Техника живописи художника
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
задний план
Снятие пятой печати осталось незавершенным из-за смерти художника. В отличие от двух других алтарных росписей в церкви, его сын Хорхе Эмануэль не завершил их. Во время реставрации, которая проводилась в Музее Прадо в 1880 году , картина также была значительно уменьшена в размерах. Реставратор обрезал его на 175 сантиметров вверху и удалил 20 сантиметров с левого поля. В частности, жестами Джона Эль Греко вернулся к позиции, которую он уже выработал в Италии и которую он использовал снова и снова, когда хотел достичь высшей духовной выразительности. Объект снимка долгое время не был четко опознан. Итак, были интерпретации, что это было пророчество о Страшном суде или воскресении избранных. Игнасио Сулоага интерпретировал картину как символ небесной и земной любви. Описание содержания как открытия пятой печати из видения Иоанна было выполнено в 1908 году Мануэлем Бартоломе Коссио и прочно вошло в историю искусства. С темой видения Эль Греко подготовил важную тему для испанской барочной живописи .
Биография Эль Греко
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Владение
После смерти Эль Греко в 1614 году работа перешла к его сыну Хорхе Мануэлю Теотокопули . В 19 — м веке, он принадлежал Антонио Кановас дель Кастильо , премьер — министр Испании . Неудовлетворенный состоянием полотна, он попытался восстановить его в 1880 году. В ходе попытки реставрации было удалено не менее 175 сантиметров (68,9 дюйма) от верхней части холста, в результате чего Иоанн Евангелист категорически никуда не указывал.
После смерти Кановаса в 1897 году картина была продана за 1000 песет (200 долларов США) Игнасио Сулоаге , художнику, который сыграл важную роль в возрождении европейского интереса к Эль Греко. Картину можно увидеть на заднем плане его работы Mis amigos , представляющей нескольких известных представителей Поколения 98-го . Известно, что Сулоага показывал картину Пабло Пикассо и Райнеру Марии Рильке . Он заявил, что он обладает «дальновидностью», что сделало его «предшественником модернизма». В 1956 году музей Сулоаги продал это произведение искусства Метрополитен-музею в Нью-Йорке , где оно выставлено сегодня.
Сравнение с Les Demoiselles d’Avignon
Les Demoiselles d’Avignon Пикассо (1907, холст, масло, 243,9 × 233,7 см. (96,02 × 92,01 дюйма), Нью-Йорк , Музей современного искусства )
Было высказано предположение, что открытие Пятой печати послужило источником вдохновения для ранних кубистских работ Пабло Пикассо , особенно Les Demoiselles d’Avignon , которые отражают экспрессионистскую угловатость картины. Когда Пикассо работал над «Авиньонскими девицами» , он посетил своего друга Сулоагу в его студии в Париже и изучил « Открытие пятой печати» Эль Греко . Связь между Les Demoiselles d’Avignon и открытием Пятой печати была выявлена в начале 1980-х годов, когда были проанализированы стилистические сходства и отношения между мотивами обоих произведений
Историк искусства Рон Джонсон первым обратил внимание на отношения между двумя картинами. По словам Джона Ричардсона , британского историка искусства, у Les Demoiselles d’Avignon «оказывается еще несколько ответов, когда мы понимаем, что картина обязана Эль Греко не меньше, чем Сезанну ».
Эфи Фундулаки настаивает на «активности треугольника Пикассо-Сезанн-Эль Греко, который находится в Les Demoiselles d’Avignon ». Фундулаки анализирует снятие пятой печати и заявляет, что одетая фигура в левой части картины и обнаженные фигуры справа демонстрируют противоречие между мирской и божественной любовью. По словам Рольфа Лессе, это могло быть первоначальным источником вдохновения для Пикассо, который на предварительном рисунке красавок изобразил студента-медика, держащего череп или книгу, и входящего в комнату, где есть моряк среди обнаженных женщин. Ричардсон, однако, предполагает, что Пикассо знал толкование Коссио относительно вскрытия пятой печати и основывал свою теорию на этом предположении.
Ричардсон и Фундулаки подчеркивают морфологические параллели между Открытием Пятой Печати и Les Demoiselles d’Avignon и исследуют отношения Пикассо, Сезанна и Эль Греко. Фундулаки утверждает, что существует сходство форм и что Пикассо изобретательно повторил игру с | V и перевернутыми треугольниками Эль Греко, что он уже начал в «Деревенских жителях» . Согласно Фундулаки, «диалог Пикассо с Эль Греко в « Авиньонских девицах » посредством Сезанна продолжается в кубизме ». Ричардсон рассматривает Апокалипсис в « Открытии пятой печати» Эль Греко как катализатор, который показал Пикассо, как использовать духовную энергию великого религиозного художника в своих демонических целях. По словам Ричардсона, Пикассо следовал этому апокалиптическому видению всю свою жизнь.