Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»
С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.
Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)
На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».
Эдгар Дега. Начало творческого пути
Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника 19 века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).
Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.
Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)
Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.
Вариант №2
Эдгар Дега – знаменитый художник такого направления, как импрессионизм. Однако, по негласному правилу художников, за основу следовало брать сюжеты из живой природы. Дега не терпел установленных рамок, а потому создал свой особый узнаваемый стиль. Сохранив при этом стремление запечатлеть едва уловимые и ускользающие моменты, что так характерно для творчества импрессионистов. В связи с чем во многих источниках Эдгара Дега называют художником-новатором. В качестве основной темы своего творчества он выбрал изображение танцовщиц. Художник часто посещал различные театры, каждый раз внимательно изучая каждое движение балерин. Картины Дега, несмотря на кажущуюся легкость, не были экспромтом. Каждое его творение – результат долгой и кропотливой работы. «Голубые танцовщицы» – наверное, самое известное и популярное произведение Эдгара Дега.
На картине изображены четыре балерины, можно предположить, что здесь запечатлен момент подготовки к выходу на сцену. Всего одно мгновение, и девушки выскочат на сцену исполнять свои партии. Пользуясь моментом, они в последний раз бегло осматривают свои пачки, поправляют причёски, мысленно перебирают па.
Существует также мнение, что на картине изображена одна девушка, повторяющая движения.
В любом случае невероятно притягательны изысканные наряды танцовщиц в голубых тонах. Картина насыщена женственностью, грацией и невероятной легкостью
Стоит обратить внимание на игру света и тени, на плавные переходы цветов на ткани. Голубизна заполняет всю картину, кажется, что даже цвет кожи девушек сливается с платьями
Интересно, несмотря на кажущуюся однотонность, изображение не потеряло контурность и контрастность.
Многие критики отмечают, что при создании этой картины Эдгар Дега вдохновился еще одним из своих увлечений – фотографией. «Голубые танцовщицы» – словно кадр плёнки, это доказывает асимметричность композиции и «обрезанность» части полотна.
Картина вдохновляет, захватывает зрителя и позволяет погрузиться в необыкновенную творческую атмосферу театрального закулисья. Думаю, многие балерины и сегодня представляют себя в качестве героинь на полотне Эдгара Дега.
«Голубые танцовщицы». Картины Дега
Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.
В начале 70-х годов 19 века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.
Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».
Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)
Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.
На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.