обеим сторонам въезда в город стояло бесчисленное множество народа…. Блеск экипажей и щегольство господина посла и сопровождавших его лиц побудило царицу, царевича и многих царевен посмотреть на наш въезд». Вот такой въезд посольства и ждали с нетерпением изнывавшие от любопытства москвичи. Их, теснившихся вдоль улиц на пути следовании кортежа, сдерживала сплошная цепь стрельцов с алебардами. Думаю, что только в одном Рябушкин допустил вольность – он поставил рядом стрельцов трёх разных полков (у каждого полка был кафтан своего цвета), но вряд ли в цепи они могли смешиваться. Впрочем, современники писали, что часто нужного числа стрельцов для непрерывной цепи от предместья до Кремля не хватало, и тогда прибегали к хитрости: как только нарядный поезд медленно проходил мимо стрелецкой роты, она тотчас снималась с места и по параллельным кортежу улицам перебегала вперёд, где выстраивалась вновь в цепь. Так что путаница, изображённая художником, исторически оправдана.

Евгений АНИСИМОВ

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901

Рябушкин А.П.Холст, масло204 х 102

Русский музей

Пост.: 1902 от автора (с выставки «Мир искусства»)

Аннотация

Творчество Рябушкина питали глубокий интерес и любовь к быту ушедших эпох. Предметом рефлексии для художника стала Россия XVII столетия – полуазиатская, почти варварская, с точки зрения многих современников Рябушкина, чей облик, однако, носил черты неповторимой самобытности. Картина «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце ХVII века» представляет как бы выхваченную из жизни сценку, рисующую быт и нравы людей далекой эпохи. Художник не стремится к философским или социальным обобщениям. Главная прелесть произведения заключается в непосредственности замысла автора, сумевшего придать изображению поэтичность и, одновременно, реалистическую убедительность. Для некоторых персонажей художнику позировали члены семьи Зарубиных из деревни Кородыни, которых он писал и в других своих работах. Картину «Едут» можно рассматривать как вариант исторического портрета, выдержанный в стилистике ретроспективных поисков 1900-х годов. В ней отразился интерес Рябушкина к русским парсунам рубежа ХVII–ХVIII веков.

Биография автора

Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член «Общества художников исторической живописи». Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении «Приволье» (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества «Мир искусства» (с 1900) и «Союза русских художников» (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).

Сочинение по картине Рябушкина «Московская девушка XVII века»

Андрей Петрович Рябушкин, родившийся в крестьянской семье, стал художником с мировым именем. С детства он вместе с отцом рисовал иконы. Учился в Академии художеств и был одним из лучших учеников. Рябушкин прославился в жанре исторической живописи. Одной из известнейших его картин стала “Московская девушка XVII века”.

Картина незамысловата. На полотне изображена девушка, идущая по пустынной заснеженной улице Москвы. Ее шубка развевается, как и красная лента в длинной косе до пояса. Девушка стройна. Ее силуэт хорошо прослеживается под шубой. Походка девушки легка и горделива. Она словно летит над землей.

На голове у девушки высокая шапка, которая придает ей какой-то важности, хотя девушка представляется почему-то веселой и озорной. Она одета в малиновую шубу в пол, из-под шубы виднеются рукава богатой зеленой кофты

Цвета картине придает ярко-алая лента в волосах девушки. Руки от мороза девушка прячет в меховую муфту. Меховая шапка, воротник и муфта, – все очень подходит друг другу. Это выдает в девушке модницу, а наряд ее очень красив и гармоничен.

Кожа у девушки бледная, только румянец выступает на щеках в эту студеную пору. Взгляд опущен в пол, это, видимо, обусловлено хорошим воспитанием молодой особы. Черные брови вразлет обрамляют ее глаза.

Практически всю картину занимает фигура девушки. Она идет по старинной московской улице, по серо-синему снегу, изъезженному санями. А вдалеке виднеется церковь из красного кирпича, заснеженные деревья и заборы.

Куда спешит девушка, мы не знаем. Автор лишь запечатлел мгновение, движение. Вся фигура девушки изображена в ярких красках, но это не вызывает дисгармонию.

Рябушкин изобразил девушку эпохи XVII века, она красива. Ее красота не характерна для нашего времени, не подходит под нынешние каноны. Однако красота эта в простом: в изящном стане, в молодости, в свежести.

На фоне морозного зимнего пейзажа девушка, изображенная в стремительном движении, излучает здоровье, жизненную силу и энергию. Картина “Московская девушка XVII века” – сокровище мировой живописи.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)

Хрупкий и болезненный, «словно носящий в себе
какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых
страстей» (М. В. Нестеров),
А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со
свойственным ему природным чувством декоративности представил быт
Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца.
Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные
способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю,
он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя,
В. Г. Перова, Рябушкин
продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

Работы его неизменно отмечались наградами, однако
за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил
большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально
утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже
намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и
использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М.
Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир
Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных
средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную
поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

И Рябушкин отправился по старым городам России.
Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем
посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов,
Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует
фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях
старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает
литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это
интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время
подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных
иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней
Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни
(журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно
признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за
собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой
жизни. Этим редким даром он напоминает
В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от
станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь
в специально для него построенном доме с мастерской он начинает
самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание
новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической
композиции «Потешные в кружале» (1892; изображены солдаты потешных
полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще
по-передвижнически темная. Но появляется новое — отсутствие
развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу
Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты
на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец
нашел себя, — яркое, красочное «Сидение царя Михаила Федоровича с
боярами в его государевой комнате» (1893) — передвижники взять
отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее,
все действие заключается в бездействии — в «думании» о
государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы
обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.
Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных
стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой
люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин А.П.

Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член «Общества художников исторической живописи». Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении «Приволье» (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества «Мир искусства» (с 1900) и «Союза русских художников» (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).

Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»

     А.П. Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной семьи, но при этом и не из богатой.

     Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха. Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены. Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу. Она идет, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство. За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру.

     Вдоль улицы стоят непримечательные и невзрачные постройки. На земле много снега, наверно это середина или конец зимы. На фоне бело-серого снега девушка выглядит особенно ярко. Ее величавая осанка сразу бросается в глаза. Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя. Многие жители отдаленных деревень даже боялись мечтать о жизни в красивом чудесном городе. Поэтому московская девушка как бы хвастается, что она живет в городе, который многим только снится.

     Художник нарисовал этот образ неспроста. Он хотел показать красоту русских девушек: белую кожу, румянец, длинные русые волосы и стройную фигуру. Белый снег только подчеркивает их красоту, на его фоне красота смотрится более выигрышно. Русские красавицы в зимнее время похожи на снежных королев и буквально завораживают своей ослепительной красотой. Поэтому именно в зимнюю пору А.П. Рябушкин изобразил образ русской девушки на фоне белого снега.

Примечания

. Ростиславов А.А. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. М., б.г. С. 23.

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант // Исторический вестник. 1904. № 10. С. 268, 270—271.

. Воскресенский А.К. Рябушкин. Биографический очерк. СПб., 1912. С. 13—16, 20.

. Маковский С.К. Страницы художественной критики. СПб., 1909. Кн. II. С. 71.

. Андрей Петрович Рябушкин. 1861—1904 / Автор текста и сост. Е.А. Одинокова. М., 1977. С. 5.

. И в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и в Академии художеств Рябушкин был в числе наиболее нуждающихся учеников, хотя в Академии он как государственный крестьянин получал стипендию 300 руб. в год. Однако, как пишет в своем дневнике Ф.Г. Солнцев, Рябушкин «помогает своим родным и стипендию отсылает в Москву брату, а сам ест заработками…» (Дневник Ф.Г. Солнцева за 1889 г. 7 февраля — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 143. Л. 43). По словам Воскресенского, заработок в журналах «был его основной фонд» (Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 13).

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 24.

. Там же. С. 27—28.

. Помимо «Сидения царя Михаила Федоровича…» в журналах в гравированном виде воспроизведено еще несколько картин Рябушкина, но они, естественно, здесь не рассматриваются — в отличие от иллюстраций, исполненных самим художником на основе тех или иных своих картин (Кат. ЖИ 4, 8, 9, 67).

. Павлов И.Н. Жизнь русского гравера. М.; Л., 1940. С. 115—116.

. Масалина Н.В. Андрей Петрович Рябушкин. М., 1966.

. Андрей Петрович Рябушкин. Каталог выставки. К столетию со дня рождения. 1861—1961. М., 1961.

. А.К. Воскресенский называет еще «Живописное обозрение», но там иллюстраций Рябушкина не обнаружено. В «Историческом вестнике» и «Ниве» публиковались также рисунки Рябушкина другого плана — путевые зарисовки. Они вместе с рисунками И.Ф. Тюменева и В.П. Павлова иллюстрировали очерки Тюменева о путешествиях друзей-художников по России. Эти работы здесь не рассматриваются. (См. прим. 128 в основном тексте.)

. «Москва». 1882. № 1. С. 2.

. Журнал имел «Литературное приложение», тоже на четырех листах.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 22.

. Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 13.

. Десятилетие «Исторического вестника». 1880—1890 // Исторический вестник. 1889, декабрь. С. III, V.

. «Поэтому, скажем мы, нельзя поставить в осуждение художнику, изобразившему Марину под фалдами юбки ее гофмейстерины, в ужасные для нее минуты». (Костомаров Н.И. Марина Мнишек. (По поводу картины художника Рябушкина) // Исторический вестник. 1885, январь. С. 11)

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 9 мая 1885 года. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 226. Л. 3.

. Герман Дмитриевич Гоппе // Нива. 1894. № 1. С. 19.

. Каталог выставки оригинальных рисунков из журнала «Всемирная иллюстрация». СПб., 1898.

. Подсчитать точно невозможно, поскольку часто названия рисунков в каталоге выставки и в журнале (следовательно, и в моем каталоге) не совпадают.

. Письма А.П. Рябушкина С.Н. Шубинскому б. д., от 4 июля и 16 августа 1884 г. — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 125. Л. 3, 4, 6. Про один из рисунков он пишет 4 июля: «Третий портрет не готов, потому что нет портрета (карточки), с чего рисовать…»

. Бороздин К.А. Упразднение двух автономий. (Отрывок из воспоминаний о Закавказье) // Исторический вестник. 1885, январь—июнь.

. Письмо А.П. Рябушкина С.Н. Шубинскому от 22 января б. г. — ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 125. Л. 11. Иллюстрация опубликована в «Некрологе Н.И. Костомарова» (Исторический вестник. 1885, май). Кроме того, в пяти письмах Рябушкин пишет о своих рисунках к повести «Аленка», не называя, к сожалению, ее автора. Найти эти рисунки не удалось.

. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937. С. 68.

. Север. 1888. № 10. С. 15.

Предыдущая страница К оглавлению  

Рябушкин

Рябушкин в Энциклопедическом словаре: Рябушкин — Андрей Петрович (1861-1904) — российский живописец. Красочныежанровые и жанрово-исторические картины воссоздают быт Москвы 17 в.(»Свадебный поезд в Москве», 1901).

Тимон Васильевич (1914/15-86) — российский экономист,член-корреспондент АН СССР (1966). Основные труды в области политэкономиии статистики.

Определение слова «Рябушкин» по БСЭ: Рябушкин

— Андрей Петрович , русский живописец. Сын крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта («Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», 1880, Третьяковская галерея; «Чаепитие», 1903, частное собрание, Москва), сцены из истории России (главным образом 17 в.), трактуя их в камерно-бытовом плане . Оставаясь в целом верным традициям русской живописи 2-й половины 19 в. (убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж), Р. вместе с тем нередко прибегал к обобщению форм, придавал своим композициям динамику и некоторую плоскостность. Декоративной красочностью, навеянной народным творчеством, введением орнаментальных и архитектурных мотивов он стремился подчеркнуть национальный характер изображаемого. Работал также как иллюстратор. Лит.: А. П. Рябушкин. , М., 1961; Суздалей П. К., Рябушкин, М., 1961; Масалина Н. В., А. П. Рябушкин, М., 1966. А. П. Рябушкин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Третьяковская галерея. Москва.

А. П. Рябушкин. «Едут». 1901. Русский музей. Ленинград.

Рябушкин — Тимон Васильевич , советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1942. Окончил Институт народно-хозяйственного учёта в Воронеже (1936). В 1948-53 заместитель начальника, начальник отдела статистической методологии ЦСУ СССР; главный редактор Госстатиздата. В 1954-61 заведующий сектором экономической статистики института экономики АН СССР. В 1961-70 заведующий сектором статистики, заместитель директора института экономики мировой социалистической системы АН СССР. С 1970 заведующий отделом демографии и статистики Центрального экономико-математического института. В 1948-61 представитель СССР в статистической комиссии и комиссии по народонаселению ООН. С 1958 член Международного статистического института, в 1961-65 и с 1973 вице-президент этого института. Основные труды в области политической экономии и статистики. В них рассматриваются проблемы баланса народного хозяйства, экономико-статистические методы анализа пропорций в народном хозяйстве и взаимосвязи его элементов, методы сопоставления статистических данных в международном плане, исследуются закономерности развития мирового социалистического хозяйства. Под редакцией Р. издана книга «В. И. Ленин и современная статистика» (т. 1-3, 1970-73). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Очерки по экономической статистике, М., 1950; Статистические методы изучения народного хозяйства, М., 1957; Проблемы экономической статистики, М., 1959; Международная статистика, М., 1965; Темпы и пропорции развития народного хозяйства социалистических стран, М., 1966; Экономическая статистика, М., 1966; В. И. Ленин и статистика, М., 1971.

Рябушинский Рябушкин Рябчик

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: