Кустодиев борис «ярмарка» описание картины, анализ, сочинение

Кустодиев борис «ярмарка» описание картины, анализ, сочинение

Сочинение по картине Кустодиева Масленица

Об авторе: Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)- русский и советский художник. На его картинах можно увидеть портреты и жанровые композиции. Также художник работал в сатирических журналах и иллюстрировал книги. На картине Кустодиева Масленица изображена площадь провинциального города во время народных гуляний. Это полотно было написано в 1919 году. Борис Михайлович не раз изображал на своих холстах празднование масленицы. Первое полотно написано в 1916 году. Масленица- это проводы зимы и встреча с весной. В эти дни на улицах городов и сёл народ устраивал игрища. Это были катания на санях, скачки на лошадях, кулачные бои. Все хозяйки в эти дни пекли блины. Круглые горячие блины считаются символом солнца.

Также известными полотнами живописца считаются «Портрет Ф.И.Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Сирень».

Сочинение по картине Кустодиева Масленица: описание и анализ художественного полотна

На картине Кустодиева Масленица мы можем увидеть, как в начале прошлого века в России праздновали один из главных весенних праздников. Еще стоят морозные дни, повсюду лежит снег, но солнышко уже светит ярко. После продолжительной зимы люди радуются солнечному свету. Они стараются побыстрее проводить надоевшую зиму. Художник изображает большое количество людей. Словно все жители городка собрались на улицах города, чтобы всем вместе отметить любимый праздник. Кругом веселье и праздничная атмосфера.

На переднем плане картины мы видим парня с девушкой, катающихся на санях, запряженных лошадью. На их раскрасневшихся от мороза лицах радостная улыбка. А слева за ними видны взрослые и дети, толпящиеся у закусочной. За стеклом на витрине выставлены деликатесы, которые там подают: красная и черная икра, сёмга, копченый окорок, различные сыры и колбасы. На вывеске заведения красуется припорошенная снегом морда кабана. А справа можно увидеть дородных купцов в длинных шубах. Они разговаривают о чем-то веселом, размахивая при этом руками.

В центральной части полотна изображена тройка лошадей с бубенцами. Ею управляет разудалый мужичок с черной бородой и усами. Он катает на санях молодых девушек. Раскрасневшиеся веселые барышни прикрываются меховыми муфтами от летящего из-под копыт снега.

На площади расположилось здание театра, а за ним яркая карусель с красочными огнями. Возле них больше всего народа. В здании театра ожидаются представления и кулачные бои. На балконе два клоуна что-то кричат публике. Сверху балкон украшен разноцветными флажками. В толпе можно увидеть разносчиков различных товаров с лотками. Один торговец стоит с огромной охапкой разноцветных шаров.

На заднем плане видны различные магазины, склады, трактиры, булочные и церкви с куполами. Почти везде есть люди и повозки с лошадьми. Автор не забыл и про природу. На холсте мы видим необыкновенно красивые деревья в снежном инее.

Атмосфера всеобщего веселья сопровождается музыкой. Рядом с театром стоят два паренька. Один из них играет на гармошке, а другой на дудке.

Картина получилась красочная и жизнерадостная. Она заряжает энергией и дарит хорошее настроение. Глядя на полотно, понимаешь, как дружно и весело жили люди. И как они широко праздновали масленицу.

КУПЕЦ ПЕТРА ВЕЛИКОГО | Историк

Эта знаменательная картина не затерялась в череде образцов русской исторической живописи. Тема для XIX века ключевая, коронная, даже государствообразующая — времена Петра Великого. Северная война, в которой выковывалась империя.

Новгородский купец Иголкин готов был отдать жизнь за честь царя. Считалось, что он сродни Кузьме Минину, великий патриот из торгового сословия. А дело происходило так. Иголкин вёл торговые дела со Швецией, часто наведывался в Стокгольм. Когда началась Северная война, шведы обошлись с ним недружелюбно, взяли под стражу. В казённом доме Иголкину приходилось выслушивать развязные речи шведских солдат. Они на чём свет стоит бранили русского царя Петра. Невмоготу было купцу слушать такие речи, не раз он требовал от шведов не касаться персоны государя… Однако тщетно. Наконец, Иголкин не стерпел и, вырвав у одного из солдат штык, заколол его, а затем и второго солдата, прибежавшего на выручку товарищу. Когда на шум сбежались остальные стражники, Иголкин сдался им без сопротивления. Пояснив на суде мотивы своих действий, купец вызвал уважение шведского короля Карла XII, который проявил благородство и приказал освободить его и отпустить домой. После освобождения купец проживал в родном Новгороде, пользовался расположением Петра Великого и честно торговал.

Именитый художник Василий Шебуев (1777–1855) к тому времени являлся ректором Императорской академии художеств, считался столпом русского классицизма. Первые эскизы к многофигурной картине о подвиге купца он создал аж в 1810-м. На картине Иголкин уже расправился с двумя охранниками — и предаётся в руки шведских солдат. В его глазах — смирение и решительность. Купец не раскаивается в содеянном, хотя и опечален тем, что ему пришлось пойти на смертоубийство. Шебуевская проработка деталей реалистична. При этом композиция выглядит театрально. «В композиции примечается нечто не довольно обдуманное. Иголкин, убив шведа, сидит очень покойно, у ног его валяется тело убитого, вбегают другие и с таким жаром, что, кажется, пробегут мимо того, кого им надобно, между тем Иголкин сознается, что он убил», — так оценивал работу Шебуева художник-современник. Картина пользовалась немалым успехом на выставке Академии художеств.

Основной сюжет картин

Масленица у Бориса Кустодиева всегда изображается на фоне городского пейзажа собирательного типа – домов и строений, запомнившихся в разных местах. Сюжет обязательно разбит на множество отдельных сценок, где участвуют представители разных сословий. Дополнительная праздничная атмосфера создаётся изображением масленичных развлечений. Архитектура, костюмы и предметы утвари всегда реалистично выписаны. Чётко показаны приметы времени года. Влияние лубочных картин дополнительно проявляется в указательных надписях: «театр», «булочная» и других, написанных по правилам тех времён.

Биография Кустодиева.

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917

Диалог картин, музеев и городов через столетие

Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.

В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.


Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/

Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим.

Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов.

Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари.

Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников.

Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей.

Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде.

Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).

Две картины 1919 года

В российском музееВ золотистых лучах заката видна дальняя перспектива масленичного гулянья жителей провинциального городка. Движение праздника создают мчащиеся экипажи. В центре продавец сладостей опасливо присматривается к ним, отчасти опасаясь быть сметённым вихрем безудержного веселья. Слева уже проехавшая купеческая семейная пара на санях, запряжённых белой лошадью. За ними в центре надвигается роскошная тройка, поражающая красотой убранства лошадиной упряжки. Здесь кучер замахнулся на лошадей плёткой, а за ним в коляске видны богатые барышни с кавалером. Тройку догоняют сани, запряжённые парой белых коней. Далее по дороге идут люди, по ней интенсивное движение экипажей, находящихся на разной степени удалённости от перспективы видения. Повсюду видны богатые степенные горожане и простой люд. Справа народ валит из театра и с каруселей. Продают воздушные шары. На дальнем плане православный храм и роскошные здания. Идёт катание с горки. Повсюду яркие краски праздника. Православный храм изображается светлым и располагается между необыкновенной красоты заснеженными деревьями.

Картина в Беларуси

Масленичный праздник на картине Кустодиева с тем же названием «Масленица» изображается во всей красе. Роскошные тройки и одиночные сани мчатся с горки и сворачивают вправо. Слева у красивого дома разговаривают сидя и стоя богатые горожане. Ребёнок с санками смотрит на продавца роскошных воздушных шаров. Справа две женщины у двухэтажного дома с удовольствием слушают мужчину, играющего на гармошке. На втором плане разворачивается огромное празднество. Гуляют нарядные люди, семьи с детьми, смотрят театральное представление, разворачивающееся прямо на уличной сцене. Продают свежие пирожки. Вдали – величественные православные храмы с крестами на куполах. Изображение праздника пестрит разноцветьем красок. Храмы прорисованы в пастельных тонах, на фоне нежно-зелёного неба и яркой белизны осыпанных снегом деревьев.

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»

Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней волге.

Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником.

Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.

Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.

Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.

Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.

Домовой изображен тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришел этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвета огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о ее большой силе.

Картина вызывает у зрителей все нарастающее чувство тревоги.

Сочинение-описание картины «Масленица» Кустодиев Б.М.

В 1919 году знаменитый русский живописец Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Масленица». Это одна из его четырех работ, созданных под единым названием. Автор любил народные гуляния, атмосферу праздника, поэтому ему отлично удавались жанровые сюжеты. Сейчас полотно размещено в Санкт-Петербурге, в Музее-квартире И. И. Бродского.

Глядя на картину, мы становимся свидетелями веселой ярмарки, развернувшейся на центральной городской площади, напротив здания театра. Такие праздники устраивались не часто, поэтому в них хотели участвовать все, независимо от пола, возраста и социального статуса.

На переднем плане мы видим двух крупных мужчин, эмоционально разговаривающих друг с другом. Рядом с ними стоят женщины в богатом одеянии, возможно, это жены великанов. Им тоже есть о чем поболтать. Правее, за сугробом, стоит торговец сладостями. Он любуется тройкой гнедых коней, запряженных в сани. На картине есть и другие конные упряжки. Ведь на ярмарках можно было покататься в санях, что считалось лучшей забавой.

На заднем плане, возле карусели, суетится огромная разноцветная толпа торговцев и гостей ярмарки. Все присутствующие нарядились в лучшую одежду. На женщинах цветастые шали или пуховые платки, шубы и душегрейки. Под ними видны длинные подолы ярких юбок. Мужчины тоже выглядят очень нарядно.

Около здания театра стоит музыкант, играющий на гармони. Рядом с ним танцуют веселые пары. И хоть на улице зима, о чем говорят заиндевевшие ветви деревьев, никто не мерзнет. Радость и веселье согревают тело и душу.

Необычно яркие воздушные шары — мечта каждого ребенка, парят над шумной толпой. Они очень похожи на гроздь сочного, разноцветного винограда.

Сложно описать палитру красок этой картины. Кажется, что здесь присутствуют все цвета радуги, что делает сюжет живым и насыщенным. Солнечные лучи освещают пеструю толпу. Они играют на искрящемся бело-голубом снегу. Желтые фасады домов и зеленая крыша карусели контрастируют со светлыми тонами зимней природы. Деревья похожи на огромную снежинку, вырезанную умелой рукой из белой бумаги. Ясное голубое небо служит прекрасным фоном действу, происходящему на полотне.

Мне интересно рассматривать работу Кустодиева, замечать множество деталей, которые сложно увидеть с первого взгляда. Картина написана в лубочном стиле. Персонажи похожи на героев русских народных сказок. Любопытно было бы узнать, чем они занимаются и как выглядят в обычной жизни.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.

Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…

Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи. Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода — всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден. По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.

Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось. Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.

Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец» | источник

Полотно 1916 года

Лучи заходящего солнца освещают город в заснеженном уборе, купола церквей и высоких башен, кипучий праздник проводов зимы. На первом плане в ярких расписных санях мчатся две пары богатых жителей. Лицом к нам расположился офицер с молодой барышней. Кучер управляет парой лошадей в богатой сбруе. Чуть дальше, левее и правее, видны различные упряжки из одиночных и парных лошадей с праздничными дугами и бубенцами. Всё в удивительном движении и праздничном оптимизме. Справа поют под гармонь. На заднем плане в низине видны шатры ярмарки. Люди гуляют и танцуют. Чуть выше слева ребята играют в снежки и катаются с горы. Над виднеющимися далее домами взмыла в небо большая стая птиц.

Борис Кустодиев «Купец»: the_morning_spb

Русское искусство не раз обращалось к образам «деловых людей». Отечественные писатели одарили нас гоголевскими купцами, самодурами Островского и отталкивающим Лужиным из «Преступления и наказания». Когда мы говорим о живописных полотнах, посвященных купечеству, как правило, вспоминается Борис КУСТОДИЕВ с его длинной чередой колоритных купцов и купчих.

Кустодиев писал купечество в основном мелкое, провинциальное, более того – уже вчерашнее, и зачастую с куда большим сочувствием, чем было принято. Герои его полотен ближе к современникам великого бытописателя купеческой жизни Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО, чем к промышленникам предреволюционных лет.

Купец Кустодиева, прежде всего, человек из народа. Разбогатевший сын крепостных крестьян, облаченный порою в дорогую шубу явно не для тепла, а для демонстрации достатка, он в то же время умен и работящ, а потому вызывает не только привычное на Руси раздражение чужим благополучием, но и сочувствие.

Картина «Купец» написана в 1918 году, когда кустодиевских героев уже вовсю ставили к стенке. Может быть, поэтому художник придал своему герою облик, напоминающий евангельского пророка, обречённого на казнь: на лице – философская задумчивость, в глазах – скорбный вопрос. Однако, блестяще выписанная купеческая рука, лежащая на кипе ассигнаций, более всего похожа на лапу орла, вцепившегося в добычу. Художник уже знает дальнейшую судьбу своего героя, не может не сопереживать ему, но в то же время не желает скрывать и своего отношения к купеческому ремеслу. Купец Кустодиева неоднозначен.

Потом «богатеев» стали изображать по-иному. И эта традиция дожила до наших дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: