«Старуха», Джорджоне — описание картины
Вместе с сотнями других произведений в 1942 году была вывезена из Дрездена «Старуха с жаровней». Он умер за шесть десятилетий до того, как в оригинал, в его прекрасную картину внесли поправки пилой. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Причём это работает в обоих случаях: и с правой и с левой частью картины. По его утверждению, Рубенс назвал написанную им около 1616 года картину «Венера ищущая убежища в гроте».
На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Особенно удачно исполнены кастрюля с яйцами и руки персонажей.
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Источник освещения слева ярко заливает светом профиль старухи, её утварь, готовящиеся яйца и мальчика слева от неё, оставляя фон в глубокой тени. Он опирается на посох и в упор смотрит на зрителя. В нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала суперзвездой
Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. «Венера в кузнице Вулкана» попала в брюссельский музей из частного собрания только в 1857 году
Лицо его с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду.
Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему.
Он очень долго искал натурщиков для них. На одной части картины Рубенс написал Венеру с Амуром и другими персонажами, а на другой (ее позднее отпилили) старую женщину с жаровней, мальчика, который, надув щеки, раздувает огонь, чтобы согреть озябшую Венеру и юношу, подтаскивающего топливо. Содержание картины можно передать латинской поговоркой: «Sine Baccho et Сегеге friget Venus» — «Без Вакха и Цереры (то есть без вина и хлеба) Венера (любовь) мерзнет». На одной части картины изображены Венера, Амур и другие персонажи, точно так же, как на картине «Венера ищущая убежища в гроте». Эта копия, под старым правильным названием «Венера ищущая убежища в гроте» сделана не Якобом Иордансом, как предполагали ранее, а одним из учеников Рубенса.
Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Поскольку рядом находился склад оружия, вся известняковая гора взлетела бы на воздух, а вместе с ней и сокровища мировой культуры, в том числе «Старуха с жаровней» Рубенса. С этого периода началась мировая слава пожилой художницы.
Это явление называется стереослепота – неспособность видеть мир в 3D. Но новая часть создана не Рубенсом. Командир команды СС, охранявшей сокровища искусства, приказал заминировать вход в шахту и взорвать ее, «как только русские приблизятся».
Описание картины «Сумашедшая старуха»
Волны разбиваются о берег из труб домишек на берегу идёт густой дым. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве.
Штормовой ветер треплет его волосы и старую поношенную одежду. Где же на самом деле оригинал. Возможно именно вот таким образом вместо старой женщины мерзнущую Венеру оделяет теплом Вулкан. Как богата, ценна и привлекательна смиренная, достойная старость.
Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)
Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. И только чистая детская душа еще способна искренне любить ее и заботиться о ней. Серов еще не писал в это время портретов.
В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография. Ее настоящее имя – Анна Мария Робертсон Мозес. Однако он не рассчитал дозу и суицид не удался. Фото смонтированных половин сейчас легко можно найти в интернете. Краска на картине во многих местах вспучилась, это портило впечатление, но свет огня излучаясь с картины Рубенса, подтверждал старую мудрость греков: «Все равно он не чернеет, хоть сто тысяч раз тащи».
Константин Коровин». Королевский музей изящных искусств в Брюсселе располагает написанной на дереве картиной Рубенса под названием «Венера в кузнице Вулкана». Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка».
Живопись
Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.
Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.
Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.
Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.
Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.
Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.
К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.
Смерть
Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.
Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.
Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.
Тивадар Костка Чонтвари, картина «Старый рыбак»: фото, тайна картины
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. В сыром помещении известняковой шахты, в одном громадном ящике находились также многие работы «малых голландцев», почти все картины мастерской Дюрера и несколько произведений Лукаса Кранаха. Рождались дети, нужно было всех прокормить, помочь стать на ноги. В 27 лет вышла замуж за работника фермы и переехала из Гринвича в Вирджинию.
Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии.
Жизнерадостные картины 100-летней бабушки Мозес
Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На заднем плане художник расположил морской залив
Какое же открытие сделал служащий музея. Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Картина впервые упоминается среди прочих бодегонов Веласкеса в описи картин 1698 года фламандского купца Николаса де Омазура, друга Мурильо3. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.
На рыбаке – чёрная блуза, серый берет и плащ. По отношению к фигуре рыбака пейзаж вторичен и играет роль фона. Во время реставрации 1957 года в правом нижнем углу обнаружена дата написания, позволившая связать «Старуху, жарящую яйца» с «Христом в доме Марфы и Марии» и отождествить модель на обеих картинах4. И эту картину фашисты также обрекали на гибель. Вот такой секрет почти сто лет хранила картина «Старый рыбак». А в 1898 году его дела пошли в гору и в творчестве начался более светлый период. И живопись этого этюда находили непонятной. На линии горизонта – горы или, скорее их силуэты, скрытые молочным туманом.
Репродукция картины «Старуха с четками»
Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. Среди них были «Святое семейство» Андреа Мантеньи, «Динарий кесаря» Тициана, полотна Боттичелли, Карраччи, Каналетто, несколько картин Рембрандта.
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. К сожалению из 10 детей, которые появились в семье, пятеро умерли сразу после рождения. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.
Почти все пространство полотна занимает фигура пожилого мужчины.
Усмехнувшись странному покупателю, бабушка не поверила ни одному его слову. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы.
Детство и юность
Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.
Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.
Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.
Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески
Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.
Личная жизнь
Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.
Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.
Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.