Самые известные картины джотто

Распятие джотто в санта-мария-новелла

Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция

Флоренция, куда Джотто неизменно возвращался, воздала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, да и само отношение к труду художника изменил именно Джотто: живопись больше не уравнивалась с простым ремесленничеством, её статус стал неизмеримо выше. В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «интендантом всех укреплений города». Он отвечает за все стройки, реконструкцию мостов и начинает работу над самым амбициозным проектом за всю историю Флоренции – возведением кафедрального собора (Дуомо). Джотто работал над набросками и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она носит название кампанила Джотто), но так и не увидел окончания строительства. 8 января 1337 года в возрасте около 70 лет после продолжительной болезни Джотто скончался.

Еще один знаменитый тосканец и младший современник художника, автор «Декамерона» Джованни Боккаччо сказал: «Мы с полным правом можем назвать Джотто одним из флорентийских святых».

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей
поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в
три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни
Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа.
Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как
самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и
заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники
фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на
стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от
пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров.
Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса
воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в
пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального
стенного панно, которое затем становится главной
декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуэ и Арнольфо ди Камбьо, которые
руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного
пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто,
уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного
достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,-
вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства
(ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но
перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на
фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия
всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами,
напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие
колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что
действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или
иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит
пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких
подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски,
гладкая фактура

Опуская второстепенные детали, он концентрирует
внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым
выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных
сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои
Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты,
широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым
подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды
простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные
складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя
складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо
писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут
говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать
и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи)
у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа,
стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус,
художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он
наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже
Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто
эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась. Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» – живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела. Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни. Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Исторический

Самый старый источник, упоминающий Распятие в Доминиканской базилике во Флоренции как произведение Джотто, — это свидетельство некоего Рикуччо ди Пуччо дель Миллера от 15 июня 1312 года, который указывает, что определенная сумма была выделена на содержание зажженной лампы в доме. перед распятием. Лоренцо Гиберти в Комментарии (середина XV — го  века) упоминает о наличии работы Джотто и датой 1290, является современником святого Франциска Истории в верхней церкви базилики святого Франциска Ассизского . Позже Вазари указывает на сотрудничество с Пуччо Капанной .

Распятие было предметом интенсивного обсуждения историков по поводу его правильной идентификации, вклад мастера и различных помощников

По случаю первой реставрации, проведенной для выставки Джотто 1937 года, многие проголосовали за полный автограф, но Ричард Оффнер (1939) и Миллард Мейс (1960) предпочли более осторожно говорить о Maestro des Histoires de Saint Francis. Ассизи, которого его до сих пор иногда называют «не Джотто» в сложных дискуссиях по вопросу giottesca

Сегодня, похоже, существует консенсус относительно автографа Джотто. Оставшиеся сомнения развеялись после реставрации Opificio delle Pietre Dure, завершенной осенью 2001 года, во время которой было вновь обнаружено очень высокое качество изготовления и основной дизайн. Затем было подчеркнуто сильное техническое сходство с другими работами, относящимися к молодому Джотто ( Мадонна Борго Сан Лоренцо , Мадонна Сан Джорджо алла Коста ).

Это то же самое для знакомства крест, с колебаниями между конце восьмидесятых годов XIII — го и начала XIV — го  века. Открытие воли Ricuccio в установила первый член анте Quem выдвинутую в 1301 году , в котором Lucquois Deodato Orlandi подписал крест на кларисок из Сан — Миниато аль Тедеско , очевидно , вдохновленный , что Санта — Мария — Новелла, в которой он покидает » Греческие «условности» последовали за Чимабуэ и всеми другими художниками. Замечательное сходство с распятием, помещенным на заднем плане фрески, с Иеронимом, исследующим стигматы верхней базилики святого Франциска Ассизского, датированные 1295 годом, позволяет предвидеть термин ante quem еще больше .

С другой стороны, работа, похоже, была написана после Мадонны Борго Сан-Лоренцо, датированной около 1290 годом: действительно, видение более аналитическое, тона более тонкие, а персонажи представляют большую нежность в чувствах. Он датируется 1290–1295 годами, что делает его одним из самых ранних произведений художника.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто

Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!

Еще 30 выдающихся имен!

51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова

Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:

Денис Корсаков

Заказать сейчас

— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!

«Великие художники». Джотто

Заказать сейчас

Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте

Самые известные картины

Сюжеты знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сюжеты в то время самая популярная тема.

Произведения художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:

  • «Поклонение волхвов», наиболее известная картина, построенная на цветовых контрастах, Падуя;
  • «Поцелуй Иуды», картина, занимающая особое место, также с использованием светотени, Падуя;
  • «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
  • «Мадонна во славе», картина на дереве, Флоренция;
  • «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами», также на деревянной основе, Флоренция;
  • «Погребение Девы Марии», Берлин;
  • «Принесение во храм», Бостон.

Время неумолимо, но работ, к счастью, сохранилось довольно много, и современное человечество тщательно их оберегает.

Стиль

Деталь.

Деталь.

Джотто отказывается от иконографии Христа, выгнутой влево, типичной для Джунты Пизано и Чимабуэ , чтобы нарисовать ее в более натуралистической позе: все тело опускается вниз, о чем свидетельствуют косые руки и больше не параллельно земле. Голова наклоняется вперед, а не опирается на плечо, а туловище также выдается вперед из живота и таза, болезненно сдаваясь. Колени согнуты вперед под весом тела, следуя вдохновению, связанному со скульптурной традицией ( например, Джованни Пизано ), а не с традицией византийской живописи . Ноги скрещены и заблокированы одним гвоздем в ступнях, как это уже использовал Никола Пизано в телескопе Депозиции в левом портале собора Лукки (ок. 1270 г.). Поразительны также детали рук, у которых, не имея силы, пальцы слегка выдвинуты вперед по сравнению с ладонями, прибитыми к кресту, с невиданной ранее иллюзией перспективы. Христос Джотто более трехмерен и занимает больше места, чем прецеденты Чимабуэ.

Светотень визуализируются тонкими нитями, как это делали Чимабуэ, но более смешанным создавать «дымчатые» проходы между светлыми и темными областями

Кроме того, Джотто впервые обращает внимание на единственный источник света: все пассажи светотени переданы с учетом его происхождения.. Во время реставрации работы некоторые особенности оставались неизвестными до тех пор, в частности, крайняя изысканность мастерской с привлечением экспертов и изменение во время работы Джотто фигуры Христа, который стал более вытянутым и наклонным (что также привело к к уже выполненной модификации деревянной конструкции).

Во время реставрации работы некоторые особенности оставались неизвестными до тех пор, в частности, крайняя изысканность мастерской с привлечением экспертов и изменение во время работы Джотто фигуры Христа, который стал более вытянутым и наклонным (что также привело к к уже выполненной модификации деревянной конструкции).

Двое скорбящих на концах плеч креста изображены сбоку, а не спереди, как в случае распятия Санта-Кроче- де- Чимабуэ пятнадцатью годами ранее. Они более объемны за счет укладки, вздутия драпировки, внимания к происхождению единственного источника света.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были
созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски
наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска
образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный
колорит.

Отдельные цвета, особенно — ультрамарин, некоторые зеленые и красные
тона, были нанесены в технике «сухой фрески» — краска наносится на сухую
штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого,
позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу
над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее
столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока
поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался
сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном
случае — поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой
в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему
помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился
не менее двух лет.

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Самые значимые нововведения

Наследие непревзойдённого живописца Джотто ди Бондоне, творившего семь веков назад, трудно переоценить. Хотя надо понимать, что профессиональное оснащение художников в то время (краски с точки зрения их химического состава, кисти, прочие приспособления) было гораздо беднее современного. Тем не менее вклад Джотто в искусство огромен.

Он был пионером:

  • в создании 3-мерного пространства на картинах вместо общепринятого плоского изображения стиля иконописи,
  • в изображении пейзажей в качестве фона для библейских сюжетов,
  • в представлении действующих лиц Священного писания на своих картинах как живых и эмоциональных людей, при этом сдержанных и достойных, как подобает,
  • в использовании необычных светлых оттенков, причём с мастерским сохранением выразительности и праздничности.

Кроме того, живописцу удалось добиться более уважительного отношения к художнику вообще, поднять значение профессии над простыми ремесленниками.

Чувство красоты, цвета и линии присуще всем работам мастера, в этом итальянские художественные традиции сохраняются неизменно.

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

Фрески Джотто для капеллы Скровеньи

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись. Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Фрески Джотто, которыми он наиболее знаменит, – «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» – все они принадлежат капелле Скровеньи.

Биография художника Джотто ди Бандоне

Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.

В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город. Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.

Фреска Джотто в Латеранском соборе

В 1297 году кардинал Якопо Каэтани дельи Стефанески (ок. 1270–1343) пригласил именитого художника в Рим, чтобы он украсил росписью Лоджию Благословения (Loggia delle Benedizioni), пристроенную в канун Юбилейного 1300 года к большому залу собраний (aula concilii) Латеранской базилики. Отсюда епископ Римской епархии Папа Бонифаций VIII (1294–1303) намеревался благословить десятки тысяч христианских паломников, которые уже стекались в город для получения полного прощения за содеянные грехи.

Заказанные понтификом три фрески представляли собой обширную историческую панораму со сценами крещения императора Константина, возведения Латеранской базилики и провозглашения священного Юбилейного года. К сожалению, ни Лоджия Благословения, ни фрески Джотто не сохранились — Лоджию снесли в 1586 году, когда был построен новый Латеранский дворец. Остался лишь крошечный фрагмент росписи, помещенной в XVIII веке на одну из колонн собора Сан Джованни ин Латерано.

Фреска Джотто в соборе Сан Джованни ин Латерано в Риме

Предположительно, на фреске Джотто изображен Папа Бонифаций VIII в окружении кардинала Каэтани и дьякона церкви Сан Джорджо аль Велабро в Риме. Историки интерпретируют сцену как провозглашение понтификом Юбилейного 1300 года — первого священного года в истории Церкви, что хорошо согласуется с причиной, по которой изначально была построена Лоджия Благословения. Однако, по мнению некоторых экспертов фрагмент росписи изображает сцену восхождения Бенедетто Каэтани (1230-1303) на папский престол под именем Бонифация VIII в конце декабря 1294 года. Поскольку бо́льшая часть фресок Джотто утеряна, мы никогда не узнаем наверняка, какое именно событие изобразил великий мастер.

Возможно Вас заинтересует:

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Последние годы, Флоренция

Путешествуя и работая по всей Италии, Джотто всегда возвращался на родину. Простой мальчишка-пастушок благодаря уникальному дару, любви и преданности своему делу получил дворянский титул, стал почётным гражданином Флоренции, в 1334 году – главным архитектором города. Теперь он, ответственный за стройки и реконструкции всех городских зданий и мостов, за архитектурный облик города, должен закончить строительство центрального кафедрального собора города (Дуомо), самого амбициозного проекта в истории Флоренции (и Европы в целом – собор рассчитан на 30 тысяч человек – самый большой европейский храм на момент постройки). Собор начал строиться в 1289 году, Джотто принял его на завершающей стадии строительства. Он разработал проект колокольни, начал её возводить, но увидеть культовое сооружение любимого города целиком и в законченном виде ему не удалось. 8 января 1337 года Джотто ди Бондоне умер. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, последнем, незаконченном своём детище.

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Бэнкси: анонимный художник улиц

Жан Франсуа Милле – биография, особенности творчества, топ картин

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: