Портреты (1613—1632)[ | ]
Между 1613 и 1632 годами Ван Дейк путешествовал по всей Европе — из родного Антверпена (где он начал работать художником, сначала при Хендрике ван Балене, а затем с Питером Паулем Рубенсом) в Англию для кратковременного пребывания при дворе Джеймса I, и затем в Италию, где он имел возможность познакомиться со старыми мастерами. Затем он, наконец, поселился во Фландрии.
Название | Год | Музей | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Автопортрет | 1613–1614 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 25,8 × 19,5 | |
Автопортрет | 1617–1618 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 82,5 × 70 | |
Портрет Корнелиуса ван дер Геста | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Дерево, масло | 37,5 × 32,5 | |
Автопортрет | 1620–1621 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 119,7 × 87,9 | |
Портрет Томаса Говарда, 2-го графа Эрандела | 1620–1621 | Музей Гетти | Нью-Йорк | Дерево, масло | 102,8 × 79,4 | |
Портрет Изабеллы Брант | 1621 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 153 × 120 | |
Портрет Франса Снейдерса и его жены Маргареты де Вос | 1621 | Кассельская картинная галерея | Кассель | Холст, масло | 82 × 110 | |
Семейный портрет | 1621 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 114 × 94 | |
Портрет сэра Роберта Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,5 | |
Портрет леди Терезы Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,4 | |
Портрет Франсуа Дюкенуа | 1622 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 77,5 × 61 | |
Автопортрет | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 116,5 × 93,5 | |
Портрет Вирджинио Чезарини | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 105 × 86 | |
Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками | ок. 1622–1623 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 115 × 113,5 | |
Портрет маркизы Ломеллини с детьми | 1623 | Художественный музей Сан-Паулу | Сан-Паулу | Холст, масло | 221 × 152 | |
Портрет Елены Каттанео | 1623 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 246 × 173 | |
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо | 1623 | Палаццо Питти | Флоренция | Холст, масло | 196 × 145 | |
Семья Ломеллини | 1623 | Национальная галерея Шотландии | Эдинбург | Холст, масло | 265 × 248 | |
Портрет Эмануэля Филиберто, принца Савойского | 1624 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 126 × 99,6 | |
Портрет генуэзской дворянки с сыном | 1625 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 189 × 139 | |
Портрет мужчины в доспехах | 1625–1627 | Художественный музей Цинциннати | Цинциннати | Холст, масло | 137,2 × 121,3 | |
Портрет Яна ван Монфорта | 1626–1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 114,5 × 88,5 | |
Портрет Йоханнеса Баптиста Франка | 1626–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117 × 91 | |
Конный портрет Антона Джулио Бриньоле-Сале | 1627 | Палаццо Россо | Генуя | Холст, масло | 282 × 198 | |
Портрет художников Лукаса и Корнелиса Валов | 1627 | Капитолийские музеи | Рим | Холст, масло | 120 × 101 | |
Портрет Николя Ланье | 1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 111,5 × 87,5 | |
Портрет эрцгерцогини Изабеллы в монашеском одеянии | 1628–1629 | Сабауда | Турин | Холст, масло | 183 × 121 | |
Портрет Фридриха Генриха, принца Оранского | 1628–1629 | Балтиморский художественный музей | Балтимор | Холст, масло | 112,5 × 95 | |
Портрет герцога Аренбергского | 1628–1632 | Холкем-холл | Холкем | Холст, масло | 315 × 240 | |
Портрет Жана-Шарля делла Фай | 1629 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 130,8 × 118,5 | |
Портрет Марии Луизы де Тассис | 1629 | Замок Вадуц | Вадуц | Холст, масло | 128,2 × 99,5 | |
Портрет Каролюса Скрибани | 1629 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117,5 × 104 | |
Портрет Оливии Ботелер Портер | 1630-е | Музей Боуз | Замок Барнард | Холст, масло | ||
Портрет мужчины с перчатками | 1630 | Музей истории искусств | Vienna | Холст, масло | 111 × 85 | |
Портрет Мартина Рейкарта | 1630 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 148 × 113 | |
Портрет генерала с красной повязкой | 1630–1632 | Галерея старых мастеров | Дрезден | Холст, масло | 90 × 70 | |
Портрет Марии де Медичи | 1631 | Музей изящных искусств | Бордо | Холст, масло | 246 × 148 | |
Портрет Гастона Орлеанского | 1631 | Музей Конде | Шантийи | Холст, масло | 193 × 119 | |
Портрет Филиппа Леруа, лорда Рейвелса | 1631 | Собрание Уоллеса | Лондон | Дерево, масло | 213 × 120 | |
Портрет принца Карла Людовика | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 176 × 96 | |
Портрет принца Руперта Рейнского | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 175 × 95,5 |
Религиозные сюжеты[ | ]
Название | Год | Место | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Снятие с креста | 1615 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | ||
Святой Иероним | 1615–1616 | Дворец Лихтенштейн | Вена | Холст, масло | 158 × 131 | |
Авраам и Исаак | ок. 1617 | Национальная галерея в Праге | Прага | Холст, масло | 119 × 178 | |
Въезд Христа в Иерусалим | ок. 1617 | Художественный музей Индианаполиса | Индианаполис | Холст, масло | 151 × 229 | |
Святой Мартин и нищие | 1618–1620 | Церковь Святого Мартина | Завентем | Дерево, масло | 171,6 × 158 | |
Апостол | 1618 circa | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, масло | 61 × 49 | |
Апостол со сложенными руками | 1618–1620 | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, карандаш | 57 × 45 | |
Медный змий | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 205 × 235 | |
Коронование Христа терновым венцом | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 223 × 196 | |
Пятидесятница | 1618–1620 | Государственные музеи Берлина | Берлин | Холст, масло | 265 × 221 | |
Снятие с креста | 1618-20 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | ||
Самсон и Далила | 1618–1620 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 229,5 | |
Снятие с креста | 1619 circa | Музей Эшмола | Оксфорд | Холст, масло | ||
Святой Амвросий преграждает Феодосию путь в Миланский собор | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 113,2 | |
Предательство Христа | 1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 344 × 249 | |
Предательство Христа’ | 1620 | Бристольский городской музей и художественная галерея | Бристоль | Холст, масло | 274 × 222 | |
Предательство Христа | 1620 | Миннеаполисский институт искусств | Миннеаполис | Холст, масло | 142 × 113 | |
Мадонна с младенцем | 1620–1625 | Пармская национальная галерея | Парма | Холст, масло | 62.5 x 52.5 | |
Святая Розалия во славе | 1624 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 99,7 × 73,7 | |
Явление Христа ученикам (Неверие Фомы) | 1625–1626 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 147 × 109,3 | |
Распятие | 1628–1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 133 × 101 | |
Снятие с креста | 1629 circa | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1629–1630 | Музей Кайзера Фридриха; уничтожена | Берлин | Холст, масло | 220 × 166 | |
Видение блаженного Германа Йозефа | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 160 × 128 | |
Самсон и Далила | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 146 × 254 | |
Мадонна с младенцем и двумя донаторами | 1630 | Лувр | Париж | Холст, масло | 250 × 191 | |
Отдых на пути в Египет | 1630 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 134,7 × 114,8 | |
Мадонна с куропатками | 1632 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 215 × 285,5 | |
Снятие с креста | 1634 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 109 × 149 | |
Снятие с креста | 1635 | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1640 | Музей изящных искусств Бильбао | Бильбао | Холст, масло |
Ван Дейк и Рубенс
В 1618 году Антонис стал членом Гильдии Святого Луки, нидерландского объединения художников. Теперь он мог работать более уверенно и спокойно продавать свои творения. Но за опытом он как ученик идёт в мастерскую Питера Пауля Рубенса, знаменитого и почитаемого мастера живописи.
Творческий союз именитого учителя и честолюбивого ученика полон не только взаимного признания и уважения, но и соперничества. Ставший к 20 годам первым помощником Рубенса, дерзкий и уверенный в себе Антонис мог совершенно хладнокровно подправить детали на свежем полотне мастера в его отсутствие так, что тот не замечал вмешательства чужой кисти. Среди других учеников и заказчиков пошла молва, что Ван Дейк способен писать не хуже самого Рубенса. Им становится тесно вместе: мастера терзает ревность, а Антониса не устраивает его вторая роль.
Примечания
- ↑ 12 Joconde https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q809825″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P347″>
- Е. В. Иванова. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М: Олма-Медиа Групп, 2008. — С. 82-83. — 600 с. — ISBN 978-5-373-00824-2.
- Ellis Kirkham Waterhouse. Painting in Britain, 1530 to 1790. — Yale University Press, 1994. — С. 70-77. — 394 с. — ISBN 9780300058338.
- М. В. Замковая. Лувр. — Шедевры мировой живописи в вашем доме. — М: Олма- Пресс Образование, 2002. — С. 94. — 128 с. — ISBN 5-94849-110-2.
- Павел Политов. 100 мировых шедевров. — Я познаю мир. — М: Литрес, 2020. — 404 с. — ISBN 9785457949614.
- Скляренко В. М. Иовлева Т. Кустовская Ю. Скачко И. 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Директмедиа, 2014. — С. 66. — 510 с. — ISBN 9789660320888.
- С. Муртазина, В. Хамматова. История искусства XVII века. — М: Литрес, 2020. — 174 с. — ISBN 9785040021895.