Описание картины джотто «распятие»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Джотто ди бондоне, итальянский художник и архитектор.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец. Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто».

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

Lamentation (The Mourning of Christ) Joachim among the Shepherds Madonna in Maest (Ognissanti Madonna)

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Биография художника Джотто ди Бандоне

Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.

В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город. Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.

Что такое кампанила

Люди, далеки от искусства, обычно затрудняются дать ответ на этот вопрос. Между тем, ничего сложного тут нет: кампанила – это колокольня, имеющая в основании форму квадрата или круга, и стоящая особняком от здания самого храма. Изначально кампанилами назывались похожие по форме городские башни средневековой Европы, а кампанилы-колокольни присущи уже Позднему Средневековью и эпохе Возрождения. Даже если вы не знаете о кампаниле Джотто, другая итальянская кампанила вам точно известна: Пизанская башня. Да-да, знаменитая постройка в Пизе тоже принадлежит к этому виду архитектуры.

Кампанила Джотто – излюбленное место всех туристов, приехавших в город Да Винчи и Алигьери за впечатлениями. Старинная постройка 14 века, высокая, величественная, со своей грандиозной историей и работами величайших мастеров эпохи Возрождения, вызывает восхищение у каждого, кто хоть немного ценит искусство и красоту.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась. Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» – живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела. Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни. Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

История строительства

Колокольня была задумана, спроектирована и заложена еще в последние годы 13 века и должна была стать логичным дополнением к строившемуся уже тогда католическому собору Санта-Мария-дель-Фьоре. Инициатором первоначального проекта и автором чертежей кампанилы был Арнольфо Ди Камбио – архитектор самого собора. Но планам Ди Камбио не суждено было сбыться: вскоре он умер, и без его чуткого руководства возведение кампанилы было приостановлено. Более тридцати лет простояла она в едва начатом состоянии.

В 1334 году за дело взялся другой архитектор, Джотто Ди Бондоне – именно его имя получила впоследствии колокольня. Джотто к тому времени было почти семьдесят лет, и за спиной у него было возведение базилики Санта-Кроче, флорентийского аббатства и базилики святого Франциска. Словом, это был известный на всю Италию и матерый мастер.

Известно, что первый камень был заложен летом 1334 года, и грандиозное строительство быстро развернулось и набрало силу. Проект Джотто был, по признаниям его современников, восхитительным: строящаяся башня выглядела точно «нарисованной на небесном холсте». Чтобы добиться такого эффекта, архитектор использовал сразу несколько техник: полихромию (многоцветность), кьяроскуро (градация распределения цвета по принципу яркое-бледное, темное-светлое) и перспективу (отношения свето-тени и соотношения между объектами архитектурного ансамбля).

В 1337 году Джотто умер, оставив колокольню по-прежнему недостроенной: возведен был только первый ярус будущей башни. С трех сторон расположились изящные барельефы, авторство которых до сих пор доподлинно неизвестно: возможно, это был сам Джотто, или же кто-то из его помощников. Кроме того, есть версия, что часть барельефов – уже работы Луки делла Роббиа и Андреа Пизано.

Работа Пизано

Пизано – третий архитектор, взявшийся за кампанилу. С уважением и почитанием подойдя к работе своего предшественника и его чертежам, Пизано неукоснительно возводил колокольню так, как было прописано и прорисовано в планах Джотто. Под его руководством были возведены второй и третий ярусы колокольни и вырублены высокие окна. Однако и на сей раз строительство продлилось всего пять лет: в 1348 году во Флоренции началась пандемия бубонной чумы, прозванной тогда Черной Смертью. Сам Пизано умер во время пандемии, а вместе с ним – и многочисленные рабочие, возводившие башню.

Вклад архитектора Таленти

Четвертый и последний итальянский архитектор, сделавший свой значительный вклад в строительство колокольни – Франческо Таленти. Именно он возвел четвертый, пятый и шестой уровни и в 1359 году торжественно завершил работу. Кампанила была облицована тремя видами мрамора: каррарским белым, пистойским красным и пратским зеленым.

В отличие от Пизано, Таленти не следовал строго чертежам Джотто. Например, он решил не ставить на башне шпиль. Итоговая высота колокольни – 84,7 метров, по планам Джотто она должна была быть около 122 метров. Также при Таленти была полностью вырублена длинная и узкая лестница, ведущая на вершину башни. На этой лестнице 414 ступеней. Что любопытно – она не винтовая, как многие думают, так что подъем действительно получается очень крутым и весьма опасным.

Входной билет по времени для Давида Микеланджело — 16 €Входной билет в Галерею Уффици — 20 €Галерея Уффици: приоритетный вход — 40 €Кафедральный собор Флоренции: билет с посещением купола — 29 €Входной билет и аудиогид в Палаццо Веккьо — 19 €Тур Hop-on Hop-off. Билет на 24, 48 или 72 часа — от 23 €Музей Леонардо да Винчи: входной билет — 7 €Тур в Дуомо с гидом и подъемом на вершину купола — 40 €Входной билет в базилику Сан-Лоренцо — 8,50 €Полет на воздушном шаре над Тосканой: Флоренция — 250 €

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века. Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Библиография

 : документ, использованный в качестве источника для этой статьи.

  • Габриэль Барц и Эберхард Кениг, Le Musée du Louvre , Place des Victoires editions, Париж, 2005, стр.  269 ( ISBN  3-8331-2089-4 ) .
  • Мауриция Тазартес, Джотто , Риццоли, Милан 2004.
  • Лучано Беллози , Джотто , в Dal Gotico al Rinascimento , Scala, Firenze 2003. ( ISBN  88-8117-092-2 )
  • Эди Бакчески, Полная опера Джотто , Риццоли, Милан, 1977.

(It) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на итальянском языке под названием «  Stigmate di san Francesco (Giotto)  » ( см. Список авторов ) .

Джотто ди Бондоне

Картины Распятие Джотто в Оньиссанти  · Распятие Джотто в Падуе  · Распятие Джотто в Римини  · Распятие Джотто в Сан-Феличе на площади  · Распятие Джотто в Санто-Стефано в Пане  · Распятие  Джотто в музее Санта-Мария-Новелла · Распятие Джотто Джотто в музее Джотто Джотто  · Вечное и Ангелы  · Мадонна Борго — Сан — Лоренцо  · Мадонна Сан — Джорджо алла Коста  · Navicella  · Polyptyque Перуцци  · Polyptyque Baroncelli  · Искупитель  · Святой Франциск получает стигматы  · Santo Stefano  · Триптих Stefaneschi  · Ognissanti Мадонна

Исторический

Самый старый источник, упоминающий Распятие в Доминиканской базилике во Флоренции как произведение Джотто, — это свидетельство некоего Рикуччо ди Пуччо дель Миллера от 15 июня 1312 года, который указывает, что определенная сумма была выделена на содержание зажженной лампы в доме. перед распятием. Лоренцо Гиберти в Комментарии (середина XV — го  века) упоминает о наличии работы Джотто и датой 1290, является современником святого Франциска Истории в верхней церкви базилики святого Франциска Ассизского . Позже Вазари указывает на сотрудничество с Пуччо Капанной .

Распятие было предметом интенсивного обсуждения историков по поводу его правильной идентификации, вклад мастера и различных помощников

По случаю первой реставрации, проведенной для выставки Джотто 1937 года, многие проголосовали за полный автограф, но Ричард Оффнер (1939) и Миллард Мейс (1960) предпочли более осторожно говорить о Maestro des Histoires de Saint Francis. Ассизи, которого его до сих пор иногда называют «не Джотто» в сложных дискуссиях по вопросу giottesca

Сегодня, похоже, существует консенсус относительно автографа Джотто. Оставшиеся сомнения развеялись после реставрации Opificio delle Pietre Dure, завершенной осенью 2001 года, во время которой было вновь обнаружено очень высокое качество изготовления и основной дизайн. Затем было подчеркнуто сильное техническое сходство с другими работами, относящимися к молодому Джотто ( Мадонна Борго Сан Лоренцо , Мадонна Сан Джорджо алла Коста ).

Это то же самое для знакомства крест, с колебаниями между конце восьмидесятых годов XIII — го и начала XIV — го  века. Открытие воли Ricuccio в установила первый член анте Quem выдвинутую в 1301 году , в котором Lucquois Deodato Orlandi подписал крест на кларисок из Сан — Миниато аль Тедеско , очевидно , вдохновленный , что Санта — Мария — Новелла, в которой он покидает » Греческие «условности» последовали за Чимабуэ и всеми другими художниками. Замечательное сходство с распятием, помещенным на заднем плане фрески, с Иеронимом, исследующим стигматы верхней базилики святого Франциска Ассизского, датированные 1295 годом, позволяет предвидеть термин ante quem еще больше .

С другой стороны, работа, похоже, была написана после Мадонны Борго Сан-Лоренцо, датированной около 1290 годом: действительно, видение более аналитическое, тона более тонкие, а персонажи представляют большую нежность в чувствах. Он датируется 1290–1295 годами, что делает его одним из самых ранних произведений художника.

К 120-летию художника Геворга Григоряна (Джотто)

Экскурсовод, искусствовед Светлана Гулян предупредила: если вы услышите, что кто-то продает картины Джотто, не верьте, потому что его наследие хранится только здесь. Тем лучше и тем хуже для него. Несколько лет попустительства и состояние картин будет ухудшаться. Да, масляная живопись – одна из наиболее долговечных техник. К тому же некоторые работы Джотто покрыты лаком, что позволяет увеличить срок их дореставрационной жизни. И все же мы говорим о величайшем искусстве Армении. И Грузии, потому что Джотто родился в Тифлисе, учился в Тифлисской школе живописи и ваяния в классе Егише Татевосяна. В Ереван он переезжает только в 1962 году после кратковременного московского периода. Армянское и грузинское начало сплелись в его судьбе не только благодаря тому, что он часто представлял грузинское искусство на всесоюзных выставках. Его супругой и музой художника была грузинская художница Диана Уклеба. Говорят, эта любовь поддерживала обоих в трудные времена. Они всегда и везде появлялись вместе: художник Геворг Степанович Григорян и его супруга Диана. Муза была почти на голову выше мужа. По улице они шли, крепко прижавшись друг к другу. Они практически никогда не расставались. В музее есть и ее зал, он самый холодный: фрукты в натюрморте смотрятся как очаг в каморке в известной сказке. Геворг Григорян — художник, стоящий от прославленных армянских живописцев несколько поодаль. Наверное, это объясняется его трагическим миросозерцанием и очень мрачной палитрой. Черный цвет часто использовали и Рембрандт, и Ренуар, но у Джотто он сакрализован. Ряд портретов нужно рассматривать с почтительного расстояния и подолгу. Потому что созданы они так, что рождается ощущение, что они тускло освещены светом храмовой свечи. Многие светские лица становятся у мастера ликами. Жизнь Джотто была полна драматических событий, он лишился отца в 7 лет и понес на своих детских плечах заботы о многочисленной семье, он работал на складе мазута, парикмахерской, в книжных и овощных лавках. Но одним из самых трагичных стало добровольное сжигание огромного количества полотен. Сестра художника как-то предупредила брата: «У тебя слишком много картин о резне, смотри, я пойду к Берия и сообщу ему, что ты сеешь вражду между народами». Выбора не было. «Мы разожгли жестяную печку — не раз вспоминала потом Диана, — и начали бросать в огонь полотна. Они были написаны маслом и хорошо горели. Печка раскалилась докрасна, начала гудеть. На Джотто страшно было смотреть. Когда сожгли все картины, он долго не мог выговорить ни слова». Уничтожено было около 300-400 полотен. Из тех картин уцелела одна — «Портрет Манушак». Жизнь после жизни…Увы, сейчас не те времена, когда книги, полотна и манускрипты армяне спасали, пряча на своей груди. Тема превентивного спасения творчества Джотто должна быть обсуждена в самом ближайшем будущем. Пока не поздно.

Стиль

Деталь.

Деталь.

Джотто отказывается от иконографии Христа, выгнутой влево, типичной для Джунты Пизано и Чимабуэ , чтобы нарисовать ее в более натуралистической позе: все тело опускается вниз, о чем свидетельствуют косые руки и больше не параллельно земле. Голова наклоняется вперед, а не опирается на плечо, а туловище также выдается вперед из живота и таза, болезненно сдаваясь. Колени согнуты вперед под весом тела, следуя вдохновению, связанному со скульптурной традицией ( например, Джованни Пизано ), а не с традицией византийской живописи . Ноги скрещены и заблокированы одним гвоздем в ступнях, как это уже использовал Никола Пизано в телескопе Депозиции в левом портале собора Лукки (ок. 1270 г.). Поразительны также детали рук, у которых, не имея силы, пальцы слегка выдвинуты вперед по сравнению с ладонями, прибитыми к кресту, с невиданной ранее иллюзией перспективы. Христос Джотто более трехмерен и занимает больше места, чем прецеденты Чимабуэ.

Светотень визуализируются тонкими нитями, как это делали Чимабуэ, но более смешанным создавать «дымчатые» проходы между светлыми и темными областями

Кроме того, Джотто впервые обращает внимание на единственный источник света: все пассажи светотени переданы с учетом его происхождения.. Во время реставрации работы некоторые особенности оставались неизвестными до тех пор, в частности, крайняя изысканность мастерской с привлечением экспертов и изменение во время работы Джотто фигуры Христа, который стал более вытянутым и наклонным (что также привело к к уже выполненной модификации деревянной конструкции).

Во время реставрации работы некоторые особенности оставались неизвестными до тех пор, в частности, крайняя изысканность мастерской с привлечением экспертов и изменение во время работы Джотто фигуры Христа, который стал более вытянутым и наклонным (что также привело к к уже выполненной модификации деревянной конструкции).

Двое скорбящих на концах плеч креста изображены сбоку, а не спереди, как в случае распятия Санта-Кроче- де- Чимабуэ пятнадцатью годами ранее. Они более объемны за счет укладки, вздутия драпировки, внимания к происхождению единственного источника света.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Поклонение волхвов

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми. Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

Итоги творчества

Считается, что в своём творчестве Джотто смог преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное место иконы Джотто преобразовал в трёхмерное, создав внедрением светотени иллюзию глубины. Это сначала относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Далее можно именовать моделировку объёма одежки. Конкретно эти изображения сначала поражали зрителя и вызывали споры, признания и обвинения в разрушении одного стилистического места произведения.

Шаги к реализму и по правде носили противоречивый нрав, и это противоречие продолжало преследовать живопись и много веков спустя после Джотто, до сего времени вызывая споры, что все-таки по сути в живописи реализм. По правде, конкретно двумерность места на плоском изображении отвечает действительности, которую просто можно проверить, проведя по изображению ладонью. Трёхмерность на холсте либо фреске — иллюзия, и с этой точки зрения куда реалистичнее как раз двумерное изображение. Потому на данный момент стараются избегать самого наименования «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Естественно, Джотто не был первым живописцем, использовавшим этот приём. Сам по для себя этот приём был отлично известен и до Джотто. Но Джотто стал первым профессиональным мастером, обширно использовавшим изображение трёхмерного места в собственных работах. Не в каждой из его работ трёхмерность выслеживается поочередно, и практически нигде она не находится во всех частях и деталях. И всё-таки он проработал этот приём лучше собственных предшественников, а самое главное: само применение иллюзии трёхмерности на двумерном пространстве холста оказалось созвучно духу времени. Энтузиазм Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников.

Переход к трёхмерному изображению ко времени творчества Джотто уже назрел, так как подобного рода пробы предпринимались всё почаще. Изобразительное искусство могло развиваться, только находя новое качество отображения, так как чисто живописные и сюжетные резервы развития были к этому времени беспристрастно исчерпаны. За многие столетия иконописи живописцы использовали все вероятные религиозные сюжеты и изучили все живописные способности главных цветов. Меж тем творческий дух, характерный человеку, добивался идти далее. Потому возникновение Джотто было не случайностью, а закономерностью. В какой-то момент кто-то всё равно предпринял бы подобные пробы смело, профессионально и решительно: наверняка, не совершенно так, как это сделал Джотто, но приблизительно в таком же духе. Новенькая эра в живописи ко времени жизни Джотто уже созрела для собственного возникновения.

Оценивая творчество Джотто, нужно учесть несовершенство самой технической стороны живописи во времена Джотто, по сопоставлению с современной. Речь идёт о качестве дерева и холста, качестве и методах грунтовки штукатурки и красочного полотна, многообразии и качестве красок и их консистенций, кистях и других средствах, нужных для живописца. Естественно, если б Джотто либо другие мастера ранешних эпох имели в своём распоряжении средства совершенней тех, которые они имели, в целом ряде отношений их произведения стали бы другими. Потому при оценке дарования мастера живописи прошедших эпох никогда нельзя забывать, с каким багажом средств находящихся под рукой они имели дело. Только тогда станет ясно, как их талант был способен преодолевать технические происшествия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: