Кустодиев Боpис Михайлович
Сайт посвящен жизни и творчеству выдающегося русского художника, талантливому бытописателю, мастеру психологического портрета, автору книжных иллюстраций и театральному декоратору — Кустодиеву Боpису Михайловичу. На сайте представлены картины Кустодиева, объединенные по различным тематикам — их можно просмотреть в разделе Живопись. Также в разделе Статьи можно ознакомиться с материалами о художнике.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
С подробной хронологией жизни и творчества Кустодиева можно ознакомиться в разделе Хронология.
Ценителям русской живописи хорошо знакомо имя Бориса Михайловича Кустодиева, удивительно талантливого художника, к сожалению, прожившего не очень долгую жизнь.
С самого детства Кустодиев, рано оставшийся без отца, был окружён, несмотря на все трудности, любовью, заботой и лаской матери. В его доме всегда царила миролюбивая, спокойная атмосфера.
Именно это оказало наибольшее влияние на формирование художественного своеобразия кустодиевских картин, будто пронизанных светом, лёгкостью; от них веет умиротворением и жизнерадостностью.
Довольно долгое время художник, уже взрослый, живёт вместе с женой Юлией Евстафьевной в Европе, но всё это время он скучает по своей Родине, России, которую любит всей душой. Именно красоты в первую очередь провинциальной России становятся для Кустодиева источником вдохновения.
Картина изображает сцену семейного послеобеденного чаепития на веранде дачи четы Кустодиевых. За столом находятся хозяева — художник и его жена Юлия Евстафьевна, дети живописца — Кирилл и крохотная Ирина, няня маленькой девочки, а также сестра Кустодиева со своим мужем.
Все участники действа разместились за большим круглым столом, покрытым длинной скатертью. В самом центре композиции Кустодиев расположил большой блестящий самовар — неизменный атрибут русского чаепития. Именно этот элемент будет повторяться на других полотнах мастера как символ русской провинциальной жизни, русской душевности и теплоты.
Стол заставлен угощениями. Поскольку сытный обед уже закончился, гостям предлагают откушать фруктов — в первую очередь наливных яблочек из плетёной корзинки, румяных, с красными бочками. Второй неизменный атрибут русского чаепития — конечно, круглые баранки!
Одетая в кисейное платье с пышными рюшами, хозяйка дома Юлия Кустодиева разливает чай по фарфоровым узорчатым чашечкам. Она — своего рода символ, образец гостеприимства и… образец настоящей хозяйки.
Волосы Юлии Евстафьевны убраны в простую высокую причёску, немного не сочетающуюся с её нарядным платьем. В совокупности все детали делают облик хозяйки дома, Матери, степенным и уютным; Кустодиева будто излучает спокойствие и добродушие.
Кроме того, она постоянно держится рядом с мужем, сидящим справа от неё, что позволяет сделать вывод о том, что супруги, что называется, тянут лямку жизни вместе.
Если взглянуть на биографию художника, то окажется, что это действительно так: супруги станут поддержкой и опорой друг для друга и пронесут свои чувства через всю жизнь.
Сестра живописца сидит возле своего мужа. Женщина, одетая в розовое платье, пьёт чай, вслушивается в разговор мужчин и присматривает за племянником — сыном Кустодиева. Она выглядит расслабленной; на её губах блуждает едва заметная полуулыбка.
Справа от супруги сидит осанистый мужчина с широкой, густой бородой, одетый в голубую рубаху. Он облокотился одной рукой о стол, а вторую положил на спинку стула, где сидит его племянник. Статный мужчина оживлённо рассказывает о чём-то художнику; об этом свидетельствует его поза — динамичная, будто рассказчик вот-вот примется активно жестикулировать.
Весь его образ являет собой образец детской наивности и любопытства.
Даже на террасе, во время чаепития, они заняты своими делами — и в то же самое время семью объединяет чувство любви, привязанности друг к другу, уважения и понимания.
Борис Михайлович Кустодиев сумел создать удивительно привлекательную жанровую зарисовку, несущую зрителю одну важную мысль: семья — это самое важное и ценное в человеческой жизни
Оттенки и полутона
Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.
Популярные сочинения
- Что даёт человеку Чтение сочинение Чтение – вот лучшее учение. В этом общеизвестном афоризме отражена главная роль книги в жизни человека – быть источником знаний. Десятки веков рукописные, а затем печатные книги просвещали
- Мое любимое растение сочинение Красота окружающего мира заключается в разнообразие видов живых существ, растений. Все вокруг красиво по своему, поэтому будет правильно сказать, что ликов красоты очень много
- Сочинения по картинам Грабаря Игорь Эммануилович Грабарь замечательный советский художник-живописец, искусствовед, профессор и педагог. Его натюрморты и пейзажи наполнены светом и теплом.
Описание картины «Масленица»
Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний. Передний план изображает расписные санки, на которых катаются люди, по бокам изображены прогуливающиеся румяные горожане и играющие в снежки дети, идет ярмарочная торговля. Художнику удалось великолепно передать для его создания использована потрясающая палитра с голубыми, красными и золотыми тонами, дополненными бирюзовым и изумрудным. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Кустодиев создал возможность для каждого, кто смотрит на полотно, почувствовать себя частью гуляний. Это невероятно оптимистичная работа, которая позволяет близко познакомиться с образом жизни людей конца девятнадцатого века.
Борис Кустодиев. Певец русской провинции
Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани,в семье преподавателя местной женской гимназии. Среди предков художника – купцы и представители духовного сословия. Герои будущих картин Кустодиева вырастали из семейных традиций и детских впечатлений. Художник с неизменной любовью вспоминал уроки своего первого учителя рисования Павла Алексеевича Власова – воспитанника Академии художеств, привившего своему ученику трудолюбие и творческое мышление, усердие в рисунке и наблюдательность.
Художественное образование Борис Кустодиев получил в Академии, где его учителем был Илья Репин. Школа была прекрасна, и завоевавший душу Бориса Михайловича реализм стал единственно возможной манерой творчества, которой художник изменять не хотел. Именно в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принёсший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста. С особой силой талант Кустодиева проявился в портрете Ф. И. Шаляпина.
Тема ярмарок, масленичных гуляний, разработку которой Кустодиев начал ещё в дипломной картине, в дальнейшем становится в его творчестве излюбленной темой. В картине «Троицын день» запечатлены колоритные мотивы русской лубочной традиции. У мастеров лубочных картинок Кустодиев учился весёлой свободе в обращении с цветом, создавал яркую декоративность и передавал радостную красоту действительности. Каждый уголок этого холста наполнен событиями и праздничным весельем. Оттого, на всех выставках публика неизменно любовалась развёрнутой перед ней – с детства знакомой – картиной народных гуляний, так умело запечатлённых художником.
Описание картины «Сирень»
Весеннее и светлое полотно живописец создал в 1906 году. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в Юлия Кустодиева одета по моде тех времен — в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Картина Кустодиева не только отлично передает его привязанность к семье, но и воплощает саму погоду этого дня — цветение сирени в солнечных лучах изображено с потрясающей точностью и гармонией.
Кустодиев Б.М.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
«Масленица»
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.
Тему Масленицы художник отражал в своих работах множество раз, притом в разные годы, интерпретируя ее немного по-разному, но оставляя одну и ту же суть. Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный.
«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.
На картинах изображен ясный морозный день. Пейзажный фон народных гуляний настолько красочен, и прекрасен, что создается впечатление буд-то праздник витает в самом воздухе. Снежные сугробы, освещенные низким февральским солнцем, буквально искрятся своей белизной, а деревья, покрытые толстым слоем инея, напоминают праздничный фейерверк. Поистине подлинная красота русской зимы, которая никого не оставит равнодушным.
Хотя на первый взгляд, многим может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком ярки и неестественны краски, как для зимнего пейзажа. Но в этих картинах весь Кустодиев. Именно так он видел зимнюю русскую природу деревень и городов. Именно этот чудесный мир он замыкал во времени и пространстве.
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.
Сам народ, который вывалил на улицы, радостный и веселый. Здесь можно увидеть людей всех сословий.
«Масленица»
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.
Тему Масленицы художник отражал в своих работах множество раз, притом в разные годы, интерпретируя ее немного по-разному, но оставляя одну и ту же суть. Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный.
«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.
На картинах изображен ясный морозный день. Пейзажный фон народных гуляний настолько красочен, и прекрасен, что создается впечатление буд-то праздник витает в самом воздухе. Снежные сугробы, освещенные низким февральским солнцем, буквально искрятся своей белизной, а деревья, покрытые толстым слоем инея, напоминают праздничный фейерверк. Поистине подлинная красота русской зимы, которая никого не оставит равнодушным.
Хотя на первый взгляд, многим может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком ярки и неестественны краски, как для зимнего пейзажа. Но в этих картинах весь Кустодиев. Именно так он видел зимнюю русскую природу деревень и городов. Именно этот чудесный мир он замыкал во времени и пространстве.
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.
Сам народ, который вывалил на улицы, радостный и веселый. Здесь можно увидеть людей всех сословий.
Оттенки и полутона
Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.
Бесконечная русская зима Бориса Кустодиева — яркая, динамичная, жизнеутверждающая
«Масленица». 1919 год. Художник Б. М. Кустодиев.
Природа и народные традиции России были идейными вдохновителями художника. Кустодиев восторгался суровыми снежными зимами и праздничными обрядами простого люда. На своих многочисленных полотнах, посвященных этой самой волшебной поре года, а также Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиев непременно подчеркивал головокружительный вихрь эмоций, в который были вовлечены все его персонажи. Он будто бы вырывал мгновения из бурлящей жизни и искусно накладывал их на свои полотна.
Кустодиев не писал чистые пейзажи, его пейзажи всегда были сюжетными, с огромным количеством различных персонажей. Стоит также отметить, что самым ярким элементом, создающим впечатление динамичного движения, он практически всегда использовал неудержимо мчащуюся тройку — символ русской самобытности.
«Зима». 1916 год. Художник Б. М. Кустодиев.
Полотна художника настолько декоративны по своему колориту и композиционному построению, что напоминают диковинные расписные шкатулки или лубок. Удивительным является и тот факт, что большинство произведений мастера написано по памяти или по воображению. Хотя была в жизни Бориса Михайловича и живописная работа, которую он создал «на слух».
Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит
С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни.
Известный (не)известный Борис Кустодиев
Автопортрет. 1912
Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.
Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.
Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.
«Морозный день». 1913
Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.
Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева
«Портрет Федора Шаляпина». 1922
Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.
Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.
На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.
«Зима». 1916
Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.
«Масленица». 1916
Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.
Тройка буланых
Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Полотно, изображающее русскую женщину с дородной фигурой и доброй улыбкой, можно назвать ключевым в жизни мастера. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. На полотне изображено чаепитие, на столе стоит большой самовар и выставлены блюда с фруктами, пирожками, вареньем, белым хлебом. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. В картине можно отметить и легкую иронию — пышная и добродушная купчиха со своим застольем вызывает у зрителя улыбку. Кроме того, есть в работе и глубокий символизм — она написана в 1918 году, в переломный момент, когда многим казалось, что Россия никогда не будет прежней, и ее национальные черты исчезли. Купчиха в таком контексте становится образом традиционного быта, который никогда не исчезнет.
«Балаганы» (1917)
«Балаганы» (1917год). Художник Б. М. Кустодиев.
Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний на Масленицу. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника — главный источник вдохновения. «Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху гуляющей толпе.» А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще не скоро…
« Масленичное гулянье». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.
Год создания этой работы — 1917-й. Не было в реалиях России уже масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Всем кануло в небытие. И картина — воспоминание о другой, утерянной жизни. Даже в самых радостных картинах Кустодиева ощущается ностальгия по уходящей России. Он писал ту Россию, которая уже исчезла, а новую он так и не успел узнать, так как весь мир для художника был заключен видом из окон его квартиры.
«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.
описать картину масленица
помогите описать картину масленица
Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Множество раз он обращался в своем творчестве к теме масленицы. Это всегда был праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми.Давайте пристальнее всмотримся в картину «Масленица», написанную художником в 1916 году. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием — потом будет еще несколько. 1916 год — очень трудный год. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Превозмогая муки, он создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городков. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем — «Масленица».Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль — все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы — русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица — это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы — множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью.Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине — суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане — красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника — веселятся буквально все, кто может. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Кустодиев и Суриков
Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, — это Василий Суриков. Его неповторимые работы — «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка» — были бы невозможны без снежного фона. Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина «Масленица» в трех вариантах — тому подтверждение.
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
На полотне изображен праздник в разгаре. Все ещё укутано снегом, деревья в инее, а на дороге навалено снега. Сквозь эти кучи лихо проезжает праздничная упряжь лошадей, которыми управляет бородатый кучер. Он лихо управляется со своим кнутом, от чего лошади пускаются в галоп. В санях находятся люди, и при резких кульбитах просто выпадают из них. На пригорках недалеко от тройки расположились люди. Они разговаривают, общаются и сопровождают это активной жестикуляцией, что указывает на праздничное радостное настроение. Там же, стоит разносчик-офеня с лотком полным товаров для продажи. Он в ожидании, когда лошади промчатся, чтобы продолжить свой путь.
В других санях, запряженных лошадьми сидят двое – парень и девушка явно симпатизирующие друг другу. Молодой человек что-то шепчет на ухо красавица, на что та ему улыбается и отвечает взаимностью. Справа художник изобразил крепких бородатых купцов в длинных шубах с женами, ведущих светскую беседу. У театра собралась толпа зевак, предвкушающая отличное времяпровождение и интересный сюжет на сцене. На заднем фоне – вдали виднеется храм с куполами, куда потихоньку направляется народ.
На картине царит праздничная атмосфера праздника, который принято праздновать и сегодня. В этот день принято готовить блины с различной начинкой. Так повелось за счет формы кулинарного блюда – блин визуально напоминает Солнце, облик которого ассоциировался с наступлением весны и теплых солнечных дней.
Художник на картине отобразил всё, что было значимым в Масленицу. Это лошади с санями, продавцы сладостей. Кустодиев передал атмосферу народного гуляния, картина сияет позитивными эмоциями, радостным настроением, теплом и олицетворяет преддверие весны. В этот день невзгоды забываются, все просят прощения друг у друга за причиненные обиды и вместе радуются окончанию холодов.
Вариант 2. Кратко, своими словами
Примерный план сочинения: 1. О художнике 2. Описание ярмарки 3. Главные герои 4. Интересные детали 5. Цветовая палитра 6. Мое впечатление о картине
Глядя на картину, мы становимся свидетелями веселой ярмарки, развернувшейся на центральной городской площади, напротив здания театра. Такие праздники устраивались не часто, поэтому в них хотели участвовать все, независимо от пола, возраста и социального статуса.
На переднем плане мы видим двух крупных мужчин, эмоционально разговаривающих друг с другом. Рядом с ними стоят женщины в богатом одеянии, возможно, это жены великанов. Им тоже есть о чем поболтать. Правее, за сугробом, стоит торговец сладостями. Он любуется тройкой гнедых коней, запряженных в сани. На картине есть и другие конные упряжки. Ведь на ярмарках можно было покататься в санях, что считалось лучшей забавой.
На заднем плане, возле карусели, суетится огромная разноцветная толпа торговцев и гостей ярмарки. Все присутствующие нарядились в лучшую одежду. На женщинах цветастые шали или пуховые платки, шубы и душегрейки. Под ними видны длинные подолы ярких юбок. Мужчины тоже выглядят очень нарядно.
Около здания театра стоит музыкант, играющий на гармони. Рядом с ним танцуют веселые пары. И хоть на улице зима, о чем говорят заиндевевшие ветви деревьев, никто не мерзнет. Радость и веселье согревают тело и душу.
Необычно яркие воздушные шары — мечта каждого ребенка, парят над шумной толпой. Они очень похожи на гроздь сочного, разноцветного винограда.
Сложно описать палитру красок этой картины. Кажется, что здесь присутствуют все цвета радуги, что делает сюжет живым и насыщенным. Солнечные лучи освещают пеструю толпу. Они играют на искрящемся бело-голубом снегу. Желтые фасады домов и зеленая крыша карусели контрастируют со светлыми тонами зимней природы. Деревья похожи на огромную снежинку, вырезанную умелой рукой из белой бумаги. Ясное голубое небо служит прекрасным фоном действу, происходящему на полотне.
Мне интересно рассматривать работу Кустодиева, замечать множество деталей, которые сложно увидеть с первого взгляда. Картина написана в лубочном стиле. Персонажи похожи на героев русских народных сказок. Любопытно было бы узнать, чем они занимаются и как выглядят в обычной жизни.
Театральные работы
В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.
Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.
«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, — пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. — У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.
В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.
Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.
После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.
Последние годы его жизни были подвигом.
Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)
В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.
Книги, графика, плакат, календари, декорации
…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.
А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник.
Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.
Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!
Кустодиев – не исключение
Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?
Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.
Диалог картин, музеев и городов через столетие
Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.
В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.
Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/
Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей. Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде. О времени создания двух версий идут споры. Стрелки часов на курантах вряд ли могут дать подсказку: в обеих версиях на главных часах страны примерно 26 минут четвертого, хотя часовая стрелка несколько ближе к 4 часам, чем должно быть при таком положении минутной стрелки. Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).
Борис Кустодиев (1878-1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 70,5х89 см. Нижегородский художественный музей Источник https://www.wikiart.org/
Таким образом, две версии картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» позволяют нам вступить в диалог с москвичами через столетие, а двум замечательным российским музеям из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – в диалог через Красную площадь Москвы.
Что изобразил художник?
Описание картины Кустодиева «Масленица» можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине — стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.
Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями — в сплошном белом покрывале.