Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец. Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто».

Фреска

Джотто отходит от изображения, характерного для икон, то есть создает рисунок без обратной перспективы. Это позволило ему сделать персонажей тех евангельских событий понятней для своих современников.

Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Линии на иконе, созданной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а как бы внутри зрителя.

Основной фон фрески — лазурь, символ Божией Матери.

Часовня посвящена Божий Матери Милостивой — Santa Maria della Carità. На фреске изображен навес, под которым Божия Матерь держит на руках Младенца, крепкого и рыжеволосого. Со Средних веков и до XVI века считалось, Что золотистые волосы не просто красивы — это знак, — это знак присутствия Божественного в человеке, словно бы отражение Божественного Света.

Христос — в центре всей композиции. Размер Его фигуры на фреске невелик, и тем не менее это самая значимая фигура росписи. Художник подчеркивает это и самим сюжетом — волхв благоговейно прикладывается к ножке Христа, боясь потревожить, — и художественным решением: изображение Спасителя — самое яркое на фреске.

Выше навеса изображена звезда в виде кометы, которая и привела волхвов ко Христу. Волхвы — это восточные мудрецы, цари. На Востоке богатый человек — шейх часто считался мудрецом и его могли называть царем. Нужно сказать, что ученые люди того времени могли приблизительно знать, когда родится Христос, — об этом писал пророк Даниил. Предание называет имена волхвов: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. На фреске они изображены с нимбами — мудрецов издревле почитали как святых. Известно, что их могилы были обретены, и уже в VI веке мощи волхвов находились в Милане (а сейчас находятся в Кёльнском соборе в Германии). В Западной традиции до сих пор есть праздник Трех королей — он отмечается 6 января.

В отличие от икон, на фреске есть самые настоящие бытовые жанровые сцены. Здесь это верблюды, на которых приехали волхвы. В жизни они очень своенравные животные и такие же на изображении — скорее всего, их просто не успели покормить, поэтому они выражают недовольство погонщику, который пытается их как-то успокоить. Погонщик выглядит как типичный итальянец времен Джотто, все остальные — в традиционных одеждах. В дальнейшем это будет характерной особенностью Ренессанса, когда в евангельском сюжете оказываются люди в одежде современников художника. Жанровая сцена здесь введена не случайно — это попытка показать реальность всего происходящего: кричащий верблюд так же реален, как и ангел, который стоит возле волхвов.

Ангел в первую очередь символизирует присутствие Бога. Также считается, что не только звезда, но и он сам вел волхвов к вертепу и теперь стоит в стороне. В руках у него один из даров, который по внешнему виду очень напоминает современную дарохранительницу — богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Дары — Тело и Кровь Христовы на случай экстренного причащения.

Основной смысл фрески поклонения волхвов Христу — это встреча Ветхого и Нового Завета. Исполнение обещания Бога о пришествии в мир Спасителя, которого так давно ждали люди.

Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Где находится фреска

«Поклонение волхвов» Джотто — это не отдельное произведение. Фреска — часть знаменитой росписи часовни Скровеньи в Падуе, Италия. Часовня построена на деньги Энрико Скровеньи, сына влиятельного и чрезвычайно богатого ростовщика. В те времена считалось, что все ростовщики после смерти попадут в ад. Во многих странах Европы столетиями существовал запрет на дачу денег в рост. Ни один христианин не мог это делать, но были и такие исключения, как семья Скровеньи.

Часовня в Падуе

Энрико был верующим человеком и в память о себе и отце решил открыть в своем поместье приход и построить церковь. Для росписи он и пригласил уже знаменитого на всю страну Джотто. Кстати, среди росписи есть и два изображения ростовщика Реджинальдо Скровеньи: в первом он, кающийся, стоит на коленях, а во втором как бы преподносит эту часовню в дар Божией Матери, пытаясь искупить свой грех.

Все фрески часовни поделены на два цикла: о Деве Марии и Спасителе. Второй цикл как раз начинается с фрески Рождества Христова и поклонения волхвов, которые пришли к Спасителю и принесли Ему в дар золото, смирну и ладан.

Где находится фреска

«Поклонение волхвов» Джотто — это не отдельное произведение. Фреска — часть знаменитой росписи часовни Скровеньи в Падуе, Италия. Часовня построена на деньги Энрико Скровеньи, сына влиятельного и чрезвычайно богатого ростовщика. В те времена считалось, что все ростовщики после смерти попадут в ад. Во многих странах Европы столетиями существовал запрет на дачу денег в рост. Ни один христианин не мог это делать, но были и такие исключения, как семья Скровеньи.

Часовня в Падуе

Энрико был верующим человеком и в память о себе и отце решил открыть в своем поместье приход и построить церковь. Для росписи он и пригласил уже знаменитого на всю страну Джотто. Кстати, среди росписи есть и два изображения ростовщика Реджинальдо Скровеньи: в первом он, кающийся, стоит на коленях, а во втором как бы преподносит эту часовню в дар Божией Матери, пытаясь искупить свой грех.

Все фрески часовни поделены на два цикла: о Деве Марии и Спасителе. Второй цикл как раз начинается с фрески Рождества Христова и поклонения волхвов, которые пришли к Спасителю и принесли Ему в дар золото, смирну и ладан.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

Самые значимые нововведения

Наследие непревзойдённого живописца Джотто ди Бондоне, творившего семь веков назад, трудно переоценить. Хотя надо понимать, что профессиональное оснащение художников в то время (краски с точки зрения их химического состава, кисти, прочие приспособления) было гораздо беднее современного. Тем не менее вклад Джотто в искусство огромен.

Он был пионером:

  • в создании 3-мерного пространства на картинах вместо общепринятого плоского изображения стиля иконописи,
  • в изображении пейзажей в качестве фона для библейских сюжетов,
  • в представлении действующих лиц Священного писания на своих картинах как живых и эмоциональных людей, при этом сдержанных и достойных, как подобает,
  • в использовании необычных светлых оттенков, причём с мастерским сохранением выразительности и праздничности.

Кроме того, живописцу удалось добиться более уважительного отношения к художнику вообще, поднять значение профессии над простыми ремесленниками.

Чувство красоты, цвета и линии присуще всем работам мастера, в этом итальянские художественные традиции сохраняются неизменно.

Самые известные картины

Сюжеты знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сюжеты в то время самая популярная тема.

Произведения художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:

  • «Поклонение волхвов», наиболее известная картина, построенная на цветовых контрастах, Падуя;
  • «Поцелуй Иуды», картина, занимающая особое место, также с использованием светотени, Падуя;
  • «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
  • «Мадонна во славе», картина на дереве, Флоренция;
  • «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами», также на деревянной основе, Флоренция;
  • «Погребение Девы Марии», Берлин;
  • «Принесение во храм», Бостон.

Время неумолимо, но работ, к счастью, сохранилось довольно много, и современное человечество тщательно их оберегает.

Фреска

Джотто отходит от изображения, характерного для икон, то есть создает рисунок без обратной перспективы. Это позволило ему сделать персонажей тех евангельских событий понятней для своих современников.

Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Линии на иконе, созданной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а как бы внутри зрителя.

Основной фон фрески — лазурь, символ Божией Матери. Часовня посвящена Божий Матери Милостивой — Santa Maria della Carità. На фреске изображен навес, под которым Божия Матерь держит на руках Младенца, крепкого и рыжеволосого. Со Средних веков и до XVI века считалось, Что золотистые волосы не просто красивы — это знак, — это знак присутствия Божественного в человеке, словно бы отражение Божественного Света.

Христос — в центре всей композиции. Размер Его фигуры на фреске невелик, и тем не менее это самая значимая фигура росписи. Художник подчеркивает это и самим сюжетом — волхв благоговейно прикладывается к ножке Христа, боясь потревожить, — и художественным решением: изображение Спасителя — самое яркое на фреске.

Выше навеса изображена звезда в виде кометы, которая и привела волхвов ко Христу. Волхвы — это восточные мудрецы, цари. На Востоке богатый человек — шейх часто считался мудрецом и его могли называть царем. Нужно сказать, что ученые люди того времени могли приблизительно знать, когда родится Христос, — об этом писал пророк Даниил. Предание называет имена волхвов: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. На фреске они изображены с нимбами — мудрецов издревле почитали как святых. Известно, что их могилы были обретены, и уже в VI веке мощи волхвов находились в Милане (а сейчас находятся в Кёльнском соборе в Германии). В Западной традиции до сих пор есть праздник Трех королей — он отмечается 6 января.

В отличие от икон, на фреске есть самые настоящие бытовые жанровые сцены. Здесь это верблюды, на которых приехали волхвы. В жизни они очень своенравные животные и такие же на изображении — скорее всего, их просто не успели покормить, поэтому они выражают недовольство погонщику, который пытается их как-то успокоить. Погонщик выглядит как типичный итальянец времен Джотто, все остальные — в традиционных одеждах. В дальнейшем это будет характерной особенностью Ренессанса, когда в евангельском сюжете оказываются люди в одежде современников художника. Жанровая сцена здесь введена не случайно — это попытка показать реальность всего происходящего: кричащий верблюд так же реален, как и ангел, который стоит возле волхвов.

Ангел в первую очередь символизирует присутствие Бога. Также считается, что не только звезда, но и он сам вел волхвов к вертепу и теперь стоит в стороне. В руках у него один из даров, который по внешнему виду очень напоминает современную дарохранительницу — богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Дары — Тело и Кровь Христовы на случай экстренного причащения.

Основной смысл фрески поклонения волхвов Христу — это встреча Ветхого и Нового Завета. Исполнение обещания Бога о пришествии в мир Спасителя, которого так давно ждали люди.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом — довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль — он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фреска «Страшный суд»

Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда.

Фреска «Страшный суд»

На фреске Иисус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана — гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых. Сцена прямо из преисподней Данте, который был другом Джотто. Спокойный человек, изолированный от всего происходящего – Энрико Скровеньи, на чьи деньги была воздвигнута, и расписана церковь. Это была попытка получить прощение за грехи его богатого и жадного отца.

Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей, выполненных в технике гризайли — живописи в один цвет, растянутый на оттенки. Всего в нишах изображены фрески, изображающие 7 добродетелей (благоразумие, вера, воздержание, милосердие, надежда, правосудие, стойкость) и 7 пороков (глупость, неверие, гнев, зависть, отчаяние, несправедливость, непостоянство)

Фреска «Благоразумие и глупость»

Фреска «Вера и неверие» Фреска «Воздержание и гнев» Фреска «Милосердие и зависть» Фреска «Надежда и отчаяние» Фреска «Правосудие и несправедливость» Фреска «Стойкость и непостоянство»

Читайте далее:

Капелла скровеньи падуя

Падуя церковь скровеньи

Капелла бранкаччи во флоренции

Ансамбль капеллы медичи во флоренции

Капелла сан северо в неаполе фото

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).

Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.

Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.

Капелла Скровеньи в Падуе

Север Италии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.

Италия

Падуя – одна из самых интересных точек на карте Италии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.

Падуя

Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья — прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.

Капелла дель Арена

Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.

Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.

По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.

Энрико Скровеньи

Имя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада. Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех. Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.

Джотто Ди Бондоне

Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.

Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе

Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.

План Фресок в Капелле Скровеньи

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Фрески Джотто для капеллы Скровеньи

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись. Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Фрески Джотто, которыми он наиболее знаменит, – «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» – все они принадлежат капелле Скровеньи.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г.
роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было
поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х
гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого
Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом — довольно
обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту)
однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют
большие плоскости, интерьер ее прост.
Изначально спланированные обширные
настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок,
поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет
ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни
колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона
капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально
была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу —
найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только
украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм,
сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого
пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль,
заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными,
густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых,
фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит
у Джотто играет важную роль — он не только выражает небесную символику,
но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность
фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл
композиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: